Урок №26. Культурные традиции буддизма. Легенда о Будде
презентация к уроку по орксэ (4 класс)

Живчин Юлия Васильевна

Бу́дда Ша́кьямуни — духовный учитель, легендарный основатель буддизма, одной из трёх мировых религий. Получив при рождении имя Сиддха́ттха Гота́ма, он позже стал именоваться Буддой (буквально — «Пробудившимся», санскр.)

Сиддхартха Гаутама Шакьямуни является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу канонических собраний буддийских текстов.

Данная презентация может быть использована на уроках ОДНКНР в 5 классе.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОДНКНР. 5 класс Урок №26 Культурные традиции буддизма Учитель основ духовно-нравственной культуры народов России: Живчин Юлия Васильевна ГБОУ школа № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Вопросы: 1. Знаешь ли ты, какие народы нашей страны исповедают буддизм? 2. Что ты знаешь о Будде?

Слайд 3

Буддизм — одна из мировых религий Две с половиной тысячи лет назад где-то в районе современной северной Индии в семье царя Шуддходаны родился мальчик, которого назвали Сиддхартхой .

Слайд 4

Легенда о рождении Будды Более двадцати лет у супругов не было детей. Но однажды ночью царица увидела сон, в котором белый слон вошёл в неё через правый бок, и она зачала. Царь, придворные и весь народ с нетерпением ожидали рождения ребёнка.

Слайд 5

Легенда о рождении Будды Когда приблизилось время родов, царица, по обычаю своего народа, поехала рожать в дом своих родителей. В пути она присела отдохнуть в саду Лумбини. Был погожий весенний день, в саду цвели деревья ашока. Царица потянулась правой рукой, чтобы сорвать цветущую ветку, схватилась за неё, и в этот момент начались роды. В истории жизни Будды говорится, что роды у Махамайи прошли безболезненно и чудесным образом: младенец вышел из левого бока матери, которая в это время стояла, ухватившись за ветвь дерева. Родившись, царевич сделал семь шагов вперёд. Там, где он ступал, под ногами появлялись лотосы. Будущий Будда провозгласил, что он пришёл, чтобы освободить человечество от страданий.

Слайд 6

Когда у царя родился наследник, которого он ждал много лет, во дворец пригласили мудреца Аситу, чтобы тот предсказал судьбу новорожденного. Когда же мудрец Асита увидел мальчика, он заплакал. Отец принца встревожился и спросил у мудреца, почему он плачет. На что тот ответил, что сыну царя суждено стать Буддой — «пробудившимся ото сна», — познать Истину и поделиться этой Истиной со всеми. Отец принца не хотел мириться с тем, что наследник трона станет отшельником, и решил окружить сына богатством, роскошью и блаженством, чтобы тот никогда не познал страданий и нужды и, как следствие, чтобы у него даже не возникло мысли о том, что нужно искать какие-то методы избавиться от страданий.

Слайд 7

Сказано — сделано. Царь Шуддходана велел выслать из города Капилавасту, в котором размещался его дворец, всех старых, больных, немощных и нищих людей. Царь с детства окружил сына только красивыми, молодыми и жизнерадостными людьми. По ночам слуги даже срезали в царском саду увядшие цветы, чтобы принц Сиддхартха был в полной иллюзии абсолютного совершенства мира. И именно так Сиддхартха жил 29 лет своей жизни, пребывая в полной иллюзии, что все люди счастливы, никто не страдает и у всех всё хорошо. Но затем с принцем произошла история, которая навсегда перевернула его жизнь.

Слайд 8

Только в возрасте 29 лет он обнаружил, что существует страдание. Однажды, в сопровождении слуги, он выехал из дворца. То, что он увидел за воротами, потрясло его. Сначала он встретил старика, затем больного – ничего подобного он раньше не встречал. Наконец, Сиддхартха увидел покойника, и слуга сказал ему: «это смерть, и она ожидает каждого». Это полностью перевернуло его представления о жизни: Сиддхартаха осознал, что в мире все непостоянно.

Слайд 9

Однако впереди принца ждала ещё одна судьбоносная встреча — четвёртая. Уже возвращаясь во дворец, принц встретил отшельника, который ходил в простой накидке, просил подаяния, а всю жизнь посвятил медитациям и поиску истины. Принц был настолько поражён умиротворённостью и спокойствием отшельника, а также его простым отношением к жизни, что впоследствии решил тоже достичь такого состояния. Вернувшись во дворец, Сиддхартха долго обдумывал увиденное и принял решение покинуть отцовский дворец, чтобы найти способ избавиться от страданий и, самое главное, потом рассказать об этом способе всем людям. Ночью принц в сопровождении своего слуги покинул отцовский дворец. Доехав до границы царства своего отца, он попрощался со слугой, облачился в одежду отшельника и отправился на поиски истины.

Слайд 10

Долгие семь лет Сиддхартха посвятил этим поискам — он обучался у различных учителей йоге и медитации. Сиддхартха сознательно подвергал себя различным лишениям и ограничениям: спал под открытым небом, ограничивал себя в пище. Он настолько истощил своё тело, что чуть не умер от голода, но добрая девушка Суджата, обнаружив его без сознания, накормила Сиддхартху рисом. Тогда он понял, что излишнее самоистязание не ведёт ни к чему хорошему, и сел под деревом, принял намерение погрузиться в медитацию и не выходить из неё до тех пор, пока не постигнет истину. 49 дней и ночей Сиддхартха провёл в медитации. Чтобы этому помешать, к нему приходил демон Мара, присылал своих дочерей и пытался напугать Сиддхартху своим войском из демонических существ. Но Сиддхартха выдержал все испытания и на 35 году жизни, ровно в ночь своего рождения, достиг пробуждения и стал именоваться Буддой, то есть «пробудившимся».

Слайд 11

Будда призывал взращивать в себе четыре самых главных качества: любящую доброту, сострадание, сорадование и беспристрастность. Под любящей добротой следует понимать доброжелательное отношение ко всем живым существам и готовность помочь им, а также воздержание от проявления гнева и ненависти. Под состраданием следует понимать полное осознание того, что живые существа страдают, и не быть к этому безразличным. Сорадование — значит разделять с окружающими их радости, не завидовать им, радоваться их успехам. А беспристрастность — это равностное, одинаково благожелательное отношение ко всем. Будда призывал не разделять окружающих на тех, кто нам нравится, и тех, кто не нравится. Следует одинаково хорошо относиться ко всем.

Слайд 12

С момента Просветления, которое наступило в его 35-й день рождения, и до самой смерти в возрасте 80 лет Будда неустанно передавал свое постижение другим. Его учениками стали десятки тысяч людей в северной Индии. Среди них были цари и простолюдины, домохозяйки и воины, крестьяне и философы, представители разных сословий и народностей. Никому не навязывая свои взгляды, он давал поучения лишь тогда, когда его об этом просили. Людей притягивали его радость и умиротворенность, и они приходили сами. Будда умер в местечке Кушинагар, окруженный множеством последователей и друзей. Перед смертью, прощаясь с учениками, он сказал: «Не верьте никому на слово, даже Будде. Проверяйте все учения на опыте. Будьте сами себе путеводным светом».

Слайд 13

Колесо Дхармы – Дом солнца Самое раннее, по мнению историков и археологов, буддийское изображение, символизирующее Дхарму - Учение Будды.

Слайд 14

Домашнее задание: 1. Прочитать учебник на с.120-121. 2. Подготовить небольшое сообщение об истории развития буддизма в одном из регионов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Живые картинки прошлого" (Фольклорный калейдоскоп на основе культурных традиций жителей Старооскольского района)

Фольклорный калейдоскоп на основе культурных традиций и духовного наследия жителей Старооскольского края. В разработке используются частушки, народные песни, поговорки присущие жителям Староосколья. С...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции

Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....

Авторская программа : Культурные традиции от малого до великого (уроки нравственности в начальной школе)

Отличительной чертой  данной программы «Культурные традиции - от малого до великого»  (уроки нравственности в начальной школе) является то, что она вобрала в себя не только «малое» - вопрос ...

Классный час. Уроки толерантности "Культурные национальные традиции"

Национальная культура — душа народа.Национальные ценности в духовной сфере — огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравств...

Изучение народных культурных традиций на уроках русского языка в начальной школе.

С раннего возраста необходимо прививать детям любовь к Отчизне, к своей малой родине. На уроках русского языка использую материал для приобщения школьников к народной культуре....

Культурные традиции буддизма

Рабочая тетрадь по теме...

Культурные традиции на уроках технологии.

Народные культурные традиции в силу своей доступности обладают особыми возможностями. Являясь национальным достоянием, заложенным в генетический код человека, оно способствует формированию историческо...