Формирование познавательного интереса и духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках "Основы Православной культуры"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Медведева Алла Николаевна

В предлагаемом материале  представлен мой опыт работы с младшими школьниками на уроках курса "Основы православной культуры".  В  новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается  не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу  учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon opk_iz_opyta_raboty.zip2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки….  

Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется ещё что – то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся…»

В. А. Сухомлинский.

        Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является  воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается  не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу  учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно-значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

Целью и задачами модуля «Основы православной

культуры» является развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, общества и семьи. Для реализации этих целей и задач необходимо определить ведущие факторы, обеспечивающие повышение эффективности процесса изучения православной культуры. Такими факторами являются, прежде всего, раннее приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, когда дети наиболее сенситивны, т.е. начиная с начальной ступени обучения, а во-вторых, необходимо сформировать познавательный интерес младших школьников к православию.

Уровень познавательного интереса младших школьников напрямую зависит от уровня знаний о православной культуре. Поэтому очень важным представляется приобщение их ко всем ценностям духовного наследия: литературе, живописи, архитектуре и т.п.  На уроках ОПК, детям открываются такие понятия, как: послушание, милосердие, сострадание, умение прощать, преданность, трудолюбие, доброта и любовь к окружающему миру. Необходимо формировать отношение к Библии (Ветхому и Новому Завету) как к священной книге, через которую Бог говорит нам о Себе. Чтение адаптированных для детского возраста текстов из Детской Библии, поможет также глубже понять произведения живописи и скульптуры, архитектуры и музыки, формирующие образцы эстетических и нравственных идеалов.

 Главными педагогическими технологиями, которые используются мной в преподавании курса ОРКСЭ,  являются: личностно-ориентированные, предметно - деятельностные технологии. Личностно-ориентированные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения. Изучение каждого предмета в общеобразовательной школе является не целью, а средством для развития личности ребёнка, развитие его мышления, речи, памяти, интеллектуальных умений, чувств, эмоций, характера может происходить только в деятельности.

      При планировании и проведении учебных занятий по курсу ОРКСЭ я  использую следующие методы обучения:

• проблемный;

• частично-поисковый (эвристический);

• исследовательский;

• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

       Использую технологии:

• проблемное обучение;

• информационно – коммуникационные технологии;                                                                                                                                                                                                                                        • игровые технологии.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

      Формы организации учебной деятельности:

• фронтальная работа;

• групповая работа;

• парная работа;

• индивидуальная работа.

     Использую эвристические беседы, дискуссии; учебные проекты, викторины; уроки-экскурсии; деловые и ролевые игры; метод неоконченных предложений;  самостоятельную работу с первоисточниками, самостоятельную постановку детьми учебной задачи урока; художественно-графические задания (моделирование, рисунки), устные (драматизация, рассказ от первого лица, пересказ) и письменные задания (мини-сочинения, творческие рассказы).
    Веду работу на
различных уровнях обучения:
репродуктивном (задания воспроизводящего характера, карточки-подсказки);
продуктивном (метод постановки целей, метод логических цепочек, метод причинно-следственных связей); творческие задания.
     Наиболее эффективной технологией работы на уроках в начальной школе является
игровая технология.  Использую словесные игры: «Спасибо», «Мозговой штурм», «Доскажи словечко», «Вычлени из текста слово», «Найди ошибку», «Да-нет», «Найди соответствия», «Угадай героя», «Назови синонимы, антонимы к словам». Например, «Цепочка слов», где нужно подобрать однокоренные слова к слову ДОБРО: доброта, добрый, добродетель, доброжелательность, Добрыня, добролюбие, добряк и т.д., составить предложения с этими словами; «Продолжи фразу»: «Доброта - это...», «Добрый человек - это...».  

      Игры - драматизации, сюжетно-ролевые, где ученики разыгрывают диалог, сюжет, делятся личным опытом. Игры - путешествия, в них ученики путешествуют по времени, по карте, по святым местам, по литературным памятникам.

     Большое значение в ориентации по освоению и принятию социально-значимых ценностей имеет работа с текстом (притча, рассказ, сказка, стихи).

     Я применяю на уроках следующие задания к текстам, которые показали высокую эффективность:

• составить характеристику героя;

• составить вопросы по тексту;

• продумать концовку (незаконченный текст)

• выписать существенные качества;

• нарисовать иллюстрацию к тексту;

• вставить пропущенные слова;

• сформулировать основную мысль, проблему;

• высказать своё мнение по поводу прочитанного;

• преобразовать текстовый материал в графический;

• составить план, конспект;

• словарная работа (поиск нужных или непонятных слов).

      Необходимо проводить взаимосвязь прочитанного с жизнью. В этом помогут учебные вопросы разного типа.

Простые (фактические) вопросы (Что.? Кто...? Когда…?).

Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что …? Можно ли сказать, что…?).

Интерпретационные (объясняющие) вопросы (Почему…?, В чём причина…?).

Оценочные (В чём отличие…? В чём сильные и слабые стороны…?).

Практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…?).

Творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…? Как изменится…, если…?).

Как ты думаешь, какой выход может быть из сложившейся ситуации? Хотелось бы тебе оказаться в такой жизненной ситуации, почему?).  

Можно предоставить детям текст без концовки, предложить домыслить самим, а потом сравнить с авторским вариантом.  

      Ориентирует учащихся на принятие нравственных ценностей и задание «Домысли и закончи». В качестве материала послужат тексты пословиц, поговорок и  крылатых выражений. Например:

Добро помнится долго, но зло…(ещё дольше). Кто посеял колючки,…(не пожнёт виноград) (урок «Добро и зло»). Труд кормит,… (а лень портит), Самая большая глупость в жизни человека - это…(ложь), самая большая печаль - это…(зависть), самое большое утешение - это…(добрые дела) (урок «Дружба и порядочность»).

      Предлагаю детям творческие задания. Подобрать пословицы и поговорки, которые наиболее точно подходят по смыслу к данному тексту. Не менее значимой является работа над толкованием притч, пониманием их аллегорического смысла, развитием речи, умением высказывать собственное суждение.    При работе с притчей использую следующие формы работы:                                                                            

• обсуждение основной  идеи и смысла истории;

• анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);

• притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;

• иллюстрация (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения);

• сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;

• выделить ключевые понятия;

• инсценировка притчи (истории);

• найти или предположить (вставить) пропущенные слова.

• связь содержания притч с современной жизнью;

• рассмотреть притчу с ролевой  позиции (представителя определённой исторической эпохи, культуры, социальной роли);

• сравнение нескольких притч.

 Использую  технологию сотрудничества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе, в паре, которое позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт, при правильной её организации, эффект включенности в общую работу класса. Примеры некоторых форм и приёмов работы в данной технологии: беседа, взаимные вопросы и задания («Чёрный ящик», «Волшебный мешочек»),  взаимообъяснение (учащиеся выступают в роли учителя), интервью (например, по теме «Семья», «Семейные традиции»).  

       Урок «Добро и зло». После прочтения пословиц на доске «Доброта - язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать». «Доброта что солнце» дети самостоятельно определили тему и цели урока. Вспомнили сказки, одна из главных в них тем – тема добра и зла, добрых и злых персонажей.  С удовольствием ребята приводили примеры добрых поступков, называли качества, которые характеризуют доброго человека. Подбирали однокоренные слова с корнем добр-; слова приветствия; работали с текстом учебника: выделяли главное, составляли конспект, отвечали на вопросы после текста; работали над смысловым значением слов – распределяли их по двум колонкам: добро и зло; познакомились со смыслом притчи «Два волка». В конце урока, ребятам было предложено творческое задание – сотворить «Дерево доброты». Из картона был вырезан ствол  дерева с кроной. Я раздала яблочки и предложила  на каждом написать доброе слово. Ребята написали и прикрепили их на  крону дерева.

      В курсе много  различных  понятий. Мы составляем словарь терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению материала курса, используем толковые словари В. Даля и С.Ожегова.  Для  контроля  за  усвоением  терминов и понятий на уроках использую следующие приёмы: домино (на одной  части карточки записано  понятие, на  другой - определение);

 В работе по курсу ОРКСЭ эффективен метод проекта. Часто он является результатом урока, выражает стремление детей участвовать в коллективно-творческих делах. За период работы над проектом, детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придётся обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться и т.д. Предстоит разработать виды деятельности, поэтапное их выстраивание. Продумать презентацию. Часть тем проекта предлагают авторы программы такие как: «С чего начинается Родина», «Герои России», «Мой друг», «Мой дедушка - защитник Родины». Учащиеся, исходя из материала, пройденного на уроке, а также своих возможностей предложили темы близкие и интересные именно им с их точки зрения для своих итоговых творческих работ. Такие как: «Добро и зло в сказках», «Моя малая Родина», «Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни», «Мой четвероногий друг», «Моё генеалогическое дерево», «Профессии моих родителей».  И каждая тема решает определённые воспитательные задачи.

       Безотметочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрывались, т.к. речь шла не об абстракциях, а о вполне обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были.  На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ, возникает дискуссия, а это значит,  что тема занятия интересна учащимся.   

С удовольствием дети готовились к уроку «Сердце матери»: принесли фотографии, нарисованные портреты своих мам, рассказывали о том кто их мамы по профессии, какие они по характеру, как относятся к своим детям, читали стихи о мамах. К уроку «Защитники Отечества» была подготовлена презентация  о Великой Отечественной войне. Заранее дома дети узнавали о жизни родных в годы Великой Отечественной войны, о подвигах родственников, о том, как и где служили их папы в армии (интервью), принесли фотографии, семейные альбомы, награды родственников. Несколько ребят высказали своё желание -стать военным.

На уроках иногда возникают дискуссии по разным вопросам. Например, на уроке «Милосердие и сострадание» некоторые ребята возмутились оказанию помощи человеку, который тебя обидел. Они бурно выражали своё несогласие покорно переносить обиды. На занятии возникла проблемная ситуация: как быть? каким быть? нужно ли гуманно относиться к людям, однажды преступившим закон, или к наркоманам, бомжам, можно ли их пожалеть, помочь изменить жизнь, как это сделать? Как относиться к обманувшему другу, и друг ли он? Нужно ли сердиться и обижаться на родителей, если они за что-то отругали? Как поступить, когда видишь, что кто-либо совершает плохой поступок? Можно ли  жить по пословице «Не делай добра - не получишь зла?» Может быть,  уже случались ситуации, когда вас за доброе дело наказывали?  В ходе самостоятельного поиска родилась мысль: месть, злоба ожесточает и опустошает человека, приносит ему вред, нужно проявлять толерантность, милосердие, а на родителей не нужно обижаться - подумать прав ли был сам.       Провели анкетирование «Добрый ли вы человек?»: 1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям? 2.Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так? 3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное? 4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение? 5. Любите ли вы злые шутки?  6. Вы злопамятны? 7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует? 8.Умеете ли на практике применять свои способности? 9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать? 10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента? 11. Вы охотно выполняете просьбы? 12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих? На следующем уроке поделились ответами на задание учебника «Чего в мире сегодня стало больше от моих  поступков-добра или зла?»      

       Одним неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ являются домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Для самостоятельной работы дома я давала различные виды домашних заданий:                  

- пересказ материала учебника;

- рисунки по пройденной теме;

- знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;

- сбор материалов из дополнительных источников;

- подготовка презентаций, интервью;

- подбор рассказов, стихов, пословиц и поговорок, материалов для галереи образов;

- самостоятельное составление плана ответа по теме или подготовка по этому плану;

- выделение в тексте основного и второстепенного материала;                                                 - написание мини-сочинения по теме урока.                                                                                                  На всех уроках дети работали достаточно активно, самостоятельно составляли правила общения, поведения в обществе, правила как научиться быть добрым, милосердным, рисовали дерево справедливости, солнышко добра, ромашку дружбы. Вместе составляли галерею образов, кроссворды, ребусы, словарные карты, писали мини-сочинения.      

        Для рефлексии использовала метод неоконченных предложений:                                                                                                                                                  1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я научился…

9. У меня получилось …

10. Я смог…

11. Я попробую…

12. Меня удивило…

13. Урок дал мне для жизни…

14. Мне захотелось…                                                                                                                             Вопросы:                                                                                                                                                      - Что нового узнали?

- Чему научились?

- Как это может пригодиться в жизни?      

        В течение года  большинство родителей отмечали, что дети стали интересоваться историей своей семьи, проблемами родителей, традициями семьи. Через этот предмет родители стали ближе к школе, так как практически все домашние задания по новому курсу предполагают непосредственное участие родителей и других членов семьи (бабушек, дедушек) в их выполнении. Многие родители активно помогали своим детям готовить домашние задания, вместе находили иллюстрации, интересные произведения, пословицы, поговорки, вместе создавали небольшие проекты к урокам. Наблюдаются изменения в поведении детей: они стали более терпимыми во взаимоотношениях друг с другом, более ответственно относятся к своим поступкам, учёбе.

        С целью выявления отношений учащихся к комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» мною было проведено анкетирование среди учеников двух  4-ых классов по удовлетворённости преподаванием учебного курса ОРКСЭ. В анкетировании приняли участие 7 учащихся. Вот как ответили ученики на поставленный вопрос:  Что тебе дали уроки курса «Основы светской этики»?

 - Мне нравятся эти уроки. Это очень интересно.
- Поняла, что такое светская этика, культура, традиции.
- Эти уроки научили доброте, добродетели.
- Эти уроки дали мне понимание, как правильно себя вести.
- Научилась понимать людей и правильно дружить.
- Больше узнал о доброте и зле, дружбе и любви, о родине.
- Я узнала, что такое нравственность, уважение к пожилым людям.
- Что каждый может выбирать свой путь в жизни.
- Уроки  научили меня добру и вежливости, аккуратности.
- Получил знания о мире, уверенность в себе, что нужно за себя постоять.
- Поняла, что такое смирение и уважение, милосердие.
- Что надо быть добрее к людям и животным.
- Я стал добрее и умнее, научился выражать свои мысли.

 - Больше узнал о других народах и их истории, праздниках.

Как показали данные анкет, большинство опрошенных учеников положительно оценили учебный курс «Основы светской этики». Положительное значение ученики видят в расширении кругозора, в духовном и культурном развитии, в формировании уважительного отношения к российским традициям, в воспитании культуры общения, доброте и дружбе, умении анализировать свои и чужие поступки, высказывать своё мнение, уважать мнение своих одноклассников.

        Детям хотелось бы увидеть интересные учебные фильмы по данному курсу, иметь рабочие тетради, в которых были бы интересные задания, ребусы, иллюстрации для анализа, получить компьютерные игры. Я тоже считаю, что рабочие тетради по предмету могли бы служить дополнительным источником  информации по содержанию материала, оказывать помощь в организации  творческой, самостоятельной  деятельности учащихся,  а также при выполнении домашних заданий, но не было возможности их приобрести. Курс мы завершили тремя итоговыми занятиями. На этих занятиях ребята представили свои творческие работы: сочинения, проекты, презентации, газеты, фотоматериалы, где отразили свои взгляды на темы добра и зла, милосердия, дружбы, любви к Родине, своё отношение к миру, родным, семье, животным.

        Нравственная культура необходима каждому человеку. По словам учителя обществознания, на её уроках, мои пятиклассники умеют хорошо и правильно рассуждать о морали и нравственности, ответственном отношении к окружающим людям сверстникам и взрослым, природе, Родине, здоровью, и стараются не только говорить, но и поступать правильно. Значит, наш труд, не пропал даром. Зёрна добра, дают свои  плоды. Хотелось бы закончить своё выступление такими словами:

 Всевышний щедро наградил меня:

Нести добро, и мир им наполнять,

Учить детей, заботясь и любя,

Встречать, беречь и снова провожать.

 Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через спецкурс «Славянская культура»

Духовность и нравственность являются  важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовно-нравственное воспитание    представляет собой процесс компле...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника через ценностные ориентиры православной педагогики.

Одной из причин возникновения кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными ус...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках православной культуры.

Выступление на семинаре в рамках Одиннадцатых муниципальных Рождественских чтениях." Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского в истории и современной жизни России."...

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православного вероучения"

В статье раскрываются принципы и виды работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе православного вероучения....

Особенности формирования познавательного интереса и развития мышления у младших школьников в процессе обучения.

Урок является ключевым средством для формирования способностей и организации взаимодействия педагога с учащимися. Далеко не весь учебный материал для младших школьников интересен. Чтобы у ребенка появ...