Урок- конспект по курсу ОРК и СЭ (Основы религиозных культур и светской этике)
план-конспект урока по орксэ

Талипова Замиля Габдулхаковна

Знакомство учащихся с основными определениями понятий «добро» и «зло».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroktalipova-dobro-i-zlo.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- конспект по курсу ОРК и СЭ (Основы религиозных культур и светской этике) (Модуль «Основы исламской культуры»)

Учитель: Талипова Замиля Габдулхаковна, МБОУ «Школа №5 г. Муравленко.

Тема: Добро и зло.

Цель: Знакомство учащихся с основными определениями понятий «добро» и «зло».

Задачи:

  1. расширить представления учащихся о понятиях «добро» и «зло» с позиции нравственного смысла;
  2. прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
  3. воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;
  4. формировать потребность совершать добрые дела;
  5. формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;
  6. развивать творческие способности учащихся.

Основные термины и понятия: добро, зло.

Ход урока

I. Организация класса

- Ассалямагаляйкум,  ребята, здравствуйте, уважаемые гости!!  Дорогие друзья, прошу вас приложить руки к сердцу и прослушать биение своих сердец…

   Давайте подумаем  о своем предначертании в жизни,  о своих близких. Порадуемся тому, что мы все живы и здоровы в этом прекрасном беспокойном мире, где так часты трагедии и катаклизмы. Пожелаем себе и своим близким здоровья, мира и добра.  Спасибо, садитесь.

Задание 1.

- Вашему вниманию, Ребята, предлагать послушать притчу о бабочке. Ваша задача послушать и попробовать сформулировать тему нашего урока.

(Слайд «Бабочка»).

Музыка№1(Мухаметшина Т. «Музыка о добре».

 Учитель:

    Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка, я, у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”

     И вот они встретились. “ О мудрейший, какая бабочка у меня в руках,: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».

 Как вы понимаете слова мудреца «Все в твоих руках?» (Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника,  или убить бабочку или отпустить)

Какими словами вы охарактеризуете завистника, если он вдруг сомкнет свою ладонь?

(злой, жестокий, плохой, нехороший, беспощадный…)

- А, если завистник раскроет ладони, то бабочка улетит. Какими словами вы охарактеризуете завистника в этом случае? (добрый, хороший, душевный, ласковый, заботливый, …)

Учитель:

- Ребята, мы сможем сформулировать тему нашего урока?

Версии детей:

- Добрый человек и злой человек.

- Добро и зло.

- Да ребята, сегодня мы с вами поговорим о добре и зле.

 (Слайд «Добро и зло»   с рисунком.)

Задание 2.

Определение понятий

Учитель: Добро и зло… Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни.

- А что такое добро? И что такое зло? Из каких источников можем узнать значения этих слов?

(Спросить у взрослых, читать в книжках, узнать в словарях,…..)

-Ребята, у вас на столах лежат толковые словари разных авторов. И каждый из них дает свое толкование. Предлагаю вам найти и прочитать значение этих слов.

Работа со словарями. Ответы детей.

- Итак, мы выяснили:

(Слайд с понятиями из толкового словаря И.В. Даля)- учитель читает определения

Задание 3. Перед вами карточки со словами. Попрошу с  каждой  группы по 1 ученику. Ваша задача: подумать и распределить слова, что для вас – добро, а что зло.

http://festival.1september.ru/articles/630597/2.jpg

- Итак, ребята вы прекрасно справились с этим  заданием. Я рада за вас, что вы легко отличаете добро от зла.

Учитель: Каждый мусульманин знает, что ислам-это религия добра  и любви. В Коране слово «добро» повторяется много раз. В священной книге говорится, как нужно творить добро, какова польза добра для того, кто его совершает. Об  этом говорится в учебнике.

Работа с учебником

-А сейчас, я попрошу вас открыть учебник,  на стр. 56  найдите последний абзац.

 (Ученик читает)

Добро приносит людям пользу, это понятно. А что оно дает тому, кто его совершает…

«Если вы творите добро, то совершаете его для себя», - записано в Коране. Что это означает? Это значит, что добро возвращается к вам даже не от того человека, кому вы помогли, добро всегда отзовется добром.  А тот, кто приносит зло другим, причиняет его и себе. Зло приносит людям только страдания, горе и слезы. И оно вернется тому, кто заставляет страдать других.

Задание 4.

Учитель: Из прочитанного выше скажите, какой человек способен творить добро?

(Тот, кому небезразлична судьба других людей, кто заботится и дарит им радость)

Проект «Дерево добра»

- Давайте и мы с вами сделаем одно общее доброе дело: посадим вместе дерево добра.. (группа детей и группа родителей получают информационные листы)

Музыка. Проектная работа- 7-8 минут.

Защита проектов.

Учитель:

- Ребята, время подходит к завершению мини-проектов. Для начала вывесим наши проекты. Как уже вы поняли, сегодня встретились два поколения (родители и дети) со своими добрыми поступками. Давайте послушаем каждого из вас.

Вывод: Мы посадили «дерево добра». Вами посаженное дерево, надеюсь, принесет свои плоды, вы станете еще добрее и мудрее.

Рефлексия. 

Подведем итог нашего урока.

- Ребята у меня на столе стикеры, возьмите,  пожалуйста, их и приклейте на понравившийся ответ.

1. Урок полезен, все понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3. Еще придется потрудиться.

- Я очень рада, что много нового интересного  узнали на уроке, что осталось чуть – чуть неясно, значит,  будем мы трудиться.

 

( Музыка «Дорогою добра»)

  Добро и зло творить всегда
 Во власти всех людей.
 Но зло творится без труда, 
 Добро творить трудней.

- И помните: всё в ваших руках!

Приложение.

1. Информационная карта  для педагогов, родителей.

1.На кленовых листах написать синквейн и оформить «Дерево добра».

2.Защита проекта.

Синквейн - это пятистрочный стих , от французского слова, которое означает пять. Способ изложения и обобщения информации, идеи, чувств, понятий.
Порядок написания синквейна:
🌷 Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
🌷 Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
🌷 Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия.
🌷 Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
🌷 Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Существительное:1. 
Прилагательное:3.
Глагол:3.
Предложение.
Существительное:1-2.


Например: 

Синквейн.
Дружба
Важна и нужна.
Сорит, мирит, помогает.
На моих чувствах играет.
Привязанность.

2. Информационная  карта для учащихся.

1.Подобрать понравившиеся картинки  с добрыми поступками и приклеить на кленовые листочки (5-6 штук).

2.Написать на кленовых листочках пословицы (3 штуки).

3.Написать стихотворение о добре  на кленовых листочках (2-3 штуки) .

4. Оформить «Дерево добра».

5. Защита проекта. (Рассказать о своем дереве, прочитать стихи и пословицы и объяснить, почему выбрали данную картинку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи курсов «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель данной работы - внести изменения в тематическое планирование  курса «Окружающий  мир»  в 1-3 классах в соответствие с темами  курса «Основы религиозных культур и светско...

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...

Порядок выбора родителями школьников модуля комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основам религиозных культур и светской этики»

Порядок выбора родителями школьников модуля комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основам религиозных культур и светской этики»...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...