Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме «Доброте сопутствует терпение.»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Бехтева Альбина Николаевна

Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпение», терпимость; убедить в необходимости добра и недоступности зла.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ

Тема. Доброте сопутствует терпение.

Цели. Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпение», терпимость; убедить в необходимости добра и недоступности зла.

Задачи.

1. Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

2. Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

3. Учить задумываться о своём месте в жизни.

УУД.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.

Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.

Личностные: развитие личностной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Ход урока.

1.Организационный момент урока.

- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас.

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней
.

II. Постановка учебной задачи.

-Мы продолжаем с вами говорить о нравственных истинах.

-Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о простой этике  поступков).

- В чем заключается простая этика поступков? (поступать во благо человеку)

- Что необходимо видеть в других людях? (видеть состояние другого человека и бережно относиться к его чувствам). 

-Можете ли вы сказать, что с каждым уроком вы становитесь мудрее, что каждый из вас взращивает свое «дерево мудрости», плоды которого - «нравственные истины»?

-Давайте вспомним эти истины. СЛАЙД

III. Работа по теме урока.

-Вы любите читать сказки? Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие качества. Когда мы читаем сказки, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, терпению. Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

-Угадайте о каких  сказочных  героях идет речь?

- И тему урока вы узнаете, если скажите,  какие черты характера этих героев помогли им в жизни. 

-Эта девушка выполняет всю грязную работу в доме, ее лицо перепачкано сажей. Но однажды она попадает на бал и встречает прекрасного принца. (Золушка) СЛАЙД

- Эта девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)

-Что помогает Герде преодолевать все трудности, а Золушке справляться с многочисленными обязанностями? (Доброта и сопутствующее ей терпение)

- О каких понятиях мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока.

Формулирование  темы  и задач урока  

- Правильно, ДОБРОТА и ТЕРПЕНИЕ.

Тема нашего урока называется «Доброте сопутствует терпение». СЛАЙД

-На какие вопросы мы будем искать  ответы? Смысл, каких понятий, нам необходимо сегодня раскрыть? СЛАЙД

(Что такое доброта? Предполагает ли понятие доброта проявление таких качеств, как терпение и терпеливость? Терпение -слабость или сила? Чем отличаются понятия терпение и терпимость?)

III. Работа над новым материалом урока.

1.-Послушайте притчу СЛАЙД 5

https://www.youtube.com/watch?v=BWfBP5sTW18

– О чем эта притча? (о доброте)

–Чем таким очень ценным  расплатилась девочка?

–В чем проявилась доброта девочки? (она отблагодарила свою сестру за заботу о себе, отдав все до копейки)

- Ребята, подумайте, что такое добро?

Добро – все полезное, хорошее, что помогает человеку и природе, идет им на пользу.

Давайте мы сейчас попробуем составить словосочетания, в которых есть слово «добро». (Делать добро, желать добра, помнить добро, быть добрым, добрый человек).

-Ребята, частью каких слов, является слово  «добро»? Перечислим их. (Доброжелательность, добролюбие, добросердечность, добропорядочность, добрососедство, добросовестность, добродушие...)

2.Работа со словарем 

-Как вы понимаете значение слова «доброта»? 

- Что означает добрый?

 - А теперь давайте послушаем,  как трактуется в толковом словаре значение этих слов. (читает ученик)

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добрый – делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества; несущий благо, добро, благополучие. СЛАЙД

-  Каким делает человека доброта? (добрым)

- Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы быть добрым? (Отзывчивым, милосердным, готовым всегда прийти на помощь, который может разделить горе и радость, который умеет прощать.)

- Какое небесное светило вызывает добрые чувства у человека? (солнце)

Народная мудрость гласит: «Доброта – это солнце». Всё хорошее в человеке от солнца, а всё лучшее в жизни -от человека и его доброты.

СЛАЙД

Подберите ассоциации к слову доброта и напишите их на лучиках солнца (забота, любовь, улыбка, радость, искренность, милосердие, ласка,  уважение …) 

Доброта – отзывчивое, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Виктор Гюго (французский писатель) говорил: «В мире есть только два достоинства, перед которым можно и должно преклоняться... – это гениальность и доброта сердечная». СЛАЙД

- Делая добро, надо ли ожидать благодарности?

-Почему мы делаем добро?

 -Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Ведь отдавая, мы получаем больше!!!!

3.Знакомство с понятием «терпение», «терпимость».

-В чём проявляется терпеливость Золушки? Почему Золушка терпит злость мачехи, обиды от сестёр? (Она защищает отца, потому что любит и жалеет его).

-В чём проявляется терпеливость Герды? Почему Герда терпеливо переносит все трудности? (Она спасает своего друга)

-Легко ли проявлять терпение?

-Получается, чтобы проявить терпение, необходимо приложить душевные силы.

Причина терпения – чувства, дающие человеку душевные силы и мужество.

Прочитайте, что такое: СЛАЙД

Терпение - способность терпеть; настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе. 

Терпимость – это спокойное отношение человека к непривычным для него особенностям других людей.

- Подберите  синоним к слову терпимость. (Терпение, уважение, лояльность, чуткость, милосердие, сострадание, толерантность,  уступчивость, выдержанность, добродушие).

Практическое задание.

Задание: «В каких делах необходимо терпение?» на листках (работа в паре)

-Выберите  дела, в которых необходимо проявить  терпение. СЛАЙД

Шить

Готовить уроки

Помогать по хозяйству

Обсуждать покупку конфет

Собирать грибы и ягоды

Смотреть телевизор

Гулять во дворе

Заботиться о домашних животных.

-Приведите  примеры дел из вашей  собственной жизни, требующие проявления этого качества.

-Что вы поняли, выполняя это задание? Кто хочет высказаться?(Терпение часто требует отказа от своих желаний, интересов).

4.Работа в тетради с.81№2

-По-вашему, терпение это сила или слабость? Поработайте над ответом к этому вопросу в тетради.

-Мы ответили на ещё один вопрос?(Да)

-Терпение рождает такие качества, как снисходительность, деликатность, чуткость, тактичность…

-А какое душевное качество рождает само терпение?(Доброта)

-Тогда, как вы ответите на следующий вопрос: «Предполагает ли понятие «доброта» проявление таких качеств, как терпеливость и терпение(Ответы детей)

-Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать чем отличаются понятия «терпение» и «терпимость»? СЛАЙД

4.Работа в учебнике с.132

-Прочитаем об этом в учебнике с.132

-Для чего нужно человеку  такое качество, как терпение? Важно ли формировать его у себя?  (Терпеливые люди способны многого достичь в различных сферах жизни. Обладать достаточным запасом терпения требуется и на работе, и в быту, и в личных отношениях, и в творческих начинаниях -это именно то, что требуется для достижения поставленных целей.)

-Чему способствует «терпимость»? Чтение в учебнике с.132 (2 абзац)

(Сохранению добрососедских отношений, проявлению взаимного уважения к людям других национальностей и традиций, т.к. любому человеку важно признавать право другого на выбранный им образ жизни.)

!Важно понимать, что другой - это не враждебный, а просто иной. СЛАЙД

IV. Итог урока. Рефлексия.

Вернемся к вопросам, которые мы задавали в начале урока. На все ответили? СЛАЙД

-На нашем «дереве мудрости» сегодня появилось ещё одно яблоко. Какое? СЛАЙД

В жизни по-разному можно жить –

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям  (С. Г. Островой)

Ученики:

  1. Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро.  
  2.  Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро. 
  3. Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро. 
  4. Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро. 

-Ребята,  и я вам всем желаю приумножать   наш прекрасный мир своими  добрыми поступками и делами, и идти по жизни дорогою добра.

Звучит песня  «Дорогою добра» СЛАЙД

https://www.youtube.com/watch?v=pB4APM41CpI

V.Домашнее задание. Тетрадьс.83 №6 СЛАЙД

Подберите изречения народной мудрости к понятию «терпение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс по теме "Подвиг в православной культуре"

Урок ОРКСЭ по учебнику Кураева "Основы православной культуры"Цель урока: раскрытие жертвенной, бескорыстной стороны подвига....

Презентация к уроку ОРКСЭ 4 класс по теме "Введение. Моя Родина-Россия"

В презентации представлены слайды, раскрывающие связь поколений, качества духовного человека, понятие Родины, патриотизма....

Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...

Доброте сопутствует терпение.

Цели. Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпение»; убедить в необходимости добра и недоступности зла....

Конспект занятия "Доброте сопутствует терпение"

Название работы: «Доброте сопутствует терпение».     Цель: разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпение»; уб...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Доброте сопутствует терпение " 4 класс

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Доброте сопутствует терпение" 4 классЦель урока: формирование у детей понятий доброта и терпение, их взаимосвязь.Задачи урокаДидактические:Осознание ценнос...

Конспект внеклассного мероприятия "Доброте сопутствует терпение" 1 класс

Конспект внеклассного мероприятия "Доброте сопутствует терпение" для 1 класса.Цели: ознакомить учащихся с понятием «дружба» и способствовать сплочению коллектива 1 класса.Оборудо...