Библия и Евангелие
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Павлова Елена Валериевна

разработка урока ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibliya_i_evangelie_metodicheskaya_razrabotka.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

муниципального образования гимназия № 36

 г.Краснодар  

350000, г.Краснодар, ул.Красноармейская, д. 52             тел. 262-25-47

«Библия и Евангелие»

Лучшая методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

 

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 9 – 10 лет

                                                             Разработчик:

                                                              Павлова Е.В., учитель начальных классов

2019 г.

Тема урока «Библия и Евангелие»

Цель урока: сформировать общие представления о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Библии в формировании отечественной культуры.

Задачи:

-дать общее представление о Библии и Евангелии;

-формировать интерес к православной культуре;

-ввести понятия: христиане, христианство, Библия, завет, Ветхий Завет, Новый Завет, пророк, Евангелие, апостол, притча, откровение.

-продолжать формировать чувство патриотизма, уважение к традициям и истории своего государства, любви и почтения к родной культуре

Планируемые результаты: 

-иметь представление о Библии и Евангелие, проявить интерес к самостоятельному их изучению.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения     новой задачи;

- уметь проводить самооценку учебной деятельности. 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-Уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-совершенствовать навык обобщать информацию; 

-уметь контролировать и оценивать свои действия;

-проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Познавательные УУД: 

-уметь работать с информацией, расширить представления учащихся о Библии как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике;

-познакомить с библейскими традициями в литературе, отзвуками библейских историй в русской литературе;

-уметь находить решения на поставленные проблемные задания;

-уметь сравнивать и анализировать;

-делать выводы в результате совместной работы в группе.

Коммуникативные УУД:

-овладение навыками смыслового чтения текста и осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами;

-установление аналогии и причинно-следственных связей; 

-построение рассуждений, отнесение к известным понятиям; 

-готовность слушать собеседника и вести диалог;  

- умение работать в группе, уважительное отношение к товарищам.

Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, творческая деятельность, работа в группах

Оборудование и материалы: учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры», презентация, Библия, компьютер, статьи, книги.

Ход урока:

Постановка цели и задач урока:

- Ребята, мы живём с вами в большой и прекрасной стране. Наши соотечественники - это трудолюбивые и преданные своей Родине люди. На территории России много религиозных традиций и организаций. Однако большинство россиян называют себя православными людьми. А каких людей мы можем назвать православными? (выслушать ответы учеников)

-Ребята, давайте обратимся к нашему учебнику и на странице 16, попробуем найти ответ на этот вопрос. (Ученики читают, что православные люди- это христиане. А христианами называют людей, которые приняли учение Иисуса Христа.)

- Православные люди славят Бога. Они благодарят его и прославляют, служат ему. Ребята, а как вы думаете, кто научил людей прославлять Бога? (Иисус Христос) (слайд 2)

-Учение Иисуса Христа и называют христианство. Иисус жил более двух тысяч лет назад. Именно от Рождества Христова ведётся современное летоисчисление. Как мы с вами можем помнить о Боге, если его не видим, ведь он в раю? Откуда мы можем брать знания о Творце и его воле? Откуда люди знают о том, как люди ждали рождения Христа, как он жил, чему учил? (Мы это можем прочитать в Библии) (слайд 3)

-Я очень рада, что многие из вас знают о важнейшей и удивительнейшей книге всех времён и народов. Действительно Библия рассказывает о том, как люди ждали Христа, как он родился, жил и чему учил людей. О всех тяжёлых испытаниях, которые перенёс наш Вседержитель и Учитель. Нет я не оговорилась. Иисус наш Учитель. Давайте прочитаем на странице 16, что же есть Библия. (Работа с учебником)

-Из скольких книг состоит Библия? (Из 77) Почему мы пишем это слово с большой буквы? (Потому что это священная книга Христиан)

-Ребята действительно Библия состоит из 77 книг, собранных под одной обложкой. (Учитель показывает несколько разных изданий Библии) Посмотрите какие разные по внешнему виду я держу Библии. Одна из книг больше, другая меньше. Здесь очень богато украшена обложка, это очень старая книга. На другой книге краски не такие яркие, потемнели от времени. Но каждая из них так и манит. Каждую хочется взять в руки, подержать, почитать. Что вы, конечно, можете сделать сейчас. (Ребята берут Библии, рассматривают их)

-В Библии скрыто то, без чего не может жить ни один христианин. Здесь и мудрость, и учение, и наставление на праведную жизнь. Ведь недаром Библия- это самая читаемая и издаваемая книга в мире.

  Большая часть Библии, которая состоит из 50 книг называется «Священное Писание Ветхого Завета». (слайд 4) Ребята, а как вы понимаете слово ветхий? (Старый) Что означает слово завет? (ребята затрудняются ответить)

- Завет- это «союз» или иначе говоря «договор» с Богом. А как вы думаете, а зачем людям нужен это союз?  (Чтобы знать, как повести себя по жизни, особенно в трудное время)

-Правильно этот союз Бога и человека нужен для того, чтобы с уверенностью встречать любые трудности и испытания. Так в годы, когда русская земля подвергалась нападениям, наш народ смело шёл в бой за свою Отчизну, потому что люди знали, что с ними Бог, и Создатель их не покинет, в самую трудную минуту окажет помощь. Ведь недаром Иисуса зовут ещё Спаситель. Само же имя Христос означает «Божий избранник, отмеченный Божией печатью-помазанием».  

-Ребята, найдите в тексте информацию о создании Ветхого Завета. (работа с учебником на странице17)

- Кто написал книги ветхого Завета? (Эту книгу писали пророки) (слайд 5-6)

- Кого мы называем пророками? (Это люди, которые имеют особый дар. Они слышат, что им говорит Бог.)

- О чём говорится в Ветхом Завете? Это история человечества от создания мира до рождения Иисуса Христа. Говорится о сотворении мира, как появились люди, огрехе и наказании за грехи. Вы познакомитесь с пророками Ветхого Завета. Это Илия, Елисей и Иона, а в царстве иудейском: Исаия и Даниил. Кроме них было еще много других пророков. Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке.

-Найдите информацию о пророках на странице 18. Прочитайте её.

-Именно через явившегося в мир Иисуса Христа и был дан Новый Завет. (слайд 7) Жизнь, слова и дела Иисуса Христа описаны в книгах, которые называются Евангелие. В переводе с греческого евангелие означает «добрая весть». Евангелие и другие книги учеников Христа составляют «Священное Писание Нового Завета». 27 книг Нового Завета написаны первыми учениками Иисуса Христа – апостолами. Книги Нового Завета написаны на древнегреческом языке. В новом завете вы можете узнать о Рождение Богородицы и введение во храм. Именно здесь сказано о рождении Христа. О том, как крестил сына Божьего Иоанн Предтеча. Пророк, с которым мы встречаемся и в Ветхом завете, и в Новом завете. Так же вы узнаете о первых учениках Иисуса и чудесах, которые он совершил. Познакомитесь с 12 апостолами: Андреем, Петром, Иаковом, Филиппом Нафанаилом, Фомой, Матфеем, Иаковом Алфеевым братом Иакова Иуды, Симоном, Иудой Искариотским. (слайд 8) Узнаете о заповедях блаженства, познакомитесь со множеством удивительных и поучительных притч. Здесь рассказано о Преображение Господнем, о тех страданиях, которые перенёс Иисус Христос, о Его распятии и смерти. Затем вы узнаете о воскрешение Христа и вознесении Господнем.

-Давайте вернёмся к нашему учебнику. Работа с книгой на странице 18-19.

-Что же нового вы узнали? (Все библейские книги у христиан считаются священными; в них видят послание Бога к людям. Это значит, что и Бог, и человек вместе, создали библейский текст. От человека – вопросы к Богу, особенности речи и построения книг Библии. От Бога исходит вдохновение, мысли и содержание.)

-Ребята Библия открывает нам откровение. Найдите в учебнике и прочитайте, что это такое. Ученики отвечают на поставленный вопрос. (Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Иногда людям вдруг открывается красота природы, или люди открываются друг другу.) (слайд 9)

- Христиане же говорят об откровении Бога людям через Библию. Работа с текстом на странице 19.

-   А знаете ли вы, что многие употребительные в русском языке фразеологизмы, пословицы пришли к нам из Библии? Называют их библеизмы. Свободное владение этими изречениями является признаком общей культуры и образованности человека. Они проникли в нашу речь, в юмор. Надо сказать, что в «христианских языках» количество пословиц, поговорок и прочих фразеологизмов, имеющих библейское происхождение, огромно; большинство из них вообще утратили связь со своими первоисточниками, и только специалисты знают откуда произрастают их корни. Даже бывает, что авторство приписывается людям, никакого отношения к религии не имеющим.  Учёные «афористы- библияведы» насчитывают в русском языке несколько сотен пословиц библейского происхождения. И это только тех, которые более или менее точно воспроизводят библейский текст. А если «огласить весь список» фразеологизмов и пословиц, связанных так или иначе с библейскими источниками, то счет пойдет на тысячи. Ведь Библию называют книгой духовной мудрости.

А как вы думаете, какую роль сыграло и играет Священное Писание в жизни русского народа? (Огромную)

  - Я предлагаю вам ребята на время стать экспертами по 2 направлениям. Перед вами Библия, книги, притчи, словари, закладки на интернет страницах.

  Первая группа экспертов работает по теме «Пословицы и поговорки- духовная мудрость русского народа». Им надо соотнести современные пословицы и поговорки со словами из Библии.

 Бог дал, Бог и взял.                 "Господь дал. Господь и взял" (Иов. 1,21).

  Кто добро творит, тому Бог отплатит. За добро Бог плательщик.
      "Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего" (Сир. 12,2).
Кто к Богу, к тому и Бог.
      "Когда Господу угодны пути человека. Он и врагов его примиряет с ним" (Притч. 16,7).
 Кто родителей почитает, того Бог не забывает.
     
"Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле" (Исх. 20,12).
 Нет веры без дел добрых.             "Вера без дел мертва" (Иак. 2,26).

 Бедного обижать - себе гибели искать.
      "Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их" (Притч. 22,22-23).
Всякая неправда - грех.       "Всякая неправда есть грех" (1-е Иоан. 5, 17). Добро творить - себя веселить.
      "Радость человеку - благотворительность его" (Притч. 19,22). 

Доброго держись, а худого сторонись. К добру мостись, а от худа пяться.
     
"Уклоняйся от зла и делай добро" (Пс. 33,15).
Доверяй, но проверяй.
     
"Кто скоро доверяет, тот легкомыслен" (Сир. 19,4)

На воре шапка горит.
      "Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним" (Притч. 28,1). 

Будь беден, да честен.
      "
Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат" (Притч. 28,6).

Добрая слава лучше богатства.
     
"Доброе имя лучше большого богатства, и добрая, слава лучше серебра и золота" (Притч. 22,1).

Не смотри на старость со смехом - своя не за горами.
   "Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем" (Сир. 8,7).

С молоду учись - навек пригодится.
      "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится" (Притч. 22,6).

Чему в молодости не научился, того в старости не добудешь.
      "Чего не собрал ты в юности, - как же можешь приобрести в старости твоей?" (Сир. 25,5).

   Здоровье дороже богатства.
      "Нет богатства лучше телесного здоровья" (Сир. 30,16).

 Над другим посмеешься, над собой поплачешь.
      "Кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным'' (Притч. 17,5).

 Не рой другому яму - сам в нее попадешь.
     
"Кто роет яму, тот упадет в нее" (Притч. 26,27).

 Не спеши языком, торопись делом.
      "Не будь скор языком твоим, и ленив и нерадив в делах твоих" (Сир. 4,33).

  Слово лечит, слово и калечит.
      "Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует" (Притч. 12,18).

 Уговор дороже денег.
      "Твердо держи слово и будь верен ему" (Сир. 29,3).

 За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
      "Не берись за множество дел при множестве дел не останешься без вины. И если. будешь гнаться за ними, не достигнешь" (Сир. 11.10).

  С лица воду не пить.
      "Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его" (Сир. 11,2).

Семь раз отмерь, один раз отрежь.
      "Начало всякого дела - размышление, а прежде всякого действия - совет" (Сир. 37,20).

 Что посеешь, то и пожнешь.

     "Что посеет человек, то и пожнет" (Гол. 6,7).

 Шила в мешке не утаишь.
      "Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано" (Матф. 10, 26).

    Вторая группа экспертов работает над темой «Крылатые выражения- духовная мудрость русского народа». Эти ребята делятся ещё на 2 группы, первая работает с бумажными источниками, вторая с интернет ресурсами.    

   Добытую вами информацию можно оформить в виде карточек. Идёт работа в группах. По истечении времени учащиеся зачитывают результат своей работы:

Всем известно выражение "Да будет свет!" 

"И сказал Бог: "Да будет свет!" И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро"            

В поте лица (тяжким трудом). "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3:19) ― сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.                                       Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта ― мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала все, что имела (Марк. 12:41-44; Лук.21:1-4).

Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Матф. 25:14-30). Слово "талант" впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.

Нести свой крест (покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус сам нес крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Иоан. 19,17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Матф. 27,32; Марк. 15,21; Лук. 23,26). 

Фома неверующий (сомневающийся человек) . Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Иоан. 20,25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил свое минутное сомнение. 

Книга за семью печатями (нечто недоступное). "И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, ... запечатанную семью печатями. ... И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее" (Откр. 5:1-3).

Божию милостию

Выражение из 1-го послания апостола Павла к коринфянам (3 ,10). В литературе выражение употребляется в значении: имеющий врождённый дар.

Бросать камень

Выражение «бросать камень» в кого-нибудь в смысле обвинять возникло из Евангелия (Иоанн, 8, 7); Иисус сказал книжникам и фарисеям, которые, искушая его, привели к нему женщину, уличённую в прелюбодеянии: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень».

Рефлексия

-Друзья, когда выработали, я видела удивление на ваших лицах. Почему? ( Мы не ожидали, что такие привычные для нас слова пришли в нашу речь из Библии. Теперь очень хочется познакомиться с этой книгой поближе)

-Ребята, что бы вы хотели положить в наш сундучок-мудрости? (свои работы в группах).

-Что нового вы узнали на уроке? (Библия - самая популярная книга в мире)

- Да Библия имеет самый большой тираж. Она частично или полностью переведена на более чем 2400 языков и доступна на родном языке более 90% населения земного шара.

Идёт работа по вопросам и заданиям на странице 19 учебника. Ученики отвечают самостоятельно, дополняя ответы товарищей.

1.Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит?
2. Как переводится слово Евангелие?
3. Как зовутся авторы книг Ветхого Завета? Нового Завета? 
4. Выбери правильный ответ: 
А)
Евангелие - это часть Библии.
Б) Евангелие не входит в Библию. 
5. Что означает слово «завет»?
6. Как ты понимаешь, что такое откровение? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения?
7. Кто такие христиане?

- Не забудьте поделиться своими новыми знаниями с родителями, друзьями, учителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок + презентация по ОРКСЭ "Библия и Евангелие"

Урок и презентация по ОРКСЭ на тему "Библия и Евангелие"...

Библия и Евангелие

Каскадная модель повышения квалификации педагогов по курсу ОРКСЭ Итоговая работа слушателя....

Библия и Евангелие.

- развивать  представления о духовно-нравственных ценностях Библии для христиан;- формировать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия....

Артюшенко Н. А. Библия и Евангелие Часть 1, 2,3

Ребята знакомятся со священыми книгами православных христиан....

Библия и Евангелие

Презентация к уроку ОРКСЭ (ОПК)...

Урок "Библия и Евангелие" ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

карта урока по теме "Библия и Евангелие" , текст с пропусками, загадка к уроку....

Библия и Евангелие

Разработка урока  учебного курса "Основы Православной культуры" к учебнику А.В. Кураева, в соответствии с ФГОС....