Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект урока по ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

 теме:

              « Милосердие

и сострадание»

C:\Documents and Settings\Людмила\Рабочий стол\СЕРДЦЕ.jpg                           

 Подготовила и провела:

Цыганова Т.С.,

учитель начальных классов    

           

Цель урока: сформировать осмысление понятий «милосердие», «сострадание» как основу человеческих отношений, воспитывать в обучающихся чувства милосердия и сострадания

Задачи:

-ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в курсе ОПК;

- усвоение понятий: милосердие, сострадание, ответственность, долг;

- осознание значимости сострадательного и милосердного отношения к окружающим;

Планируемые метапредметные результаты

Личностные:

-формировать ответственное отношение к учебе;

-формировать добросердечное, милосердное отношение друг к другу;

- готовность вести диалог с другими людьми, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения;

-осознавать значимость изучаемой темы для себя и окружающих;

Регулятивные:

-формулировать и определять цель урока с помощью учителя;

-планировать свою учебную деятельность;

-владеть терминами, ключевыми словами изучаемой темы;

Познавательные:

-уметь выделять общее и частное;

-уметь приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения;

-высказывать предположения;

-находить ответы на вопросы учителя с помощью учебника, жизненного опыта;

Коммуникативные:

-уметь правильно и четко формулировать свои мысли;

-уметь договариваться с одноклассниками, работая в паре;

-участвовать в обсуждении изучаемой темы;

Планируемые предметные результаты:

- способствовать активной познавательной деятельности обучающихся, создавая «проблемные ситуации» в ходе изучаемой темы;

-убедить обучающихся быть сострадательными и милосердными по отношению к окружающим;

Оборудование урока и средства наглядностиучебник Основы православной культуры А.В. Кураев М., «Просвещение», 2011.; Толковый словарь Ожегова.

Мультимедийная презентация к уроку. Раздаточный материал, отрывок из мультфильма «Просто так»

Ход урока

I. Этап: Вводный (мотивационно - организационный)

Учитель: Добрый день! Хотелось бы, чтобы наша встреча принесла всем нам радость общения и наполнила наши сердца добрыми чувствами.

Учитель: А сейчас улыбнитесь! Просто так!

 (Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так!». )

Учитель: Создатели этого мультфильма подарили нам хорошее настроение. Просто так, потому что у них большие добрые сердца.

Как вы думаете, можно назвать героев этого мультфильма  милыми? (Дети отвечают)

Слайд №1

Учитель: А теперь посмотрите на этого несчастного бездомного котенка. Какие чувства он вызывает в вашей душе? (Дети отвечают).

Учитель: Мы чувствуем в сердце жалость к этому котенку, желание пригреть его, покормить, защитить, сделать его жизнь приятной. Наше сердце хочет оказать милость к этому котенку. Вот вы пожалели котенка, он у вас на руках, доверяет вам. Что чувствует ваше сердце? (Дети отвечают).

Слайд №2: Слово «милый»

Учитель: Да, потому что нам приятно и радостно на них смотреть. Корень слова «милый» - «мил» означает «услады, удовольствие, радость».

Учитель: А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»? (\Дети отвечают)

Слайд №3: Слово «милая»:

Слайд №4: «миловать»

Милая мамочка – мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете?

 (Дети отвечают). (Нежность, радость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела).

Учитель: Мы говорим, что мама милует нас. В ее объятьях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся.

Миловать – значит дарить приятное  для души

Слайд №4: слово «милость»:

Учитель: Когда мы оказываем кому-нибудь милость, т.е. проявляем сострадание, участие, наше сердце испытывает радость. Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

Сегодня мы познакомимся с одним из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит, сострадает.

Учитель: Догадались? И слово это… (Дети называют слово «милосердие», т.е. сами формулируем тему урока).

Слайд №5,  слово «милосердие»:

-Да, ребята, тема нашего урока милосердие и сострадание

Учитель: Давайте вместе будем познавать тайны значения этих  слов.

II. Этап: Основной (информационно - аналитический)

Слайд 6

Продолжите предложение , как вы понимаете значение этого слова. (Кратко дети свое понимание слова «милосердие и сострадание».

Это сердце, которое любит, радует, жалеет, милует (Дети называют свои варианты ответов).

Учитель: Что у вас получилось? Молодцы! Внимание на экран.

Слайд № 7:

Учитель: Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию. (Желающие выходят к доске и щелкают на значения, не соответствующие теме урока, эти значения исчезают с экрана: месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность).

Слайд №8: кластер «Ромашка»:

Учитель: Какими важными качествами должен обладать милосердный человек? (Дети отвечают) Ответить на этот вопрос нам помогут лепестки ромашки. А можно ли научиться милосердию? Давайте попробуем.

-У вас  на парте лежат задания 1,2

 Задания №1, 2

Учитель: Задание №1: Выполняете в парах. Обсудите и решите, какие высказывания нельзя отнести к милосердию? Почему? Напомните мне, какие качества нужно проявлять, работая в паре? (Дети называют: уважение, сотрудничество, вежливость, умение слушать другого, уважать мнение другого и т.д.)

Учитель: Назовите мне высказывания, которые не соответствуют милосердию. Почему вы их вычеркнули? Объясните кратко (Отвечает один человек из пары по цепочке) (Дать из-за боязни показаться другим жадным; подарить то, что самому не нужно; дать в обмен на что-то).

Учитель: Задание №2: Выполняете самостоятельно. Кто затрудняется, может обратиться к заданию №1.

Учитель: Приведите свои примеры милосердных дел.

Слайд №9: «добрые дела милосердия»:

Вы отлично справились с заданием! Молодцы!

Учитель: А сейчас попробуем погрузиться в ситуацию, проявим чуткость и внимание, всмотримся в поступки действующих лиц и вместе с ними поучимся быть милосердными. Для этого необходимо:  прочитать текст обсудить его  и договориться, кто из вас один через 5 минут представит  ваше мнение.

Дети работают с текстом по рядам (№1, 2,с ситуацией на листке 3 ряд в учебнике стр.42 притча о самарянине).

Учитель: А знаете ли вы, что у лягушки очень необычно устроены глаза? Они видят только движение и не замечают неподвижные предметы. Лягушка видит полет комара, а траву и камни видит, если сама движется. Так устроена и наша совесть: если человек не трудится над ней, никому не помогает, то совесть слепнет. И человек перестает видеть главное в жизни. А что  нам скажут ребята

Учитель: Давайте вместе сделаем вывод . Продолжите мое предложение  

-Дела милосердия нужно делать….    с чистым сердцем и чистой совестью (творить всем, кто нуждается в твоей помощи (т.е. ближним), а не только родным, друзьям или близким людям (вывод 2 группы); дела милосердия спасают всех: и тех, кто делает добро и тех, кому они делаются (вывод 3 группы).

Е) Беседа о Сестрах милосердия

— Мы уже говорили  сегодня на уроке, что Милосердие – это любовь!  Умение оказать любовь человеку и получить взамен любовь. А когда человек беззащитен он более всего нуждается в любви. Во время войн ценой собственной жизни сестры милосердия вытаскивали с поля боя раненных солдат, перевязывали раны, писали их близким письма, читали духовную литературу. В России орден сестер милосердия основала Елизавета Федоровна Романова, сестра последней русской императрицы Александры Федоровны.  Она была женой московского губернатора князя Сергея Александровича Романова. После трагической смерти мужа она распродала свое имущество и основала  Марфо-Мариинскую обитель милосердия, в которой оказывала всем страждущим помощь.  
— Очень часто мы можем видеть у стен монастырей нищих, просящих милостыню.  Два случая из жизни нищих описали в своих произведениях Я.П. Полонский и М.Ю. Лермонтов. 
— Послушайте их

Знавал я нищего: как тень,
С утра бывало целый день
Старик под окнами бродил
И подаяния просил...
Но все, что в день ни собирал,
Бывало к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам —
Таким же нищим, как и сам.

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку

— Как Вы думаете, о чем говориться в этом стихотворении? /милосердие и жестокосердие/
—  Найдите строчки в стихотворении, подтверждающие ваше мнение.

Надо не забывать, что милосердию можно научиться. Дело в том, что милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют сердце, так и нам с вами надо закалять свою душу. 

III. Этап: Заключительный (оценочно - рефлексивный)

Учитель: Мы в познании тайны слова милосердие, сочувствовали и сострадали. Узнали, что такое милосердие. Вы учились быть милосердными вместе с героями наших сюжетов.

У вас на парте лежат маленькие сердечки возьмите их .

А теперь каждый из вас самостоятельно должен  кратко записать главное, чему вы научились сегодня на уроке. Я верю в вас! Вы справитесь! (Дети пишут свои мысли по теме).

Учитель: Кто готов озвучить то новое, что стало для вас важным после нашей встречи и что вы, надеюсь, будете дарить другим. Просто так!!!

Ну что ж! Вы порадовали меня сегодня. Но сколько ни говори о милосердии – это лишь мысленное представление, до тех пор, пока оно не реализовано в добрых делах.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин сказал замечательные слова: «Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок  личности человека». Я хочу, чтобы девизом вашей жизни стали слова: «Спешите делать добро!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

План-конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Частушки и сострадания"

Работа предназначена для учителей музыки и начальной школы по УМК "Начальная школа 21 века" автор Усачёва, 3 класс.             План-конспект в виде урока творч...

Конспект урока ОПК для 4 кл. по теме "Милосердие и сострадание" (учебник А.Кураева)

Конспект урока ОРКСЭ (модуль "ОПК") по теме "Милосердие и сострадание" учебник А.Кураева...

конспект урока ОРКСЭ " Милосердие и сострадание"

Данный материал  содержит  разработку  урока ОРКСЭ в 4классе  по теме : " Милосердие и сострадание"...

Конспект урока и презентация к уроку по курсу "ОРКСЭ" на тему " Милосердие, сострадание и взаимопомощь в разных религиях мира". 4 класс

Этот материал можно использовать не только на уроках "ОРКСЭ", но и для проведения внеурочной деятельности, для проведения классных часов и родтельских собраний...

Конспект урока ОПК «Милосердие и сострадание»

Учебник  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение...