занятие №1 (дист.)
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Ушакова Светлана Николаевна

курсовая подготовка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distantsionnoe_zanyatie_no1_orkse.doc970 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное занятие № 1

Выполнила: Ушакова С.Н.

учитель начальных классов

МОУ средняя школа №10

г. о. Жуковский

  1. Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Первые из них каждый год отмечаются в один и тот же день. Даты вторых связаны с передвижением даты Пасхи. В зависимости от тематики, все двунадесятые праздники являются либо Господскими, либо Богородичными .

Непереходящие двунадесятые праздники

  • Рождество Христово 7 января по новому стилю – это самый известный христианский праздник посвящен рождению Господа Иисуса Христа, началу новой эры в жизни человечества.
  • Крещение Господне Святое Богоявление 19 января – в этот день Церковь вспоминает событие Крещения Господа в водах реки Иордан перед Его выходом на общественное служение и проповедь Евангелия.
  • Сретение Господне 15 февраля посвящено принесению младенца Христа в храм Иерусалима для посвящения Богу на сороковой день после его рождения. В Храме Святое семейство встретили праведный Симеон Богоприимец и пророчица Анна.
  • Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля – воспоминание о явлении Деве Марии архангела Гавриила с благой вестью о том, что именно у Нее родится обещанный Богом Мессия, Спаситель Иисус Христос.
  • Преображение Господне 19 августа – в этот день Церковь вспоминает, как еще при своей земной жизни Иисус Христос на горе Фавор явил ближайшим ученикам всю свою Божественную славу, преобразившись перед Петром, Иаковом и Иоанном.
  • Успение Пресвятой Богородицы 28 августа – память праведной кончины Божией Матери в Иерусалиме. После ее погребения оказалось, что тело Пресвятой Богородицы исчезло из гроба, и Церковь верит, что Матерь Божия вознесена Господом на небо, где постоянно молится за всех людей.
  • Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября – праздник дня рождения Марии, будущей Матери Божией. Ее родители, праведные Иоаким и Анна, долго не имели детей, но по своей вере и молитве сподобились от Бога великой милости – рождения будущей Матери Спасителя.
  • Воздвижение Креста Господня 27 сентября – в этот день Церковь вспоминает события более поздние. Происходили они уже в 4 веке, когда гонения на христиан в Римской империи уже прекратились. Тогда в Иерусалиме был чудесным образом обретен утерянный ранее Животворящий Крест Господень.
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря – праздник в воспоминание торжественного введения трехлетней Марии в Иерусалимский храм. Это событие символизировало собой посвящение Ее Богу и приуготовление к будущему рождению от Нее Спасителя Иисуса Христа.

Переходящие двунадесятые праздники

  • Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) - в воскресенье за неделю до Пасхи – вспоминается торжественный вход Господа в Иерусалим накануне Его страстей, распятия и воскресения.
  • Пасха, Воскресение Господне - главный праздник богослужебного года, установлен в честь воскресения Иисуса Христа.
  • Вознесение Господне - на 40-й день после Пасхи празднуется вознесение воскресшего Господа Иисуса Христа в Царство Отца Своего Небесного, которое произошло на горе Елеон, в присутствии апостолов и Божией Матери.
  • День Святой Троицы, Пятидесятница -  в воскресенье, на 50-й день после Пасхи вспоминается сошествие на святых апостолов и Божию Матерь Святого Духа в виде огненных языков. Этот праздник считается днем рождения христианской Церкви.

Информация взята с сайта: https://ru.wikipedia.org/

  1. Сюжет Рождества Богоматери не описан в Евангелии, но в иконографии встречается с древнейших времен. Композиционная схема изображения восходит к дохристианским временам. Известны древнегреческие и древнеримские изображения рождения героев и богов. Центром композиции является ложе матери, перед которым стоит купель для омовения младенца. Ложе окружают женщины, приносящие различные необходимые предметы, и отец ребенка. Самые древние образы Рождества Божией Матери, которые дошли до наших дней датируются X-XI веками. Иконография Рождества Божией Матери отличается от иконописной традиции других важных церковных праздников. Образы Рождества не просто передают догматическую суть праздника, а наполнены бытовыми подробностями жизни праведных родителей Богородицы – Иоакима и Анны. Это показывает, что жизнь Спасителя начиналась в обычной семье.

На более ранних иконах благочестивая Анна изображена полулежа или сидя на высоком ложе, а вокруг нее собрались девы с дарами и служанки. Такое изложение сюжета мы видим на мозаике в греческой церкви Успения в Дафни или на образе Феофана Критского в афонском монастыре Ставроникита. С XIII века в композиции образов Рождества появляется фигура праведного Иоакима. Но согласно принятым правилам мужчина в определенные моменты не был вхож на женскую половину дома, поэтому Иоаким, как правило, изображается в арке дома или окне. Такое прочтение сюжета можно увидеть на мозаике монастыря Хора (Кахрие-джами) на территории современного Стамбула. Уже в XVIII веке многие семейные ограничения становятся неактуальными, и иконописцы изображают Иоакима сидящим близ ложа супруги. Также в иконах появляется больше подробностей, например, стол с угощениями. Эта деталь отсылает нас к пиру, который устроил Иоаким для священников и народа, когда Богородице исполнился год. Иногда на иконах изображались птицы, которые пьют из водоема или фонтана. Появление такого сюжета, скорее всего, связано с преданием, которое повествует о том, что Анна молилась о появлении ребенка в саду близ источника, окруженного птицами. Изображение фонтана присутствует на мозаике в греческой церкви Успения в Дафни. На более поздних иконах вокруг центрального образа появляются клейма – сюжетные композиции из жизни праведных Иоакима и Анны, которые рассказывают о событиях, предшествующих рождению Богородицы: молитва супругов, благовестие Ангела Господня о рождении дочери, встреча праведников у Золотых ворот.

Информация взята с сайта: https://religions.unian.net/afon/1532781-ikonografiya-rojdestva-bogoroditsyi-istoriya-obrazov.html

  1. Пасха у православных считается главным праздником потому, что в этот день Христос воскрес. Поэтому этот день еще называют Светлым Христовым Воскресеньем. Слово пасха в переводе с греческого означает "избавление". Иисус Христос своей смертью искупил людские прегрешения. Тем самым победил смерть и дал человечеству надежду на то, что жизнь в раю будет вечна. Это значит что все, кто имеет веру в Господа, могут познать блаженство вечной жизни.
  • В модуле "Основы православной культуры" курса ОРКСЭ

1. Пасха – весенний праздник.

2. Мы должны стараться быть добрыми, любить друг друга.

3. Пасхальное яйцо символизирует жизнь.

  1. Наиболее чтимые иконографические образы Богородицы:

  • Казанская икона Божией Матери,
  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Икона Божией Матери «Утоли моя печали»,
  • Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша».
  • Икона Казанской Божией Матери

В нашем городе несколько храмов. Я видела такие иконы:

   

         

  1. Начало общественного служения Иисуса Христа. Изображения имеют широкую иконографию - два тысячелетия в искусстве (в живописи, скульптуре, в других видах искусств).
  • Господь приходит на берег Иордана в людской толпе. Это первое Его явление народу. Замечательная картина русского художника Александра Иванова так и называется: “Явление Христа народу”.

Изображения Христа (Нового Завет) тематически можно подразделить:

  • "В ожидании пришествия Мессии"
  • "Благовещение" и др.),
  • "Детство и юность Христа"
  • "Рождение Иисуса Христа",
  • "Поклонение пастухов",
  • "Поклонение волхвов",
  • "Бегство в Египет " и др.),

"Общественное служение Иисуса Христа"

  •  "Крещение Христа",
  • "Брак в Кане",
  • "Изгнание торгующих из храма",
  • "Воскрешение дочери Иаира",
  • "Христос, идущий по воде",
  • "Христос и грешница" и др.,

"Страсти Христа"

  • "Вход в Иерусалим",
  • "Тайная Вечеря",
  • "Суд над Христом",
  • "Поругание Христа",
  • "Распятие Христа" ,
  • "По Воскресении Христа"
  • "Воскресение Христа",
  • "Неверие Фомы"

 "По Вознесении Христа"

  • "Вознесение Христа",
  • "Страшный Суд" Иисусу Христу
  • посвящали свои произведения многие выдающиеся мастера мирового и европейского изобразительного искусства (А. Дюрер, Боттичелли, П. Брейгель, П. Веронезе, А. дель Верроккьо, Джорджоне, Л. Кранах, Леонардо да Винчи, Мазаччо, А. Мантенья, Микеланджелло и др.).

Информация взята с сайта: http://artdic.eu/vocabulary/show/id/1363/start/%D0%A5

  1.             Праздники занимают важное место в христианском культе. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, богородицы, святых, чудотворнвых икон, креста. „Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц, - говорится в одном из православных изданий. - В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят еще новые особенности в неизменный ход ежедневной службы - особенности, изменяющиеся с каждым днем. От этого образуется круг годового богослужения".

         Всем известно, что пост является неотъемлемой частью христианской жизни. Чем значительнее праздник, тем больше времени, сил и внимания требуется для подготовки. Для христианина она состоит прежде всего в том, чтобы в очередной раз проверить себя по Евангелию и постараться исправить свой образ жизни, упорядочить и изменить свои мысли, чувства, реакции и поступки.

          Именно поэтому некоторым особо значимым праздникам предшествует пост – период воздержания от всего избыточного, излишнего. Само слово «пост», происходящее от древнегерманского fasta (совр. нем. fest, англ. fast – твердый, крепкий, постоянный) – указание на то, что нужна твердость в намерении выдержать необходимые ограничения. Это касается, прежде всего, всякого рода удовольствий для нашего тела и души – пищи и развлечений – так как их избыток отвлекает от серьезной и сосредоточенной проверки себя. Самое главное — нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой. Требуется известная сдержанность и в эмоциях, особенно отрицательных, а также усилий для стяжания(приобретения) мирного духа, то есть стремления к примирению с Богом, ближними и с самим собой. Наконец, важнейшими составляющими поста является участие в церковных Таинствах и молитва, в которых христианин черпает благодатные силы и помощь Божию для преодоления своей немощи, инерции, лени…

Почему же Церковь придает посту такую важность, уделяет ему так много внимания?

      Во-первых, пост — это наше участие в жизни, трудах и страданиях Христа. Мы именуем себя христианами, то есть последователями Иисуса Христа. Если мы Его последователи, то должны подражать Ему, учиться у Него, следовать за Ним. Христос, Сын Божий, претерпел Крест, распялся за нас, — и мы в свою меру должны ответить на эту бесконечную жертву Его любви, должны потрудиться и пострадать вместе с Ним, принять участие в Его подвиге, в Его Кресте. Однако мы знаем, что человек слаб, что часто он бывает слишком привязан ко всему земному и потому сам, по своей воле, оказывается неспособным в чем-либо ограничить себя, понести даже и малые аскетические труды. Поэтому Церковь и установила посты — чтобы человек, соблюдая их, мог хоть немного потрудиться вместе со Христом, принять участие в подвиге Его жизни. Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «…желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос.»

   Пост  он очень помогает православным в духовной жизни: в молитве, богомыслии, богообщении. Дело в том, что человек состоит из души и тела, и они, будучи тесно связаны, влияют друг на друга, так что состояние души зависит от состояния тела. Если тело человека пресыщено, то оно и душу привязывает к плоти и материи, делает ее тяжелой и бескрылой, неспособной возвыситься над земным прахом.

         Все это составляет приготовление к празднику. И тот, кто достойно подготовится, в день праздника наверняка получит подлинную радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)

Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...

Дистә аша чыгып кушу һәм алу. 2кл.

Математикадан 2 класс өчен дәрес  планы. Тема "Дистә аша чыгып кушу һәм алу"....

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...