Конспект урока по ОРКСЭ модуль Светская этика "Идти дорогою добра"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Савельева Ирина Владимировна

Проблема патриотического воспитания, толерантности и нравственного самосознания современной молодежи волнует весь мир и особенно общество нашей страны. Возраст детей в начальных классах является одним из самых чувствительных периодов для формирования системы ценностных установок. В связи с этим одним из важных вопросов для педагога является вопрос: кем в будущем станут его ученики? Но самое главное - какими они будут? Как их учить, чтобы каждый учащийся был достойным гражданином своей страны? Основы морали и нравственности для подрастающего поколения, преподаваемые на уроках ОРКСЭ в модуле «Светская этика» позволяют им успешно принимать жизненные ценности. Данная методическая разработка предназначена для организации урока по нравственному воспитанию с учащимися 4 класса (10-11 лет) и может войти в программу воспитательной работы с классом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.В. Савельева, учитель начальных классов, ГБОУСОШ №277 Кировского района Санкт-Петербурга

Предмет ОРКСЭ. Модуль Светская этика

Тема урока «Идти дорогою добра»

Класс 4

Пояснительная записка

Проблема патриотического воспитания, толерантности и нравственного самосознания современной молодежи волнует весь мир и особенно общество нашей страны. Возраст детей в начальных классах является одним из самых чувствительных периодов для формирования системы ценностных установок. В связи с этим одним из важных вопросов для педагога является вопрос: кем в будущем станут его ученики? Но самое главное - какими они будут? Как их учить, чтобы каждый учащийся был достойным гражданином своей страны? Основы морали и нравственности для подрастающего поколения, преподаваемые на уроках ОРКСЭ в модуле «Светская этика» позволяют им успешно принимать жизненные ценности.

Данная методическая разработка предназначена для организации урока по нравственному воспитанию с учащимися 4 класса (10-11 лет) и может войти в программу воспитательной работы с классом.

Цель урока: выяснить, что такое «благотворительность» и можем ли мы совершать благотворительные поступки?

Задачи урока:

-создать ситуацию для дискуссии о дружбе; проанализировать имеющийся субъективный опыт представлений обучающихся о дружбе;

-познакомить учащихся с «Письмами о добром и прекрасном» академика Дмитрия Сергеевича Лихачева;

-раскрыть понятие «благотворительность»; развивать у учащихся такие качества, как доброта и милосердие;

-пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся людям; активизировать познавательную деятельность.

Планируемые результаты учащихся:

1.Личностные:

-умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.                                                            2.Предметные:

-знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей;

-понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;

3.Метапредметные:

-получить  первоначальные навыки извлечения существенной  информации из различных источников;

-получить первоначальные навыки постановки учебной задачи; участие в коллективном обсуждении  вопросов урока.                                                                                  Тип урока - урок  закрепление полученных  знаний.                                                                                

Средства проведения урока. Оборудование и  учебно - методическое обеспечение: компьютер, мультипроектор, презентация, иллюстративный материал (картинка «Кот Леопольд), раздаточный материал (ромашка и лепестки, буквы на магнитах), учебник «Основы светской этики» Т.Д. Шапошникова «Дрофа» 2012г., толковый словарь Ожегова С.И. или словарь-онлайн.                                                    

Форма и виды деятельности на уроке: беседа; творческая работа в группах; чтение, анализ текстов разных жанров (сказка, рассказ), мозговой штурм; визуальное восприятие; устные высказывания на тему; подготовка к творческим заданиям (мастер-класс).  

Основные понятия: Добро и зло. Дружба, друг, благотворительность, избирательность, взаимоуважение, понимание, бескорыстие.                                                                                                                                                            

Ход урока

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями, улыбнемся друг другу.

-Ребята, о чем же нам поговорить сегодня? Ведь все темы нашего модуля мы уже прошли. Вы уже презентуете свои исследовательские работы. О чем вы сами хотели бы поговорить? (ответы детей).

Эпиграф к мероприятию, написан на доске: «Доброта человеку как воздух нужна.                                                                          Человек – он же тоже природа». С. Острова.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

-Ребята, давайте вспомним, какое домашнее задание вам было задано? Вашим домашним заданием было составить  рассказ с примерами добродетельных  поступков известных людей  нашей страны (прослушивание докладов по теме). Спасибо вам, ребята, за такие чудесные доклады. Мы убедились в очередной раз, сколько в нашей стране живет по-настоящему добрых людей!

Актуализация знаний

-Послушайте стихотворение:

«Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают,

Добрые – дарят тепло и уют,

Добрые – в ногу со слабым шагают

И никакого  спа-си-бо  не ждут»  (Генрих Акулов)  [2]

-Посмотрите, ребята, у меня в конверте мультипликационный герой. Кто это? (кот Леопольд). Что мы можем о нем рассказать? Какой он? (он терпеливый, добрый).

-Давайте обобщим всё, о чем мы говорили сейчас и поговорим о чем-то добром, светлом. Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (предпологаемые ответы детей) правильно ответить на этот вопрос нам помогут загадки (педагог загадывает загадки), каждый ответ соответствует определенной букве. На доске буквы в разнобой: И Д И Т   О Р О Д О Ю  Г Д О А Б Р  

Загадки

  1. Она может быть настоящая и корыстная (дружба);
  2. Причинение кому-либо вреда (зло);
  3. Это чувство необходимо каждому человеку (любовь);
  4. Он познается в беде (друг);
  5. Поддержка близкому человеку (помощь);
  6. Это требуется каждому животному, которого мы приручили (забота);
  7. Чувство веселого настроения и счастья (радость);
  8. Это человеческий орган, как символ переживаний, чувств, настроений человека (сердце);
  9. Закончи поговорку: Доброе слово и кошке… (приятно);
  10. Замени два слова одним словосочетанием «доброта души» (добродушие);
  11. Вежливое обращение и приветствие утром (Доброе утро);
  12. Мультипликационный кот, который делал только добрые дела и призывал жить дружно (Леопольд);
  13. Назовите добрый поступок (ответы детей);
  14. Как звали злую старуху, которая пела: «Кто людям помогает, тот тратит время зря» (Шапокляк);
  15. Закончи пословицу: «Добро творить - себя …. (благодарить);
  16. Как называлось «Д» в славянской азбуке-кириллице (добро)

(дети отгадывают загадки и собирают слова в предложение  ИДТИ ДОРОГОЮ ДОБРА). Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Идти дорогою добра». Запишите, пожалуйста, в тетрадь.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Какую цель мы можем поставить на урок, если мы будем говорить о добре? Мы же много чего уже о нем знаем. А давайте раскроем эту тему и узнаем что-то о благотворительности? (ответы детей).

Отлично. Цель нашего урока – выяснить, что такое «благотворительность» и можем ли мы совершать благотворительные поступки.

Тогда какие задачи мы можем определить на урок? (ответы детей)

-Мы поговорим о дружбе;

-Изучим философскую литературу по теме урока;

-Раскроем понятие «благотворительность» и будем стремиться оказывать посильную помощь нуждающимся людям.

И начнем мы наш урок с того, что моя помощница, наш «маленький учитель»,  ваша одноклассница расскажет нам сказку Алексей Глебова «Бабушкина сказочка» [3] (ученица читает сказку).

- Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружек. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: «Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь». Подумал волшебник и сказал: «Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…». Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - «Вот выбирай», – сказал волшебник, -«Одну зовут Радость, другую -Удача, третью -Красота, четвёртую -Успех, пятую -Доброта». -«Они все прекрасны», – сказала  Любовь. -«Не знаю, кого и выбрать…». -«Твоя правда», – ответил волшебник,  – они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь». Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой.  Задумалась Любовь (остановка музыки). -А кого выбрали бы вы ребята? Почему? (после ответов детей звучит музыка, и ученица  читает продолжение сказки). -Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. -Ребята, почему Любовь выбрала Доброту? (дискуссия по теме).

Первичное закрепление

-Ребята, как вы понимаете значение слова «доброта»? Давайте обратимся к словарю Ожегова С.И. [4] -Кто нашел определение? Прочитайте. Запишите в тетрадь определение слова доброта. Подберите синонимы к слову доброта? (ответы детей: добрый, добро, добродетель, доброжелатель).

Кто же такой доброжелатель? (ответы детей). Доброжелатель - человек, доброжелательно относящийся к кому-нибудь. Добрые дела – благие.  Благо – добро, польза. Творить – делать. Что получится, если соединить все эти слова вместе? (ответы детей творить благо, благотворительность).  Давайте вспомним, что же такое «Благотворительность»? «Благотворительность – это … (ответы детей). Это действия и поступки, направленные на общественную пользу».  Ребята, подумайте и скажите, как можно назвать человека, который делает добрые дела, занимается благотворительной деятельностью? (благотворитель). А кто - нибудь из вас делал добрые дела, творил благо? Что вы делали доброго и для кого? (ответы детей). А когда вы помогали людям, вы просили что-то взамен за свою помощь? (ответы детей: помогали просто так, даром). Верно. А ещё говорят «безвозмездно». Какие поступки и дела можно назвать благотворительными? (безвозмездные). Давайте ещё раз прочитаем определение. «Благотворительность – это безвозмездные действия и поступки, направленные на общественную пользу». Что же это все же такое, добрые дела? А более подробно в благих делах нам помогут разобраться лесные сказочные жители.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации 

Лесная сказка о добрых жителях леса.

Собрался как-то Зайка в деревню, чтобы набрать яблок для своих зайчат. Да идти далеко. Ну, что делать, отправился в путь. А навстречу ему Ёжик идет. Зацепился ёжик за веточку и порвал свои клетчатые штанишки. Сел на пенек и заплакал. Пожалел Ёжика Зайка и отвел его к себе домой, чтоб его Зайчиха зашила дырку на штанишках. Поблагодарил Ёжик Зайку, и пришлось Зайке снова в путь-дорогу собираться. Идет Зайчик дальше, а навстречу ему Медвежонок, растроенный стоит. Пока собирал ягоды, оставил где-то корзину. Жалко стало Медвежонка Зайке. Пробежал он быстро вокруг всей опушке и нашел корзину Медвежонка. Поблагодарил Медвежонок Зайку и пошел Зайчик дальше. Идет Зайка, а навстречу ему  Лисичка. Собирала она грибы, да споткнулась о корягу. Всё из лукошка-то и высыпалось. Не может Лисичка всё собрать, устала. Жалко Зайчику стало Лисичку и собрал он все грибы ей снова в лукошко. Поблагодарила Лисичка Зайку. Отправился Зайчик в путь. Только вот беда, пока Зайчик помогал всем, наступил вечер. Придется вернуться Зайчику домой без яблок. Идет Зайчик домой, печалится. Вдруг видит, навстречу ему идут, Ёжик, Медвежонок и Лисичка и несут ему корзину яблок. Спасибо, говорят они ему…

-Ребята, почему зверята принесли корзину яблок Зайке? Что сделал Зайчик для зверят? (ответ детей: Зайчик сделал доброе дело). -И какой был результат доброго дела? (ответ детей). (Ребята собирают слово из букв: ДОБРОТА)

Давайте-ка проверим, какие дела вы считаете добрыми.

Физкультминутка.

- Если я назову доброе дело – то вы подпрыгиваете, если не доброе – приседаете:

1.Помощь можно оказывать кому-угодно.  (Подпрыгивают)

2.За каждое доброе дело нужно требовать плату. (Приседают)

3.Вокруг нас много людей, нуждающихся в помощи, и мы поможем им обязательно. (Подпрыгивают)

4.Я помогу другому только, если помогут мне.  (Приседают)

5.Если мне дадут денег на мороженое, я вымою посуду. (Приседают) 

6.Перевести пожилого человека через дорогу. (Подпрыгивают)

7.Если мне дадут конфету, я переведу пожилого человека через дорогу. (Приседают)

8.Подарить игрушку детскому саду.  (Подпрыгивают)

9.Затеять ссору с одноклассниками.   (Приседают)

-Кто из вас сам хочет попробовать провести такую физминутку?  (ученики предлагают свои варианты вопросов)

Ребята, давайте вспомним, кому можно и нужно, по вашему мнению, оказывать благотворительную помощь? (ответы детей: детскому саду, детскому дому, дому престарелых, школьному кружку, музыкальной школе и т.д.). А кто может быть благотворителем? (ответы детей: родители, один человек, класс, предприятие, завод и т.д.)

- А мы с вами можем оказывать благотворительную помощь? Кому и какую? (ответы детей, например: детскому саду - собрать книжки, игрушки, расчистить снег на участке, построить снежные фигуры, горки, инсценировать сказку, рассказать о правилах дорожного движения…)

-Но самая главная помощь нужна вашим близким, вашим родным. И эту помощь мы оказываем определенно безвозмездно.

-Давайте прочитаем в учебнике диалог Юли и Игоря (учебник, страница 139- 143) 

-Прочитаем по ролям (дети читают текст)

Обобщение и систематизация знаний

Прочитайте текст в учебнике на странице 142-143, из книги Дмитрия Сергеевича                                                                           Лихачёва «Письма о добром и прекрасном».

«...Мы учимся ездить на велосипеде и сперва следуем определённым несложным советам друзей: поворачивать руль в ту сторону, в которую падаешь. А вскоре ездим, не думая уже ни о каких правилах, и ездим хорошо и свободно всю жизнь. В своих «Письмах...» я тоже рекомендую несложные правила «ездить на велосипеде» - жить честно, по правде. Но это необходимо только для начала. Жить же нужно интуитивно «по велению совести», не задумываясь находить всегда правильные решения, не заглядывая в книжки. Поэтому мои «Письма о добром и прекрасном» должны быть вам нужны только для начала. А потому живите по-доброму, не думая о «правилах», которые содержатся в письмах... Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчётно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовётся окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно. Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца. А я помашу вам вслед...» [1]

-Расскажите, как вы поняли, какой теме посвящены письма академика Д. С. Лихачёва (ответы детей).

Мастер-класс «Волшебный цветок добра». -Ребята, я приглашаю вас поиграть.

Встаньте все, вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать.

-В моих руках ларец. В нём находятся волшебные зёрнышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зёрнышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало

(под музыку учитель подходит к каждому, и нежно прикасаясь к ладоням детей, кладёт в них невидимое зёрнышко). - А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зёрнышко посадите его внутрь себя. - Теперь это зёрнышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастёт в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастёт только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела. - Нарисуйте в своём воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь себя, в своё сердечко. - Вас овевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. - Ребята, откройте глаза. У вас на столе лепестки от цветка добра. Напишите на своем лепестке добрые пожелания кому-нибудь. Мы соберем эти лепестки в наш цветок Доброты (на столах лежат ромашки, лепестки с пожеланиями крепятся на цветки)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

-Ребята, вашим домашним заданием остается подготовка к итоговой презентации результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности.    

Рефлексия (подведение итогов урока)

-Прочитайте ещё раз название урока. Как вы понимаете смысл темы урока?

Какие вечные вопросы человечества вы уже обсуждали на уроках этики? А какие ещё хотели бы обсудить? (ответы детей) 

Как вы считаете, ребята, мы достигли цели урока? (ответы детей). Да, цель достигнута.

А задачи, поставленные на урок, выполнены? (ответ детей). Вы совершенно правы, задачи тоже выполнены.

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

-Итак, ребята, какие выводы из услышанного и увиденного на уроке вы сделали для себя?  (ответы детей). Давайте с вами подумаем и ответим на вопрос: Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придёте домой? (ответы детей). Кому было интересно, нарисуйте веселый смайлик. Кому было скучно, нарисуйте грустный смайлик (дети обозначают свои эмоции под песню кота Леопольда «Если добрый ты» Б. Савельева, М. Пляцковского)[5].

-Покажите, пожалуйста, друг другу свои смайлики.

Исполнение песни «Идём дорогою добра»

-А теперь давайте все вместе подпоём видеоклипу «Идём дорогою добра» (слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова), к/ф «Маленький Мук» [6].

-Ребята! Давайте жить дружно! (слова вывешиваются рядом с картинкой кота Леопольда). Спешите делать добрые дела.

Спасибо за урок!

Библиография использованных методических материалов

  1. Шапошникова Т.Д. Учебник. Основы светской этики. 4 класс. М.: Дрофа, 2012.
  2. Генрих Акулов «Добрых людей как всегда не хватает» [сайт].-

https://rustih.ru/genrix-akulov-dobryx-lyudej-kak-vsegda-ne-xvataet/

  1. Алексей Глебов «Бабушкина сказочка» [сайт].-

https://gigabaza.ru/doc/63315-p3.html

Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы:

  1. Толковый словарь Ожегова С.И. или [сайт].-

https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=6758

Интернет-ресурсы, аудиозаписи, тематически связанные с содержанием курса:

  1.  Песня «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда», слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева [сайт].-

https://deti-online.com/pesni/iz-multfilmov/pesni-kota-leopolda/esli-dobryy-ty/

  1.  Видеоклип «Идём дорогою добра» (слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова), к/ф «Маленький Мук» [сайт].-

https://www.youtube.com/watch?v=RxS5d2sGR2k&ab_channel=NatalyaVelikodnaya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"

Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА".

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА"....

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Добро и зло"

Представлена технологическая карта урока "Добро и зло"...

ОРКСЭ, модуль " Светская этика" Тема: " Добро и зло"

Урок " Добро и зло"  разработан в рамках модуля " Основы мировых религиозных культур» авторы Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С.Целью урока является формирование у уч...