"Колокольное искусство в России"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Позднякова Наталья Васильевна

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

 « Колокольное искусство России»

Цель: исследование истории колокольного искусства на Руси.

Задачи:

Образовательная: расширить представления детей о назначении колоколов;

Познакомиться с колокольным звоном как видом искусства;

Слушательская – научить различать основные виды колокольного звона;

Творческая (развивающая) – научить моделировать ритмическое сопровождение из предложенных ритмов; развивать ассоциативно – художественное восприятие школьников;

Воспитательная – пробудить интерес к духовному наследию своего народа.

 

Музыкальный материал—  "Великий колокольный звон” из оперы «Борис Годунов»;

А.Морозов—  "Малиновый звон”.

Новые понятия: , звонница, звонарь, колокольня, перезвон, благовест, Красный звон.

Оборудование: фонозаписи музыкальных произведений, слайды с изображением храмов и колоколов, презентация, буклеты, словарь для выражения  эстетических эмоций, видеозаписи музыкальных произведений.

 

 Исследование по группам:

Группа 1—Роль колоколов в жизни людей и в истории России.

Группа 2—История колоколов

Группа 3—Колокольных дел мастера.

Группа 4 — Легенды о колоколах.

Группа5—Колокольные звоны.

Группа 6—Использование колокольных звонов русскими композиторами.

 

Ход мероприятия.

Звучит песня о России. (слайд 1)

Россия!!! Родина!!! Русь!!! Русский народ!!! Как близки и дороги эти понятия для каждого из нас! Как  волнуется душа, когда мы слышим их!!! Гордость переполняет нас!!

                Россия издавна святая,

                Сияют купола церквей,

                И, ситцами берёз сверкая,

                Русь песней славится своей! (слайд 2)

Внимание на экран! (Идет слайдовая презентация разных видов колоколов.) (слайд 3)

Сегодня мы познакомимся с интересной стороной творчества русского народа – историей возникновения колоколов и колокольным звоном.

 Учитель: - Ребята, а где находятся колокола? (на колокольне, в звонильне)

                 - А кто звонит в колокол? (звонарь) (слайд 4)

                -  Как вы думаете, каким должен быть этот человек? (сильным, т.к. колокола тяжелые, с хорошим чувством ритма, внутренним чутьем, прекрасным знанием звукоряда, владеть техникой исполнения).

                 - А кто из вас знает, где находится самая известная колокольня в России и самый большой в мире колокол?

В Московском Кремле установлен памятник литейного искусства русских мастеров -  Царь-колокол. (слайд 5) Масса его 2000 тонн, высота 6, 24 метра, диаметр – 6,6 метра. Царь-колокол не имеет аналогов в мире.  И хотя звон его никто не слышал, т.к. его не удалось поднять на колокольню, он  остаётся самым большим и восхищает своими гигантскими размерами и весом все посетителей Московского Кремля.

На территории Московского Кремля находится Колокольня Ивана Великого.  Есть такая Легенда, как Наполеон хотел взорвать колокольню. (слайд 6)

И только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси звон стал национальным искусством, т.к. отвечал духовным запросам русских людей. Оказалось, что ничем иным общее настроение народа не может быть выражено удачнее, ничем праздник не может быть прекраснее и торжественнее возвеличен, как именно мощным колокольным звоном.

Сохранились имена мастеров, давайте вместе их прочитаем:

 Филипп Андреев

 Емельян Данилов

 Андрей Чохов

 Флор Терентьев

 Михаил и Иван Моторины (Царь-Колокол) (слайд 7)

Русские мастера умели не только изготавливать колокола с чистым звуком, но и украшали их изображениями Иисуса Христа (слайд 8), Пресвятой Богородицы (слайд 9), ликами святых, а также сопровождали надписями, своеобразными девизами. Ярким тому примером служит Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, о которой вы уже слышали сегодня.

 На колоколе, посвященном Богородице, имеются изображения Владимирского и Донского образа, Рождества и Покрова Богородицы (слайд 10) и надпись: « В благодарствие Пресвятой Богородице, заступнице христианской, не оставившей рабов своих и помощь им пославшей, нетленной ризой своей покрывшей и врагов их устрашившей». (слайд 11)

Стихотворение «Звонят колокола святой Руси» на фоне колокольного звона.

(слайд 12)

Звонят колокола святой Руси,

 Перекликаясь с ветром  льются звоны.

Тепло на сердце, Господи, прости,

Грехи земные и прими поклоны.

И помоги с дороги не свернуть,

Не оступиться, обойти пороки.

Позволь добро всем людям донести

В наш мир неугомонный и жестокий.

Храни любовь от мрака и от лжи,

Убереги от боли и потери,

Заблудшим душам место укажи,

Прости им всё и дай в себя поверить.

Звонят колокола святой  Руси,

Сердца и души счастьем наполняют,

В надежде землю грешную спасти

Нас исцеляют радугою рая.

Учитель: - Как и люди колокола имеют свою судьбу.

 «…В одном городе была традиция: на заходе солнца звонили колокола, и весь город стихал, слушал их. Странный мелодичный звон наполнял этот город и, когда он стихал, раздавались три чистых глубоких удара. Первый утешал тех, кому в тот день было причинено зло, второй – прощал тех, кто это зло совершил, а третий – делал реальностью сны и светлые сказки. Это были три колокола на главной колокольне. Говорят, они были живыми и по ночам тихонько переговаривались между собой. Людей тянет к земле зло в их душах. А в тех колоколах на тонны меди не было ни грамма зла. Поэтому они были лёгкими-лёгкими, легче воздуха. И неудивительно, что у одного из них, того, что исполнял мечты и сказки, однажды прорезались крылья.

 И колокол стал биться и плакать на колокольне, потому что знал. Что существует ещё много городов, где люди несчастны и плачут по ночам. Он просил жителей отпустить его – и они не стали его удерживать, хотя очень сильно любили.

 И колокол обернулся белой птицей и улетел. Он стал петь людям песни, и в мире стало светлей.

 А на колокольне поселились белые голуби. И жители города радовались, когда видели на крыше колокольни белую птицу: они думали, что это их птица – колокол вернулся, чтобы их навестить»

 Ребята, давайте попробуем оживить эту легенду в наших творческих мастерских.

 Ребята, представьте себя мастерами декоративной росписи. Представили?

Практическая работа.

 Вот вам задание. Предлагаю вам оформить свой колокол.

                   Ученица читает:

                   Вот я за карандаш берусь.

                   Усаживаюсь за столом

                   Нарисовать хочу я Русь

                   На этом вот листе большом.

                   Святую Русь, которой след

                   Не смыт потоком грозных бед.

                   В чем Русь моя заключена?

                   Да в храмах молится она.

                   А храмов этих не один.

                   Был поднят из руин.

                   И были в посрамленье зла

                   Отлиты вновь колокола.

        Колокол в Древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой – беда на Русь нагрянула. Много испытаний выпало на долю русского народа, но он всё выдержал, выстоял, продолжал жить и творить!!!

Колокольный звон встречал, возвращающихся с победой на родную землю Александра Невского (слайд 13); полки Дмитрия Донского с Куликова поля (слайд 14). Русский колокол славил подвиги русского народа!  

 Вся жизнь русского человека проходила под звуки колокола. Под него он рождался, рос, с ним работал, веселился, растил детей, под колокольный звон успокаивался на погосте.

 

Показывается инсценировка « Александр Невский»

 (В конце композиции  все герои, глядя на А. Невского, поют «Вставайте, люди  русские…»)

Звучит начало увертюры М.П.Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке»

    (Когда играет музыка, звучат слова:        Ранее утро… Над рекой туман… Но среди этого тумана мы слышим удивительные звуки: петушиное пение, пастуший рожок….А самое главное – перезвон колоколов.(слайды 15 – 16)

Богата была на монастыри и храмы Русь Великая. И почти каждый храм имел свои колокола. Их голоса, сливаясь в единый порыв, создавали удивительный ансамбль.

Звучит запись колокольного звона. Музыка затихает  и под слабый звон колоколов звучит стихотворение «Лейся, звон колоколов».

Лейся, звон колоколов

Православных, стройных, звонких.

Под простором облаков,

Под звучанье песен громких.

Эх, моя Россия – мать,

Велики твои страданья,

И не страшно помирать

Мне за русское дыханье!

Колокольный льётся звон

Православным в назиданье.

Лей, лейся, день за днём

Колокольное дыханье!

        Только в одной стране мира, в России, живёт колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством.

                           Смотрит вдаль с берегов отвесных

                           Куполов золотой рассвет,

                           Белых храмов – застав небесных

                           Вечных истин забытый свет!

                           Над волнами лугов цветущих,

                           Среди сосен могучих крон,

                           Над берёзовой стройной гущей

                           Слышен меди призывный звон!

 Звучит песня «Россия, Россия, ты моя звезда»

        А вы знаете, как появились колокола???  Отливать колокольчики стали в Италии.

          Существует одна легенда, которая вот уже много веков живёт в народе и рассказывает о происхождении первого колокола.

Ученик рассказывает легенду. (слайды 17 – 20)

В 4 веке один монах заболел и пошёл в лес за целебными травами.  В дороге он устал да и прилёг на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив её из металла.

        В настоящее время установлено, что колокольный звон оказывает целебное  действие на организм человека.

        Изготовление колоколов относится к глубокой древности. Наистарейший из колоколов был отлит в 860 году до рождества Христова и находится сейчас в Берлинском музее.

 

        О колоколах в России упоминается в летописи 988 года. На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам.  Сами  русские начали отливать  колокола в Киеве в 13 веке, да так быстро продвинулись в своём мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов.

         А к концу 19 века  в России было уже более 20 колокольных заводов. Они располагались в таких крупных городах, как Москва, Петербург, Харьков, Воронеж, Саратов…

Учитель:

        Но  гордость берёт и за нашу малую Родину. Москва тоже может гордиться литьём колоколов. В 1648 году царь Алексей Михайлович заказывает колокол. Для какого храма или монастыря он предназначался — неизвестно. Известно только то, что в конце XIX века этот колокол находился на колокольне церкви Воздвижения Честного Креста Господня в Алексеевском девичьем монастыре в селе Красном. Не дошло до нас и имя отлившего колокол мастера. И сегодня в музее «Коломенское» вы сможете увидеть этот колокол и прочитать на нем отлитые в металле слова: «Божиею милостию и повелением благоверного и христолюбивого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси самодержца слит колокол в преименитом царствующем граде Москве в лето 7156 (1648); в 3-е лето царства его, а весу в нем 60 пуд». Этот колокол интересен тем, что у него появляются прорези; их было сделано двенадцать на равном расстоянии по всей окружности. Безусловно, отлить такой колокол в середине XVII века было почти невозможно, но мастер совершил настоящий профессиональный подвиг и с успехом справился с поставленной задачей. Это был очень важный рубеж в развитии колокольного искусства. Повторить это чудо взялся Дмитрий Моторин…(слайд 21 – 22)

Ученик рассказывает о мастерской Моториных. ( можно включить тихонько звон колокола)

Литейная мастерская Моториных находилась в Москве, в Пушкарской слободе — район нынешней улицы Сретенки и прилегающих к ней переулков. Здесь Дмитрий Моторин в 1687 году отлил до сих пор непревзойденный по красоте прорезной колокол. Он словно сплетен из кружев с рисунком растений. (Отметим такую деталь: связь православного человека с природой была настолько сильна, что, для того чтобы не оглохнуть, звонари предпочитали класть в уши не мертвое «материальное», а живое, растительное — ягоды: клюкву, калину, рябину.) Сквозной орнамент дополняли львиные головы, а венчала колокол голова-маска человека. Колокол предназначался для церкви Покрова Богородицы в селе Медведково. Колокола этого периода так и остались вершиной своеобразного колокольного искусства. Их отличала тонкая изысканность оформления, каждый из них был уникален и неповторим.

Под песню « Во кузнице» ученики читают стихи.

 

1.Вот уж форма затвердела,

   Обожженная огнем.

   Веселей, друзья, за дело –

   Выльем колокол! Начнем!

 

   Пусть горячий пот

   По лицу течет, -

   Труд наш, если Бог поможет,

   Слава мастера умножит.

 

 

2.Больше в яму положите

   Дров сосновых, дров сухих,

   Чтобы сжатое в укрытье

    Пламя охватило их.

 Медь сперва расплавь,

 Олова прибавь,

 Чтобы к вящей нашей славе

 Все слилось в едином сплаве!

 

3.Цель все ближе час от часу:

   Плавка в блестках пузырей.

   Поташу прибавьте массу,

   Чтобы плавилась быстрей.

   Живо, не зевай!

   Пену всю снимай!

   Чтоб металл и наших внуков

    Трогал чистотою звуков.

 

4.Смесь бурлит водоворотом,

   Стержень опущу в струю,

   Чуть покроется налетом –

    Время приступать к литью.

    А теперь ковшом

    Пробу зачерпнем.

    И проверим живо, все ли

    Там слилось по нашей воле.

5.Смесь давно уже поспела:

   Весь в зазубринах излом.

   Подставляйте жолоб смело

   И с молитвою начнем.

   Краны открывай!

   Боже, счастья дай!

   Дай нам счастья и удачи

   В форму слить металл горячий!

 

6.Форма налита, как чаша.

   Славно потрудились мы!

   Но каким созданье наше

   Выйдет в Божий свет из тьмы?

   Вдруг да сплав не тот,

   Вдруг да газ пройдет?

   А пока работа длится,

   В двери к нам беда стучится.

 

7.Что ж, пока не остудится

   Медь, чтоб колоколом стать,

   Беззаботен, словно птица,

   Каждый может отдыхать.

   Звездочки горят.

   Подмастерье рад.

   Звон его вечерний манит.

   Только мастер вечно занят.

 

8.Разберите бревна сруба.

   Отслужил – долой его!

   Ах, как сердцу видеть любо

   Смелой мысли торжество!

   Бей по форме, бей!

   Смело не робей!

   Чтобы мира вестник новый

    Нам явился без покрова!

 

9. Боже, радость нам какая!

    Вот, по милости творца,

    Колокол стоит, сверкая

    От ушка и до венца.

    Зорькой золотой

    Блещет шлем литой,

    И в гербе горит реченье,

    Славя новое творенье.

 

10.Ну – ка, дружно за канаты!

     Вознесем его в простор,

     В царство звуков, под богатый

     Голубых небес шатер!

     Взяли! Разом! В ход!

     Тронулся! Идет!

     Пусть раздастся громче, шире

     Первый звон его о Мире!

Стихотворение «О чём грустят колокола?» Каждое четверостишие перемежается колокольным звоном.

О чем грустят колокола,

Звуча в небесной тишине?

Быть, может, о судьбе моей,

А может, обо мне?

О чем грустят колокола,

Грустят, когда звонят?

Быть может, эхом этих звуков

Они с народом говорят?

Не в этом суть!!!

А суть – сберечь старинный этот звон!

Оберегай колокола!

Прислушивайся к ним!

И пусть над Родиной всегда

Звонят колокола!!!

Учитель:

-Давайте перелистаем страницы русской истории.

           Оглянись на предков наших,

           На героев прошлых дней.

           Вспоминай их добрым словом-

           Слава им, борцам суровым,

           Слава нашей стороне!

           Слава русской старине!!!

После инсценировки звучит стихотворение «Осуществляя связь времён»

Осуществляя связь времён,

Мы возрождаем наши души!

И пусть невежды и кликуши

Кричат и затыкают уши,

Но слышен колокольный звон!

Иван стотысячный проснётся!

Очнётся страждущий народ!

От сна Россия вдруг очнётся

Вновь слышен колокольный звон!

Пространство наполняет светом,

Осуществляя связь времён

Художником, певцом, поэтом

Услышан колокольный звон!

Огонь священного искусства

Огнём любви мне полнит грудь!

В сердцах людей святые чувства:

Все слышат колокольный звон!!!

Учитель:

В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки, на которые съезжаются  любители этого прекрасного вида народного искусства. Чаще всего эти праздники устраивают в городах, которые принято называть  «Золотым кольцом России»: в Суздале, Ростове Великом, которые известны своими чудесными колоколами. (слайд 23)

Тогда целый день в городах звучат колокола, и над родной землёй плывут волшебные мелодии колокольной музыки.

 Игра на фортепиано.

Наша малая родина, Москва – это не только частичка России, а самое сердце России. Колокольный звон радовал наших далёких предков, вернулся к нам и  радует нас   сейчас.  Село уже невозможно представить без этой душевной музыки.

  Над белым храмом православный крест

  Опять сияет красотой нетленной,

  И в облака взлетает благовест,

  Опять летит во все концы вселенной!!!

Песня « Купола России»

 

Вся человеческая жизнь невольно связана с колоколами….

                  Слышу вас, колокола, над землёю

                  Против горя, против зла вы со мною!

                  Сколько веры и тепла! Сколько силы!

                   До чего же вам мила Мать-Россия!

      Колокола… Может быть, они очищают наши души? Может быть, благодаря им, Россия живёт???

Финальная песня «Звонят колокола святой Руси» (слайд 24)

Ученик читает стихи:

Голоса колоколов словно пламя

Как свидетели веков всё вы с нами.

Так взлетайте вновь и вновь

В купол синий,

Чтоб всегда жила любовь над Россией!!!

Литература:

1.Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т.3.—СПб, 2003.

2.Мишин В.В. Колокола России. Краткая иллюстрированная история.- М., 1995.

3.Искусство в школе.1998. №3.с.22-29

4.Интернет—ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству "Школа России"

Рабочая программа по Изобразительному искусству  4 класс УМК "Школа России"cоответствует Федеральному компоненту 2004г, содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планирование, кале...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс

Рабочая  программа с оставлена  на основе авторской программы  по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии  с  требованиями  ФГОС НОО....

Рабочая программа 1 класс Изобразительное искусство "Школа России"

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образовани...

Рабочая программа для 3 класса по изобразительному искусству Школа России

Рабочая программа для 3 класса по изобразительному искусству Школа России...

Рабочая программа для 4 класса по изобразительному искусству Школа России

Рабочая программа для 4 класса по изобразительному искусству Школа России...