Урок по курсу ОРКСЭ, модуль: основы мировых религиозных культур, 4 класс, тема: "Россия-наша Родина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Муравьева Ольга Ивановна

Технологическая карта, план-конспект и презентация к уроку по курсу ОРКСЭ, модуль: основы мировых религиозных культур. Тема: "Россия - наша Родина".

Класс: 4

Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебн. пособие для общеобразоват. учреждений / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А.Ярлыкапов. - М: «Просвещение», 2014

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Понятие Отечества, Родины.

2. Материальный и духовный мир.

3. Духовный мир человека.

4. Культурные традиции.

5. Многообразие культур.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_tehnologicheskaya_karta_i_konspekt_uroka_no1.docx29.89 КБ
Файл orkse_urok_no1.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе

 Модуль: основы мировых религиозных культур

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №6 г. Севастополя

Муравьева Ольга Ивановна

Предмет

Курс ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур»

Учебник

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебн. пособие для общеобразоват. учреждений / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А.Ярлыкапов. - М: «Просвещение», 2014.

Класс

4

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема

Россия – наша Родина

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Понятие Отечества, Родины.
  2. Материальный и духовный мир.
  3. Духовный мир человека.
  4. Культурные традиции.
  5. Многообразие культур.

Цель

Планируемые результаты

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов через знакомство с понятиями «культурные традиции», «материальный мир», «духовный мир», «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство».

Личностные результаты:

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Метапредметные результаты:

познавательные:

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

коммуникативные:

готовность слушать собеседника, вести диалог.

Предметные результаты:

формирование представлений о духовном и материальном мире, о культурных традициях, формирование понятия «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство»

Основные термины, понятия

Материальный мир – это вещи, предметы, явления природы, которые нас окружают.

Духовный мир – знания и информация из различных источников, отношения между людьми.

Духовный мир человека – это внутренний мир человека, его мысли и чувства.

Культурные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная

Учебник «Основы мировых религиозных культур», тетрадь,  технические средства обучения: мельтимедийный проектор, презентация

Технология изучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Вступительная беседа.

- Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроках?

Знакомство с учебником.

- Рассмотрите учебник. Его содержание.

-Как называется учебник? В чём сходство и различие в названии нового предмета и названии учебника?

Ученики высказывают предположения.

Формулировка темы урока, планирование деятельности  

- Прочитайте тему урока 1.

(Учебник, слайд № 1).

- О чем пойдет речь на уроке?

- Прочитайте, о чем вы узнаете на уроке.

(Учебник, слайд № 2)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Тема: Россия – наша Родина.

- О России – стране, в которой мы родились и живем.

Мы узнаем:

- Что такое духовный мир человека.

- Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Мы должны будем определить:

  • -Что такое духовный мир человека?
  • -Что такое культурные традиции?
  • -Для чего существую культурные традиции?

Реализация запланированной деятельности

- Прочитайте первый абзац учебника. Послушайте, как звучит слово «Россия» для великого русского поэта С.Есенина

(Учебник, слайд № 3)

- Что в этом слове слышите вы?

Читают учебник, слушают стихотворение С.Есенина:

Россия.…Какое красивое слово

И роса, и сила, и синее что-то.

О Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои проселки, перелески –

Все, что без памяти люблю

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые

За голос звонкий, как ручей

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом “Русь”

Высказывают своё мнение.

Реализация запланированной деятельности

Работа с понятиями «Родина», «Отечество»

- Прочитайте 2 абзац учебника.

- Послушайте песню «Наследники России» (Сл. и муз. Е.Гомоновой)

- Почему Россию мы называем Отечеством, Родиной?

Работа с понятиями «материальный и духовный мир» 

- Прочитайте абзац 3 учебника.

- Что такое материальный мир? Духовный мир? (Учебник, слайды № 4, 5)

- Приведите примеры этих понятий.

Работа с понятиями «духовный мир человека», «культурные традиции»

- Прочитайте, что такое духовный мир человека? Как он формируется?

- Подумайте, как духовный мир человека влияет на его настроение, характер, поступки?

- Что нужно человеку, что его духовный мир оставался чистым, светлым и радостным?

(Учебник, слайды № 6, 7, 8, 9)

Работа с понятиями «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство»

- Самое ценное, что есть в России – это её люди. Россия – многонациональное государство. В ней живут люди разных культурных традиций. К важнейшим культурным традициям России относятся: христианство (прежде всего русское православие) ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.  (Слайд № 10)

- Россия – наш общий дом. Мы обязаны с уважением относиться к традициям народов, населяющих нашу страну.

- Прочитайте два последние абзаца статьи в учебнике. Сформулируйте главную мысль.

Читают статью в учебнике, слушают песню Е.Гомоновой «Наследника России»

Высказывают своё мнение. Выдвигают свои точки зрения

Читают учебник. Высказывают своё мнение. Выдвигают свои точки зрения

Читают учебник. Высказывают своё мнение. Выдвигают свои точки зрения.

Записывают в тетрадь основное понятие:

Духовный мир человека – это внутренний мир человека, его мысли и чувства.

Культурные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому.

Слушают учителя.

Комментировано читают статью в учебнике.

Включение в систему знаний и повторение

Тест по теме «Россия – наша Родина»

1. Полное название нашей страны.

а) Российская Федерация;  

б) Россия;  

в) Родина.

2. Почему нашу страну мы называем Отечеством?

а) это наш родной дом;  

б) наши отцы, деды и прадеды берегли свою землю для следующих поколений;

в) потому что родились и живём в ней.

3. Материальный мир – это…    

а) кино, книги;

б) явления природы, вещи, предметы, которые нас окружают;

в) явления природы, которые нас окружают.

4. Духовный мир – это…..    

а) явления природы, которые нас окружают;

б) книги, журналы, картины;

в) знания и информация из различных источников, отношения между людьми.

5. Духовный мир отражается в человеке и образует:

а) состояние души    

б) внутренний мир человека

в) интересы человека

Самостоятельная работа

Подведение итогов

- Подумайте, что объединяет людей разных культурных традиций, на что направлены культурные традиции народов, населяющих на общий дом – Россию?

Высказывают свое мнение. Приходят к выводу, что любая культурная традиция направлена на добро, заботу о ближнем, любовь к человеку.

Рефлексия

Закончите фразы:

Теперь я знаю, что…

Мне было интересно…

Я хочу…

Выбирают фразу и устно отвечают.

Домашнее задание

Подготовить сообщения о традициях своей семьи и написать, какие ценности лежат в основе этих традиций.

(Слайд № 11)

Записывают домашнее задание, чертят таблицу

Традиция семьи

Ценность традиции

1

Отмечать дни рождения в кругу семьи

Сближает членов семьи, учит заботе и любви

2

Конспект урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе

Модуль: основы мировых религиозных культур

Урок № 1 «Россия – наша Родина»

    I. Организация класса

Приветствие, вступительная беседа:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроках?

Знакомство с учебником:

- Рассмотрите учебник, его содержание.

- Как называется учебник? В чём сходство и различие в названии нового предмета и названии учебника?

II. Формулирование темы урока, планирование деятельности

- Прочитайте тему урока 1.

(Учебник, слайд № 1).

- О чем пойдет речь на уроке?

- Прочитайте, о чем вы узнаете на уроке.

(Учебник, слайд № 2)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?        Тема: Россия – наша Родина.

- О России – стране, в которой мы родились и живем.

Мы узнаем:

- Что такое духовный мир человека.

- Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Мы должны будем определить:

-Что такое духовный мир человека?

-Что такое культурные традиции?

-Для чего существую культурные традиции?

План работы:

  1. Работа с учебником и просмотр презентации.
  2. Работа в тетради.
  3. Использование новых знаний.
  4. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.

III. Реализация запланированной деятельности

Работа с учебником и презентацией к уроку.

- Прочитайте первый абзац учебника.

(Учебник, с.3 слайд № 3)

- Послушайте, как звучит слово «Россия» для великого русского поэта С.Есенина:

Россия.…Какое красивое слово,

И роса, и сила, и синее что-то.

О Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои проселки, перелески –

Все, что без памяти люблю

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые

За голос звонкий, как ручей

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом “Русь”

Высказывают своё мнение.

- Что в этом слове слышите вы?

Работа с понятиями «Родина», «Отечество»

- Прочитайте 2 абзац учебника.

- Послушайте песню «Наследники России» (Сл. и муз. Е.Гомоновой)

- Почему Россию мы называем Отечеством, Родиной?

Работа с понятиями «материальный и духовный мир»

- Прочитайте 3 абзац учебника.

- Что такое материальный мир? Духовный мир? (Учебник, слайды № 4)

- Приведите примеры этих понятий.

Работа с понятиями «духовный мир человека», «культурные традиции»

- Прочитайте, что такое духовный мир человека? Как он формируется?

- Подумайте, как духовный мир человека влияет на его настроение, характер, поступки?

- Что нужно человеку, что его духовный мир оставался чистым, светлым и радостным?

(Учебник, слайды № 5, 6, 7)

Работа с понятиями «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство»

- Самое ценное, что есть в России – это её люди. Россия – многонациональное государство. В ней живут люди разных культурных традиций. К важнейшим культурным традициям России относятся: христианство (прежде всего русское православие) ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.  (Слайд № 8)

- Россия – наш общий дом. Мы обязаны с уважением относиться к традициям народов, населяющих нашу страну.

Работа в тетради

Запишите в тетрадь основные понятия:

Духовный мир человека – это внутренний мир человека, его мысли и чувства.

Культурные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому.

IV. Включение в систему знаний и повторение.

Тест по теме «Россия – наша Родина»

1. Полное название нашей страны.

а) Российская Федерация;  

б) Россия;  

в) Родина.

2. Почему нашу страну мы называем Отечеством?

а) это наш родной дом;  

б) наши отцы, деды и прадеды берегли свою землю для следующих поколений;

в) потому что родились и живём в ней.

3. Материальный мир – это…    

а) кино, книги;

б) явления природы, вещи, предметы, которые нас окружают;

в) явления природы, которые нас окружают.

4. Духовный мир – это…..    

а) явления природы, которые нас окружают;

б) книги, журналы, картины;

в) знания и информация из различных источников, отношения между людьми.

5. Духовный мир отражается в человеке и образует:

а) состояние души    

б) внутренний мир человека

в) интересы человека

V. Подведение итогов

- Подумайте, что объединяет людей разных культурных традиций?

- Сделайте вывод, на что направлены культурные традиции народов, населяющих на общий дом – Россию? (Вывод: любая культурная традиция направлена на добро, заботу о ближнем, любовь к человеку).   

VI. Рефлексия

Закончите фразы: теперь я знаю, что…, мне было интересно…,  я хочу…

VII. Домашнее задание

Подготовить сообщения о традициях своей семьи и написать, какие ценности лежат в основе этих традиций.

Список литературы:

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебн. пособие для общеобразоват. учреждений / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А.Ярлыкапов. - М: «Просвещение», 2014.
  2. Основы религиозных культур и светской этики: Книга для учителя. 4-5 классы:

справочные материалы для общеобразовательных учреждений/ Б.Х. Бгажноков,

О.В. Воскресенский, А.В. Глоцер и др./ Под ред. В.А. Тишкова, Т.Д.

Шапошниковой. – М., 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4024/start/205290

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №6 г. Севастополя Муравьева О.И . Урок 1 Россия – наша Родина

Слайд 2

Вы узнаете: Что такое духовный мир человека Что такое культурные традиции и для чего они существуют

Слайд 3

Россия.…Какое красивое слово, И роса, и сила, и синее что-то. О Родина ! С. Есенин

Слайд 4

Материальный мир - э то явления природы, вещи, предметы, среди которых живет человек. - э то знания, информация, которую человек получает из различных источников, отношения между людьми Духовный мир

Слайд 5

Духовный мир человека Духовный мир человека – это внутренний мир человека, его мысли и чувства. В зависимости от состояния своего внутреннего мира человек строит отношения с внешним миром, с другими людьми, природой и всем, что его окружает. Чтобы сохранить свой внутренний мир чистым, светлым и радостным, человек должен следовать культурным традициям своего народа.

Слайд 6

Культурные традиции Традиции (от лат. передавать ) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники. Ценность – какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, доброта, здоровье, образование, природные богатства страны – всё это ценности.

Слайд 7

Культурные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. Культурные традиции

Слайд 8

К важнейшим культурным традициям России относятся : русское православие , ислам , буддизм, иудаизм, светская этика. Культурные традиции

Слайд 9

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Записать в таблицу несколько традиций своей семьи и ценности, которые лежат в основе этих традиций. Традиция семьи Ценность традиции 1 Отмечать дни рождения в кругу семьи Сближает членов семьи, учит заботе и любви 2

Слайд 10

Интернет-ресурсы: Песня «Наследники России»: https ://ipleer.com/song/27637021/Unknown_-_Nasledniki_Rossii / Ф ото проекта «Сохраним культурное наследие», хоровод: https :// dobro.ru/project/10014875/photos#images-6 Портрет С.Есенина https :// mybagazh.ru/wp-content/uploads/fullsize141-150x150.jpg Пейзаж, фото https :// static.elitsy.ru/media/src/18/50/1850081a25554a808c409f04fabe3b89.jpg День рождения, картинка https://zen.yandex.ru/media/id/5fb0f8378c157a5306b743f8/mnogodetnaia-semia-kak-kormit-bolshuiu-oravu-5fc16c7cb545e634885fccf0 Дом на ладошке, изображение https :// avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/1679801/uhhg6mN3xcatf8DqCGvbfQ7287/ocr В семье единой, изображение http :// www.shkola47.ru/userfiles/image/952-051120174825.jpg Свадьба за столом, изображение https :// avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3985984/pub_6093bd6587bf2977fcc56801_6093c30f4461ec746c0e600c/scale_1200 Книга, изображение https :// kaipf.ru/wp-content/uploads/2020/08/1322.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)...

Урок "Россия - наша Родина" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)

Цель данного урока: создание условий для формирования гражданской позиции младшего школьника, стремления познать историческое прошлое и культурное наследие своей страны.Материал урока может быть испол...

Урок "Культура и религия" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)

Цель данного урока: формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах. На уроке разъясняется значение слова "религия", происходит знакомство с многообразием религиозных культур и тра...

Презентация к курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", уроки 20-21 "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второе полугодие преподаю курс ОРКСЭ и обычно при подготовке к урокам пользуюсь готовыми презентациями, которые нахожу в интернете. Но по теме "Религиозные ритуалы. Об...

Презентация к уроку курса ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Презентация к уроку по теме "Семья" курса ОРКСЭ (модуль "Основы религиозных культур и светской этики") по учебнику издательства "Просвещение"....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема "Семья"

Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России....

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс.

Материалы включают рабочую программу, календарно-тематическое планирование и контрольно-измерительные материалы....