Конспект урока по теме "Доброта спасёт мир". Предмет: ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

В этом конспекте предлагается занятие с детьми, направленное на то, чтобы учащиеся старались осознать, какие ценности должны руководить человеком в жизни. Кроме теоретичекой части предлагается провести небольшой тренинг во время выполнения заданий по командам. Также, в конспект включена часть сценария "Снежная королева", на примере которой ребята понимают, как можно победить добром зло.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тема: «Доброта спасёт мир»

Урок для 4 класса.

По предмету: ОРКСЭ.

Учитель начальных классов

ГБОУ Школа № 1935

Богомолова Екатерина Анатольевна

г. Москва

2018-2019 учебный год

Цели урока:

  • Выяснить, известно ли детям понятие «нравственность».
  • Определить, насколько хорошо дети различают хорошие поступки и плохие.
  • Учить детей ориентироваться в системе жизненных ценностей, выявлять главные ценности.
  • Среди различных вариантов выхода из сложной ситуации учить находить правильный вариант, основываясь на нравственных ценностях.
  • Прививать чувство уважения к окружающим людям, особенно к старшим.
  • Развивать желание помочь друг другу, умение дружить.

Оборудование:

  • Книги по теме: В. Г. Короленко "Дети подземелья", В. Осеева "Бабка" и др.
  • Карточки с заданиями
  • Демонстрационное пособие «Цветик-семицветик».

Конспект урока «Доброта спасёт мир»

Этапы урока

Ход урока

Примечания

  1. Организационный

Приветствие.

-- Здравствуйте, ребята! Поприветствуем гостей нашего урока.

Сегодня у нас необычный урок. Мы постараемся узнать многое интересное и важное, а также многому сможем научиться друг у друга.

  1. Сообщение

темы

-- Каждый день люди общаются, обмениваются информацией, что-то узнают. И при этом, во время общения люди совершают или что-то хорошее, или что-то плохое.

Наш урок называется «Доброта спасёт мир».  Мы обсудим, что такое добро и зло, что такое нравственность, нравственный поступок. Какое место занимает нравственность в жизни человека. А также: что каждый человек может сделать, чтобы наш мир стал лучше.

Тема урока – на доске.

  1. Основной этап

Заповеди блаженства.

-- Посмотрите, у меня на выставке несколько книг разных авторов, названий. Многие из них вы читали. Давайте назовём, какие произведения нам знакомы. (Дети  называют). Как вы думаете, почему эти книги собраны вместе?

-- Помните, когда вы были маленькими, вам родители читали о хороших и плохих поступках? Вспомните, о каких. (Дети отвечают)

-- Когда вы стали постарше, то любили читать разные сказки: народные, авторские. Давайте вспомним, как заканчиваются все сказки, чем они так привлекают? (Добро побеждает зло).

-- А в каких сказках именно хорошие нравственные качества героев помогли победить добро? И что такое «нравственность»? (дети называют разные положительные качества человека).

Из курса «ОРКСЭ» мы знаем, что создатель повелел человеку соблюдать заповеди, которые помогут на жизненном пути. Какие это заповеди? (Дети называют).

Десять заповедей

  • Я Господь Бог твой и других богов нет.
  • Не сотвори себе кумира.
  • Не произноси напрасно имени Божия.
  • Соблюдай праздничный день (помни день субботний, чтобы освящать его).
  • Почитай отца своего и матерь свою.
  • Не убивай.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не кради.
  • Не лги.
  • Не желай того, чем владеет другой, и не завидуй.

Можно ли сказать, что человеку было завещано жить по нравственным принципам? Почему вы так считаете?

-- Давайте вспомним, кому из героев и в каких сказках именно нравственные принципы помогли победить зло. (Дети вспоминают сказку «Снежная королева», «Дюймовочка» и др.)

-- Какой был финал сказки «Снежная королева»? ( дети отвечают).

-- А помните, мы эту сказку показывали на новогоднем празднике и немного изменили финал? Давайте покажем эту часть.

-- У Г. Х. Андерсена добро побеждает зло, и Снежная королева исчезает.

А в нашем сценарии исчезло зло в характере королевы. Как вы думаете, почему?

( ребята своей добротой и дружбой победили злые чары -- черствость и холодность королевы)

Ведущий:

Вот входит Герда во дворец.

Здесь всюду лед, как леденец.

Столбы, ступени, стены пол –

Здесь все сияет серебром.

А Кай угрюм и молчалив.

Ведь в сердце холод уж проник.

Выводит слово изо льда.

А взгляд – как будто в никуда.

Герда:

Ах, Кай, мой милый Кай! Очнись!

Вокруг себя ты оглянись!

Здесь холодно и неуютно!

А там цветут уж незабудки.

Там ждет нас бабушка и розы,

И наш Трезор! А здесь --  морозы.

Кай:

О, Герда! Вспомнил я наш дом!

В нем бабушка глядит в окно.

Все ждут нас вместе, как тогда, ты помнишь?

Снежная королева:

Господа! Вы от меня сбежать решили? Скрыться?

Но как же я?

Хочу я тоже любоваться цветами, речкой и полями…

Никто меня ведь не любил,

Цветы никто мне не дарил.

Не знала ласкового слова я

И потому стала холодная.

Кай и Герда:

Пойдем же с нами, мы добрее.

И душу словом мы согреем.

Ведь наступает Новый год!

Вставай же с нами в хоровод!

-- Почему же Снежная королева изменилась? (дети её пожалели)

 Какое качество проявили дети по отношению к королеве? ( понимание, прощение)

Да. И это очень важно -- уметь прощать. Ведь именно сильный духом человек умеет прощать и даже добром побеждать зло, изменять мир.

Физ. пауза.

-- Однажды Иисус взошел на гору, сел там и, когда приступили к Нему ученики и народ, стал учить их заповедям блаженства. Проповедь, которую Иисус сказал народу, называется "Нагорной проповедью". Нагорная проповедь -- ядро учения Иисуса Христа. Вместе с "Десятью заповедями", которые Бог дал человечеству во времена Ветхого Завета, Нагорная проповедь является важным путеводителем нашей жизни. Поэтому прочтем ее почти целиком из Евангелия от Матфея.

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное".

Давайте прочитаем в учебнике, что это значит.

Нищие духом сознательно ограничили свои желания и потребности. Они поняли, что:

* лучше остаться бедным, но любимым человеком, чем уйти к богатому, не испытывая любви;

* лучше отказаться от карьеры, если для нее надо предать своих друзей или свои убеждения;

* лучше жить в мире со своей совестью, чем угождать приятелям.

"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю".

"Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся".

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут".

" Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".

"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими".

"Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное".

-- В сказке добрые, отважные  герои, волшебники действительно могут победить всё, что мешает миру. А как бывает в жизни?

О каких качествах героя произведения можно сказать после прочтения книги «Дети подземелья»? ( Умение сопереживать, доброта , умение видеть разные стороны жизни...)

Главный герой, Вася, познакомившись с Валеком и Марусей, увидел жизнь с другой стороны. Дружба с этими детьми научила его сопереживать, не быть эгоистичным, понимать ценность жизни. Как он старался хоть чем-нибудь развлечь болеющую Марусю! Ради того, чтобы она порадовалась чему-то в жизни, даже попросил у сестренки Сони куклу на время, ничего не сказав отцу.  И Валек помог Васе посмотреть на своего отца, судью, другими глазами, помог понять, что его отец -- честный, добрый человек. В этом произведении В. Г. Короленко показал чистоту детских сердец, стремление детей помочь друг другу. При этом тяжелые жизненные испытания не смогли сломить доброе отношение и детей, и пана Тыбурция к окружающим людям.

К этому произведению можно отнести одну из Заповедей блаженства. Как вы думаете, какую? ( "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят")

-- А что можно рассказать о современных детях? (….)

-- В каких произведениях, которые вы прочитали показано отношение детей к окружающим и к друг другу? (…)

-- Как вы думаете, для чего В. Осеева написала эти произведения? Какие качества нужно воспитывать в себе? (…)

-- Как эти хорошие качества соотносятся с заповедями? ( ... )

-- Раз вы так хорошо всё понимаете, давайте попробуем выполнить небольшое игровое задание. Я сейчас каждой команде даю карточки с заданием. Внимательно его прочитайте. Вместе подумайте, как представить ответ.

Карточка № 1.

В метро было много людей. Студент Андрей после лекций ехал домой. Ему повезло – нашлось место. Через две станции вошла пожилая женщина; видно было, что ей тяжело стоять. Андрей посмотрел по сторонам – никто не уступает ей место  (все заняты своими делами). Он тяжело поднялся: «Ну что ж, садитесь, раз влезли в толчею. И что вам, пенсионерам, дома не сидится?»

Инсценируйте эту ситуацию.

Карточка № 2.

В метро было много людей. Студент Андрей после лекций ехал домой. Ему повезло – нашлось место. Через две станции вошла пожилая женщина, видно было, что ей тяжело стоять. Андрей посмотрел по сторонам – никто не уступает ей место  ( все заняты своими делами). Он тяжело поднялся: «Ну что ж, садитесь, раз влезли в толчею. И что вам, пенсионерам, дома не сидится?»

Инсценируйте, как надо было поступить.

А сейчас я хочу показать вам несколько видеороликов о разном поведении людей.

Чем может обернуться для человека отступление от норм нравственности, от заповедей Божьих? (...)

По этому поводу есть хорошее стихотворение.

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.

И если кому-то поможет твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живёшь ты не зря!

На выставке книги: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», рассказы В, Осеевой, В. Короленко «Дети подземелья», другие книги на тему нравственного воспитания.

На доске прикрепляем карточки с основными заповедями.

Дети показывают инсценировку финала сказки, в котором Кай и Герда своей добротой помогли Снежной королеве стать доброй.

Автор сценария сказки по мотивам сказки Х. К. Андерсена "Снежная королева" Богомолова Е. А.

На экране три ролика из Интернета.

Дети изначально сидят по командам.

Они читают задание, обсуждают нравственные качества студента, представляют ответ, поясняя его.

Дети инсценируют данную ситуацию. Объясняют мотивы поведения героев этой ситуации.

Дети высказывают своё мнение.

  1. Подведение итогов

У меня на доске наш любимый цветик-семицветик, который всегда нас выручает. Чтобы наша жизнь оставалась яркой, разнообразной, доброй, я предлагаю на каждый лепесток прикрепить карточки с качествами, которые помогут совершать добрые поступки.

Из всех предложенных карточек дети называют и прикрепляют:

  • Доброта
  • Отзывчивость
  • Быть внимательным к другим
  • Понимание другого человека
  • Уважение
  • Отсутствие зависти

-- Скажите, какие заповеди говорят о тех же качествах человеческой души? (…) А самая главная: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы и к тебе относились».

-- Скоро Новый год. Мы будем загадывать самые разные желания и ждать их исполнения.

Представьте, что вы – маленькие волшебники. Я вам предлагаю на волшебных снежинках написать, что вы сами можете сделать для исполнения желаний ваших родных и близких людей.

На доске демонстрационное пособие, на которое дети прикрепляют карточки.

Дети соотносят заповеди с названными качествами людей.

  1. Заключение.

-- В заключение я хочу представить вам высказывание великого русского писателя Ф. М. Достоевского: « Мы на Земле недолго. Мы делаем много дел дурных и говорим слов дурных. Так будем же ловить каждую минуту совместного общения нашего, чтобы сказать друг другу и хорошее слово».

-- Поэтому спешите делать добро. Именно доброта спасёт мир. И наш мир будет ярким и красочным, как ваши работы -- подарки к Новому году для родных и близких.

Высказывание на доске

На доске работы.

Карточка № 1.

В метро было много людей. Студент Андрей после лекций ехал домой. Ему повезло – нашлось свободное место. Через две станции вошла пожилая женщина; видно было, что ей тяжело стоять. Андрей посмотрел по сторонам – никто не уступает ей место (все заняты своими делами). Он тяжело поднялся: «Ну что ж, садитесь, раз влезли в толчею. И что вам, пенсионерам, дома не сидится?»

Инсценируйте эту ситуацию.

Карточка № 2.

В метро было много людей. Студент Андрей после лекций ехал домой. Ему повезло – нашлось свободное место. Через две станции вошла пожилая женщина; видно было, что ей тяжело стоять. Андрей посмотрел по сторонам – никто не уступает ей место (все заняты своими делами). Он тяжело поднялся: «Ну что ж, садитесь, раз влезли в толчею. И что вам, пенсионерам, дома не сидится?»

Инсценируйте, как надо было поступить.

Использованная литература:

1. Закон Божий / сост. прот. Серафим Слободской. -- 5-е изд. -- Минск: Издательство Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2015. -- 793 с.:ил.

2. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. Издатель: Российское Библейское общество, Москва, 1995.

3. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/ А. В. Кураев. 2-е изд. -- М. : Просвещение, 2013. -- 95 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе по предмету "Окружающий мир"(под ред. А.А.Плешакова) программа "Школа России" )

Конспект урока "Растениеводство как отрасль экономики "в 3 классе по предмету "Окружающий мир"(под ред. А.А.Плешакова) по традиционной программе "Школа России" (с возможным использованием презентации ...

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Конспект урока математики по теме"Сравнение предметов по разным признакам" в 1классе

Для данного урока составлена призентация. класс разбит на группы, проводится групповая работа. Ребята сравнивают различные предметы по разным признакам, результат сравнения моделируют на полосках, в в...

Методические рекомендации и конспект урока по теме Россия – наша Родина. ОРКСЭ.

 История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего...

Урок в 4 классе по предмету ОРКСЭ на тему: "Милосердие"

Урок проведен в 4 классе. В данном уроке содержится презентация по соответствующей теме....

Разработка обобщающего урока в форме видеообзора по предмету ОРКСЭ (модуль ОПК) 4 класс

Тема: "Устройство православного храма".Цель: пробудить интерес к православной культуре через расширение знаний:об устройстве храма, правилами поведения в православной церкви,основными религи...