Конспект урока ОРКСЭ 4 класс по теме "Подвиг в православной культуре"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Павленко Татьяна Петровна

Урок ОРКСЭ по учебнику Кураева "Основы православной культуры"

Цель урока: раскрытие жертвенной, бескорыстной стороны подвига. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Понятие «подвиг» в православной культуре.

Цель урока: раскрытие  жертвенной, бескорыстной стороны подвига

Задачи урока:

  1. узнать этимологию слова «подвиг», «подвижник»;
  2. познакомить с православным пониманием подвига;
  3. уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру;

Оборудование: учебник, словари,  мультимедийная установка, компьютер, экран,   мультимедийная презентация.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, работа в группах.

Ключевые понятия урока: подвиг, жертвенное отношение.

Ход урока.

1. Организационный момент. Учащиеся объединены в группы по принципу «Соединить начало пословицы с ее продолжением».

2. Усвоение новых знаний.
Тема урока: Понятие «подвиг» в православной культуре. 

Работа для обсуждения в группах:

а) Работа с иллюстративным материалом: фото с людьми, совершившими подвиг.

- Что объединяет данные фотографии? (На фотографиях совершается героический поступок, подвиг)

- Определите тему урока. (Подвиг.)

- Что для вас означает слово «подвиг»?

Сайд Подвиг – это: (запись в тетради)
– то, что требует напряжения воли;
– преодоление эгоизма и корысти;
– дар другому человеку или целому народу, человечеству;
– жертва человека во имя добра и справедливости.
 (После высказываний учащихся на слайде дается определение «подвигу». По ссылке можно выяснить из определения понятие слов: «корысть» и «эгоизм»)

Чтение стихотворения учителем.

Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг – в терпенье,
Любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились, -
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись:
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья,
Выше мраков земных, -
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков
Гордой черни людской!   (Алексей Хомяков, 1859)

Продолжение мотивационной работы – беседа.

1. В Евангелии есть слова Христа:

«Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне». Это призыв – а) не делать добро напоказ и б) жить так, чтобы добро естественно исходило от вас, не требуя раздумий и решимости. Помните ли вы такие спонтанно-добрые, по-хорошему безрассудные поступки?

2. А если все же какая-то часть души сопротивляется призыву добра, начинает скулить о своих интересах и выгодах. Как можно отодвинуть этот скулящий комок и шагнуть туда, куда направляет совесть?

3. Исследовательская работа с текстом ( стр.62-63)

Опережающее задание
Прочитайте текст и скажите, какие наши гипотетические суждения подтвердились, а какие дополнили наше исследование проблемы.

Чтение текста

Осмысление статьи учебника. Акцентируется внимания на том, что жертва присутствует там, где человек отдает, не рассчитывая на возврат.

4. Закрепление новых знаний.

Послетекстовая работа

(Реализация опережающего задания).

Беседа с использованием вопросов учебника и дополнительных заданий:

- Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой?
- Слово подвиг связано только с военным временем? 
-Как можно сочетать долг воина с заповедью о любви к врагам?
-Чем различаются справедливая и несправедливая война?
- Объясните слово «подвижник». 

(ПОДВИЖНИК, реальное или мифическое лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие- либо подвиги или переносившее тяжелые испытания. С подвижниками связано много религиозных легенд. В переносном смысле — самоотверженный человек, целиком отдающий себя делу, преследующему высокие цели.)

- Что двигало действиями епископа Акакия и его паствы?

Задания группам. Ответьте на вопросы.

1. Каких людей мы называем героями? Приведите примеры. 

2. Как вы думаете, зачем героям ставят памятники?

3. Представь, что в твоем городе или селе решили поставить памятник Доброму Человеку. Как ты думаешь, он должен выглядеть?

5. Подведение итогов 

- Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует?

В жизни можно по разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
До рассвета встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.

6. Рефлексия (запись в тетради)

Я понял(а), что …

Я могу отказаться от …

Я не понял(а), потому что …

Работа в группах. Заполните таблицу, выбрав высказывания о подвигах. Объяснить выбор после обсуждения в группе.

Ратный подвиг …

Духовный подвиг …

А) совершался в длительном процессе созревания.

Б) требовал от своего героя решительности, мужества, силы.

В) проходил разные стадии – от страха к надежде, от отчаяния к вере и убеждению.

Г) это, прежде всего, свершение над собой, которое приближает человека к идеалу.

7. Домашнее задание (запись в тетради)

1. Рассказать о подвиге, совершенном в мирное время. 

2. Подумать, почему подвижников, людей, жертвующих собой в большом и малом, становится не больше, а меньше? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России"

На уроке используются различные виды деятельности: словарная работа, беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, устный рассказ, самостоятелная творческая работа учащихся. Урок сопровождает...

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Совесть и раскаяние» (по курсу Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев)

Цели: познакомить со значением и связью слов «грех», «совесть», «добро», «зло»в русской православной культуре;формировать у обучающихся представлен...

Конспект урока ОРКСЭ: «Причастие», 4 класс, УМК: «Основы православной культуры»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представления о причастии.Задачи урокаДидактические:1) дать представление о причастии, о Таинстве причастия...


 

Комментарии

Я провела свой урок по Вашему конспекту. Увидела творчество своих учеников. Спасибо Вам, Татьяна Петровна!