Технологическая карта урока ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Никитина Людмила Владимировна

Описание этапов урока с применением различный пед.технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_orkse.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока

Ф.И.О. учителя: Никитина Людмила Владимировна

Учебный  предмет: основы религиозных культур и светской этики.

Класс: 4 класс

Автор  УМК (программы  учебного  курса): А. В.Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2011 год

Тема урока: Милосердие и сострадание

Тип урока: Урок основного блока курса ОРКСЭ. Приобретение новых знаний

Цель:создание условий для  осмысления понятия «милосердие» как основополагающего  нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.  

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов: 

 воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ): 

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

       3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;

познакомить с духовными традициями народов России;

познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»;

научить понимать христианское значение слова «ближний».

Основные термины и понятия: милосердие, ближний, взаимопомощь, сострадание,  любовь к врагам, милостыня.

Оборудование:  учебник, мультимедийный проектор; презентация; видео материалы,

Дидактическое обеспечение: толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова; карточки для групповой работы; индивидуальные листы; 

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Технологии: Инсерт, ЗХУ(знаю, хочу узнать, узнал), Ассоциативный ряд, Игровая технология

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить о том, что волнует многих живущих на нашей планете.

  Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание.

А. Дементьев

- Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе? (Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость)

- Что захотелось сделать?

- Со-чувствие, со-страдание, со-переживание. Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. - Что их объединяет?  (Приставка со-)

Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.

Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Игровая деятельность «Мы – одна семья»; прослушивание стихотворения А. Дементьева.

Групповая работа со словами сочувствие, сострадание, сопереживание, выделение общих признаков.

Личностные УУД:

построение «Я»-концепции (самоотношение), нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные УУД:

Сотрудничество с учителем и сверстниками, обсуждение в группах

Познавательные УУД:

Анализ и сравнение слов, подведение под понятие

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

- О чём мы беседовали на прошлом уроке? (О заповедях данных Богом пророку Моисею на горе Синай)

– В одной из заповедей говорится: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»

Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.

Подберите однокоренные слова к слову «милостивый». (Учащиеся подбирают однокоренные слова к слову «милостивый» («милость», «милосердие», «миловать», «помиловать»))

– Назовите те слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слова милосердие, милость, милостыня, сострадание. (Технология «Ассоциативный ряд»)

– Повторить понятия, которые будут для нас сегодня важны, поможет игра «Твой номер».

Учитель составляет на доске пронумерованный список понятий:

1. Добро.

2. Зло.

3. Духовность.

4. Бездуховность.

5. Нравственность.

6. Безнравственность.

-У каждого из вас есть номер от 1 до 6. Когда я называю номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу.

– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?

– Попробуем сопоставить понятия в каждой паре.

– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?

Учитель выслушивает все ответы учащихся, не давая комментариев  и оценок.

Попробуйте сформулировать тему урока. Ребята, тема нашего урока «Милосердие и сострадание». А зачем нам это знать?

– И сегодня на уроке мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.

Дети прослушивают заповедь,

подбирают однокоренные слова к слову «милостивый» и ассоциации к предлагаемым понятиям (фронтальная работа)

Групповая работа над понятиями в ходе игры «Твой номер»: формулирование понятий, сопоставление, обобщение в ходе группового и коллективного обсуждения. Демонстрация «продукта».

Формулирование учащимися темы урока

Личностные УУД:

выделение морально-этического содержания заповеди, её оценивание и понимание с точки зрения моральных норм.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли, вступать в диалог.

Познавательные УУД:

информационный поиск, анализ понятий с выделением существенных и несущественных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, выведение следствий, обобщение.

Регулятивные УУД:

волевая саморегуляция, взаимный контроль и самоконтроль.

Выявление места и причины затруднения

Технология ЗХУ

Коллективная работа над понятиями темы (исследовательская работа со словарём):

– Начертите таблицу из трёх столбиков: знаю, хочу узнать, узнал.

– Запишите ваши ответы в первый столбик таблицы «знаю».

– Подумайте и скажите, что вы хотите еще узнать о милосердии и сострадании? Запишите ваши ответы во второй столбик таблицы «хочу узнать».

– По ходу работы на уроке вы заполните третий столбик таблицы «узнал».

Прочитайте слова:милосердие, забота,  , сострадание.

Задание группам: найти и прочитать толкование данных слов в толковом словаре С.И. Ожегова.

– Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»?

– К кому мы проявляем милосердие?

– Кому нужна наша забота?

– Как вы понимаете взаимопомощь? Сострадание?- Что объединяет эти понятия?

Работа с таблицей ЗХУ

Коллективная работа над понятиями темы

Регулятивные УУД:

прогнозирование и коррекция, волевая саморегуляция

Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли, вступать в диалог.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Просмотр притчи «О добре и сострадании» . Обсуждение (фронтальная работа)

-Что имел в виду мальчик?

- Как вы к нему относитесь?

Исследовательское чтение текста с. 42-4

(Притча о добром Самарянине)

(Технология «Инсерт»):  Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

радуют вас, потому что вы согласны со сказанным +

печалят вас, потому что так поступать тяжело -

очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить !?                                                   и отметить их соответствующими значками. (Индивидуальная работа)

Далее выслушиваются разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности.

Распределение заданий в группах (задания на карточках)

1 группа.
– Найти в тексте ответы на вопросы:
– Какой вопрос был задан Христу?
– Как ответил Христос?
– Кто шёл по дороге, куда и откуда?
– Что с ним произошло?
– Кто шёл по той же дороге?
– Что сделал каждый из них?
– Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
(текст в учебнике на с.42-43)

2 группа.
– Как Христос учил относиться к врагам?
– Священник изменил мнение о заключённых?
– Почему?
– Может ли человек научиться быть милосердным?
– Что для этого нужно? (текст дан на с. 44)
3 группа.
Закончи предложение.
Одно из дел милосердия – …
Милостыня – это встреча …
В конце XVI в. в Муроме жила …
Она помогала всей округе тем …
Ульяна стала просить себе …
На самом деле святая тайком …
Хлеб святая стала печь из … (текст дан на 44–45 с.)

Просмотр видеозаписи притчи, участие в коллективной беседе (фронтальная работа)

Самостоятельное чтение текста учебника,  аналитическая работа с текстом по технологии «Инсерт» (индивидуальная)

Форма учебного сотрудничества «Учитель-ученик»

Распределение заданий в группах (групповая, фронтальная):

1, 2 гр. – поиск ответов на вопросы в тексте учебника

3 гр. – поиск информации из текста («закончи предложения»)

Личностные УУД:

Оценивание содержания текста, построение системы нравственных ценностей

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество, учебный диалог, взаимопомощь

Познавательные УУД:

Информационный поиск, смысловое чтение, знаково-символические действия, построение речевого высказывания, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД:

Составление плана и последовательности действий

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Групповая работа с текстом учебника на с. 42-44

Коллективное обсуждение (фронтальная работа)

Работа с 1 и 2 группой, осуществление защиты «продукта»

Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»? В чем можно почувствовать порочность этого принципа? *Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?

Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость».

Работа групп с текстом, защита продукта 1, 2 группой, фронтальная работа в форме учебного межгруппового диалога (взаимообъяснение, взаимоконтроль)

Личностные УУД:

Оценка собственных достижений и действий одноклассников; ориентировка в моральной дилемме и построение системы нравственных ценностей.

Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество и межличностное общение в малых группах, управление поведением партнёра, оценка действий

Познавательные УУД:

информационный поиск и структурирование знаний; анализ, доказательство, построение логической цепи рассуждения; решение проблемы

Регулятивные УУД:

умение осуществлять самоконтроль и взаимный контроль, вносить коррективы, оценивать свои достижения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи

Работа с текстом учебника на с. 44-45.  

Работа с 3 группой

Учащиеся отвечают на вопросы (фронтальная работа):

- А встречались ли в реальной жизни такие люди, которые проявляли истинное милосердие, истоком которого являлась бескорыстная любовь к ближнему?

- Кем в обычной жизни были первые сестры милосердия?

- Почему они помогали даже ценой собственной жизни простым солдатам?

- С милосердием связано еще одно понятие — «милостыня».

- Каким же образом можно оказывать милостыню и что включает в себя это понятие?

-  Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Докажите или опровергните это положение.

Выступление детей с заранее подготовленными сообщениями о сёстрах милосердия

Участие в дискуссии (фронтальная, групповая работа)

выступление заранее подготовленных детей с информационным сообщением о сёстрах милосердия (4 группа) (индивидуальная, фронтальная)

Личностные УУД:

Смыслообразование, построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора

Коммуникативные УУД:

Постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД:

Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

Регулятивные УУД:

Прогнозирование и коррекция, волевая саморегуляция

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

1.        Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка.

2.        Вы нашли у своего дома маленького котенка

3.        Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?

Разбор и обсуждение ситуаций

Формулируют  суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость

Личностные УУД:

личностное самоопределение, построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

Познавательные УУД:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера

Регулятивные УУД:

контроль и коррекция

8. Включение в систему знаний и повторение.

Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Работа с разделом урока «Вопросы и задания»

- Прочитай отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

- Как ты думаешь, в каком значении А.С. Пушкин употребил слово «падший» (упавший, побежденный, согрешивший)? Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?

Можно ли за милосердную помощь брать плату?

Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

Создайте собственное определение: «Ближний для меня – это…

– Сегодня мы разбирали такие понятия как: милосердие, сострадание, милость, милостыня.
– Какие мысли и чувства вы испытали во время урока?
– Какая основная мысль объединяет понятия: милосердие, сострадание, милость, милостыня.

Чтение  отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», ответы на вопросы учебника, выполнение итоговых заданий, участие в учебном диалоге (фронтальная работа)

Личностные УУД:

ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора; самопознание

Коммуникативные УУД:

умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог, приходить к общему решению, общей цели

Познавательные УУД:

анализ, обобщение, структурирование знаний, выведение следствий

Регулятивные УУД:

оценка, осознание качества и уровня усвоения материала

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Практическое упражнение «Цветик-семицветик» (Лепестки нарисованы на бумаге и лежат на партах)

-Подумайте, что вы за сегодняшний день сделали доброго. Напишите об этом на лепестках и прикрепите их к сердцевине нашего цветка.

(Дети работают и прикрепляют лепестки к сердцевине, изображенной на рисунке на доске).

- Богатый урожай получился.

- Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что – то доброе?

- Вот и подходит наш урок к концу. Проанализируйте  свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану:

Меня удивило…

Мне запомнилось…

Я считаю, что…

Задание на дом :придите домой и поговорите с родителями о милосердии и сострадании. Что они вам расскажут на эту тему.

Учащиеся отвечают на вопрос методики (индивидуальная работа)

Анализируют и оценивают результаты своей деятельности по плану, делают выводы (фронтальная работа, индивидуальная)

Участвуют в разборе домашнего задания

Личностные УУД:

Овладение системой нравственных ценностей, осуществление личностного морального выбора; смыслообразование, самоопределение и самопознание

Коммуникативные УУД:

Учебное сотрудничество с учителем, монологическое выражение своих мыслей

Познавательные УУД:

Построение речевого высказывания, рефлексия и критичность, построение логической цепи рассуждения

Регулятивные УУД:

Оценка результатов своей деятельности, регулирование своего поведения в соответствии с морально-этическими ценностями; планирование внеурочной деятельности

1 группа. (текст в учебнике на с.42-43)


– Найти в тексте ответы на вопросы:
– Какой вопрос был задан Христу?
– Как ответил Христос?
– Кто шёл по дороге, куда и откуда?
– Что с ним произошло?
– Кто шёл по той же дороге?
– Что сделал каждый из них?
– Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

2 группа. (текст дан на с. 44)

– Как Христос учил относиться к врагам?
– Священник изменил мнение о заключённых?
– Почему?
– Может ли человек научиться быть милосердным?
– Что для этого нужно?

3 группа. … (текст дан на 44–45 с.)

Закончи предложение.
Одно из дел милосердия – …
Милостыня – это встреча …
В конце XVI в. в Муроме жила …
Она помогала всей округе тем …
Ульяна стала просить себе …
На самом деле святая тайком …
Хлеб святая стала печь из …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Данный урок является 14 в модуле "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе.Технологии урока - личностно-ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающа, деятельностный подход.При ра...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация

Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Курс "Основы мировых религиозных культур". Тема урока "Семья".

Представлена технологическая карта урока ОРКСЭ. Курс "Основы мировых религиозных культур" 4 класс. Тема урока "Семья". По программе "Школа России"....

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...