методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики.
методическая разработка по орксэ (3 класс)

Селиванец Юлия Сергеевна

Данная работа представляет собой сценарий урока по теме «Род и семья – нравственные истоки в истории человечества». 

Цель данного урока заключается в усвоении учащимися таких понятий, как  семья, воспитание, традиция, являющиеся основой семейных ценностей; в том, чтобы сформировать у четвероклассников познавательные УУД (умение работать с текстом, извлекать нужную информацию и представлять её в преобразованном виде, выделять ключевые слова), коммуникативные УУД (умение выступать перед аудиторией сверстников, родителей с сообщениями, слушать и понимать других), личностные УУД (оценивать и понимать смысл своих и чужих поступков). Материал урока, формы и методы его подачи, коллективная работа всей семьи помогают создать познавательную  учебную  ситуацию с учетом возраста, специфики учебного предмета,  затронуть вопросы духовно-нравственного воспитания детей. На уроке используется  исследовательский метод, при котором ученики самостоятельно выделяют гипотезу о роли семейных ценностей в воспитании, подтверждают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_-_kopiya.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                        

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

тел./факс: 7-22-95

код города 34669 (269)

:

628661

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Тюменская область

г. Покачи, ул. Молодежная, д. 9/1

Методическая разработка

по предмету Основы религиозных культур и светской этики.

Возраст детей: 9-10 лет( 3- 4 класс)

Срок реализации: 1 год

Автор: Селиванец Юлия Сергеевна,

учитель начальных классов

г. Покачи


2021

Аннотация к уроку

Данная работа представляет собой сценарий урока по теме «Род и семья – нравственные истоки в истории человечества». 

Цель данного урока заключается в усвоении учащимися таких понятий, как  семья, воспитание, традиция, являющиеся основой семейных ценностей; в том, чтобы сформировать у четвероклассников познавательные УУД (умение работать с текстом, извлекать нужную информацию и представлять её в преобразованном виде, выделять ключевые слова), коммуникативные УУД (умение выступать перед аудиторией сверстников, родителей с сообщениями, слушать и понимать других), личностные УУД (оценивать и понимать смысл своих и чужих поступков). Материал урока, формы и методы его подачи, коллективная работа всей семьи помогают создать познавательную  учебную  ситуацию с учетом возраста, специфики учебного предмета,  затронуть вопросы духовно-нравственного воспитания детей. На уроке используется  исследовательский метод, при котором ученики самостоятельно выделяют гипотезу о роли семейных ценностей в воспитании, подтверждают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Пояснительная записка

Предметные:

Познавательные УУД: развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы;

- формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем;

- создание условий для размышления учащихся о роли семьи в их жизни;

Регулятивные УУД: развитие умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-формирование умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров;

Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества

Личностные УУД: 

- формирование устойчивых учебных мотивов;

- интереса к учению через открытие новых знаний;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

развитие положительных эмоций и чувств, связанных с темой урока;

-формирование уважительного и бережного отношения к членам своей семьи и общества в целом;

- помочь детям увидеть своё место в семье.

Формы организации деятельности детей: коллективная, парная, групповая.

Ожидаемые результаты: уметь сохранять добрые отношения с близкими, видеть беды других людей, стремиться помочь окружающим тебя людям, проявлять интерес к культуре своего народа; уважительно относиться к семейным ценностям.

Для проведения урока необходимо иметь: Мультимедиапроектор, компьютер, экран, фрагмент фильма « По семейным обстоятельствам», слайдовая презентация, музыкальное сопровождение, таблички с буквами,

Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

«Семья, как много в этом слове»

(диалог – игра)

Ход урока

слайд 1

ВЕДУЩАЯ. Здравствуйте, ребята, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко!

Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям.

Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

Я рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Я уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

- А теперь посмотрите внимательно на экран (слайд 2)

- Перед вами две фотографии. Сравните их.

- Как бы вы подписали эти фото? (ответы детей)

(«Семья за обедом», «Семья на отдыхе», «Семейный праздник»……)

- Если бы вам пришлось выбирать, то, какое фото вы бы повесили в рамочке у себя дома? Почему? Чем понравилась эта фотография? (ответы детей)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

- Сформулируйте тему урока. Семья. (слайд 3)

ВЕДУЩАЯ. Давайте поразмышляем, что такое «семья»? (ответы детей)

А сейчас, послушайте, я вам прочитаю определение слова «семья» из словаря:

Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Словарь Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

-А каков состав вашей семьи? Кто является членами вашей семьи? (ответы детей)

Таким образом, исходя из ваших ответов и определений из словарей можно сделать вывод, что СЕМЬЯ- это родные, близкие друг другу люди, которые чаще всего живут вместе, иногда некоторые родные живут отдельно, но никогда не забывают заботиться друг о друге.

Стих М. Лангер «Семья это счастье, любовь и удача» (приложение 1)

 (читает ученик 4 класса)

слайд 3

ВЕДУЩАЯ. Человек придумал много пословиц о семье. Наш первый конкурс называется «Собери пословицыми и поговорками»

Задание - составить в единое целое разрезанные на две части пословицы и поговорки о семье. (Приложение 1).

Работа с пословицами и поговорками. (работа с раздаточным материалом: составить пословицы и поговорки)

1. В гостях хорошо… (а дома лучше).

2. Дома и… (стены помогают).

3. Мой дом… (моя крепость).

4. Дом без хозяина…. (сиротинка).

5. Дом не велик… (да лежать не велит).

6. В дружной семье…….(и в холод тепло).

7. В недружной семье…….(добра не бывает).

8. Вся семья вместе, так и ………..(душа на месте).

9. В семье, где нет согласия,…….(добра не бывает).

10. Не будет добра, коли в……(семье вражда).

11. Отца с матерью почитать-………(горя не знать).

12. Человек без семьи,……(что дерево без плодов).

13. Дом согревает не печь, а любовь и…..(согласие).

14. Семья-….. (опора счастья).

     ВЕДУЩАЯ. Предлагаю поделиться на 3 команды по рядам.

-А теперь давайте разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, которые говорят о том, чего не должно быть в семье. (слайд 4 )

Группа 1:

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Отца с матерью почитать - горя не знать.
  • Человек без семьи, что дерево без плодов.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  • Семья-опора счастья.
  • Дома и стены помогают.
  • Мой дом моя крепость.
  • Дом без хозяина сиротинка.
  • Дом не велик да лежать не велит.

Группа 2:

  • В недружной семье добра не бывает.
  • В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.

ВЕДУЩАЯ. Посмотрите, какая у нас получилась внушительная первая группа, и во всех пословицах часто повторялись одни и те же слова, посмотрите внимательно и назовите мне их.

Ответы детей: Вмете, Дружба, Согласие, Счастье, Лад, Любовь, Дом.

ВЕДУЩАЯ. Слово дом встречается чаще всего. Существительное «дом» впервые упоминается в древнерусском языке в XI в. Слово обозначает «любое здание для жилья или учреждения», а также «семью или живущих вместе людей». У каждого человека  есть  свой дом.  Слова «Отчий дом», «семья» входят в наше  подсознание  с первых дней жизни.  Каждая семья живёт в своём доме. Очень важно иметь свой дом. Без него семья не может быть счастлива. Дом охраняет человека от зверей, злых людей, всяких бед. Он дает тепло, уют, покой. Спасает от холода, дождя, ветра. В нем мы спим, едим, работаем, нянчим детей, поем песни, рассказываем сказки. Дом – это целый мир. Давайте вместе разберем слово Дом по буквам. (Приложение 2).

слайд 5

ВЕДУЩАЯ. Эту букву вы хорошо знаете. (показываю табличку с буквой Д). В современном русском языке она называется просто – «дэ», в цepкoвнo- и cтapocлaвянcкиx aзбyкax нaзывaeтcя «дoбpo»; А внешне она на что похожа? Правильно, на дом.

ВЕДУЩАЯ. (показывая табличку с буквой О). Буква О похожа на круг, хоровод. Возьмутся люди за руки, и получится круг. За руки берутся люди дружные, любящие друг друга. Это вы, ваши папа, мама, сёстры и братья, ваша семья.

Вот и мы сейчас с вами встанем, возьмёмся за руки и потанцуем под мульт - песню «Строим дом».

ВЕДУЩАЯ. (Показывая табличку с буквой М). Буква М похожа на ограду. Дом ведь надо охранять, семью оберегать. За оградой можно жить спокойно. Теперь в слове «дом» каждая буква на своём месте, так же как и каждый член семьи.

А наш следующий конкурс называется: «СТОИМ ДОМ».

Команды по очереди называют по одной части дома (например: труба, крыша, пол, стены, потолок и т. д.). Выигрывает та команда, которая назовёт слово последним.

ВЕДУЩАЯ. У каждого члена семьи в доме есть свои права и обязанности, это очень нужные и важные правила, без которых не может существовать ни одна семья. Ребята расскажите о своих обязанностях дома? (Ответы детей)

Дидактическая игра «ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ» (работа с раздаточным материалом)

слайд 6

ВЕДУЩАЯ. Распределите картинки с изображением членов семьи между командами. Детям предлагается подобрать каждому члену семьи орудия труда, объяснить, что с ними можно делать, с какой целью: кто еще может выполнять данную работу. (Приложение 3)

Команда, которая подобрала больше картинок и дала содержательное объяснение - выигрывает.

ВЕДУЩАЯ. Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, семейные традиции. Это не только дни рождения.

-Какие ещё праздники мы можем праздновать вместе с семьёй? (ответы детей)

ВЕДУЩАЯ. Каждая семья имеет свои традиции, свои обычаи, любимые праздники, песни, то есть живёт по своим законам и под своим девизом. И следующий конкурс для родителей называется «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПОНЯТИЯ» (слайд 7) 

1. Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?  (Выносить сор из избы.)

2. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

3. По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и... (Любовь)

4. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает».)

5. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрёшке.)

6. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

7. Кто выполняет роль берегини дома? Конечно, мама. Она дарует нам жизнь и заботится о нас.

Физкультминутка.(слайд 8)

- Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.

- Кто встретил этот Новый год в кругу своей семьи, присядьте на корточки около своих стульчиков.

ВЕДУЩАЯ.

Все родственники – это одна большая семья, где все помогают друг другу. Отец – добытчик, кормилец. Мать – хозяйка, воспитатель детей. Дети – радость и помощь дома, а старики – его мудрость.

В следующем  конкурсе будет принимать все учащиеся класса и родители. Конкурс наш называется «ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ»

Учащимся и гостям выдаются надутые воздушные шары (это дом). Задание – шарик «дом», «заселить дом» жильцами, нарисовав фломастером на шаре фигурки человечков).

Звучит песня муз и слова И. Бейня «В моей семье»

(слайд 9)

ВЕДУЩИЙ: Каждый из вас принес на урок семейную фотографию, прошу всех подойти и прикрепить фотографию на наш стенд «Загляни в семейный альбом».

Рефлексия:

ВЕДУЩИЙ. В начале урока мы задавали себе вопросы, на которые сразу не смогли ответить. Что теперь, после нашей беседы, мы можем рассказать?

- Кого мы можем назвать семьёй?

- Что является основой семьи?

-Какие же ценности значимы в семье?

(слайд 10)

ВЕДУЩИЙ. Берегите своих родителей, ребята, любите их!  Желаю вам и вашим родителям  жить  всегда в мире и согласии. Заботьтесь  друг о друге. Чаще  говорите друг другу  ласковые слова. И тогда не только ваша жизнь, но и жизнь всего человечества  будет лучше. Думайте больше о своих родителях. Их любовь к вам глубока  и требовательна. Ведь они мечтают  о том, чтобы вы выросли  хорошими, добрыми и заботливыми людьми. Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи!

Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то позвонить и сказать, что вы их очень любите!

(слайд 11)

Домашнее задание: написать «Добрые слова»

Моей маме        

Моему папе

Моей сестре

Моему брату        

Моей бабушке        

Моему дедушке

Источник литературы:

  • Дмитриенко С.Ф. Издательство: Рипол Классик   "Моя семья. 1-4 классы", 2011 год 
  • Большой толковый словарь русского языка С. И. Ожегова
  • «Толковый словарь русского языка» ДНУшаков 
  • Сорокин Владимир «Русские народные пословицы и поговорки» Издательство Москва 2020 год.
  • Учебник «Основы светской этики» - Москва, «Просвещение», 2012
  • Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.
  • Дидактическая игра «Обязанности мои и членов семьи» (электронный ресурс) https://mirdoshkolnikov.ru/o-detyach/igri-dlya-doshkolnikov/item/369-didakticheskaya-igra-obyazannosti-moi-i-chlenov-semi.
  • Стихи для детей Веб журнал лучших стихов для детей и родителей (электронный ресурс) https://papinsait.ru/marija-langer-pro-semju/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к предмету "Основы религиозной культуры и светской этики. Литературно-музыкальная композиция "Рождество Христово".

Знакомство с христианскими праздниками и традициями русского народа, привитие интереса к русской культуре....

Методическая разработка по предмету "Основы религиозных культур и светской этики"

В современном обществе стало довольно сложно воспитывать детей. Навязывание средствами массовой информации распущенности, вседозволенности, эгоизма, агрессивности,  «новых» стандартов...

«Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».

Данная разработка составлена для детей 4-5 классов.  Содержание урока  способствует нравственному воспитанию и  направлено на развитие нравственных чувств, нравственно – ценностно...

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) Тема: «Отношение христианина к природе»

Данная методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») предназначена для учителей начальной школ...

«Методическая разработка конспектов урока «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)»

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Развитие у обучающихся таких качеств, как толерантность, готовность и способность к диалогу друг...

Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема: «Совесть»

Учебно-методическая разработка   по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 классТема: «Совесть»Тип урока:...

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и православной культуры

Данный урок предназначен при изучении курса «ОРКСЭ» в 4 классе, модуль «Основы православной культуры» к теме «Икона» после  проведенияэкскурсий в храмы Сычевск...