Конспект занятия по ОРКСЭ модуль "Основы православия" по теме "Дорогами подвига и святости" 4 класс
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Политико Ольга Дмитриевна

Дать знания о русских святых в контексте истории православной культуры России 20 века.

Углубить раскрытие этических понятий «ответственность», «подвиг» на примере подвига Новомучеников.

 Исследовать историю подвигов, совершенных Ситниковым Алексеем Сергеевичем, Рудневой Евгенией Максимовной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorogami_podviga_i_svyatosti._politiko_o.d.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)

Институт непрерывного образования

Духовно-просветительский культурный центр

имени просветителей славянских

        Кирилла и Мефодия МГОУ        

ТЕМА:

«Дорогами подвига и святости»

4 класс

Автор:

Политико Ольга Дмитриевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»

   г о Балашиха

Москва

2017 г

Тема учебника «Основы православной культуры»: «Подвиг веры»

Слайд 2

Задачи урока:

- дать знания о русских святых в контексте истории православной культуры России 20 века;

- углубить раскрытие этических понятий «ответственность», «подвиг» на примере подвига Новомучеников;

- исследовать историю подвигов, совершенных Ситниковым Алексеем Сергеевичем, Рудневой Евгенией Максимовной.

Слайд №3

УУД, формируемые на уроке:

Личностные:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- Коммуникативные:

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

Познавательные:

-выполнять универсальные логические действия:

(анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений);

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-учиться выполнять действия по заданному алгоритму; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Слайд №4

Основные понятия: Подвиг веры. Новомученики. Исповедники. Любовь. Святыня.

Средства: учебное пособие, словари, иллюстрации №№107-111; презентация.

Форма проведения: беседа, рассказ, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, работа в группах.

 Тип урока: комбинированный.

Проблемный вопрос. Что такое подвиг веры?

 

Оборудование: учебник, словари, компьютер, экран, проектор,

 презентация

Ход урока:

1. Организационный момент:

2. Работа по теме урока

  - Нам сегодня предстоит интересная работа. Каким она будет проникнута настроением вы узнаете послушав слова Владимира Коваля:  

Слайд №5

Руси защитникам: солдату, офицеру,

Лишь звуки музыки послышатся едва…

Текст – «…за Царя, за Родину, за Веру…»

Не просто громкие, - священные слова.

-Как вы думаете, в каких строчках заключается смысл этого стихотворения? (ответы детей)

 - Но чтобы начать, нам необходимо назвать тему урока. Прочитайте   пословицы и поговорки.

Слайд 6

  • В жизни всегда есть место подвигам (М. Горький).
  • За великими подвигами следует великая известность.
  • Пример героя зовет на подвиг.
  • Подвиг делает тот, кто вперед идет.
  • Не родом богатырь славен, а подвигом.
  • Боевой подвиг воина славит.

   - Назовите ключевое слово, которое встречается во всех этих пословицах и поговорках (ответы детей).

Это слово «ПОДВИГ».

– Как вы понимаете слово “подвиг”? (ответы детей)  

Исследовательская работа (работа в группах со словарями)

- Давайте, найдём нужную нам информацию в словарях и выведем определение понятий “ПОДВИГ”

- Итак, подведём итоги вашей исследовательской работы. (ответы детей)

Слайд 7

Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Подвиг – это: (запись в тетради)
– то, что требует напряжения воли;
– преодоление эгоизма и корысти;
– дар другому человеку или целому народу, человечеству;
– жертва человека во имя добра и справедливости.

Слайд 8

Чтение стихотворения наизусть детьми.

Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг – в терпенье,
Любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились, -
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись:
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья,
Выше мраков земных, -
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков
Гордой черни людской!   (Алексей Хомяков, 1859)

О каких подвигах говорится в стихотворении Алексея Хомякова? (ответы детей)

-    Ребята нашего класса подготовили интересные сообщения о подвигах, совершенных нашими земляками в разное время.

Максим:

Слайд 9

      На здании нашей школы размещена мемориальная доска «В нашей школе с 1991года по 2001год учился Ситников Алексей Сергеевич. Герой Российской Федерации.»

      Ситников Алексей Сергеевич – боец разведывательной группы 604-го Центра специального назначения «Витязь» Внутренних войск МВД России, сержант контрактной службы.

     Родился 26 июня 1986 года в городе Покров Владимирской области. Русский. В 2004 году окончил профессиональное училище № 47 городе Балашиха Московской области.

      2005-2007 годах проходил срочную службу в Российской Армии, кавалеристом в Президентском полку Федеральной службы охраны РФ (ФСО России). После демобилизации, в 2007 году заключил контракт о прохождении военной службы во Внутренних войсках МВД России. В составе разведывательной группы Центра специального назначения «Витязь» участвовал в контртеррористической операции на Северном Кавказе.

      16 сентября 2009 года разведывательная группа, в состав которой входил сержант А.С.Ситников, обнаружила в лесном массиве у скального подножья хребта Таркитау (Республика Дагестан) замаскированный лагерь боевиков и заняла позиции вокруг него. Досмотровая группа, направленная для проверки территории лагеря, попала под интенсивный обстрел бандитов, устроивших засаду. Сержант А.С.Ситников, который обеспечивал отход, заметил, как один из бандитов, имея при себе гранаты, попытался скрытно подобраться к группе. Он бросился к боевику, сбил его с ног и уничтожил огнём из пулемёта. Однако в этой схватке сам получил множественные огнестрельные ранения.

        Благодаря действиям сержанта А.С.Ситникова удалось спасти жизнь военнослужащих разведгруппы, а поставленная спецназовцам задача была выполнена.

       С линии огня мужественного спецназовца вынес его боевой товарищ. Сержанта А.С.Ситникова доставили в госпиталь города Каспийск, но полученные ранения оказались несовместимы с жизнью.

       Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 2010 года сержанту Ситникову Алексею Сергеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

      В марте 2010 года медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации была передана на хранение родителям сержанта А.С.Ситникова – Сергею Анатольевичу и Ирине Константиновне.

     Постановлением Администрации городского округа Балашиха, одной из улиц в микрорайоне "Балашиха-Сити" присвоено имя Героя Российской Федерации Ситникова А.С.

Слайд 10

Дарья:       В самые первые дни войны добровольцем на фронт решила уйти  юная девушка, студентка механико-математического факультета  МГУ, Евгения Максимовна Руднева. Вскоре она становится старшим лейтенантом, а также штурманом 64-го гвардейского авиационного полка 325-й ночной авиационной дивизии 4-й воздушной армии. 

      Эта девушка имела твердый и решительный характер. Учась в школе, она вела дневник, в который записывала все то, что волновало её тогда. Однажды она написала: "Я твердо знаю, наступит время, когда я смогу умереть за дело своего народа,.. если будет нужно, я пойду защищать свою родину…" Так и случилось.

      Евгения Максимовна Руднева погибла 9 апреля 1944 года при выполнении боевого задания под Керчью. Именно в эту ночь была необычайная лунность. Все небо было покрыто звёздами. В момент, предшествующей гибели, беззащитная девушка, пролетая над пылающей Керчью, принялась читать стихи С.А.Есенина. Ее самолет был сбит, начал резко снижаться, Женя потеряла  управление и начала падать на землю. Почетное имя Жени Рудневой занесено в книгу Почета, она награждена орденами: Красной звезды, Отечественной войны I степени, а также орденом Красного знамени. Девушка получила почетное звание Героя Советского Союза посмертно за совершение бесчисленного количества подвигов и выдающихся заслуг перед своей Отчизной.

 В посёлке Салтыковка Балашихинского района Московской области у школы №14 установлен памятник Герою Советского Союза Е.М.Рудневой, которая училась здесь до войны. В школе создан музей отважной лётчицы

Слайд №11

Учитель.

                                      Пусть память о них не умрет никогда,

                                       И имя солдат, отстоявших свободу,

Останется в камне навеки.

      Есть такие события, над которыми время не властно, они навсегда останутся в памяти народной. Именно таким событием явилась Великая Отечественная война 1941-1945г. Она вошла в историю нашей страны в историю человечества как эпопея, незабываемая по своим масштабам, трагизму, бедам и лишениям. А главное – по массовому героизму на полях сражения и самоотверженному подвигу народа на трудовом фронте.

3. Повторение.

На прошлых занятиях мы с вами говорили о многих святых. Были среди них и мученики. Вспомним их имена и историю жизни. В чём состоял их подвиг? (ответы детей).

  1. Объяснение нового материала. Рассказ учителя

     Сегодня мы поговорим о святых людях, которые жили в России почти в то время, что наши прабабушки и прадедушки – в 20-е годы 20 века. Эти люди тоже совершили подвиг, пострадали за веру Христову в России в 20 веке. История христианской культуры рассказывает о том, что Россия была страной православной. В начале 20 века в России произошла революция – и стали менять привычную, складывавшуюся тысячу лет жизнь православных людей. Но разрушение православных традиций жизни было очень болезненным. Представьте себе, что кто-то захотел бы вырвать с корнем старый развесистый дуб. Его мощные корни вросли глубоко-глубоко в землю, в ветвях много птиц свили гнёзда и из года в год выводят своих птенцов, пение этих птиц изо дня в день радует слух людей. Для того, чтобы сломать такое дерево, следовало бы раскопать всю землю вокруг, выломать его корни, разогнать птиц. Таким мощным деревом в России была православная вера. Тысячу лет росло это дерево на земле Русской. Когда стали рушить мощное дерево христианской веры, христиане встали на её защиту. И если мы сегодня с вами попробуем обозначить одним словом самое главное в произошедших событиях истории 20 века, мы обозначим его словами НОВОМУЧЕНИКИ, ИСПОВЕДНИКИ.

  1. Работа с основными понятиями

Слайд 12

НОВОМУЧЕНИКИ – новые, вновь прославленные святые 20 века. Они прославлены за мужественное исповедание (открытую защиту, утверждение) христианской веры (учащиеся записывают в словарик).

Слово «исповедники» родственно слову «исповедь».

Что объединяет эти слова? Качество души христианина – честность.

ИСПОВЕДНИК – честно, открыто называет себя христианином, защищает свою веру, жертвует жизнью (учащиеся записывают в словарик).

ИСПОВЕДЬ – это Таинство Церкви: перед Богом христианин называет свои грехи и приносит в них покаяния. Таинство Исповеди совершается перед Таинством … каким? Перед Таинством Причастия.

Причастник принимает на себя Святые Тело и Кровь Христовы. А святой исповедник – мученик получает в награду небесные венцы.

Мученик христианский – это христианин, который принял смерть, не желая отречься от веры. Читая рассказы о святых – их жития, мы можем узнать о том, как были увенчаны их подвиги.

Как вы понимаете слово «увенчаны»? (ответы детей)

Венец – подобие короны.

Кто венчал (награждал) мучеников? Где это происходило? В каком царстве: земном или Небесном? (ответы детей)

Вспоминаем, что такое Небесное Царство?

У христиан есть особая молитва, в которой они обращаются к Богу словами «Царь Небесный…»

6. Работа с текстом (стр. 97-98), ответы на вопросы:

А) В чём заключается подвиг Новомучеников и Исповедников Российских?

Б) Как называется такой подвиг?

В) Что помогло Новомученикам сохранять мужество и противостоять злу?

6. Физминутка

7. Рубрика «Представление иконы» Задание №1 (рассмотреть икону)

Слайд 13,14

О событиях жизни Новомучеников и Исповедников Российских рассказывает иконописное изображение, произведение духовной поэзии. На клеймах иконы изображены события гибели многих святых Новомучеников: священномученика Кирилла Казанского, Петра, преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары и других святых.

Обращаю ваше внимание на центральное изображение иконы (средник). Здесь изображение Собора святых. На иконе (передний ряд внизу) мы видим маленьких детей. В центре - семья Царственных мучеников: царь Николай 2, царица Александра, их дети: великие княжны Татьяна, Мария, Анастасия, Ольга, царевич Алексий.

8. Задание №2 (прочитать на стр. 98)

«Новоявленные звёзды…

Станьте, непобедимые, среди нас».

В песнопении Новомученики названы непобедимыми, так как враги христианской веры не смогли одержать над ними победу – добиться отречения от Христа. Совершенный подвиг называется подвигом веры.

9. Задание №3 (прочитай стихотворение на стр. 99)

Стихотворение было написано поэтом, который жил в 20 веке, когда Новомученики и Исповедники ещё не были прославлены.

О каких же именах и святынях он говорил? (ответы детей)

Слайд  15

Святыней – во времена Христа называлось то, что относилось к храму, к священной пище, которая должна быть потребляема только первосвященниками во дворе скинии. В новозаветное время святыней для христиан является само учение Иисуса Христа («хлеб жизни»), которое не было понятным нехристианам. В более широком смысле, христианской святыней является то, что относится к Христу. Христианскими святынями являются богослужебные предметы (потир, звездица, дарохранительница и др.), святые иконы, храм (величайшая святыня Храм Гроба Господня на Святой Земле) и другие. К святыне христиане относятся с благоговением.

Святыней народа Российского являются имена христианских святых, которые прославили своей жизнью и подвигом веру Христову, почитаются народом имена героев Отечества, защитников России. В Православной Церкви установлен день поминовении (памяти) умерших воинов за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов – 9 мая. А Новомученикам и Исповедникам Российским, как и каждому христианскому святому, отведён свой особый день памяти в церковном календаре.

10. Обсуждаем и размышляем «Святыни России» (читаем текст, рассматриваем иллюстрации на стр. 99-100)

История Храма Христа Спасителя.

Осмысление статьи учебника. Акцентируется внимание на том, что созидание – конец 19 века, разрушение – начало 20 века, возрождение – начало 21 века.

Вопросы для обсуждения в группах:

Слайд 16

 Какой должна быть душа человека, созидающего храм?

Какой душой обладает человек, уничтожающий произведения искусства, святыни родной земли? (ответы детей)

11. Рефлексия

Слайд 17

Я узнал(а), что …

Я не понял(а), потому что …

Слайд №18

12. Домашнее задание (в тетради)

1. Рассказать о храме Христа Спасителя;

2. Подготовить рассказ о Родионове Евгении Александровиче, принявшем смерть за веру Христову во время Чеченской войны.

Слайд №19

Использованные пособия:

1.Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры». Учебник для учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Москва 2014 год. Стр. 97-100

2.Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры». Методическое пособие для учителя. Москва 2014 год. Стр. 116-119

3. Словарь С. И. Ожегова

4. Словарь Д. Н. Ушакова

5.Интернет-ресурсы: фото


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по ОРКСЭ по теме: "Семья".

Цель этого занятия:привить любовь к ближнему, семье, уважение к старшим, сверстникам, к родному дому, Родине;воспитание чувства патриотизма...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло", 4 класс

Урок общеметодологической направленности.Цель урока - формировать у обучающихся нравственные качества и моральные ориентиры....

Конспект занятия по ОРКСЭ на тему: "Колокола и колокольный звон".

Конспект занятия по ОРКСЭ на тему: "Колокола и колокольный звон"....