Конспект открытого урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Общение и источники преодоления обид".
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Конспект  урока составлен к уроку по учебнику Шемшуриной А.И. "Основы светской этики".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок по ОРКСЭ (Основы светской этики) в 4 классе

Дата проведения: 03.04.2015 г.

Тема: Общение и источники преодоления обид

Учитель МОУ Лицей г. Истры: Морозова Л.В.

Цель: развитие коммуникативных навыков в процессе общения; формирование представления о значении общения, о правилах культурного общения.

Задачи:

  • помочь обучающимся понять ценность человеческого общения;
  • раскрыть содержание понятия «общение»;
  • показать значение общения в жизни человека;
  • познакомить с правилами культурного общения.

Оборудование: учебник А.И. Шемшуриной «Основы светской  этики», плакат с изображением дерева мудрости, плоды дерева с названиями (яблоки), конверты с карточками-пиктограммами лиц, лучики солнца, рабочие тетради; компьютер, проектор, интерактивная доска (показ презентации).

Конспект занятия

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы сегодня не одни.

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

Подтянитесь, улыбнитесь

И тихонько все садитесь.

  1. Диагностика эмоционального состояния учащихся с использованием карточек с лицами.

У меня сегодня очень хорошее настроение. А у вас? Достаньте, пожалуйста, карточки и покажите смайлик, соответствующий вашему настроению.

 Коррекция состояния (Упражнение на релаксацию)

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

- Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

  1. Проверка готовности к уроку.

- Давайте проверим, всё ли у нас готово к уроку. На столах должны лежать учебники, тетради, лучики, конверты со смайликами. Вот наше дерево мудрости. Посмотрите, сколько плодов  появилось на нём в процессе наших занятий.

Надеюсь, что и сегодня здесь созреет новое яблоко.

      4. Вхождение в тему и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

 […]     Наш урок я хочу начать со слов Людвига Берне: «Без многого может обходиться человек, но только не без человека».

- Как выдумаете, о чём он говорит?

[…] - А вот ещё одно известное высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

- Как вы понимаете это высказывание?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

[…] - Итак, тема нашего урока «Общение и источники преодоления обид».

- Попробуйте подобрать к слову «общение» как можно больше однокоренных слов. (Община, общий, сообщник, сообща, общежитие…)

- Так что же такое общение?

[…] - Обратимся к словарю: общение – взаимодействие людей, т.е. их воздействие друг на друга.

Общаться – поддерживать отношения, встречаться, иметь общение с кем-либо.

        5. Завязка. Выход на проблему.

- У вас на столах лежат солнечные лучики. Подумайте, кому в  классе вы хотели бы сказать спасибо за какую – либо помощь, поддержку, радость общения с ним. Напишите тёплые слова в его адрес и передайте ему свой лучик.

- Хочет ли кто – нибудь из тех, кто получил лучики, высказать слова признательности?

- Не кажется ли вам, что в классе стало теплее и приятнее, будто разлился солнечный свет, согревая вас своим теплом? Не в этом ли  заключается смысл и радость общения?

- Откройте свои тетради и напишите имена тех ребят, кому вы могли бы доверить свою тайну, кого с удовольствием готовы пригласить в гости, с кем готовы проводить свободное время.

- Подумаем вместе, по каким признакам и почему вы выделили этих ребят. Какие  хорошие качества привлекли вас в них?

[…]   На доске выписываются те  качества, которые называют дети: доброжелательность, дружелюбие, доброта, незлопамятность,   чувство юмора, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство, честность, уверенность в себе. Учитель может добавить, если что-то не скажут дети.

- А теперь обратимся к себе. Выпишите  в тетрадь те качества, которые, как вы считаете, свойственны и вам. Добавьте то, что вам хотелось бы добавить.

- Обратимся к изречениям мыслителей в учебнике на с. 123. Каким из следующих изречений вы бы охарактеризовали бы себя.  Обоснуйте свой выбор.

     6. Процесс активного совместного логического размышления над проблемой.

[…] - А теперь подумаем о том, что нам мешает чаще всего в общении с другими людьми?

   Дети перечисляют: обиды, несправедливость, дразнилки, грубость…

- Что же получается? Общение  приносит не только радость, но и является источником  обид, неприятностей, плохого настроения, грустного состояния души?

- Что же делать? Задумаемся над этим. Вслушаемся в себя и подумаем, почему ухудшается настроение, когда возникает обида, что именно обижает больше всего?

  Дети высказываются.

   7. Кульминационный момент.

- Грустная картина получается. Как же нам преодолеть эти неприятные моменты общения в классе? Подумайте, какой совет каждый может дать себе. Запишите его себе в тетради.

- Вы готовы следовать своему совету?

- Произнесём эти советы вслух. Кто хочет это сделать?

- Видите, получилась целая мудрая копилка советов. Мы постараемся ею воспользоваться?

    8. Нравственный выбор.

- А теперь попробуем все наши советы выразить в простых правилах. Источником этих правил является вековой опыт человечества, отражённый в мире мудрых мыслей.

-Откройте учебник на с. 124. Прочитаем эти правила.

- Отражают эти советы главное, о чём следует помнить в общении с другими?

- Подумайте, какой совет вы отнесли бы к себе лично?

- Запишите этот совет к себе в рабочую тетрадь.

    9. Финал.

- А мне хочется  высказать такую мысль […] :«Каждый летящий в тебя сегодня камень – это один из разбросанных тобою ранее. Каждый твой Солнечный Луч к тебе вернется Солнцем».

- О каком главном правиле этики напоминают  нам эти слова? (Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.)

Наше занятие подходит к концу, и напоследок я хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:

  • Она ничего не стоит, но много дает.
  • Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. .
  • Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
  • И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили! (Дети высказывают свои предположения)

[…] - Ну, конечно же, это улыбка!

Владимир Солоухин пишет об улыбке следующее: «Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя:  глаза – смотреть, находить, рот – поглощать пищу,  все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы её даже никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, легко и радостно. Это ужасно, если за 10 дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся тоже. Душа зябнет и каменеет».        

Вот такой простой, но ценный секрет общения: "Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им". И давайте подарим, друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Почувствовали? Молодцы!

[…]- Какое же яблоко должно появиться на нашем дереве мудрости сегодня? (Живите дружно и легко).

[…]Закончите предложения:

  1. Сегодня я узнал (а)…
  2. Я понял (а)…
  3. Я почувствовал (а)…
  4. Я научился (ась)…
  5. Я смог (смогла)…
  6. Было интересно…
  7. Меня удивило…
  8. Мне захотелось…
  9. Урок дал моей жизни…

   10. Диагностика эмоционального состояния учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Без многого может обходиться человек, но только не без человека» Людвиг Берне

Слайд 2

«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 3

Общение и источники преодоления обид Основы светской этики Тема урока:

Слайд 4

Общение – взаимодействие людей, т.е. их воздействие друг на друга. Общаться – поддерживать отношения, встречаться, иметь общение с кем-либо.

Слайд 5

Качества, которые нас привлекают: доброжелательность дружелюбие доброта незлопамятность чувство юмора общительность воспитанность терпимость к недостаткам других людей справедливость чувство собственного достоинства благородство честность уверенность в себе

Слайд 6

Что нам мешает чаще всего во взаимодействии и общении с другими людьми?

Слайд 7

Каждый летящий в тебя сегодня камень – это один из разбросанных тобою ранее. Каждый твой Солнечный Луч к тебе вернется Солнцем.

Слайд 8

А вы сегодня улыбались?

Слайд 10

Подведём итоги: Сегодня я узнал (а)… Я понял (а)… Я почувствовал (а)… Я научился (ась)… Я смог (смогла)… Было интересно… Меня удивило… Мне захотелось… Урок дал моей жизни…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри".

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри"...

Конспект открытого урока по ОРКСЭ "Паломничества и святыни"

Цель урока:Познакомить учащихся с главными святынями мировых религиозных культур.Введение новых понятий и терминов- паломник, паломничество, реликвия, мощи, хадж, накхор.Формировать навыки самостоятел...

План-конспект открытого урока по ОРКСЭ по теме: Защита Отечества.

Данный урок  был проведен   для  родителей и коллег  в 4-х классах.  Учащиеся  принимали активное участие в подготовке урока и его проведении....

конспект открытого урока по ОРКСЭ " Отношение христиан к природе"

Конспект открытого урока в 4 классе по ОРКСЭ " Отношение христиан к природе" .Урок  проведен на семинаре - практикуме" Формирование духовно - нравственной культуры школьников средствами курса ОРК...

Конспект открытого урока по ОРКСЭ ОПК по теме: «От рождения до вечности». 4 класс

Цель урока: Познакомить  учащихся с православным пониманием сущности  Церковных Таинств. Задачи урока:- учебные: сформировать общее понимание церковной жизни в связи с совершением...

Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»

Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему «Возникновение религий.  Религии мира и их основатели»...

Конспект открытого урока по ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») по теме «Семья в исламе»

На уроке создаются условия для формирования образа семьи у детей 4 класса,  дети знакомятся с понятиями род, родословная,  родственники, семья, как частица рода, в которой сливаются мысли, т...