Урок, Тема: "Колокольный звон"
учебно-методическое пособие по орксэ (4 класс)

Урок, Тема: "Колокольный звон" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kolokolnyy_zvon.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль «Основы православной культуры»

Тема урока: «Колокольные звоны и церковное пение»

Учебник «Основы православной культуры»

Автор А. В. Бородина

Мосва «Русское слово» 2017 год

Цель: Духовное развитие детей через постижение красоты колокольных звонов и церковного пения

Задачи.

Образовательные:  

- дать первоначальное представление о церковной  музыке, ее своеобразии

- познакомить со звучанием колокольных звонов и их значением в православной культуре

Развивающие: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли и слушать музыку, слушать высказывания своих одноклассников.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.

Тип урока. 

Урок изучения нового  учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.

Основные термины и понятия: знаменное пение, стихира (торжественное хоровое произведение), канон, партесное пение, благовест, перебор, трезвон, акапелла, церковнославянский, Стоглавый Собор

Методы, технологии, используемые на уроке: Объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемное изложение, частично-поисковый метод, эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.

Ход урока.

Организационный момент (с.1-2)

Добрый день! Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, на котором вы увидите, что наш предмет , Основами Православной культуры, связан не только с литературой, как мы с вами узнали, но и с другими предметами, например, с музыкой, изобразительным искусством.

1.Мотивация.

- Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса.

- Издревле о них слагались легенды и песни, считалось, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные.

- В народе сохранились предания о том, что иногда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности.

- Наукой многократно доказано, что они способны лечить и возвращать душевный покой.

Вопросы к классу:

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?  (о колоколах и  церковном песнопении )  

2.Актуализация знаний.

-Вспомним, когда зародилось Церковное песнопение? (с.3)

(Церковное песнопение зародилось еще в первых веках христианства)

-Псалмы Давида издревле употреблялись при ветхозаветных богослужениях.

-А что такое псалмы? (Молитва раскаявшихся грешников)

-Что говорил о псалмах Василий Великий? (с.4)

(Святитель Василий Великий говорил: «Псалом — тишина души. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих.)

-Важнейшей особенностью празднования ветхозаветной Пасхи было пение: «Хвалите Бога!»

-Как мы называем учеников Иисуса? (Апостолы)

-Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов.

-Всё это –величайшее сокровище народа Божия, т.е. христиан. И поэтому Церковь Христова продолжает петь псалмы. (с.5)

 СВ.ПРАВ. Иоанн Кронштадский говорил: «Если хочешь кого исправить от недостатков, то возверзи печаль на Господа (псалом 54 – «Внуши, Боже, молитву мою», псалом 23 – «Господня земля, и исполнения ея») и помолись Ему. Если он увидит, что молитва твоя дышит любовию и исходит от всего сердца, то непременно исполнит желание сердца, и ты  вскоре увидишь перемену в том, за кого молишься.»

-Использовали музыкальные  инструменты в храме?(Исполняли под аккомпанемент небольшого струнного инструмента ,ПСАЛТАРИОН ,напоминающего гусли и арфу.) (с.6)

Паисий  Святогорец говорил: «Церковь – это корабль. Кто то может на нём спать, кто-то ничего не делать, кто-то бороться с волнами. Но он всё равно продолжает свой путь, и вместе с ним плывут вперёд и все пассажиры.
Главное – находиться внутри Церкви. Поэтому старайтесь не пропускать богослужения и почаще бывать в храме».

-С чем сравнивает Св.Старец храм? ( С кораблём, который спасёт людей.) (с.7)

-Верно. Корабль –символ христианской веры. Якорь- символ христианской надежды.

-Что служило на корабле сигналом? (Есть на корабле колокол.) Да, рында.(с.8-10)

-Для чего? ( На нём была завязана вся жизнь экипажа судна, его берегли, как зеницу ока. Колокольный звон служил сигналом общего сбора или тревоги и заменял морякам часы.)

-Так и в храме : православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества.

 Вывод: (все же музыкальные инструменты используются в православной церкви. Это колокола.) Колокола продолжают жить и сейчас. Они зовут народ к жизни – к жизни духовной. Это церковные колокола.

3.Закрепление полученных знаний. (с.11)

Ребята, готовясь к уроку, каждая группа должна была провести небольшую исследовательскую работу и предоставить нам материал:

- Историки исследовали историю происхождения и изготовления колоколов;

- Музыканты исследовали значение колокола в музыке;

- Искусствоведы исследовали использование колоколов в церковном искусстве, а также должны были выяснить  какие колокола в России являются самыми известными.

А сейчас группа музыкантов познакомит нас с результатами своей исследовательской работы.

 ( С.Есенина «Колокол дремавший…»

Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою бледная луна.
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за рекою Благовеста звон.
В стихотворении идет речь о звоне –  Благовест.  (с.12)
Название этого звона происходит от двух слов «Благая весть».

Благо = добро, радость, праздник
Вест = весть – добрая весть.

Благовест оповещает о хороших новостях, о победе над врагом, о празднике, о торжественном событии. Кстати, в Пасху звонить в колокола разрешается любому желающему. Слушание: Колокольный звон «Благовест».

 Трезвон – звон во все колокола. Выражает собой христианскую радость и торжество.

Перезвон – по одному разу в каждый колокол с ударом «во вся» является наиболее печальным и совершается два раза в году: на Великую Пятницу и Великую Субботу (перед Пасхой) в день распятия и погребения Христа. Чтобы этот скорбный звон не был одинаков с перебором, он обычно осуществляется более быстрыми и ритмичными ударами.

Перебор – погребальный звон. Представляет собой поочередные удары в каждый колокол .Выражает грусть и скорбь об усопшем, символизирует возрастающую жизнь человеческую на Земле, одновременный удар колоколов означает пересечение земной жизни смерти.)

ИТАК: Различают 4 вида канонических звонов, которые отдельно или в комбинации составляют всё разнообразие православного звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

- Как вы думаете, от чего зависит звучание колокола? (от сплава металлов, от размера и силы удара). Можно  добавить к этому списку толщину стенок колокола. Волна при звоне колоколов распространяется в форме креста.  .

Может, поэтому столь велико воздействие колоколов на душу человека.

Колокольный звон обезвреживает вирусы.

Наши предки, догадываясь об этом, во время эпидемии звонили в колокола круглосуточно. нынешние звонари очень редко болеют, хотя звонят на ветру и на холоде.

Части колокола соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова или корона, отверстия в ней — уши, далее шейка, плечи, матица, пояс, юбка или рубаха (тело).

Внутри колокола подвешивался язык — металлический стержень с утолщением в конце (яблоком), которым били по краю колокола, он назывался губой. Каждый колокол имел свой голос, принимал освящение подобно крещению и имел свою судьбу, нередко трагическую.

МОКРОУС:  Важным этапом стало приобретение звонницы из семи колоколов, которую отлили из бронзы по заказу на московском заводе. Вес самого большого колокола составил 140 кг. Колокольный звон жители поселка услышали уже на Пасху.

Первая служба состоялась в неосвещенном храме 20 ноября 2008 года – служился водосвятный молебен.

Архитектор, из г.Энгельс, Владимир Кудряшов, разработал дополнительный проект, благодаря чему храм преобразился, а над поселком теперь раздается красивый колокольный звон.

Колокольными звонами заинтересовались люди самых разных профессий: физики, музыковеды, этнографы, историки, музыканты, искусствоведы, химики, металловеды и др. Родилась новая наука – кампанология, целью которой является восстановление и сохранение колоколов и колокольного звона как явления, обладающего яркими национальными особенностями. 07.04.2010 шатл Discovery успешно пристыковался к МКС.

Добавлю-Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами.

Сейчас группа историков познакомит нас с результатами своей исследовательской работы. (Рассказ учеников)

Не сразу придумали колокол. Несколько веков люди ударяли вот в такие пластины  из железа или дерева - било (от слова "бить"). Удары совершали молоточками-колотушками. Звук этого сигнального инструмента первоначально служил для оповещения жителей о происходящем событии,

Однажды, епископ Паулин во сне увидел ангелов, они раскачивали стебли колокольчиков, и был слышен дивный, серебристый звон  . После духовного озарения епископ Паулин Милостивый распорядился из сплава меди, олова и висмута отлить первый колокол, по форме похожий на колокольчик, а по звукам - на ту прекрасную музыку, которую он слышал. Были разные способы звонить в колокола, например очёпный.  Использовать колокола больших размеров очёпное устройство не позволяло, так как при раскачивании большого колокола могла расшататься и сама башня . Русские мастера, приложив смекалку, учли возможности и недостатки, изобрели новый способ -язычный, т.е. раскачивают язык колокола . Слово "колокол" образовалось от старинного русского слова "коло", что означает "круг", "чаша". И действительно, форма колокола не что иное, как опрокинутая чаша, только из нее изливаются не вода, а  звуки.

Историю одного колокола

«Судьба колокола в Угличе»  

 «До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел  обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях жил триста лет. Но вот  

15 мая 1591 г. колокол оглушительно зазвонил, оповещая народ, о гибели царевича Дмитрия. Угличане расправились с предполагаемыми убийцами наследника престола.  

Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол, оповестивший о гибели Дмитрия.

И набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади наказали 12 ударами плетей и отправили его в сибирскую ссылку..

. .

А теперь группа искусствоведов познакомит нас с результатами своей исследовательской работы. (Рассказ учеников)

 Кто и как заставляет колокола звучать?

К колоколам на Руси относились очень бережно и почтительно. Умение отлить колокол считалось особым искусством. Поначалу колокола лили монахи, затем дело перешло к ремесленникам.

 Литьё колоколов считалось почётным и ответственным делом. Его не всякому поручали. Без звонаря и колокол молчит (пословица).

Церковный служитель, который звонит в церковные колокола, называется … звонарь

В народе по-особому, с любовью и гордостью относились к колоколам – что даже давали им имена – Георгий, Гавриил, Лебедь, Медведь, Царь-колокол.

Особое место среди всех в мире колоколов занимает Царь – колокол.

         В 1730 году по указу императрицы Анны  Иоановны было велено слить колокол. Сделать это было  поручено Ивану Фёдоровичу Маторину и его сыну Михаилу. К 1735 году все работы проведены с большой предосторожностью. Высота колокола 6 м 14см. Диаметр 6м 60 см. Общий вес 201тонна 924 кг.

До весны колокол находился в литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой.

Желая потушить огонь, на раскаленный колокол ведрами лили холодную воду. От сильного перепада температур колокол дал 11 трещин. От него откололся кусок весом 11,5 тонн. Колокол стал негоден к применению, поэтому его так и оставили в земле, где он находился 100 лет.

             В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен в Московском Кремле на специальный постамент. Царь-колокол не имеет аналогов в мире.  И хотя звон его никто не слышал, т.к. его не удалось поднять на колокольню, он  остаётся самым большим и восхищает своими гигантскими размерами и весом всех посетителей Московского Кремля.

            Уже около двух с половиной веков минуло со времени создания Царь-колокола. Он был и остаётся не просто национальной достопримечательностью России, но и является памятником литейного искусства XVIII века.

В «Сказе о московском звонаре» Анастасии Цветаевой  прочитали о замечательном музыканте Константине Сараджеве (1900-1942гг), с детства обнаружившем незаурядные способности, имевшем исключительный слух. Сараджев был талантливым звонарём. Он мечтал создать Государственную концертную колокольню.

 Интересно, что с названием элемента колокола «язык» в русском языке появились «колокольные» метафоры: «язык хорошо подвешен», «язык заплетается» - от того, хорошо или неудачно подвязан язык колокола, зависит качество звона.

И есть ещё история одного колокольчика, над которой работал весь класс. Это исследовательская работа «Наш таинственный колокольчик».

Исследовательская работа учащихся 5 класса МОУ СОШ с.Еруслан Фёдоровского района .(фрагмент урока ОПК)

Целью данной работы является изучение истории происхождения колокола.

Объект исследования: колокол.

Предмет исследования: происхождение и применение колокола.

Гипотеза:

* Кто и когда придумал колокол?

* Как появился колокольчик в нашем классе?

Для подтверждения выдвинутых гипотез и конкретизации цели нами были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить историю происхождения колоколов;

2. Узнать разновидности колоколов и их применение;

3. Изучить надписи и рисунки на найденном колокольчике;

4. Исследовать историю найденного колокольчика.

Введение

1сентября 2015г.мы пришли в 1 класс МОУ СОШ с.Еруслан. Всё здесь было интересно! И колокольчик на столе у учителя тоже. Мы поиграли и забыли про него. Но в январе 2020 года, мы приняли участие в 4Иоанносвких чтениях в п.Мокроус. Там мы показали открытый урок по ОПК по теме: «Колокольный звон и  церковные песнопения.» В ходе подготовки к уроку , мы вспомнили про наш колокольчик и решили подробно его изучить. До Ерусланской школы, наш колокольчик много лет находился в начальной школе с.Сырт-Смоленка. Там проработала 21 год наш учитель, Светлана Александровна, до закрытия школы. Она начала работать в этой школе в 1988 г., закрыли школу в 2010г. На нашем школьном автобусе мы поехали в с.Сырт-Смоленка  (5 км). Поговорили с бабушками .  А.И.Лаврененко: «Я родилась в этом селе в 1941г.,в 1948г.пошла в 1 класс. Колокольчик хорошо помню. Техничка всегда давала звонок этим колокольчиком. Но откуда он появился, я не знаю». И другие бабушки так сказали. Этот колокольчик не был похож на те, которые  раньше доводилось видеть.  Тяжелый и размером с большую кружку. На нем что-то нарисовано и написано, но что именно,  не могли разглядеть, поэтому решили узнать , что за необычный колокол, откуда он там появился .

Цель исследования – исследовать историю колокола.

Для достижения этой цели, мы поставили несколько задач.

Задачи исследования:

Изучить историю происхождения колоколов, кто и когда их придумал;

Узнать разновидности колоколов и их применение;

Изучить надписи и рисунки на найденном колоколе;

Исследовать историю найденного колокола.

Объект исследования: колокол.

Предмет исследования: история происхождения колокола.

План работы:

Узнать, как и кто придумал колокола. Изучить виды колоколов. Изучение символов и рисунков на найденном колоколе. Сбор информации о нашем колоколе. Выводы.

Глава 1.

1.1 Кто и когда придумал колокола.

Колокольчик… Удивительно музыкальное, поэтическое слово.

Мы слышали звуки колокольчика в садике на музыкальных занятиях, в школе на линейке 1 сентября, в п.Мокроус в храме Иоанна Кронштадского.

В народе колокольчики называют по-разному: звоночки, звонцы, балаболки, чеботочки, бубны, орлики, голубки, горланчики, пичужницы.

В словаре русского языка С.И. Ожегова, мы нашли определение слов колокольчик и колокол. Колокольчик – это маленький колокол. Колокол – металлическое (из меди или из медного сплава) изделие в форме полого усечённого конуса .

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. Где и кем был придуман колокол точно сказать невозможно.

1.2 Виды колоколов и их применение

Мы решили узнать, какие колокола бывают и где ими пользовались .

Поддужный колокол -  Использовались они как сигнальное средство на почтовых и курьерских тройках. Слово «поддужный» означает, что колокол вешался под дугой лошадиной упряжи.

Пожарный (сигнальный) колокол - Издавна звон колокола на Руси оповещал народ о надвигающейся опасности пожара, набега врагов или призывал к мятежам.

Станционный колокол - Одновременно с открытием железных дорог были введены сигналы для отправления поезда. В приказе давалось объяснение каждому удару вокзального колокола: один удар означал предупреждение — приготовиться пассажирам и отъезжающим; два удара — занять места в вагонах; три удара — отправление состава.

Корабельный колокол (рында)- ры́нда — устоявшееся в русском языке название судового колокола.Причём термин «судовой (корабельный) колокол» является более точным, а рында, строго говоря, — звон судового колокола в полдень. В рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени (бьют склянки полчаса - полсклянки, час - склянка), также для извещения о пожарной тревоге и для подачи сигналов при тумане. Восемь ударов в рынду (четыре склянки) обозначают полдень.

Пастуший колокол - Кованым колокольчикам придавались магические свойства. На Руси, да и в других странах, их одевали животным, чтобы уберечь их от «сглаза» и нападений диких животных.

Видов колоколов было великое множество. Мы рассмотрели самые значимые виды колоколов, после церковных.

Глава 2.

2.1 Кем, когда и где был отлит наш колокол.

После изучения информации о том, кто и когда придумал колокола, виды колоколов, мы приступили к изучению нашего «классного» колокольчика.

Рассмотреть надписи было сложно, поэтому было решено колокол почистить зубной щёткой.

Почистив, стало видно рисунок и буквы. Можно было разглядеть всадника на коне. А буквы старинные, не такие, как пишут сейчас, но все же надпись была понятна –

« Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей…»

Надписи на колокольчиках были самыми разнообразными - на все вкусы. Ямщики предпочитали: "Звени, утешай - ехать поспешай", "Звону много - веселей дорога", "Купи, барин, денег не жалей, со мной ездить будет веселей", "Звони, звони, да и перезванивай". Встречались строки стихов, например Григория Малышева: "Звени, звонок, звончее - лихая тройка, вихрем мчись" или поэта Ф. Глинки: "Мчится тройка удалая - колокольчик дар Валдая". Позже словами "Дар Валдая" стали подписывать буквально все колокольчики.

Иностранные колокололитейщики много раз пытались отлить подобные колокольчики, но безуспешно.

Слава валдайских колокольчиков была настолько велика, что некоторые мастера из других регионов не могли устоять перед соблазном и подписывали свою продукцию "Дар Валдая".

Завод Усачевых на Валдае был создан в 60-х годах XIX века. Его основал Василий Усачев, при заводе было налажено производство больших церковных колоколов.У владельца было три сына - Николай, Яков и Алексей, которые продолжили дело отца.

Завод закрыли последним среди колокололитейных заводов в стране, в 1926 году. В то время здесь уже не отливали большие церковные колокола, а выпускали в небольшом количестве поддужные, пожарные, станционные, сигнальные и другие виды небольших колоколов и колокольчиков.

2.2 Определение вида нашего колокола

Узнав, когда, кем и где был изготовлен найденный колокол, мы решили определить, к какому из изученных нами видов колоколов он принадлежит.

Сравнив с рассмотренными ранее колоколами, мы пришли к выводу, что наш колокол – поддужный.   Ведь с.Сырт –Смоленка стоит в чистом поле, вдоль дороги ведущей в с.Калуга. Машин раньше не было, ездили на лошадях. Возможно, колокольчик сломался, и его оставили ямщики. У колокольчика заменен «язык».

2.3 И ещё одна версия появления колокола в школе с.Сырт- Смоленка.

Первая церковь на территории современного Фёдоровского района была

построена в с.Калуга. Строительство началось сразу же после заселения

деревень Калужской, Тамбовки и Пензенки в 1832-33 гг. общим числом более 1500

человек. 11 мая 1838 года церковь была освящена во имя Архистратига Михаила

Преосвященнейшим Яковом, епископом Саратовским. Колокольня была 11 саженей с половиной, холодная, обшита тёсом,

покрыта железом, выкрашена зеленого цвета, с приделом, с одной главой, все

здание снаружи выкрашено белой краской.

Церковь в селе Калуге была закрыта решением Президиума Центрального

Исполнительного Комитета АССР НП от 7 сентября 1934 года. Мы предположили, что

местным жителям было  приказано участвовать в сносе церкви. Все имущество – колокола, иконы и прочую церковную утварь тут же растаскивали жители.

 После проведенного нами исследования, мы склоняемся к версии, что этот колокол является поддужным, а не церковным. Возможно он висел на дуге пожарной упряжки, на которой ездили на пожары, а машин в то время не было, воду доставляли на лошадях.

Заключение.

А колоколу , в 2020 году ,исполнится 150 лет (примерно). И его держало в руках много хороших людей. Его звон очень мелодичный, звонкий и приятный. Мы решили передать наш колокольчик в школьный музей. Пусть и другие ребята узнают о нашем колокольчике.

Мы узнали не только о колоколах, но и историю своей страны, ведь раньше даже не подозревали, где делали, использовали колокольчики.

4.Рефлексия

- Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество.

- Колокольный звон всегда  несёт в себе частичку теплоты и чистоты души человеческой. Нам бы хотелось,  чтобы с этого урока каждый из вас унёс с собой что – то доброе, светлое и  чистое,  как звон колокольчика.

Ребята, на уроке ИЗО вы подготовили колокольчики к сегодняшнему уроку, сейчас каждый из вас на своём колокольчике напишет одно хорошее и красивое пожелание (например, доброты, удачи, счастья, мира и т.д.). А теперь подарите свои колокольчики нашим гостям.

Звучит песня «Колокольный звон» Ж.Бичевской.

Дополнительный материал: слайд 15. Дети слушают колокольный звон и пытаются определить по звучанию, что это: благовест, перебор или трезвон (Видео-запись колокольного звона в п.Мокроус)

5.Домашнее задание

Прочитать в учебнике тему 25 ,«Колокольные звоны и церковное пение», с. 154-160.

Составить по тексту кроссворд или викторину из 3-5 вопросов.

Список литературы

Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988. – 230 с.

Пухначев Ю. В. Колокола. История и современность / Отв. ред. Раушенбах Б. В. М.: Академия, 2000. – с. 7-17.

Рыбаков С. Г. Церковный звон в России. СПб., 1996. – с. 34-45.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Колокол#История

http://www.kolokola.ru/history/rostovskie%20zvoni.htm

Ганулич А.К. Поддужный колокольчик // Наука и жизнь. — 1982. — . 7.

https://fireman.club/statyi-polzovateley/opoveshhenie-o-pozhare-kak-eto-byilo/

https://ru.russianarts.online/23753-kolokol/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»

Интегрированный урок с элементами исследовательской работы.Ведущим на уроке является проблемно-поисковый метод.Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа. На уро...

Образовательный проект по ОПК "Звонят, звонят колокола!"

Образовательный проект по ОПК "Звонят, звонят колокола!"...

Образовательный проект по ОПК "Звонят, звонят колокола!"

Образовательный проект по ОПК "Звонят, звонят колокола!"...

Конспект урока литературное чтение "И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон» (УМК "Перспектива"4 класс)

Тип урока : Изучение новых знанийЦели: Знакомство с произведением И.И. Козлова «Вечерний звон»Планируемые результаты: Предметные: -Уметь анализировать содержание произведении, читать ...

Методическая разработка урока по речевой практике на тему: Ролевые игры: «Я звоню другу», «Я звоню в поликлинику», «Я звоню бабушке», «Я звоню учителю»

Цель урока: создать условия для закрепления умения вести разговор по телефону в различных ситуациях. Задачи: Образовательные-закрепить правила общения по телефону;-уточнение и расширение словарного за...