Мастер-класс "Создание проблемной ситуации на уроке основ православной культуры"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Федотова Татьяна Михайловна

Методические рекомендации к проведению урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_problemnoy_situatsii_na_urokah_opk.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Создание проблемной ситуации на уроке

основ православной культуры

Две-три мысли, два-три впечатления,

 поглубже выжатые в детстве собственным усилием,

  проведут ребенка гораздо глубже в жизнь,

 чем самая облегченная школа.

Ф.М. Достоевский

           Одним из главных свойств человека является его способность различать добро и зло, черное и белое, умение вырабатывать отношение к себе, к людям, их поступкам и поведению. Это необходимо для того, чтобы не потеряться в мире человеческих отношений, иметь дружную семью, близких людей, а значит быть счастливым. Эта способность лежит в основе представлений о том, каким должен быть человек.  Этот вопрос особенно важен в наше непростое время. Те образы, которые предлагаются сейчас в современном информационном пространстве, являются носителями весьма сомнительных смыслов и ценностей. Да и общество воспитательных функций не выполняет. Поэтому вся ответственность за воспитание детей и развитие их личности ложится на семью и школу.

            И здесь наша главная задача – адаптировать детей к условиям современной жизни и укрепить их иммунитет против зла. А самый лучший способ для этого  –   усвоение родной культуры, культуры своих предков. Как дерево не может жить без корней, так и человек не может полноценно существовать без стабильных и устойчивых представлений, которые являются фундаментом цельной и целостной личности. Российскую историю, литературу, искусство трудно понять и, следовательно, принять, не зная их общих религиозно-культурологических основ, не понимая тех идеалов, ценностей, жизненных приоритетов, которые разделяли и к которым стремились наши предки.  Но если мы будем их навязывать, то это детей только  оттолкнет. Они не будут нас слышать. Для них это будет очередным поучением. Истиной считается только личный опыт. То, что они открывают  сами.  Значит, наша учительская задача помочь им сделать это открытие. 

Сценарий мастер-класса

                Существует прием: создание проблемной ситуации на уроке, постановка проблемного вопроса. Коллеги, а какой вопрос мы считаем   проблемным?

                 Вопрос, на который нельзя ответить однозначно, вопрос, который вызывает спор, дискуссию.

           В нашем предмете это вопрос, в котором есть противоречие между жизненным опытом ребенка и нравственным опытом отечественной традиции, веры, культуры. Это противоречие нетрудно выявить. К примеру, возьмем тему из учебника Андрея Кураева «Защита Отечества», урок 28. Но прежде ответим на вопрос самим себе:

         Какой образ героя создан сейчас современным кинематографом? Мужской образ? 

           Жестокий, разрушающий. Так называемый супермен. Мститель. сильный, безжалостный, который убивает, не сомневаясь, вооруженного противника и добивает безоружного. Его сила строится на злобе и ненависти. Но вместе с тем, это образ всегда привлекательный. Потому что это образ победителя.  А мальчишкам, пятиклассникам, хочется быть победителями. Для них понятия сильный и успешный – это синонимы.

         Зная об этом стереотипе,  я задаю детям почти провокационный вопрос: «Что делает воина-защитника сильнее: ненависть к врагу  или любовь к Отечеству?»  Давайте подумаем, как на этот вопрос ответят пятиклассники?

-Конечно, ненависть. Ведь враг разрушает, убивает, приносит много горя. Чем сильнее его ненавидишь, тем меньше боишься.

-Любовь!  Мысли о семье, доме, о Родине дают силы солдату.  

-Может сочетаться и ненависть и любовь.

         Знаете, почему ответы разделились? Потому что ученики не имеют всей полноты исторического и личного опыта по этому вопросу.  Тогда я задаю им тот же самый вопрос, но иллюстрирую его историческим примером.

           Великая Отечественная война. Ставка Гитлера, воодушевленная быстрыми победами в Европе, нисколько не сомневалась в подобной участи и нашей страны. На тот момент немецкая армия была оснащена самой мощной и современной техникой. Войска были натренированы и закалены

 в боях, в совершенстве владели тактикой молниеносной войны. Был разработан специальный план «Барбаросса» о захвате СССР за три месяца. К примеру, Польша была завоевана за 28 дней. А за 28 дней в Сталинграде немцам удалось захватить только несколько домов. Франция пала  за 38 дней. В Сталинграде же за 38 дней немцам удалось перебраться лишь с одной стороны улицы на другую. И не какие-то три месяца, а долгие четыре года шла война.

           Что это значит? У русских воинов ненависть была сильнее? Они ненавидели фашистов больше, чем все солдаты европейских стран? Думаю,  что мой вопрос может поколебать уверенность тех, кто считает ненависть источником силы, однако разубедит не всех.

На этом этапе  я обращаюсь к учебнику, где автор убедительно, исторически аргументированно, предлагает ответ на данный вопрос:

«…Даже на войне христианский воин должен оставаться человеком. Если враг сдается, или война закончена, к недавнему недругу надо отнестись уже просто как к человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны. Когда, разбив Наполеона, русская армия подошла к Парижу, французы сдались. Парижане в трепете ждали мести за сожженную Москву. Но русская армия не стала мстить Наполеону. Православные воины всегда умели воевать и умели достойно возвращаться с войны». 

Если сомневающиеся всё еще останутся, можно рассказать о русском солдате, спасшем немецкую девочку. О том, как он нес ее под непрерывным обстрелом на руках, рискуя собственной жизнью. Нельзя же от ненависти спасать, причем ребёнка своего же врага. Можно показать памятник герою, что стоит в центре Берлина, в Трептов-парке и рассказать его историю.

После этого я ещё раз спрошу: «Что же все-таки делало сильнее русского солдата?». И надеюсь, что получу ответ от большинства учеников: «Любовь к Отечеству и доброе сердце».

           Чтобы убедить детей в том, что именно любовь даёт ту крепость духа, которая делает человека сильным, я поведу их в мир православной русской традиции, к примерам жизни русских воинов и полководцев, которые канонизированы в лике Святых. Я обращусь к Житийной литературе и, конечно же, расскажу об Илье Муромце, Александре Невском, Димитрии Донском, Феодоре Ушакове. Я вспомню и тех, кто недалек от святости, это Александр Суворов и Павел Степанович Нахимов.

         В  тексте учебника кратко проиллюстрированы эпизоды из жизни этих удивительных людей на стр. 91. Учитель может также попросить некоторых учеников подготовить  подробный рассказ о полюбившемся святом. Или же предложить эту информацию сам. Например:

         В 2012 году, в январе, исполнилось 825 лет, как  Илья Муромец закончил свой земной путь. С древних времен он известен не только в России. В германских эпических поэмах XIII века он предстает могучим витязем Ильей Русским. В скандинавских сагах его называют братом Киевского князя Владимира.

         Реальный Илья Муромец - это человек, который к своим богатырским подвигам присоединил еще и подвиг монашеского служения. Это образ земного воина, который стал еще и воином духовным. Это важный момент в житии Ильи Муромца. К сожалению, в советское время, по понятным причинам, он почти полностью был утрачен.
       Сегодня своим небесным покровителем преподобного Илию считают российские пограничники, летчики Дальней авиации и воины Ракетных войск стратегического назначения.

        О том, что Муромец погиб в бою свидетельствуют результаты исследования его мощей, которые были проведены академической комиссией в 1988 году. В результате этих исследований научно подтвердился тот факт, что это бы великий воин. Об этом свидетельствуют многие раны. С двух лет, видимо, из-за детского недуга он не ходил. И пошел только где-то в возрасте 30 лет, что было чудом по тем временам. Он взял в руки оружие и пошел защищать Веру и Отечество. Погиб, вероятно, Илья Муромец тоже на поле брани. Потому что он закрывает левой пробитой рукой рану от копья в области сердца".

       В городском парке  Мурома установлен памятник Илье Муромцу. Его автор, скульптор Вячеслав Клыков, представил богатыря-инока в монашеской ризе, поверх которой надета кольчуга. В правой руке Муромца – поднятый над головой меч. В левой – прижатый к груди крест.
         Похоронили Илью Муромца в главном киевском храме – Софийском соборе. Рядом с усыпальницей Ярослава Мудрого. Такой чести удостаивались даже не все князья. Это говорит о том, как высоко богатырь был почитаем современниками. В XVI веке его мощи перенесли в Киево-Печерскую Лавру.

               Святой Благоверный Великий князь Александр Невский.  В 1240 году шведский король собрал силу великую, наполнил корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел на Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись,  в  Новгород к князю Александру,  говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

          Александр, как рассказывает его житие, возгорелся сердцем, гневом праведным, но не бросился сразу же на врага. Он отправляется в церковь Святой Софии и, упав на колени, горячо молится. Когда сердце его успокоилось, вышел он и сказал такие слова: « Нас мало, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде!». И  пошел на врага с малою дружиною, уповая на Святую Троицу.

           И было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй видел на рассвете ладью, плывущую по морю, а на ней святых мучеников Бориса и Глеба в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру». Когда Пелгуй сообщил о виденном прибывшему князю, Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный,  мужественно повел с молитвой войско на шведов.

            И была сеча великая с латинянами, и перебили их великое множество. Русские витязи являли чудеса доблести: один из них прорвался сквозь стан врагов и подрубил шатер их полководца, другой в одиночку потопил шведский корабль, третий бился одним топором и много раз нападал на войско, не имея страха в душе. Как говорится в Житии, Ангел Божий незримо помогал православному воинству. Когда наступило утро, на другом берегу Ижоры, куда воины Александра пройти не могли, обретено было множество перебитых врагов.  Это было чудо Божие. Потери врага насчитывались тысячами, в русской дружине было убито всего двадцать воинов.

Я снова интерпретирую основной проблемный вопрос урока: «Могло ли быть, что Александр Невский, опытный полководец, не знал того, что помогает победить врага? Почему он молится, угашая гнев, и идет против врага со спокойным сердцем? В чем источник его силы?»

             В год 1000-летия крещения Руси нашей Церковью было  прославлено девять новых святых. И первый среди них - благоверный великий князь Димитрий Донской

         Димитрий Донской – полководец,  выдающийся стратег, выигравший небывалое в истории Руси сражение,  герой, бесстрашно шедший во главе русской рати. Житие рассказывает, как он готовился к сражениям, как молился перед ними, как оплакивал и поминал павших своих братьев! Не только Отечество свое и народ защищал святой Димитрий. В ратном подвиге им руководила готовность сразиться за веру и пострадать за Христа. Куликовская и Волжская битвы - это не только противостояние войск и оружия, это противостояние вер и мировоззрений. Именно так понимали и ощущали это наши русские предки, да и их враги тоже.

            Не так часто русские князья были учредителями новой церковной традиции. Димитрию Донскому мы обязаны появлением в церковном календаре двух особых дат: дня обретения мощей благоверного князя Александра Невского и Димитриевской родительской субботы. Последняя была установлена в память воинов, «положивших души за други своя» на поле Куликовом.

        Многие современники отмечали христианское великодушие князя, большую любовь к своему народу, благотворительность, милосердие к нуждающимся, доброе отношение к подчиненным. Деятельность его отличалась мудрой мерой и высокой моралью: он избегал обращаться к тем бесчестным и грубым приемам, которые были присущи его времени. Княжение Донского за редким исключением не знало случаев ухода от него служилых людей; на его духовном завещании стоит самое большое число боярских подписей.

Предлагаю ещё одну интерпретацию вопроса: «С каким состоянием души соотносится в нашем представлении образ св. Димитрия Донского – с ненавистью или любовью?»

       Среди святых православной церкви - адмирал Федор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции, провел десятки морских сражений и ни одного не проиграл. Более того, он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в молитве провел последние годы жизни.

         Александр Васильевич Суворов. О нем можно говорить  бесконечно. Вся его жизнь – яркий пример служения Отчизне. Слуга стране, отец солдатам, - читаем о нем практически в каждом историческом источнике.    

        Постоянно среди солдат, особенно во времена трудные, он делил с ними и тяготу, и опасности, и горькие минуты безвременья. Без всякого над собою насилия, которое не скрылось бы от солдатского чутья, он вел жизнь одинаковую с последним рядовым, довольствовался одною с ним пищею и более стойко и равнодушно переносил всякие крайности и лишения.  Любовь к Отечеству – это, прежде всего, любовь к народу. И эту любовь Суворов пронес через всю свою жизнь.

         Отношение Суворова к неприятелю, населению занятого края проникнуто было гуманностью и благородством. В «Науке побеждать» дается следующее на этот предмет указание: «Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат не разбойник». Во многих приказах Суворова постоянно подтверждается: «сдающегося неприятеля не бить, особенно щадить женщин и детей, в стоянии и на походах мародеров не терпеть и наказывать оных жестоко, тотчас на месте. Домов, заборов и огородов отнюдь не ломать; жалобы обывателей немедленно удовлетворять. Не меньше оружия поражать противника человеколюбием».А главным правилом Суворова было – торопитесь делать добро.

          Какие из этих правил соотносятся с любовью, а какие – с ненавистью?

                О Павле Степановиче Нахимове написано немало книг и статей. Его именем назвали в свое время бухту и полуостров.  О нем снят художественный фильм, ему поставлены памятники, в его честь учреждены орден и медаль. Имя Нахимова носят военно-морское училище, улицы и корабли. И все это, конечно, не случайно. Ведь то, что он делал и как делал во славу Отечества, давно превратилось в предмет пристального изучения и эталон для подражания. Это был человек долга и чести, для которого государственное служение всегда стояло на первом месте. Вся его немногим более чем 50-летняя жизнь знаменовала собой это служение.

         Говорили, что он служит «двадцать четыре часа в сутки». В этом не было преувеличения, ведь других интересов для Павла Степановича практически не существовало. Своей семьи он не завел, даже дома собственного у него не было.  Павел Степанович называл своих матросов «детками» и был им истинным отцом.

       При внешней бесстрастности и казавшейся сухости в отношениях с окружающими Нахимова отличали высокие душевные качества, в полной мере раскрывающие натуру православного человека: готовность прийти на помощь ближнему, сострадание, сопереживание чужому горю. И когда он получал скромное жалованье, и позднее, став адмиралом, помогал и помогал людям: морякам-инвалидам, вдовам моряков, сиротам, иногда даже случайным людям, разжалобившим рассказом о своей трудной судьбе. Порой раздавал жалобщикам и просителям все наличные деньги, и тогда приходилось занимать у адъютантов. Но поступить по-другому не мог; так велело сердце христианина.  Даже в бою он не забывал о благочестии. И, окружающим казалось, Бог всегда был с ним…Служение Отечеству и сама смерть адмирала Нахимова есть исполнение заповеди любви к Богу и людям.

Вот как по воспоминаниям очевидцев проходили похороны адмирала:

«От дома до самой церкви стояли в два ряда защитники Севастополя, взяв ружья в караул. Огромная толпа сопровождала прах героя. Никто не боялся ни вражеской картечи, ни артиллерийского обстрела. Да и не стреляли ни французы, ни англичане.  Лазутчики,  безусловно, доложили им, в чём дело. В те времена умели ценить отвагу и благородное рвение, хотя бы и со стороны противника.

Грянула военная музыка полный поход, грянули прощальные салюты пушек, корабли приспустили флаги до середины мачт.

И вдруг кто-то заметил: флаги ползут вниз и на кораблях противников! А другой, выхватив подзорную трубу из рук замешкавшегося матроса, увидел: офицеры-англичане, сбившись в кучу на палубе, сняли фуражки, склонили головы».

  Федор Иванович Ушаков, Александр Васильевич Суворов, Павел Степанович Нахимов – мужественные воины, непобедимые полководцы,  силу которых с уважением признавали даже враги. Что их делало такими: ненависть или любовь? Считаю, что теперь ответ будет очевиден:  «Не ненависть, а любовь делает человека сильнее».

Подведём итоги. Проблемный вопрос помогает каждому ребенку оттолкнуться от личного, еще несовершенного жизненного опыта, преодолеть  собственные заблуждения и открыть для себя вот эту высокую истину, рожденную христианским мировоззрением: «Не ненависть, а любовь делает человека сильнее».

            И в заключение мне хотелось бы прочитать слова из послания Апостола Павла:

"Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиной и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божье" (Еф. 6:14–17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с учебным материалом на уроках Основ Православной Культуры.

Презентация в помощь учителям дла организации работы с учебной статьёй....

Методическая разработка урока основ православной культуры

Методическая разработка урока выполнена для учеников 2 класса  первого года обучения основам православной культуры с использованием   методического  пособия  Л. Л. Шевчен...

Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе.

Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе по теме "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО"....

урок основ православной культуры Молитва

Тема урока «Православная молитва»Тип урока: комбинированный.Вид урока:  изучение нового.Оборудование:  листы для самостоятельной  работы, учебник(А.В.Кураев «Основы православ...

Урок основ православной культуры № 15. Икона

Материал урока (текстовый документ и презентация) знакомит учащихся 4 класса с особенностями иконы как особого явления в православной культуре и ее отличем от картин библейского жанра....

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах  уроков православной к...

Тема моего мастер класса «Зачем современной школе урок основ православной культуры?»

Тема моего мастер класса «Зачем современной школе урок основ православной культуры?»...