Конспект урока по ОРКиСЭ Модуль Светская этика Тема "Совесть"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Тема: «Совесть»

 

1.ФИО: Иванова Галина Викторовна
2. Место работы: ГБОУ Гимназия №587

3.Должность: учитель начальных классов
4.Предмет: ОРКСЭ. Модуль  «Основы светской этики»

5.Класс: 4
6.Тема и номер урока: 19

7.Базовый учебник:  учебник  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.  (4класс). Авторы: А.А.Шемшурин, Н.М.Брунчукова, Р.Н. Демин, К.В.Савченко, Т.Д. Шапошникова.
8.Цель: Объяснить, что такое совесть и стыд в жизни.

Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях)

9.Задачи урока

Образовательные: познакомить с новыми понятиями «совесть»и «стыд», создать условия для  правильного представления о совести, как одно из морально-этических ценностей  человеческой жизни .

Развивающие: формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне,

Воспитательные:  умение анализировать свои поступки и слова,  способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного представления о совести , стыде, раскаяние и воле.

Формировать УУД:

Личностные:

  1. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
  2. Развивать этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения
  3.  Знать основные моральные нормы(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность
  4.  Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.

 

Регулятивные:

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

5. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные:

1. Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные).

2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

3. Cтроить речевое высказывание в устной форме.

4. Понимать информацию, представленную в неявном виде.

5. Интерпретировать и обобщать информацию.

Планируемые результаты
Предметные: расширение представлений детей о совести, уточнение понятия «смысл жизни»

Личностные:   формирование культурной эрудиции учащихся.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять и формировать цель  деятельности на уроке с помощью учителя; работать по предложенному плану, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение  оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

10.Тип урока:  открытие новых знаний

11.Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная работа

12.Необходимое техническое оборудование:  мультимедийное оборудование, учебники, листы с заданиями, словари, презентация

Структура и ход урока .

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

  1. Мотивация к учению.

 

1 мин.

 

Учитель:

Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества. Для этого нам потребуется внимание, активность, взаимопомощь и, конечно, хорошее настроение. Начинаем урок ОРКСЭ.

 

- проверяют готовность к уроку

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)

Регулятивные УУД:

определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

овладение навыком работы по
предложенному учителем плану;

умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и
текстами учебного пособия;

  1. Актуализация знаний
     

10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной задачи

 

 

      3 мин.

 

 

 

 

 

 

- Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня на уроке нам предстоит отвечать на вопросы, рассуждать,  анализировать, выражать свою точку зрения, искать решения,  делать выводы. Пожелаем друг другу успешной работы.

Представим на поляне мудрецов.

На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.


Наш урок я хотела начать с  стихотворения                   

Однажды предрассветною порой

ТРИ  мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

- Что главное, скажите в человеке?

- Конечно, разум- первый мне ответил.

(прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)

С ним каждый путь и правилен и светел

- Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил:  - Воля на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

(прикрепляю карточку со словом «воля» на дерево

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…                            - Как вы думаете, что считал главным в  человеке третий мудрец?

Ответ  сравним с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть!

  (прикрепляю карточку со словом «совесть»)

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

- Прочитайте эпиграф урока.

Самое главное украшение человека – чистая совесть. Цицерон

- Сформулируйте  тему урока.

ЧТО же такое Совесть?

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  1. Что такое совесть?

 

 

 

  1. Нужна ли человеку совесть?

 

 

 

  1.  Что значит поступать по совести?

 

 

 

  1. Какая совесть

бывает чиста?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Высказывания учащихся – выбирают одно самое главное качество

 

 

 

-РАЗУМ

 

 

 

 

 

 

- ВОЛЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-СОВЕСТЬ

 

Регулятивные УУД:

корректирование своей деятельности;

в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Использование
словарей, справочников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Создание проблемной ситуации

 

  5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что такое совесть? Попробуем  дать определение.

    (Моделирование понятия “совесть”. Работа в парах)

-  Перед вами высказывания (на листочках) известных людей, посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из каждого высказывания, запишите его на карточку.

  1.  « Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» Паскаль Блез
  2. «Законживущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» Кант И.
  3.  «Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» Гольбах П.
  4.  «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла»   Дени Дидро
  5.  «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за  

            нами кто-то следит.Генри Луис Менкен

Выполнив задание, на доске возникает следующая запись:    Совесть-это…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- У каждого человека своё представление о совести маленького человека оно одно, у взрослого – оно другое.

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.   

Познавательные УУД:

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

5. Физ.минутка

 

    2мин

 

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

                                                                

 

 

6. Решение проблемы, открытие новых знаний.

 

20 мин.

1.Работа со словарём С.И.Ожегова.
-А  как же нам объяснит это слово  Сергей Иванович Ожегов,  давайте обратимся к его толковому  словарю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа с текстом учебника ОСЭ стр.57 (в группах)

1. - Прочитайте определение в учебнике.

- На какие смысловые части можно разделить данное определение?

 

- Какие высказывания известных людей можно отнести к первой части определения  

   учебника? (ко2-ой, к 3-ей, к 4-ой)

 

 

 

 

 

 

2. Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.

3. Подберите однокоренные слова.  (Совестливый, добросовестный)

 

 

4 . Вспомните о поступке Марины. Можно ли сказать, что она поступила по совести? Приходилось ли вам слышать это выражение? Как вы можете его объяснить?

  1. Рассмотрите иллюстрацию учебника. Какая птица здесь изображена? Что вы о ней знаете?

3. Работа с текстом учебника

- Прочитайте текст «Стыдно перед соловушкой»

- Объясните, как вы понимаете, почему Лиде стало стыдно перед соловушкой? - А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?

 

- С каким чувством автор (В.А. Сухомлинский) связывал совесть?

- Подумайте, почему совесть иногда действует на человека сильнее, чем написанные законы.

 

Заполните таблицу (работа в парах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Работа с пословицами  (в группах)

В ком стыд, в том и совесть. Русская пословица.

Как ни мудри, а совести не перемудришь.Русская пословица.

Совесть без зубов загрызает. Русская пословица.

Когда совесть раздавали, его дома не было. Русская пословица.

Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. Итальянская пословица.

 

- Какой вывод из этих изречений мы сделаем? 

Поиск и чтение детьми  в словарях объяснения слова –  совесть

«Совесть - внутреннее сознание добра и зла…»

«Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно…»

Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Способность человека осознавать свои поступки
  • Оценивать свои поступки с позиции добра и зла
  • Это внутренний голос человека
  • Она помогает делать правильный выбор

 

 

Совестливый – поступающий по совести;

Добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный.

 

 

Соловушка

 

 

 

Лида чувствует, что если она выбросит остатки пищи, то соловушка огорчится, а Оля просто бросила остатки еды под куст(ведь мы в лесу , никто не увидит)

 

Стыд, вина, огорчение, грусть, тяжесть на душе

 

 Со стыдом

 

 

 

 

 

Дети заполняют таблицу

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  1. Что такое совесть?

 

 

 

  1. Нужна ли человеку совесть?

 

 

 

  1.  Что значит поступать по совести?

 

 

 

  1. Какая совесть

бывает чиста?

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснение пословиц на стр. 58 учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорошо , что человек  имеет совесть.О таком человеке говорят , что он порядочный

 

 

 

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

 

 

 

 

Познавательные УУД:

нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица);

 

 

 

 

7. Рефлексия

 

  3 мин

-Выразите  своё отношение к уроку. Оценка.

В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен быть у человека.

Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям

Памятка.

 Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.     

Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).

  • Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.
  • Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
  • Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.
  • Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
  • Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.
  • Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
  • Не берите чужого без разрешения.
  • Не желайте никому зла
  • Не допускайте грубости
  • Во всём помогайте ближним

Будьте добрым

В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен быть у человека.

  • Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям

 -Есть ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.

 -Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? 
   У вас на парте две ручки (красная и синяя) и листочек, цветочек от дерева. Синей пастой напишите, какими качествами ты хотел бы обладать, а красной – от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться.
На доске нарисовано дерево.

Дети по очереди подходят и приклеивают цветочки и  листочки на дерево.

. Посмотрите, человек силой своего характера, целеустремленностью даже сухое дерево может превратить в цветущее.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке .

Не забывайте использовать слова….

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

 

 

Активно работали на уроке….

Интересны были высказывания…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания  детей

 

 

 

 

image

 

 

image

 

 

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

8. Домашнее задание:

1 мин

 

Дома вы продолжите работу по данной теме на стр. 48 -49 (раб. тетради)

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку"Совесть "1.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов "Основы светской этики" "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль Иванова Галина Викторовна, ГБОУГимназия №587

Слайд 2

Урок 19 C овесть Что такое совесть?

Слайд 3

Дерево предсказаний разум воля совесть

Слайд 4

Самое главное украшение человека – чистая совесть. Цицерон Что же такое Совесть ?

Слайд 5

Совесть – способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать перед собой чувство вины . Вопрос Знаю Хочу узнать Узнал 1.Что такое совесть? 2 .Нужна ли человеку совесть? 3. Что значит поступать по совести? 4. Какая совесть бывает чиста?

Слайд 6

« Совесть» — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» Паскаль Блез «Закон , живущий в нас , называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» Кант И. «Совесть — это наш внутренний судья , безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» Гольбах П. «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла » Дени Дидро 5. «Совесть – это внутренний голос , предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. Генри Луис Менкен

Слайд 7

Работа с текстом учебника (стр. 57) Совесть- это… способность человека осознавать свои поступки оценивать свои поступки с позиции добра и зла это внутренний голос человека она помогает людям делать правильный выбор

Слайд 8

совесть со весть вместе знать , ведать

Слайд 9

Однокоренные слова совесть совестливый добросовестный

Слайд 10

Можно ли сказать, что Марина поступила по совести? Приходилось ли вам слышать это выражение? Как вы можете его объяснить? «Трудно быть человеком» по рассказу стр. 55

Слайд 11

чувства стыд вина Тяжесть на душе огорчение грусть

Слайд 12

Работа с текстом учебника Текст на стр. 57-58 «Стыдно перед соловушкой» Объясните , как вы понимаете , почему Лиде стало стыдно перед соловушкой Подумайте , почему совесть иногда действует на человека сильнее, чем написанные законы С каким чувством автор связывал совесть?

Слайд 13

Заполни таблицу (работа в парах) Вопрос Знаю Хочу узнать Узнал 1.Что такое совесть? 2 .Нужна ли человеку совесть? 3. Что значит поступать по совести? 4. Какая совесть бывает чиста?

Слайд 14

Объясни русские пословицы В ком стыд , в том и совесть. Как ни мудри , а совести не перемудришь. Совесть без зубов загрызает. Когда совесть раздавали, его дома не было.

Слайд 15

Золотые правила порядочного человека Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному. Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений. Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты. Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке. Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему. Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны: Не берите чужого без разрешения. Не желайте никому зла Не допускайте грубости Во всём помогайте ближним Будьте добрыми

Слайд 16

Дерево предсказаний

Слайд 17

Синквейн 1. Название темы. 2. Описание темы (два прилагательных). 3. Действия в рамках этой темы (три глагола). 4. Это фраза, показывающая отношение к теме. 5. Слово, которое повторяет суть темы.

Слайд 18

Синквейн Совесть Вечная, мудрая Спрашивает, учит, мучит Главный судья Слушай её

Слайд 19

Всё в Ваших руках …

Слайд 20

Использованы ресурсы: Солнышко - http://www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=30706&page=43 Фон - http://www.gpark.kz/gdefon/download/241668?PHPSESSID=8e2f6e45406bb9e6af6c1e6d59252946 Притча: http :// pritchi . ru / id _254


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок № 15 ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика". "Что значит быть моральным?"

Презентация к уроку по теме: "Что значит быть моральным?"  для 4 класса....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА".

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА"....

Мастер-класс по ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика". Тема "Образцы славянской культуры. Изготовление оберега"

Мастер - класс по теме"Образцы славянской культуры. Изготовление оберега"...

Проект "Россия - Родина моя" к уроку по ОРКиСЭ (модуль "Светская этика")

Данную презентацию можно использовать  на вводном уроке  по ОРКиСЭ (модуль "Светская этика")...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...

Конспект урока по ОРКС модуль " Светская этика" тема: " Этикет"

Тема урока: « Этикет»Количество часов: 1 часЦели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человекаЗадачи:- познакомить с поняти...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль Светская этика "Идти дорогою добра"

Проблема патриотического воспитания, толерантности и нравственного самосознания современной молодежи волнует весь мир и особенно общество нашей страны. Возраст детей в начальных классах является одним...