рабочая программа по ОРКСМ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Ступникова Елена Николаевна

цели и задачи программы по ОРКСМ

тематическое планирование

Перечень федеральных документов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа по ОРКСЭ56.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 «А» класса составлена на основе

- авторской программы  А.Л.Беглова,  Е.В.Саплина – М.: Просвещение, 2016г.; (УМК «Перспективная начальная школа»)

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- - на основе основной образовательной программы (начального общего образования).

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобразования  РФ от 29.12.14 №1643)  

Приказ Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 26 января 2016 года, приказ  Минобрнауки РФ от 05.07.2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253)

Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Сборник нормативных документов. ____предмет (Издательство, год)

Оценка качества подготовки _______ по ___________ предмет. (Изд., год)

Могут быть авторские программы (Название, издательство, год)

Учебный план МБОУ СШ № 6 г. Гуково на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

 • А.Л.Беглова,  Е.В.Саплина, Основы мировых религиозных культур: 3 класс: учебник: в 1 ч. А.Л. Беглова, Е.В. Саплин / – М.: Просвещение, 2016г..

•Беглов А.Л., Основы мировых религиозных культур: 3 класс: методическое пособие для учителя / А.Л. Беглов – М.: Просвещение, 2016 год.

Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве 1 урок в неделю, всего 34 урока. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 33 урока.

I четверть

9

II четверть

7

III четверть

9

IVчетверть

8

Всего

33

I полугодие

16

II полугодие

17

Всего

33


Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.

Нормативная основа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03. 2004, №1312;
  • Приказ Минобразования РФ №74 от 01.02. 2012 г. «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ» от 09.03.2004. №1312»;
  • Приказ Минобразования РФ № 69 от 31.01.2012г. « О внесении изменений в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;»
  • Устав образовательной организации МБОУ СШ №6 г. Гуково;
  • Основные образовательные программы НОО МБОУ СШ №6 г. Гуково;
  • Примерные программы по ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур» УМК «ПНШ», авторы А.Л.Беглова,  Е.В.Саплина – М.: Просвещение, 2016г.;
  • Учебный план образовательной организации на 2018-2019уч. год МБОУ СШ №6 г. Гуково;
  • Примерная государственная программа по ОРКСЭ, созданная на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ А.Л.Беглова,  Е.В.Саплина М.: Просвещение, 2016г;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных  (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

 

 

Цели и задачи изучения учебного предмета.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

  • Способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

  • Создавать условия для  формирования  российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно- религиозной  традиции;
  • Содержательно раскрыть  понятие российской  культурно-религиозной   традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков;
  • Создавать условия  для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
  • Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Ключевые идеи программы:

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
  • Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
  •  Духовные традиции многонационального народа России.
  • Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
  •  Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его  сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
  • Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
  • Личность в центре государственной образовательной  политики,  обеспечение  образовательных прав и  возможности реализации обязанностей  человека;
  • Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
  •  Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный  подход, проектные  технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);

1.Планируемые результаты

Освоение школьниками учебного курса «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

        Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

       Предметные:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

2.Основное содержание курса

Россия – наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. История  религии в России.  Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве.  Праздники и календари в религиях мира. Религия и мораль. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Место учебного предмета в учебном плане.

        

В базисном учебном плане на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики»  отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа.  Так как 25.02 выпадает на праздничную дату, рабочая программа в 4 «А» классе будет реализована за 33 часа.

 Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

  1. Место системы оценки в педагогических технологиях достижения стандарта

Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ начального образования.

Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.

       Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

 

  1. Основные требования к системе оценивания.

 

Основные требования к системе оценивания, ее цели и задачи можно сформулировать следующим образом:

-установить, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

-дать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения,

-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования,

-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,

-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

 Оценивание результатов деятельности осуществляется по безотметочной системе, в конце учебного года проводится защита наработанных проектов, которая оценивается отметкой «зачёт», «незачёт».

 Формы  контроля:

- формой промежуточного контроля является выполнение тестов и различных творческих заданий;

- форма итогового контроля - защита презентации.

 Курс рассчитан на 33 часа лекционно-практических занятий в 4 классе.

3.Тематическое планирование

№п/п

Раздел, тема

                            Количество часов

Практические работы

Контрольные

работы

Всего

часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

1

2.

Основы религиозных культур

        

13

27

3.

Духовные традиции многонационального народа России

1

1

5

33

4.Календарно-тематическое планирование 4 «А» класс

№ п/п

Вид контроля

Содержание материала

Формируемые умения/личностные качества (планируемые результаты обучения)

Основные виды деятельности

Оборудование

Дата

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Входной

Россия – наша Родина.

Мини-проект «Донская земля – моя малая Родина»

Восстановление целостного представления о нашей Родине России.

Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях.

Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками

Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности.

Работа с учебником, картой России. Работа с иллюстрированным материалом.

Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, гос-ые символы; духовный мир человека, культурные традиции.

Иллюстрации «Моя Родина»,

карта России, карта Ростовской области

03.09

Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов)

Культура и религия

Мини-проект «Религия народов моего края»

Формирование первоначального представления о мировых религиях и традиционных религиях народов России.

Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Беседа о различных религиях.

Религия, ритуал. Традиционные религии России: христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

Презентация «Религии и культура народов мира»

Создание мини-проектов

Презентация «Религии и культура народов мира»

«Вероисповедание народов Ростовской области»

10.09

Текущий

Культура и религия

Мини-проект «Религия народов моего края»

Формирование понимания связи между культурой и религией.

Формирование познавательных УУД: структурирование знаний.

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Рубрики «Обсудим вместе», «Это интересно».

Создание мини-проектов.

Культура и религия. Культурный человек, культура поведения.

Презентация «Культура и религии России»

Создание мини-проектов

17.09

Возникновение религий. Древнейшие верования

Формирование знаний о древнейших верованиях и возникновении веры в Единого Бога.

Формирование познавательных УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

Чтение отрывков из священных книг.

Пантеон. Многобожие. Завет. Храм.

Работа с материалами учебника.

Священная книга «Новый завет»

24.09

Текущий

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Формирование знаний о возникновении религий мира и Их основателях.

Формирование познавательных УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Беседа по иллюстрациям учебника.

Чтение отрывков из священных книг. Иисус Христос, христианство. Аллах, Мухаммад, ислам. Нирвана, Будда, буддизм

Презентация священной книги «Коран»

01.10

Священные книги религий мира. Веды, Авеста, Трипитака

Формирование представления о Священных книгах религий мира: Ведах, Авесте, Трипитаке.

Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Чтение отрывков из священных книг.

Веды, Типитака, Танах.

Работа с материалами учебника.

Презентация священных книг «Ведах, Авесте, Трипитака»

08.10

Текущий

Священные книги религий мира. Тора, Библия, Коран

Формирование представления о Священных книгах религий мира: Торе, Библии, Коране.

Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Чтение отрывков из священных кгиг.

Рубрики «Это интересно», «Обсудим вместе».

Тора, Библия, Коран.

Работа с материалами учебника.

Презентация священных книг«Библия, Тора, Коран»

15.10

Хранители предания в религиях мира

Формирование представления о преданиях в религиях мира и их хранителях.

Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Беседа по иллюстрациям учебника.

Рубрика «Это интересно»

Работа с толковым словарём.

Предания, жрецы, раввин, священнослужители: епископ, священник, диакон. Умма, имам, хафиз. Сангха, лама.

Толковые словари.

22.10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Мини-проект

«Добрыми делами един человек»

Формирование знания о возникновении в мире зла.

Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий.

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Рубрика «Обсудим вместе».

Работа с толковым словарём.

Грех, грехопадение, покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция.

Работа с материалами учебника.

Толковые словари

Презентация «Добрыми делами един человек»

29.10

Текущий

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Мини-проект

«Добрыми делами един человек»

Формирование понятий «грех», «раскаяние и воздаяние».

Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Рубрика «Обсудим вместе».

Работа с толко

вым словарём.

Работа с материалами учебника.

Нирвана. Грех, грехопадение, покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция

Презентация «Добром славен человек»

12.11

Человек в религиозных традициях мира

Формирование первоначального представления о религиозных традициях мира, об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России.

Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Формирование коммуникативных УУД: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

Рубрика «Это интересно».

Работа с материалами учебника.

Молитва, таинства, намаз, мантра.

Презентация «Религиозные традиции

Мира: молитва, таинство,

намаз, мантра»

19.11

Священные сооружения

Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в иудаизме и христианстве.

Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных).

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Работа с иллюстрациями учебника.

Храм, икона, синагога, мечеть

Презентация «Священные сооружения в религиях мира»

26.11

Текущий

Священные сооружения

Мини-проект

«Священные сооружения

Г. Гуково»

Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в исламе и буддизме.

Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных).

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умения с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Работа с иллюстрациями. Презентация.

Минарет, ступа, пагода

Рубрика «Обсудим вместе».

Иллюстрации«Минарет»,«Ступа», «Пагода»

Презентация «Храмы, памятники»

03.12

Искусство в религиозной культуре

Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах христианства и ислама.

Формирование познавательных УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Рубрика «Это интересно».

Искусство. Икона, каллиграфия, арабески.

Иллюстрации икон, арабесков.

10.12

Текущий

Искусство в религиозной культуре

Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах иудаизма и буддизма.

Работа с иллюстрациями учебника.

Семисвечник, способы изображения Будды.

Обсуждение творческих работ «Искусство в религиозной культуре»

Презентация «Искусство в религиозной культуре»

17.12

Мини-проект

Творческие работы ученика

«Традиции моего народа»

Закрепление и расширение знаний об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессион-ого народа России.

Формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Обсуждение творческих проектов. Презентация «Религиозно-культурные традиции народов»

Презентации уч-ся «Культурные традиции моего народа»

24.12

Текущий

Мини-проект

Творческие работы ученика

«Культура моего народа»

Презентации уч-ся «Культурные традиции моего народа»

14.01

17.

История религий в России

Формирование знания о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности.

Формирование познавательных УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Рубрика «Обсудим вместе».Митрополия, Патриарх, монах, монастырь, Синод. Староверы, старообрядцы. Православие, католическая церковь, протестанты.

Работа с материалами учебника.

Творческие работы учащихся

«Староверы, старообряд-цы, их особенности жизненного уклада».

21.01

Текущий

История религий в России

Формирование знания о появлении на территории России ислама, буддизма, иудаизма и их роли в становлении российской государственности.

Творческие работы учащихся

«Староверы, старообряд-цы, их особенности жизненного уклада».

28.01

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Мини-проект «Обряды на Дону»

Формирование знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России.

Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Презентация.

Ритуалы, обряды.

Обсуждение отрывков из священных книг.

Таинства: Евхаристия, крещение, брак, брак. Намаз, шахада. Мантра, зурхачин

Презентация.

«Ритуалы, обряды моего народа»

04.02

Текущий

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Мини-проект «Обряды на Дону

Презентация «Обычаи и обряды»

11.02

Паломничества и святыни.

Мини-проект «Паломнические места России»

Формирование представления о главных святынях мировых религий.

Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Обсуждение отрывков из священных книг.

Рубрика «Это интересно»

Паломничество, мощи. Хадж. Накхор.

Видеофильм «Паломнические места России»

18.02

Праздники и календари

Презентация

«История Рождества»

Формирование представления о главных праздниках в традиционных религиях России

Формирование познавательных УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

Рубрика «Обсудим вместе»

Презентация

Песах, Шавуот Суккот Ханука. Пурим, Дончод, Сагаалган. Рождество, Крещение (Богоявление) Пасха, Пятидесятница (Троица). Курбан – байрам, Ураза – байрам, Мавлид.

Сообщения детей о наиболее известных праздниках в России.

04.03

Текущий

Праздники и календари

Мини-проект

«История Пасхи»

Презентация «Религиозные праздники. Их история»

11.03

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Формирование понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Формирование познавательных УУД: формулирование проблемы.

Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Чтение отрывков из священных книг.

Заповеди, притча, бодхисатва.

Работа с материалами учебника.

Презентация «Заповеди в религиях мира»

18.03

Текущий

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Презентация «Заповеди в религиях мира

01.04

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Мини-проект

«Милосердие в нашей жизни»

Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о слабых», «взаимопомощь».

Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия.

Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Рубрика «Обсудим вместе»

Милосердие, сострадание, милостыня.

Работа с материалами учебника.

Презентация «Милосердие в нашей жизни»

08.04

Текущий

Семья.

Мини-проект

«Моя семья»

Формирование понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье.

Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Воспитание уважительного отношения, бережного хранения семейных традиций.

Творческие проекты детей.

Семья.

Презентация  «Отношение традиционных религий к семье»

15.04

Долг, свобода, ответственность, труд.

Мини – проект

«Мои права и обязанности»

Формирование понимания долга, свободы, ответственности и труда в разных религиозных культурах страны.

Формирование познавательных УУД: выдвижение гипотез и их обоснование.

Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование мотивации к труду, работе на результат.

Рубрика «обсудим вместе»

Долг, свобода, ответственность, труд.

Работа с материалами учебника.

Презентация «Мои права и обязанности»

22.04

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Текущий

Любовь и уважение к Отечеству.

Мини-проект «Я-

Гражданин России»

Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма в разных религиях страны.

Формирование познавательных УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

Рубрика «Обсудим вместе»

Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

Творческие проекты.

Презентация « Я гражданин России»

29.04

Подготовка творческих проектов

«Основные ценности: семья, Родина, патриотизм»

Закрепление знаний, понимания ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно – культурной традиции многонационального народа России

Формирование познавательных УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Обсуждение творческих проектов.

Презентации к творческим проектам«Основные ценности: семья, отечество…»

06.05

Итоговый

Выступление учащихся со своими творческими работами

«Служение отечеству»

Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе)» и т.д.

Презентация «Что я знаю об Отечестве»

13.05

Итоговый

Выступление учащихся со своими творческими работами

«Любовь к Родине»

Презентация творческих проектов

«Патриотизм моего народа»

Возможные темы: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

Тема: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

Презентация «Великая страна – Россия»»

Презентация блюд наров России

«Герои России»

20.05

V.Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Учебный комплект:

1. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур». Рекомендован Российской академией образования и науки РФ.

    М.: Просвещение, 2016 год.

2. Электронное приложение к учебнику. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур».

Интернет-ресурсы:

  1. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru;
  2. Государственный музей истории религии - http://www.gmir.ru;

Информационно-коммуникативные средства.

  1. Электронное приложение к учебнику. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур».

Технические средства обучения.

  1. Магнитная доска.
  2. Персональный компьютер.
  3. Телевизор

   Учебно-практическое оборудование.

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

  1. Список литературы
  • Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. Елисеев. - М.: Вече, 2007. - 587 с.: ил. - (Открой для себя весь мир!).
  • Армстронг К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе / К. Армстронг; пер. с англ. [К. Семенов]. - 2-е изд. - М.: Алпина нон-фикшн, 2010.
  • Богомолов А. И. Религии мира: новейший словарь / А. И. Богомолов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 667 с. - (Словари).
  • Васильев Л.С. История религий: учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: Университет, 2008. - 791 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...