Тема моего мастер класса «Зачем современной школе урок основ православной культуры?»
методическая разработка по орксэ на тему

Самойлова Ирина Сергеевна

Тема моего мастер класса «Зачем современной школе урок основ православной культуры?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Здравствуйте уважаемые члены  жюри, коллеги!

     Тема моего мастер класса «Зачем современной школе урок основ православной культуры?»

- У меня в руках Вы ведете цветок. Я прошу вас назвать самые главные его признаки?

- Какой он? (Обрезать)

- Какое из своих свойств он потерял? (перестал быть живым)

- Мы можем продлить его жизнь? (как мы можем это сделать, поставить в воду, Как долго он проживет?)

- При помощи этих искусственных средств мы вернем его к жизни?

- А что давало ему способность быть живым?

- А может ли сохранить свою жизнеспособность народ, оторванный от своих корней?

    Я считаю, что именно мой предмет дает ответ на этот вопрос.  Сегодня наши дети находятся под влиянием западных культур, диктующие им свои идеалы и ценности. Вернуть утраченные ценности, культурное наследие наших предков в современное общество нашим детям помогает  изучение курса ОРКСЭ.

Я прошу выйти фокус-группу которая поможет мне в работе.

Сейчас я вам предлагаю посмотреть  внимательно на экран. Вы увидите ряд изображений,  и вам необходимо будет  заполнить таблицу

Образы, которые рождают в душе положительные чувства и переживания

Образы, которые вызывают  эмоциональный протест, отторжение

Образы, неясные не вызывающие эмоции

 Пока фокус-группа заполняет таблицу, я хочу поговорить о предмете ОПК, который вошел в образовательное пространство и вызывает немало споров. Этот предмет учит детей не отрывать от своих корней, соблюдать традиции, чтить старших. Мы воспитываем наших детей на примерах положительных и отрицательных, учим отличать добро и зло.

У меня к Вам вопрос:

- Что помогает нам учить детей отличать добро от зла с раннего детства?

   Именно  со сказок начинается воспитание детей самого младшего возраста.

  Вспомним положительных героев сказок….. ( Иван крестьянский сын, Иван –царевич)  Иван. Да, он смиренно выполняет волю отца, женится на лягушке, и при этом он честен не перед другими а перед собой, когда нужно  отважно вступает противоборство с абсолютным злом (выраженным в ком?.... Кощей бессмертный, Змей Горыныч) и спасает из плена красоту и мудрость. Ведь Василиса то Прекрасная, то Премудрая. При этом он милосерден по отношению ко всей окружающей природе, и она отвечает ему поддержкой. Он живет в мире со своей совестью, он без хитростен, бескорыстен, поэтому его часто называют Иван Дурак. Иван- олицетворение добра, но к сожалению, есть еще и зло. Добро и зло отражены не только в сказках, но и в историческом прошлом,  православной культуре и в современной жизни. Лучшие образы фольклора имеют  нравственные православные ориентиры и идеалы.

 

 - Итак, какие образы вызвали в вашей душе  положительные  эмоции? (…)

 - Какие вызвали   эмоциональный протест, отторжение.? (…)

- А есть ли что-то в третьей колонке?(…)

      В православной культуре есть свой нравственный идеал, к которому  нужно стремиться. Это  - СВЯТОСТЬ.

      Вас я попрошу составить  ассоциативный ряд. Все образы и понятия,  которые придут вам в голову  когда вы вслушиваетесь, всматриваетесь в это слово Святость (пишут)

    Стремясь к нравственному идеалу, русская православная культура всегда  несла  в себе   ценностное отношение именно к человеку, ведь он образ и подобие Бога. Даже икона осквернённая не перестаёт быть иконой, так и человек изуродованный жизнью и обстоятельствами, сломленный   по  сути своей не перестаёт быть человеком, а значит образом и подобием Божьим.

- Итак, зачитаем ваш ассоциативный ряд……

   

     Правильно. О святости говорит и храмовая архитектура, она раскрывает человеку, что он должен быть подобен храму.

- А чем подобен? Своей…. (красотой, чистотой, целостностью)  

Апостол Павел сказал « Разве вы не знаете,  что по сути своей вы -храм, а кто осквернит свой храм того покарает Бог!» Православная культура учит, как создавать храм в своей собственной душе.

 

   Вы на себе сейчас попробовали  прием ассоциативного ряда.

- Как вы считаете, в чем ценность этого приема?

На самом деле это удивительный прием он помогает учителю увидеть на какие знания ученика опираться, сферу его интересов .

     В начале мастер-класса  мы пытались вернуть к жизни цветок. Понятно, что соединить стебель с корнями не возможно. А возможно вернуть народ к своим корням, я считаю да.   В современном образовании  одной из главных задач является  укоренение  в душах наших детей православных  культурных  традиции.  

     

  А теперь посмотрим с вами на изображения, которые были в начале нашего мастер-класса, только они теперь пройдут  в сопровождении  песни.  

     В этом ролике мы наглядно увидели борьбу добра и зла.

- Какие чувства Вы испытали?, Какие мысли пришли Вам в голову при просмотре?.....( отвечают)

   У каждого народа есть будущее.

   У нашей культуры есть продолжение.

   Будущее  это  наши дети, цветы жизни. Ребенок - чистый лист бумаги и чтобы он стал прекрасным цветком нужны определенные условия.  Перед Вами опорные слова.

 

   Мы сегодня строили ассоциативные ряды, Ребенок –это цветок (вешает….) с чем ассоциируется у вас листья, стебель  и корни этого цветка. (распределите  остальные слова)

    Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что сегодня  смогла доказать вам на сколько важно изучать мой предмет в школе. Чтобы дети выросли высоконравственными личностями, не отрывались от своих корней, соблюдали традиции, чтили старших и помнили свое прошлое.

     Благодарю за сотрудничество.

И прошу оценить нашу совместную работу аплодисментами.

   РЕБЕНОК  

   

  СЕМЬЯ      

  ШКОЛА

  ВОСПИТАНИЕ 

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НАРОДА

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ

        

Образы, которые рождают в душе положительные чувства и переживания

Образы, которые вызывают  эмоциональный протест, отторжение

Образы, неясные не вызывающие эмоции

святость

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с учебным материалом на уроках Основ Православной Культуры.

Презентация в помощь учителям дла организации работы с учебной статьёй....

Методическая разработка урока основ православной культуры

Методическая разработка урока выполнена для учеников 2 класса  первого года обучения основам православной культуры с использованием   методического  пособия  Л. Л. Шевчен...

Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе.

Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе по теме "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО"....

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах  уроков православной к...

Конспект урока Основ православной культуры Тема: «Зачем творить добро»

Цель: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании православных культурных и религиозных традиций, уважении к ним, любви к вере и ист...

Экскурсия в Свято-Ильинский храм на уроке Основ православной культуры по теме «Пасха» 4 класс

Цель: Познакомить детей с основными правилами и традициями православной церкви. Познакомить с русским народным праздником «Светлой Пасхи».Задачи: - Углубление знаний учащихся об основных п...