Урок- конспект по курсу ОРК и СЭ (Основы религиозных культур и светской этике)
план-конспект урока по орксэ
Знакомство учащихся с основными определениями понятий «добро» и «зло».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroktalipova-dobro-i-zlo.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- конспект по курсу ОРК и СЭ (Основы религиозных культур и светской этике) (Модуль «Основы исламской культуры»)
Учитель: Талипова Замиля Габдулхаковна, МБОУ «Школа №5 г. Муравленко.
Тема: Добро и зло.
Цель: Знакомство учащихся с основными определениями понятий «добро» и «зло».
Задачи:
- расширить представления учащихся о понятиях «добро» и «зло» с позиции нравственного смысла;
- прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
- воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;
- формировать потребность совершать добрые дела;
- формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;
- развивать творческие способности учащихся.
Основные термины и понятия: добро, зло.
Ход урока
I. Организация класса
- Ассалямагаляйкум, ребята, здравствуйте, уважаемые гости!! Дорогие друзья, прошу вас приложить руки к сердцу и прослушать биение своих сердец…
Давайте подумаем о своем предначертании в жизни, о своих близких. Порадуемся тому, что мы все живы и здоровы в этом прекрасном беспокойном мире, где так часты трагедии и катаклизмы. Пожелаем себе и своим близким здоровья, мира и добра. Спасибо, садитесь.
Задание 1.
- Вашему вниманию, Ребята, предлагать послушать притчу о бабочке. Ваша задача послушать и попробовать сформулировать тему нашего урока.
(Слайд «Бабочка»).
Музыка№1(Мухаметшина Т. «Музыка о добре».
Учитель:
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка, я, у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”
И вот они встретились. “ О мудрейший, какая бабочка у меня в руках,: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».
– Как вы понимаете слова мудреца «Все в твоих руках?» (Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника, или убить бабочку или отпустить)
Какими словами вы охарактеризуете завистника, если он вдруг сомкнет свою ладонь?
(злой, жестокий, плохой, нехороший, беспощадный…)
- А, если завистник раскроет ладони, то бабочка улетит. Какими словами вы охарактеризуете завистника в этом случае? (добрый, хороший, душевный, ласковый, заботливый, …)
Учитель:
- Ребята, мы сможем сформулировать тему нашего урока?
Версии детей:
- Добрый человек и злой человек.
- Добро и зло.
- Да ребята, сегодня мы с вами поговорим о добре и зле.
(Слайд «Добро и зло» с рисунком.)
Задание 2.
Определение понятий
Учитель: Добро и зло… Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни.
- А что такое добро? И что такое зло? Из каких источников можем узнать значения этих слов?
(Спросить у взрослых, читать в книжках, узнать в словарях,…..)
-Ребята, у вас на столах лежат толковые словари разных авторов. И каждый из них дает свое толкование. Предлагаю вам найти и прочитать значение этих слов.
Работа со словарями. Ответы детей.
- Итак, мы выяснили:
(Слайд с понятиями из толкового словаря И.В. Даля)- учитель читает определения
Задание 3. Перед вами карточки со словами. Попрошу с каждой группы по 1 ученику. Ваша задача: подумать и распределить слова, что для вас – добро, а что – зло.
- Итак, ребята вы прекрасно справились с этим заданием. Я рада за вас, что вы легко отличаете добро от зла.
Учитель: Каждый мусульманин знает, что ислам-это религия добра и любви. В Коране слово «добро» повторяется много раз. В священной книге говорится, как нужно творить добро, какова польза добра для того, кто его совершает. Об этом говорится в учебнике.
Работа с учебником
-А сейчас, я попрошу вас открыть учебник, на стр. 56 найдите последний абзац.
(Ученик читает)
Добро приносит людям пользу, это понятно. А что оно дает тому, кто его совершает…
«Если вы творите добро, то совершаете его для себя», - записано в Коране. Что это означает? Это значит, что добро возвращается к вам даже не от того человека, кому вы помогли, добро всегда отзовется добром. А тот, кто приносит зло другим, причиняет его и себе. Зло приносит людям только страдания, горе и слезы. И оно вернется тому, кто заставляет страдать других.
Задание 4.
Учитель: Из прочитанного выше скажите, какой человек способен творить добро?
(Тот, кому небезразлична судьба других людей, кто заботится и дарит им радость)
Проект «Дерево добра»
- Давайте и мы с вами сделаем одно общее доброе дело: посадим вместе дерево добра.. (группа детей и группа родителей получают информационные листы)
Музыка. Проектная работа- 7-8 минут.
Защита проектов.
Учитель:
- Ребята, время подходит к завершению мини-проектов. Для начала вывесим наши проекты. Как уже вы поняли, сегодня встретились два поколения (родители и дети) со своими добрыми поступками. Давайте послушаем каждого из вас.
Вывод: Мы посадили «дерево добра». Вами посаженное дерево, надеюсь, принесет свои плоды, вы станете еще добрее и мудрее.
Рефлексия.
Подведем итог нашего урока.
- Ребята у меня на столе стикеры, возьмите, пожалуйста, их и приклейте на понравившийся ответ.
1. Урок полезен, все понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3. Еще придется потрудиться.
- Я очень рада, что много нового интересного узнали на уроке, что осталось чуть – чуть неясно, значит, будем мы трудиться.
( Музыка «Дорогою добра»)
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- И помните: всё в ваших руках!
Приложение.
1. Информационная карта для педагогов, родителей.
1.На кленовых листах написать синквейн и оформить «Дерево добра».
2.Защита проекта.
Синквейн - это пятистрочный стих , от французского слова, которое означает пять. Способ изложения и обобщения информации, идеи, чувств, понятий.
Порядок написания синквейна:
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Существительное:1.
Прилагательное:3.
Глагол:3.
Предложение.
Существительное:1-2.
Например:
Синквейн.
Дружба
Важна и нужна.
Сорит, мирит, помогает.
На моих чувствах играет.
Привязанность.
2. Информационная карта для учащихся.
1.Подобрать понравившиеся картинки с добрыми поступками и приклеить на кленовые листочки (5-6 штук).
2.Написать на кленовых листочках пословицы (3 штуки).
3.Написать стихотворение о добре на кленовых листочках (2-3 штуки) .
4. Оформить «Дерево добра».
5. Защита проекта. (Рассказать о своем дереве, прочитать стихи и пословицы и объяснить, почему выбрали данную картинку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметные связи курсов «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель данной работы - внести изменения в тематическое планирование курса «Окружающий мир» в 1-3 классах в соответствие с темами курса «Основы религиозных культур и светско...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»
Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...
Порядок выбора родителями школьников модуля комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основам религиозных культур и светской этики»
Порядок выбора родителями школьников модуля комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основам религиозных культур и светской этики»...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...
Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»
Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...
Конспект урока-отчета (защиты коллективного творческого проекта) по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе РОССИЯ – НАША РОДИНА
Цель. Воспитание патриотизма и гражданственности обучающихся начальных классов....
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...