РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». 4 «Б» класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Волокитина Наталия Владимировна

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 Б и В класса  в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года,  годовым календарным графиком и учебным планом школы, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  фундаментального ядра содержания общего образования и авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф. Виноградовой. В. «Вентана-Граф», 2014. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл religiya.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Большеалабухская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района, Воронежской области

«Согласовано»  

Заместитель директора по УР

МКОУ Большеалабухской СОШ

___________Юрченко С.В.

«_» ____ 20    г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МКОУ Большеалабухской СОШ

____________ И.М.Крутоголовова

Приказ № ____  от «__»______20   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».

4 «Б» класс

Составил учитель: Волокитина Наталия Владимировна

ВВК

с. Большие Алабухи,2020г.

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 Б и В класса  в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года,  годовым календарным графиком и учебным планом школы, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  фундаментального ядра содержания общего образования и авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф. Виноградовой. В. «Вентана-Граф», 2014

Цель учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Цель курса «Основы светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурной традиции.

Задачи учебного курса:

  1. Знакомство обучающихся с основами светской этики;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
  4. Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  5. Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.

Состав участников программы

         Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана для обучающихся 4 «Б» класса. Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы светской этики 4 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору   родителей или лиц, их заменяющих.

Настоящая программа включает следующие разделы:

  • Общая характеристика учебного предмета.
  •  Место учебного предмета в учебном плане.
  •  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
  • Содержание учебного курса.
  • Тематическое планирование.
  • Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
  • Планируемые результаты.

2. Общая характеристика учебного курса.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическими и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимания их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - является объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • Общая историческая судьба народов России;
  • Единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

3. Место комплексного учебного курса в учебном плане.

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 0,5 часа в неделю (раз в 2 недели), 18 часов в год в 4 классе.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

Предметными результатами изучения ОРКСЭ являются:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

учебного предмета.

  1. Содержание учебного курса «Основы светской этики»

Чему учит этика. Человек как член общества. Нравственная ответственность перед другими людьми, обществом, государством, самим собой. Истоки этики.

Этика светская и религиозная. Сходство и различия между ними. Нравы, нравственность, мораль, добродетели (общая характеристика). Доброе отношение и уважение к представителям разных религий.

Любовь к Родине — высшее нравственное чувство. Семья — первая любовь человека.Дом согревает не печь, а любовь и согласие. Семейные отношения.

Труд на благо Родины. Зачем человек трудится? Верность делу, трудолюбие, ответственность — нравственные качества человека. Общественно полезный труд. Примеры трудовой доблести граждан России. Самоотверженность.

Защита Родины — долг гражданина! Патриотизм как проявление любви к Родине. Примеры патриотизма российских граждан (страницы истории). Нравственные качества,присущие патриоту: чувство долга, справедливость, мужество, смелость. Воинская честь и доблесть.

Человек и природа. Природа — естественная среда обитания человека. Бережное отношение к природе — показатель культуры и нравственности человека.

О добродетелях и пороках. Добродетели и пороки. Добродетель как правильный склад человеческой души, нравственная красота. Порок как противоположность добродетели. Добродетели характера: умение и желание поступать в соответствии с общественными нормами. Сострадание и равнодушие. Щедрость и милосердие. Бескорыстие. Благотворительность. Справедливость. Честность как нежелание совершать подлые поступки, обманывать, лгать, приспосабливаться к любым обстоятельствам. Порядочность как проявление честности, невозможность совершать аморальные поступки. Жадность — недостойное качество человека. Зависть — путь к вражде. Доброта, доброжелательность, терпимость, отзывчивость — качества гуманного человека.Совесть — наших дел свидетель и судья! Совесть как ответственность за свои поступки и нравственный выбор. «Разговор с совестью» — путь нравственного самосовершенствования. Стыд — эмоциональная оценка своих проступков.

Поговорим об этикете. Этикетное поведение как выполнение установленных норм и правил в различных ситуациях. Этикет общения: правила поведения во время разговора с незнакомыми, близкими, старшими, малышами. Соблюдение этикета в общественных местах, учреждениях культуры, в гостях. Деловой этикет школьника. История развития этикета в России. Первые книги об этикете в России. Этикет внешнего вида, одежды. Как вести себя в гостях. Правила столового этикета. Праздник как одна из форм исторической памяти.

Проектная деятельность: сообщения, доклады, презентации на темы, предложенные учителем.

  1. Тематическое планирование.

Название раздела.

Количество часов

1.

Россия – страна, объединившая народы.

5

2.

Многообразие культур народов России.

4

3.

Народные и религиозные праздники.

5

4.

Какие ценности есть у человечества.

4

Итого:

18 часов

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Для реализации программного содержания используется:

Для учеников:

  • Виноградова Н.Ф. «Основы религиозных культур и светской этики.4 класс» в 2-х частях: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2017
  • Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс: рабочая программа и методические рекомендации. – М.:Вентана-Граф, 2017

9. Планируемые результаты освоения учащимися программы по

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения курса «Основы православной культуры»

учащиеся научатся

  • традиционные религии в России, их значение для жизни человека, общества, народа, России;
  • значение нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • традиционные морально-нравственные идеалы, ценности, моральные нормы
  • историю возникновения и распространения православной    культуры,
  • роль православной культуры в истории России
  • основы духовной традиции православия,
  • определения основных понятий православной культуры,
  • взаимосвязь между религиозной (православной)культурой и поведением людей,
  • описание основных содержательных составляющих священных книг,
  • описание священных сооружений,
  • описание религиозных праздников и святынь православной культуры,

получат возможность научиться:

  • толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
  • видеть в Отечестве, семье, религии —  основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • описыватьразличные явления православнойдуховной традиции икультуры;
  • излагать своё мнениео значенииправославной культурыв жизни людей, общества;
  • анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;
  • быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • бережноотноситься к материальным и духовным ценностям;
  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • слушать собеседника, вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;
  •  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

Раздел1.  Россия – страна, объединившая народы.(5 часов)

1.

Россия – многонациональная держава. Как все начиналось. Древняя Русь.

1

2.

Как всё начиналось. Народы Поволжья.

1

3.

Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа.

1

4.

Как всё начиналось. Народы Сибири.

1

5.

Русский язык– государственный язык России. Когда люди объединяются.

1

Раздел 2.  Многообразие культур народов России.(4 часов)

6.

Культура каждого народа неповторима.  Что нам стоит дом построить.

1

7.

Заглянем в бабушкин сундук.

Приглашаем к праздничному столу.

1

8.

Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм.

1

9.

Войдём в буддийский храм. Войдём в мечеть. Войдём в синагогу.

1

Раздел 3.  Народные и религиозные праздники.(5 часов)

10.

Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз.

1

11.

Этот весёлый праздник Новый год. Рождество.

1

12.

Пасха. Курбан-байрам.

1

13.

День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота.

1

14.

Шмуэль-тряпичник. Пурим. Праздник Весак.

1

Раздел 4.  Какие ценности есть у человечества.(4 часов)

15.

Что помогает людям жить в мире и согласии. Как возникли правила.

1

16.

Будь милосерден и добр. Почитай родителей.

1

17.

Будь щедрым, довольствуйся малым. Не завидуй. Не предавай.

1

18.

Будь терпим, умей прощать. Будь честным.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

Рабочая программапо предмету «Основы религиозных культур и светской этики»(модуль «Основы светской этики»)...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики. Модуль"Основы светской этики"

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы светской этики"

Курс долженн сыграть важную роль как в расширении кругозора учащихся, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина....

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4  класса  в соответствии с...