Урок основ православной культуры № 15. Икона
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Симоненко Ольга Викторовна

Материал урока (текстовый документ и презентация) знакомит учащихся 4 класса с особенностями иконы как особого явления в православной культуре и ее отличем от картин библейского жанра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse_no_15._ikona.rar1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока № 15

по теме «Икона»

модуля «Основы православной культуры»

комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

                                 Разработала учитель ИЗО и ОРКСЭ

                                                                  МБОУ СОШ № 3

                                                                  Г. Приморско-Ахтарска

                                                                  Симоненко О.В.

2015 год

Урок 15.

Тема урока: «Икона»

Цель урока:  Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с ролью иконы в жизни православного человека, ее отличиях от живописной картины;
  • Развивать интерес, мотивацию обучающихся к изучению православной культуры.
  • Воспитывать ценностное отношение к духовному историческому и культурному наследию русского народа.
  • Формировать представление о ценности иконы как святыни для православных людей.

Ключевые слова и выражения:

икона, образ, гармония,  нимб, свет, пространство без тени.

Оформление доски: репродукции картин на библейские сюжеты, икон.

Ход урока

  1. Повторение материала предыдущего урока:
  • Храм
  • Икона
  • Иконостас
  • Царские врата
  • Алтарь

Выявление восприятия, мотивация.

На прошлом уроке мы с вами уже познакомились с особыми картинами, которые находятся в храмах, перед которыми православные люди совершают свои молитвы. В православных семьях находятся иконы, напечатанные на бумаге или тонкой пластинке, которые получены способом фотопечати. Сейчас такие изображения можно приобрести в Церковных лавках или даже распечатать на принтере. Но ведь это необычные фотографии или картины.

Настоящие иконы с давних времен писались на деревянных пластинах специальными красками. И заниматься этим важным делом могли не все люди, умеющие рисовать, а только иконописцы, получившие благословение после долгого поста и молитв. Почему?  Иконы – священные изображения для любого православного человека. Внимательно рассмотрите икону с изображением Святого Луки. Видите, как сам Ангел водит кистью живописца. По преданию, Матерь Божия явилась евангелисту Луке и благословила написанный им образ, сказав: «Благодать Моя с сим образом будет».

Первой же иконой считается «Спас Нерукотворный» (История создания).

Слайд №6

Музыкальное сопровождение: От святой иконы Твоей. Песнопение, посвященное чудотворной иконе Богородицы.

Из истории:

В давние времена икона сопровождала человека с рождения до последних его дней. Родители заказывали иконописцу «мерную икону» (по росту и ширине плеч младенца, которая охраняла его всю жизнь.

В каждой семье был святой угол, где хранились дорогие сердцу иконы.
Этими иконами благословляли молодых на свадьбе, а когда мужчины уходили на защиту  Родины, благословляли их на благополучную службу. На шею часто вешали медальон с изображением Георгия Победоносца-покровителя воинов на Руси.

Задание :

 Находящиеся в классе репродукции разделите на две группы: иконописные изображения и картины. (Можно предложить для обзора детям несколько репродукций икон: Пресвятая Богородица Владимирская, Троица Андрея Рублева и другие и картины: Рафаэль «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи и другие картины, изображающие события  церковной истории,  Дайте обоснование того, что вы правильно произвели разделение.

Вопросы:

  1. Есть ли различие между иконами и картинами?  Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по очень строгим канонам-правилам).

Слайд № 8 - 10

2. Как вы понимаете слово гармония? (Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь). Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Выскажите ваши гипотезы.

  Работа с текстом учебника.

Прочитайте, найдите подтверждение нашим предположениям. Найдите новую информацию.

 Чтение текста

 Послетекстовая работа

Вопросы

1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

2. Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?

3. Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?

4. Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого?

Слайд № 11 - 15

5. Что такое нимб?

(Свет – одно из имен Бога)

6. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

7. Почему появилась икона? Кто двигает кистью иконописца?

На уроках изобразительного искусства мы знакомились с правилами линейной перспективы, помогающими художнику передать пространство.                     8. Почему эти правила не соблюдаются при написании икон, а наблюдается «обратная перспектива»?

Слайд № 16-17

9.  Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

А теперь, ребята, вернемся к иконам, которые имеются у вас дома. Расскажите, пожалуйста,  историю их появления в вашей семье, где в вашем доме они находятся, часто ли к ним обращаются ваши родные.

На уроке изобразительного искусства мы с вами нарисуем эскиз оклада (красивой рамочки) для иконы.  Почему мы не можем нарисовать икону? (Ответы)

Подводим итоги

Икона – не обычное живописное изображение, священный для православных людей атрибут.

Закон обычной перспективы в живописи, который был открыт в эпоху Возрождения,  как раз больше соответствует логике эгоистического восприятия: все исходит от человека и направляется к непонятному, далекому горизонту. В иконописи – обратной перспективе - точки взаимодействия меняются местами: от источника света- святости к человеку, который, только благодаря этому свету, может духовно возрастать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с учебным материалом на уроках Основ Православной Культуры.

Презентация в помощь учителям дла организации работы с учебной статьёй....

Методическая разработка урока основ православной культуры

Методическая разработка урока выполнена для учеников 2 класса  первого года обучения основам православной культуры с использованием   методического  пособия  Л. Л. Шевчен...

Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе.

Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе по теме "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО"....

урок основ православной культуры Молитва

Тема урока «Православная молитва»Тип урока: комбинированный.Вид урока:  изучение нового.Оборудование:  листы для самостоятельной  работы, учебник(А.В.Кураев «Основы православ...

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах  уроков православной к...

Тема моего мастер класса «Зачем современной школе урок основ православной культуры?»

Тема моего мастер класса «Зачем современной школе урок основ православной культуры?»...