Храм и его устройство
план-конспект урока по орксэ на тему

Ефимова Полина Сергеевна

Авторская методическая разработка урока по модулю «Основы православной культуры»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_hram.docx204.19 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики

Магаданской области

Магаданское областное государственное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и повышения

квалификации педагогических кадров»

Магаданская и Синегорская епархия Русской Православной Церкви

Храм и его устройство

Номинация: Авторская методическая разработка урока по модулю «Основы православной культуры»

Ефимовой Полины Сергеевны

Должность: учитель начальных классов

МБОУ СОШ№20

Магадан. 2017


Пояснительная записка.

 Актуальность изучения основ православной культуры вызвана необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы решения проблемы духовно–нравственного и гражданско–патриотического воспитания подрастающего поколения.

 С древних времен русские люди воспитывались на ценностях, которые формировали такое качество как духовность. Духовность личности воспитывалась православной верой, прививая любовь к Родине, смирение, миролюбие, самоотверженность, ответственность, терпение. В основе духовно – нравственного воспитания должно лежать национальное начало. Тесно связаны с национальным началом народные православные праздники: Покрова Богородицы, Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, устное народное творчество: пословицы, поговорки, песни, сказки, прикладное народное искусство: вышивка, плетение, резьба, роспись по дереву, зодчество. Все это оказывает сильное и глубокое воздействие на душу ребенка, способствует осмыслению православия как одного из направлений поиска человечеством ценностно – смысловых основ бытия.

 Поэтому содержание урока «Храм и его устройство» включает в себя не только исторические сведения с использованием регионального компонента, но и интеграцию с уроком технологии по теме «Зодчество. Соборы и храмы».

 Стратегическая цель урока:

 воспитание высоконравственной, ответственной творческой инициативной личности, способной к принятию ответственных самостоятельных решений на основе ценностей отечественной православной культуры.

Задачи урока:

  • Раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций Русского государства;
  • формирование бережного отношения к преемственности историко-культурному наследию нашего Отечества;
  • воспитание уважения к православию.

Основными принципами урока являются:

  • Доступность и последовательность;
  • связь изучаемого материала с текущими событиями в современной православной жизни и культуре;
  • творческий характер самостоятельной работы.

Ожидаемый результат:

  • предполагается, что усвоение темы урока по православной культуре приведет обучающихся к осознанию роли православия в истории России,
  • создаст мотивационную основу для изучения курса «Основы православной культуры».

 Конкретный результат урока:

 - выставка групповых работ – проектов моделей храма плоской композиции с последующей краткой презентацией.

 В ходе изучаемого материала учащиеся будут знать:

  • историю возникновения православных храмов на Руси;
  •  внешнее и внутреннее устройство храма;
  • моральные нормы поведения;
  • традиции православной культуры.

Обучающиеся получат возможность научиться соотносить опыт православного учения и свой жизненный опыт.

Технологическая карта

интегрированного урока основ православной культуры и технологии

Тема: Храм

Тип: изучение нового материала

Цель: знакомить детей с устройством храма

Задачи:

 раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций Русского государства;

формирование бережного отношения к преемственности историко-культурному наследию нашего Отечества;

собрать плоскую модель православного храма и сделать краткую устную презентацию групповой работы;

воспитание уважения к православию

Планируемые результаты

Предметные:

Знакомить с историей возникновения храмов

Дать детям представление об устройстве храма

Метапредметные:

 Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.

 Сопоставлять свои знания с информацией текста.

Слажено работать в группах. Делать выводы, оценивать свои достижения.

Личностные:

Определять личностный смысл учения.

Сотрудничать со сверстниками при выполнении практических заданий.

Межпредметные связи: литературное чтение (стихи, тексты), ИЗО (архитектура, изображение храмов), технология (плоскостная композиция модели храма)

Ресурсы урока: учебник, отпечатанные адаптированные тексты, слайды.  Карточки с тестовыми заданиями, фотографии. Раздаточный материал для моделирования, мультимедиа, интернет - ресурсы

Ход урока

Этап мотивации

Содержание деятельности учителя

Прием

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

Формируем потребность слушать, передавать информацию интонацией

 ЭПИГРАФ - СТИХОТВОРЕНИЕ

Читают хором - слайд 1:

 Доброе утро! Скажешь кому-то.

И будет ему очень доброе утро,

И день будет добрый, и добрые встречи,

И добрый, конечно опустится вечер.

 Как важно и нужно,

 Чтоб сразу с утра тебе пожелали

Добра.

 Девиз нашего урока

Слайд 2 Чтение хором:

Думать – интенсивно,

 Работать – оперативно.

Если спорить – доказательно,

 Всем – обязательно!

НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ТЕМА.

ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА

РЕБУС  Слайд 3 

Чтобы узнать тему нашего урока, нужно разгадать ребус. Попробуйте его разгадать. Так какая тема нашего урока? Правильно. Храм

Тема нашего урока «Храм и его устройство».

       ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Что же вы узнаете на сегодняшнем уроке?

(Учитель   с предложением «Узнаем, как устроен храм»)

 Сегодня наш урок основ православной культуры объединён с уроком технологии.

Выскажите предположение, чем мы будем еще заниматься? (Выставляется карточка с предложением «Спроектируем модель храма»).

Когда ваши групповые проекты будут готовы, что нужно будет сделать, чтобы все с ними познакомились? То есть надо будет каждой группе сделать небольшую устную презентацию или по-другому представить свой проект. (Выставляется карточка с предложением «Представим проект»)

Мы определили задачи нашего урока и начинаем работу по теме урока.

Слайды 4 - 5

 СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЙ

Мы узнаем, как устроен храм

Мы будем проектировать модель храма.

Их нужно будет всем показать и рассказать о них.

ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСИРОВАНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ.

Подготовка учащихся к открытию новых знаний.

Слово «храм» образовалось от древнерусских слов хоромы, хоромина, храмина.

Эти слова обозначали жилое строение, просторный дом, домина. А сейчас, что обозначает это слово?

 Как еще по-другому называют храм?

  СЛОВАРНАЯ РАБОТА

 ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ

Слайд 9

Храм – это здание для общественного Богослужения. Это здание, где люди молятся Богу.

Собором обычно называют главный храм города. Произошло оно от слова собираться. Собор обычно строили на самом красивом и высоком месте в центре города.

Церковь – это собрание верующих людей, и это название перешло и на Богослужебное здание – храм.

Организация познавательной деятельности

 Сегодня вы познакомитесь с внешним и внутренним устройством храма.

 Кто из вас бывал в храме? Ходил в Церковь на Богослужения?

Скажите: как можно догадаться, что перед нами не просто дом, в котором живут люди, а Церковь, дом Божий?

Рассказ учителя об устройстве храма.        

Снаружи храм отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа.

 (Схема купола и главы).

 Над входом в храм или рядом с ним строится колокольня. Колокольня – это башня, на которой висят колокола. Колокольню иногда называют звонница.  Колокольный звон созывает людей, которые любят Бога, на молитву.

И в дивных храмах многократно

Под сенью дивных алтарей

Внимает небо благодатно

Святым молениям людей.

Здания храмов большей частью в своем основании устраиваются в виде креста. Потому что верующие люди получили спасение через Крест Христов, или в виде корабля, потому что церковь подобна кораблю, на котором можно переплыть все море жизни, как плыли люди в Ноевом Ковчеге.

 Церковь - в виде корабля.

 Только море – вся земля.

Иногда храмы бывают в виде круга, напоминающем нам, что жизни с Богом нет конца. Храм может быть устроен в виде восьмиугольника, как бы звезды, обозначающей, что Церковь подобна путеводной звезде, сияет в этом мире.

Устройство храма имеет строго определенный порядок. Внутри православный храм разделяется на три части. Первая часть храма – притвор (крытая галерея, широкий коридор различной формы). Вторая часть – средняя – сам храм, где стоят молящиеся. За средней частью идет алтарь.  Алтарь – это возвышенная передняя часть храма, где служат священники.

Алтарь отделяется от  храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат. Средние врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, проходит в Святых дарах. Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери северная дверь. Боковые двери называют еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Все в храме не случайно, все имеет свое значение, особый смысл. Ставят здания алтарной частью на восток, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от него воссиял нам вечный  Божественный свет.

 Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых размещается алтарь – самая сокровенная, самая главная часть храма.

Первые храмы на Руси появились одновременно с принятием христианства в 10-11 веках.  Внешний вид православного храма напоминает богатыря, стоящего на страже: прочные стены, щелевидные оконца, напоминающие бойницы и шлемовидные купола. Российские храмы, как правило, с древних времен имеют форму, близкую к кубу, которую завершают купольные главы. Число их может быть -  различно. Одна глава – в честь Иисуса Христа, две обозначают два естества (Божественное и Человеческое) в Иисусе Христе. три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – число церковных таинств.

Храм – это образ величия, мира, спокойствия. Храмовые украшения, земля, сам воздух, все окружающее пространство насыщены гармонией природы и творения рук человечества и высоты духа.

       Худое слово с языка

     Здесь не слетит. Светлеют лица.

     И тянется ко лбу рука,

     Чтоб друг за друга помолиться

Ответы детей

Дети слушают Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайды  10 – 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

ПРОЕКТ УРОКА:

 Моделирование макета храма в плоской композиции (аппликация) с использованием техники сборки пазлов. ( Урок технологии)

На данном этапе учащиеся в группах работают над своим проектом.

Теперь вы познакомились с основными конструктивными элементами, из которых состоит внешний вид храма и каждая группа может заняться возведением своего храма. Макет своего храма вы будете выполнять в виде аппликации, используя технику сборки пазлов. У каждой группы лежит конверт с необходимыми чертежами и деталями. Каждый храм посвящается Богу, и носит имя и память того или иного священного события или угодника Божия.  Постарайтесь и вы дать название своему храму.

Но прежде, чем приступить к работе, повторим правила работы в группе.

  1. Умей слушать и понимать других.
  2. Не перебивай.
  3. Дай возможность высказать свое мнение каждому.
  4. Умей договариваться и приходить к общему мнению.

 Первичное закрепление полученных знаний в виде защиты проекта

В конце выполнения работы каждая группа представит свой проект, используя тот текст, который лежит перед вами.

Закрепление изученного материала.

 Устная презентация проекта.

На данном этапе предлагается создать учащимся свой проект Храма

Деятельность учащихся: аппликационные конструкции макета храма. Сборка бумажных деталей.

Слайд 19

Дети называют правила групповой работы.

Самостоятельная работа учащихся.

Защита группового проекта.

Рефлексия  Слайд 20

Осознание учащимися своей учебной деятельности,

Развитие коммуникативных навыков

Соотносятся поставленная цель и результаты

Ответы детей Вопросы:  Что тебе понравилось на уроке?

Что узнал нового?

Какое задание понравилось больше всего?

Что тебе не понравилось на уроке? Почему?

Итог урока Слайд 21

Сейчас я покажу вам фотографию строящегося храма в поселке Сокол. А вы скажите, по каким главным признакам можно определить, что он еще не достроен?

Ответы детей

Домашнее задание: создать поздравительную рождественскую открытку из разных материалов

Слайд 22

Литература:

  1.   Внеклассная работа в начальной школе. Фольклорные праздники для уч-ся 1-4 классов. Издательство «Учитель» Волгоград 2009 год
  2. Закон Божий для семьи и школы. Москва 2008 г (под редакцией протоиерея Серафима Слободина)
  3. Закон Божий для самых маленьких. Издательство «Православный паломник» Москва 1996 г
  4.   Иллюстрированный календарь «Золотые купола» Издательство «КАНЦ – ЭКОМО» Г. Видное 2011год.
  5. Колодяжная  Л.  «Я рисую Божий мир» Москва 2013 год
  6. Кураев А.В. «Основы православной культуры» Учебник для 4 – 5 классов Издательство «Просвещение» Москва 2013г
  7.  Малышева Н. А. «Технология» Учебник для 4 класса Издательство «Просвещение» Москва 2013 г
  8. Неменская Л.А. «Изобразительное искусство» Учебник для 4 класса. Издательство «Просвещение» Москва 2013 г

9. Церковно – славянский словарь для толкового чтения

(учебных и Богослужебных книг) Протоиерея Свирелина А. Град Китеж 1991 г

Раздаточный материал

Храм

Снаружи храм отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест.

 Над входом в храм или рядом с ним строится колокольня. Колокольня – это башня, на которой висят колокола. Колокольню иногда называют звонница.  Колокольный звон созывает людей, которые любят Бога, на молитву.

И в дивных храмах многократно

Под сенью дивных алтарей

Внимает небо благодатно

Святым молениям людей.

Здания храмов большей частью в своем основании устраиваются в виде креста. Потому что верующие люди получили спасение через Крест Христов.

Или  в виде корабля, потому что церковь подобна кораблю, на котором можно переплыть все море жизни, как плыли люди в Ноевом Ковчеге.

 Церковь – в виде корабля,

Только море – вся земля.

Иногда храмы бывают в виде круга, напоминающем нам, что жизни с Богом нет конца.

Храм может быть устроен в виде восьмиугольника, как бы звезды, обозначающей, что Церковь подобна путеводной звезде, сияет в этом мире.

Устройство храма имеет строго определенный порядок. Внутри православный храм разделяется на три части.

 Первая часть храма – притвор (крытая галерея, широкий коридор различной формы).

Вторая часть – средняя – сам храм, где стоят молящиеся.

 За средней частью идет алтарь.  Алтарь – это возвышенная передняя часть храма, где служат священники.

Алтарь отделяется от  храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат.

Средние врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, проходит в Святых дарах.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери северная дверь.

Боковые двери называют еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Все в храме не случайно, все имеет свое значение, особый смысл. Ставят здания алтарной частью на восток, навстречу солнцу. Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых размещается алтарь – самая сокровенная, самая главная часть храма.

Первые храмы на Руси появились одновременно с принятием христианства в 10-11 веках.  Внешний вид православного храма напоминает богатыря, стоящего на страже: прочные стены, щелевидные оконца, напоминающие бойницы и шлемовидные купола. Российские храмы, как правило, с древних времен имеют форму, близкую к кубу, которую завершают купольные главы. Число их может быть -  различно.

Одна глава – в честь Иисуса Христа,

Две обозначают два естества (Божественное и Человеческое) в Иисусе Христе.

Три главы – в честь Святой Троицы.

Пять – в честь Иисуса Христа и четырех евангелистов.

 Семь – число церковных таинств.

Храм – это образ величия, мира, спокойствия. Храмовые украшения, земля, сам воздух, все окружающее пространство насыщены гармонией природы и творения рук человечества и высоты духа.

       Худое слово с языка

     Здесь не слетит. Светлеют лица.

     И тянется ко лбу рука,

     Чтоб друг за друга помолиться

                                          

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная рабочая программа по курсу «Устройство православного храма и богослужение»

Примерная рабочая программа по курсу «Устройство православного храма и богослужение» разработана на основе стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полно...

Методическая разработка урока по ОРКиСЭ ОПК в 4 классе по теме: "Устройство православного храма"

В данную методическую разработку вошли: технологичекая карта урока, презентация к уроку, приложение....

Устройство православного храма

Презентация к уроку "Священные сооружения" (Курс "Основы православной культуры")...

Внешнее устройство православного храма

Презентация пригодится для уроков по Основам православной культуре...

Интерактивный тест "Устройство храма"

С  помощью данного теста  можно легко и быстро проверить знания учащихся по теме:"Устройство  храма"...

Православная копилка. О устройстве храма

Православная копилка. О устройстве храма...

« Православный храм и его устройство. Внутреннее убранство храма.»

Экскурсия к храму Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном политехническом университете....