"Священные сооружения"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Солдаткина Евгения Николаевна

Методическая разработка урока ОРКСЭ(основы мировых религиозных культур) в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Священные сооружения29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ(модуль «Основы мировых религиозных культур) учителя  ГБОУ НАО «СШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов» Солдаткиной Е.Н.

Тема: «Священные сооружения»

Цель урока: Формирование понятия «священные сооружения» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи урока:

  • Познакомить детей с такими священными сооружениями как храм, мечеть, синагога, дацан. Пробудить познавательный интерес к этим культовым постройкам, к культуре народов мира.
  • Развивать представления младших школьников о значении нравственных норм и ценностей; способности к общению в многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения;
  • Содействовать воспитанию уважительного отношения к священным религиозным сооружениям.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа с текстом.

Основные термины и понятия: православный храм, мечеть, синагога, дацан.

Оборудование: учебник «Основы мировых религиозных культур» А.А.Беглов, Е.В.Саплина и др., мультимедийный проектор, презентация, карточки с таблицей, карточки с текстом.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания.(Беседа.)
-На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия, какие бывают религии и кто является основоположником тех или иных религий?
-Назовите, какие мировые религии вам известны и расположите их на ленте времени по мере их возникновения?
-Вспомните, кто считается основателями мировых религий?
-Что такое молитва
? Молитва бывает трех видов: молитва славословие, молитва просьба и молитва покаяние.
-Какие таинства существуют? 
-Что объединяет людей всех религиозных культур?
-Как вы думаете, если существуют священные книги, хранители преданий религий, таинства в каждой из религий, то должны ли существовать священные сооружения?
III. Актуализация знаний .

- Как вы считаете, что такое священные сооружения? Могут ли люди обойтись без них? (Сооружения, где происходят совместные ритуальные действия, там люди молятся Богу, без них обойтись нельзя.)

Давайте вместе попробуем дать определение слову «священные сооружения».У каждого народа есть святые места, куда идут и едут люди со своими просьбами и печалями, с надеждой исцеления и благодарностью Всевышнему. 
Священные сооружения – это специально созданные сооружения для совместных ритуальных действий.
- Эти сооружения могут быть совершенно разными по-своему внутреннему и внешнему виду, но назначение у них одно – совместное участие в ритуалах. Я предлагаю посмотреть, как же они выглядят и чем отличаются друг от друга.
Демонстрация фотографий священных сооружений.(Слайд 2)
-   Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся и обоснуем наши ответы. (
Ответы-предположения детей). Я предлагаю вам посмотреть презентацию, которая поможет нам найти верный ответ.
- В древние времена люди собирались вместе, молились и приносили жертвы своим богам. Так у древних евреев для этих целей был переносной шатёр, который назывался скиния. Другие племена поклонялись камням или деревянным идолам, обожествляли природу.

- В дальнейшем в Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Японии люди стали сооружать храмы, посвящённые своим богам.

- Как вы думаете, почему люди стали строить огромные каменные сооружения? С чем это было связано?

         Уже в далекой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Они еще не умели строить дома, поэтому иногда для этих целей им служил переносной шатер (например, у древних евреев он назывался скинией).(Слайд 3)

 Это после столетий изготовления кирпичей в Египте иногда собранные вместе и поставленные в определенном порядке камни. И сейчас еще находят остатки этих сооружений из камней. Самое крупное из них находится в Англии и называется Стоунхендж («стоун» – по-английски означает камень).(Слайд 4-6)

IV.Сообщение темы.

- Прочитайте слова на слайде(синагога, храм, мечеть, дацан). (Слайд 7)

- Предположите, как связаны эти слова с нашим уроком.

- О чём узнаем на уроке?

- Мы продолжаем знакомство со священными сооружениями религий мира.

V. Изучение нового материала

1) Священные здания иудаизма.(Рассказ о синагоге).

- В царствование царя Соломона в Иерусалиме был построен Храм Единого Бога (Слайд 8). Но завоеватели разрушили этот Храм. Иудеи восприняли это как страшную трагедию. Всё же их совместные молитвы не прекратились. Ещё раньше расселившись по разным странам, группы евреев использовали для совместных молитв и чтения Священного писания «дома собраний» - синагоги.

В середине 10 века до н.э. был построен знаменитый Иерусалимский храм. Он стал центром религиозной жизни еврейского народа. Вокруг Храма, который для них был единственным, концентрировалась вся их жизнь. В Храме находились священные предметы, например Ковчег со скрижалями. Но захватчики захватили Иерусалим и разрушили Храм. Его смогли восстановить только через 70 лет. Но и этот Храм был разрушен. Уцелела лишь часть стены. Она считается святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача. Иудеи считают, что Храм единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. Расселившись по разным странам, группы евреев стали использовать для совместных молитв и чтения Священного Писания «дома собраний» – синагоги. Синагоги являются главными священными зданиями для иудеев и сегодня.  (Слайд 9-11)

Архитектура синагог очень разнообразна, что же касается внутреннего убранства, то оно всегда подчинено определённым правилам.(Слайд 12-13)

 У восточной стены зала для молитвы стоит специальный шкаф – арон-ха-кодеш, в котором хранятся пергаментные свитки Торы. Свитки должны быть рукописными. Переписыванием Торы занимается софер (писец). Он не должен допускать ошибок, потому что их наличие делает текст непригодным для богослужения.(Слайд 14)

В центре синагоги находится возвышение, с которого читается Тора. Внутри молельного дома часто располагается светильник - менора, в котором всегда должно быть семь фитилей.

(Слайд 15-16).

Здесь же помещается каменная плита или бронзовая доска с выгравированными на ней десятью заповедями, которые когда-то Бог дал Моисею. Каждая еврейская семья стремится в своём доме воссоздать элементы храма, который был разрушен.

2) Сейчас поговорим о священных зданиях христианства(православных храмах).

Что такое храм?(Слайд 17)

(Слайды 18–23 ) Первые христиане не строили СПЕЦИАЛЬНЫХ ХРАМОВ,  они собирались в жилых домах. Во времена преследования христиане были вынуждены скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее появились церкви. Они разные, но есть общие черты. Здание храма венчает купол с установленным на нём крестом. Посмотрите на форму купола. Понять, почему купол именно такой формы, нам поможет небольшой эксперимент (зажигается свеча). Форма купола символизирует пламя горящей свечи.
Символично количество куполов

*
один куползнаменуетединство Бога, совершенство творения;
*
два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения; 
*
три куполазнаменуют Святую Троицу
*
четыре купола — Четвероевангелие, четыре стороны света ; *пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; *семь куполов знаменуют семь таинств Церкви.

(Храм – Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окружённый ангелами и святыми). Давайте подумаем, есть ли связь между словом храм и хоромы. Действительно, хоромы – это богатые красивые строения на Руси. Храмы – Дома Божьи, построенные с любовью и красиво украшенные.

Перед вами три иллюстрации. (На доске иллюстрации с изображением дворца, высотного здания, храма)

Какое из них храм? Чем внешне оно отличается от остальных? (На храмах купола с православными крестами)

Все храмы построены по канонам. Канон – образец, твёрдо установленные правила. Поэтому в строении храма нет ничего случайного. Всё имеет свой символический смысл.

Что напоминает такая форма куполов? (Шлем богатыря)

Действительно, шлемовидные купола делают храмы похожими на русских богатырей – защитников. Такие купола символизируют духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведёт с силами зла.

- Что мы видим над куполом храма? (Крест)

Крест главный символ христианства. Крест – соединение земли и неба, призвание к духовной высоте.

- Куда устремлён храм? (Вверх)Куда он указывает путь? (В небо)

- Какой должна быть цель жизни человека? (Возвышение души, совершенствование)

- Посмотрим внутреннее устройство православного храма.

(Слайд 24-25). Храм имеет притвор, среднюю часть, где стоят люди и молятся и самое священное место в храме – это алтарь. Алтарь обращён всегда на восток, там был Эдем, место рая на земле.

(Слайд 26-29). Перед алтарём иконостас, где расположены иконы Иисуса Христа, Богородицы, святых.

(слайд 30-31). К храму часто примыкает колокольня или звонница, на которой находятся колокола. Звонница может стоять и отдельно. Она не является священным сооружением. Колокольный звон призывает людей на молитву, на встречу с Богом.(Прослушивание колокольного звона-звукозапись)

3)Рассказ о мечети.

(Слайд 33).Мечеть – это молитвенное здание в исламе. Большинство мечетей имеют специальную башню – минарет, с которой верующих призывают на молитву. Минарет также не является священным сооружением, но он часто входит в комплекс религиозных построек. Его строят высоким, как маяк, чтобы все люди видели и слышали призывной голос муэдзина.

(Слайд 34).В каждой мечети есть ниша (михраб), всегда обращённая в сторону Мекки, священного города для мусульман. Становясь на молитву, мусульманин снимает обувь и обращается лицом в сторону Мекки. Молитва должна совершаться в чистоте помыслов и тела, одежды и места. Поэтому перед молитвой мусульманин должен совершить омовение. Для этого в мечети есть оборудованное место. Женщины должны располагаться на балконе или в конце зала за занавесом. Одежда женщин должна закрывать всё их тело, кроме лица и кистей рук.

Соборные молитвы у мусульман проходят по пятницам. Мечеть занимает особое место в жизни верующих. Это не только молитвенное, но и общественное здание с самыми разнообразными функциями.

(Слайд 35).В исламе не принято изображать Аллаха, поэтому мечеть внутри украшается специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.

4)Физкультминутка

5) Работа с текстом. (Учащимся предлагается карточка, на котором написан текст о буддийском монастыре).

Главные центры религиозной жизни буддистов – это монастыри, у бурятов они называются дацаны. Буддийский монастырь всегда выглядит как величественный комплекс с белокаменными стенами и четырёхскатными крышами с загнутыми вверх краями.

Главный храм обязательно обнесён оградой. По углам ограды на высоких шестах развеваются разноцветные лоскуты материи с написанными на них текстами. Они называются дарцоки и призваны отгонять злые силы от монастыря. По обе стороны ограды тянутся ряды молитвенных барабанов, которые насажены на вертикальную ось. В них находятся молитвенные тексты. Прежде чем зайти в монастырь, верующие обходят ограду и вращают эти цилиндры. Считается, что один поворот цилиндра равнозначен прочтению всех заложенных в него молитв.

Центральный вход расположен посредине южной стены. Ворота обычно раскрашены в красный цвет и расписаны изображениями драконов. В центре находится курильница, откуда струится ароматный дым. Напротив курильницы располагается помост. На него поднимаются ламы, и трубят в горн, изготовленный из морской раковины.

Внутри у северной стены буддийского храма устанавливают застеклённые шкафы, заполненные скульптурами божеств и самого Будды. Они могут быть из золота, серебра, меди, дерева, камня. Сверху и по стенам висят живописные изображения. Они называются танка.
Заходя в буддийский храм, люди должны снимать головной убор. В храме можно сидеть на скамейках или на полу. В буддийском храме ламы читают молитвы, сидя на специальных подушках (олбоках). Во время молебна мелодично звучат колокольчики, медные тарелочки, дробные звуки барабанов.

Вопросы для обсуждения:

- Что такое дацан? (буддийский монастырь) (Слайд 36)

- Как отделён главный храм от остальных построек? (оградой)(Слайд 37)

- Что такое дарцоки и для чего они предназначены? (лоскуты материи с текстами молитвы, они охраняют монастырь от злых духов)

- Предположите, что можно положить в курильницу, чтобы возжечь её и наполнить воздух ароматом (благовония, ароматные палочки (слайд 16)

 VI. Обобщение изученного материала

1)- Давайте обобщим изученное сегодня. Я предлагаю вам поработать в паре с соседом  и заполнить  таблицу, пользуясь текстом учебника.

слово

значение слова

изображение

ассоциация

синагога

 

 

 

храм

 

 

 

минарет

 

 

 

дацан

 

 

 

- Проверим вашу работу.

2)Работа в группах
- Для выполнения следующего задания разделимся на две группы-команды.Задача каждой команды получить как можно больше жетонов, которые выдаются только за правильный ответ, либо «да», либо «нет». Готовы? 
Игра «Да-нет»

  1. У пагоды есть колокола? – нет
  2. У православного храма много куполов? – нет
  3. Ступа это место для молитвы? – нет
  4. Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? – нет
  5. Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? – да
  6. В синагоге прихожане сидят на полу? – нет
  7. В православном храме мы увидим иконы? – да
  8. Минарет похож на перевернутую чашу? – нет
  9. В пагоде мы увидим алтарь? – нет
  10. Синагога – это здание где молятся иудеи? – да
  11. Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? – да
  12. У пагоды два купола? – нет

VII. Рефлексия. «Продолжите предложения»:
-Сегодня я узнал…

-Меня очень заинтересовало…

-Мне сложно понять…

-Было неинтересно…

-Я бы хотел…

VIII. Домашнее задание
1)Рассказать родителям о священных сооружениях мировых религий.
2)Нарисовать любое, понравившееся сооружение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Священные сооружения"

Презентация  по ОРКСЭ "Священные сооружения"...

"священное сооружение"

План- конспект открытого урока по ОРКСЭ. Урок №12 по модулю "Основы мировых религиозных культур"....

уроки курса "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные сооружения"

Уроки подготовлены к курсу "Основы мировых религиозных культур"....

"Священные сооружения". Урок №12 (ОМРК)

Презентация к уроку №12 "Священные сооружения". Знакомство с древними сооружениями, сравнение храма и синагоги....

Конспект урока по теме "Священные сооружения".

Основные термины и понятия урока -  синагога, церковь, алтарь, икона, фреска....

Исследовательская работа "Отличие священных сооружений православных христиан от сооружений мусульман"

Работа на научно-практическую конференцию младших школьников "Моё первое исследование"...