Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме " Добро и зло в православной традиции"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Процко София Федоровна

Данная  разработка  урока  ОРКСЭ по теме " Добро и зло " (Модуль "Светская этика" составлена в соответствии с современными требованиями ФГОС. Тип урока "Ознакомление с новым материалом". 

С применением ИКТ,  деятельностного метода  и технологии сотрудничества. Содержание урока наполнено интересными заданиями творческого характера, используется презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №634 с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт – Петербурга

Открытый урок по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Светская этика»)

4 класс

Процко София Фёдоровна

учитель начальных классов

высшая категория

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ.

Класс

4

Тема урока

Добро и зло

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности

П.Сравнение  и классификация по заданным критериям.

Установление аналогий

Р. Умение ставить коллективную цель и организовывать деятельность.

Умение планировать  и контролировать способ решения

К. Согласование принятых решений друг с другом. Умение задавать вопросы.  Умение  использовать речь для регуляции своего действия.

Формирование ценности добра, вред  зла.

Формирование своего образа, как человека несущего добро.

Формирование ценностн. отношения к доброте.

Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Цель

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины;

Содержательная: сформировать систему новых понятий, определить отношение современных детей к понятию добра и зла.

Задачи

  1.  Изучить  представление о понятиях добро и зло в различные исторические периоды.
  2.  Выделить главные характеристики добра и зла в жизни людей, общества.
  3. Исследовать изменения отношения среди детей к понятию добра и зла.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Добро, зло, общее и различие

Средства ИКТ, используемые на уроке

Проектор, интерактивная доска

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Толковый словарь С. Ожегова (определение добра и зла)

 В. Шаинский. «Если добрый ты». Песня из мультфильма «Кот Леопольд»

Притча. О темном и светлом рыцаре

О.Верникова. Сказка о Доброте

Организационная структура урока

Длительность этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Слайд 1. Учитель проверяет готовность к уроку, устанавливает благоприятную психологическую атмосферу в классе.

Слайд 2. Отрывок из стихотворения:

В жизни по разному можно жить:  

В горе жить можно  и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать.

И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

Распределяются на 2 группы, каждый проверяет свою готовность к уроку, настраиваются на коллективную деятельность

Самоконтроль, умение следовать требованиям учителя; организованность, ответственность

Мотивация учебной деятельности

Слайд 3. Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним придет.

- О чем стихотворение, которое прослушали? - О какой награде идет речь?

 – Какова тема стихотворения?

– Основная мысль?

– Понятны ли вам слова?

 Слайд 4. Подберите однокоренные слова к слову добро. Объясните значение выражений «доброе сердце», «доброе дело», «добрый конь», «добрый дождь», «добрый урожай». Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

Подберите антоним к слову «добро».

- Каких людей вы называете добрыми, а каких злыми?

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы

Добро победило зло.

Добрый, доброта.

Зло, злой, злость

Умение рассуждать, анализировать, делать выводы на основе услышанного

Постановка учебной задачи

Слайд 5, 6. - Кто уже понял,  какова тема нашего урока? На какой вопрос мы должны ответить?  Какова цель нашего урока?

-Можете ли вы сформулировать понятие добра и зла?

Предположение детей

Дети затрудняются.

Умение формулировать цели и задачи учебной деятельности.

Построение проекта выхода из затруднения «Открытие нового знания»

 Слайд 7,8. Работа в группах:

- Попробуйте разбить данные понятия на две группы.

Качества – «помощники» добра.

Качества – «помощники» зла.

Мужество, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, хитрость, зависть, жадность, честность, правдивость, лживость, справедливость, эгоизм,  бескорыстие.

Слайд 9. Работа с учебником:

- Прочитайте в учебнике определение, что такое добро и зло, и сравните со своими ответами.

Слайд 10.

- А вот как об  этих качествах человека записано в словаре И.С.Ожегова (приложение 1)

Слайд 11.

- Какой вывод мы можем сделать?

Добро и зло – главные понятия в жизни. Давайте попробуем разобраться, чем отличаются добро и зло (приложение 2).

- Добро – это …..

- Зло - это …

Слайд 12.

«Учимся размышлять…»

- Найдите в тексте учебника ответ на вопрос «Почему важно бороться со злом?» (выборочное чтение)

Слайд 13.

- Узнаем мнение писателей на это счет, что они говорили о добре и зле?

1 группа -под словом «добро» выкладывают качества «помощники добра»

 2 группа под словом

«зло» - выкладывают качества «помощники зла»

Дети работают с материалом учебника: выборочное чтение.

 

Читают статью из словаря

Работают в группах.

Работают с текстом учебника.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение раскрывать смысл незнакомых понятий

Первичное закрепление

 Слайд 14. Музыкальная пауза.

 - Прослушайте песню «Если добрый ты…»

 - О чем она?

С давних времен людям дано право выбирать между «плохим» и «хорошим», добром и злом. Что же такое «хорошо» и что такое «плохо», где проходит граница между этими понятиями? Эти вопросы интересуют каждого человека с самого раннего детства.  

Слайд 15. Притча «»Что такое зло и добро»

 Как-то раз мой младший сын спросил у отца моего:

 - Дедушка, а что такое Добро и Зло?

 - Почему бывают плохие люди?

 Расскажи мне, а то в школе домашнее задание дали, сочинение про добро и зло в человеке написать. Дедушка помолчал  некоторое время, потом сказал:

–Ну,  слушай мудрый рассказ о добре и зле. Ведь зло и добро это то, что прячется в человеке. В каждом из нас идет борьба похожая на поединок двух рыцарей, который имеет  две половины — светлую и тёмную. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Темный рыцарь сражается за Зло в мире людей, а светлый рыцарь дерётся во имя Добра на земле. Понимаешь?

— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда.

Потом мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же рыцарь побеждает в конце?

Дедушка едва заметно улыбнулся и сказал:

— Всегда побеждает тот рыцарь,   которому рукоплещет толпа, за которого переживает, волнуется народ,  которым восхищаются люди.

- Как вы понимаете это высказывание?

Слайд 16,17. 

Работают в группах

- Давайте поработаем над мини – проектом, т.е.  составим правило «Как стать добрым»

Слайд 18,19.

В сказках все просто: этот герой - добрый, а этот – злой. В жизни все не так.

Слайд 20, 21.

- Многих ли твоих знакомых можно назвать однозначно: добрый, злой…?

А что ты скажешь про себя?

Слайд 22.

Анкетирование. Тест  «Добрый ли я человек»  (приложение 3)

Звучит песня

Чтение притчи учителем

Высказывают свои предположения

Составляют мини-проект

«Как стать добрым».

Высказывают свои предположения

Отвечают на вопросы анкеты.

Умение работать с текстом; взаимодействовать в группе

Самостоятельная работа

Слайд 23.

Много сегодня мы говорим о добре, что надо быть добрым, что добро всегда побеждает зло. И вот пришло время создать какой – то образ «Доброты», который бы выражал наши чувства, эмоции…

- Какой вы себе представляете Доброту, в виде кого? С кем она могла бы дружить?

Слайд 24. Создание дерева Добра.

Для этого у каждого лежит на столе символический листок. На них надо записать самые значимые жизненные ценности, советы, пожелания и прикрепить на дерево, начиная  предложением:

Я буду совершать добрые поступки, потому что…

Например: милосердие, сострадание, великодушие, любовь, верность, умение прощать, терпение, кротость, правдивость, помощь ближним, уважение, быть миротворцем, умение жертвовать, доброта, вежливость, вера, надежда, твори добро.

Высказывают свои предположения

Дети записывают нравственные качества и прикрепляют на дерево Добра  (на доске)

Умение оформлять свои мысли вслух и оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Обобщение

Слайд 25.

«Спешите делать добро» - это изречение выбито на памятнике Ф. П. Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру.

Ф. П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.

-Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.

Слайд 26.

- Доброта спасет мир!

- Что значит, будьте добрее и терпимее друг к другу?

 Сочинить «Синквейн» (приложение 4)

Отвечают на вопросы

Умение работать с текстом и дополнительной литературой; навыки смыслового чтения

Рефлексия

Слайд 27.

- Что вам больше всего запомнилось?

-Станем ли мы добрее?

- Что в жизни вам даст такое качество характера?

Дети высказывают свои мысли

Умение анализировать полученную информацию, делать выводы

Домашнее задание

Слайд 28.

  1. Подобрать пословицы по теме урока
  2. Нарисовать символы добра и зла в представлении детей

Умение применять полученные знания для выполнения самостоятельного задания

Приложение 1

Из словаря С.И.Ожегова:

«Добро – всё положительное, хорошее, полезное людям и обществу, то, что сохраняет мир»

 «Зло - нечто дурное. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

Приложение 2

 Какой вывод мы можем сделать?

Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле руководствуются люди, совершая хорошие и дурные поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому, что люди выработали понимание добра и зла, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость.

Добро: нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними, совершается сознательно и бескорыстно, любовь, уважение, сострадание и тд..

Зло: унижение других людей,  неуважительность и нетерпимость к людям,  хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию, чужой боли, хитрость и т.д.

Добро – это…..

Зло - это ……

Приложение 3

Тест «Добрый ли я человек…»

Вам предлагаются вопросы, в которых против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Обработка результата:

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты анкеты

      А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

      Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.

     От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

     Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

Приложение 4

Сочинить «Синквейн»

Доброта

Бескорыстная, вечная

Помогает, учит, приносит,

Главный спутник

Совершай ее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Житие Ксении Блаженной"

Здесь представлена методическая разработка урока и презентация к нему. Урок ОРКСЭ в 4 классе ,модуль: православные святые....

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме : "Христианская семья"

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Христианская семья" модуль ОПК...

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Священные сооружения"

В материале представлен конспект урока и соответствующая ему презентация....

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм"

Виртуальная экскурсия в храм. На уроке дети работают в паре, группе. В итоге ребята создают путеводитель по храму....

Презентация разработки урока ОРКСЭ по теме " Добро и зло в православной традиции"

Данная  презентация разработа к уроку  ОРКСЭ по теме " Добро и зло " (Модуль "Светская этика" составлена в соответствии с современными требованиями ФГОС. Тип урока "...