Урок по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» «Пасха»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Хваткова Эльвира Рифкатовна

Данный урок разработан на основе рабочей программы по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры)» для обучающихся 4 класса.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока: «Светлое Христово Воскресение Пасха»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkse_modul_opk_pasha.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга)

Урок по ОРКСЭ модуль

 «Основы православной культуры»  

 «Пасха»

Автор-разработчик:

Хваткова Эльвира Рифкатовна

Методист ГБУ ИМЦ Красносельского района

Г. Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург

2023 год

Пояснительная записка

       

           Данный урок разработан на основе рабочей программы по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры)» для обучающихся 4 класса.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока: «Светлое Христово Воскресение Пасха»

Цель урока: создание условий для формирования и развития у школьников представлений о Пасхе как о главном христианском празднике.

Задачи урока:

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с христианскими празднике Светлого Христова Воскресения Пасхе;
  • помочь понять, почему Пасха является главным праздником православных христиан;
  • дать сведения об отличии Новозаветной Пасхи от Ветхозаветной Пасхи;

Развивающие:

  • привести обучающихся к осознанию того, что в основе христианского веры лежит идея о воскресении Иисуса Христа, как победившего смерть;

Воспитывающие:

  • помочь учащимся почувствовать радость и надежу на спасение человечества, через крестную смерть Спасителя;
  • сосредоточить внимание учащихся на возможности личного причастия к православной традиции празднования Пасхи.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, карточки на доску, учебник Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4 класс.

   

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы, методы и приёмы, применяемые на уроке.

1.Организационный момент

Приветствие детей.

Проверяет готовность учеников к уроку

Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Присаживайтесь. Мы сегодня будем думать, рассуждать, высказывать свое мнение. Желаю Вам успехов.

Приветствуют учителя.

Проверяют наличие учебного материала.

Словесный метод

2.Мотивация к учебной деятельности

На экране храм. Звон колоколов. Ребята, нас ожидает торжество. О чем звучат колокола? СЛАЙД 1

Ребята, звон колоколов, начинает наш урок и он же его закончит. А почему, Вы мне ответите в конце урока.

-Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение.

 

 Христос Воскрес! Скворцы поют...                           - В. Ладыженский

Христос Воскрес! Скворцы поют,

И, пробудясь, ликуют степи.

В снегах, журча, ручьи бегут

И с звонким смехом быстро рвут

Зимою скованные цепи.

Еще задумчив темный лес,

Не веря счастью пробужденья.

Проснись! Пой песню Воскресенья –

Христос Воскрес!

Христос Воскрес! В любви лучах

Исчезнет скорби мрачный холод,

Пусть радость царствует в сердцах

И тех, кто стар, и тех, кто молод!

Заветом благостных Небес

Звучит нам песня Воскресенья,

Любви, и счастья, и прощенья,-

Христос Воскрес!

-Молодцы, в стихотворении идет речь о Пасхе!

-Правильно. Радуются они самому ключевому событию этого праздника – воскресению Иисуса Христа!

-Правильно! Молодцы! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Так в Пасхальные дни приветствуют друг друга верующие, воцерковленные люди.

Дети слушают, анализируют высказывание.

Отвечают на  вопросы.

  1. Ребята о каком празднике идет речь в стихотворении?
  2. Какому событию радуется природа и люди?
  3. Как приветствуют друг друга в эти дни православные христиане?

Метод ситуации

3.Самоопределение к деятельности

Ребят, сформулируйте пожалуйста тему урока.

Правильно, ребята! Это Пасха — самый главный христианский праздник.

Что в этот день празднуют верующие люди?

Правильно! В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа.

Сколько лет люди празднуют Пасху?

Молодцы1 Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Формулируют тему урока, определяют задачи.

Дети отвечают на вопросы.

Беседа

4. Работа по теме урока.

У вас на партах лежат файлы с заданиями. Давайте познакомимся с их содержимым.

С помощью учебника решите кроссворд.  

Вопросы к кроссворду:

По горизонтали:

  1. Как называют день возобновления жизни?

5.   Имя Господа?

7.   Как называется период воздержания от скоромной пищи у православных христиан?

По вертикали:

  1. Кто встретил жен-мироносиц у гроба Господня?
  2. Главный Пасхальный подарок?
  3. Как еще называют Иисуса Христа?

6.   Название праздника Светлого Христова Воскресения?

Представители групп выходите по одному, разгадаем кроссворд на доске.

Молодцы ребята, Вы решили правильно.

Церковное предание гласит, что после снятия с креста Иисуса, тело его погребли в пещере в саду Иосифа, его ученика. Но вход завалили большим камнем и поставили стражу, чтобы тело Христа не похитили. На третью ночь с небес сошёл ангел Господень и отвалил камень от входа. Воины, стоявшие на страже, от страха окаменели, а потом, очнувшись, побежали к иерусалимским священникам доложить о случившемся. Женщины, пришедшие поутру, чтобы по обычаю помазать тело Христа благовонным миро, не нашли его. В пещере же был ангел, который сказал им: «Вы ищете Иисуса распятого, его нет здесь. Он воскрес из мёртвых». Затем сам Иисус явился Марии Магдалине и ученикам своим, с которыми в течение сорока дней говорил о Царстве Божием (слайд 2).

1.        Где погребли тело Иисуса Христа?

2.        Что произошло на третью ночь после погребения Христа?

3.        Кто первым пришел к месту погребения Христа?

4.        Кто встретил женщин – мироносиц?

5.        Какое доказательство получили люди о воскресении Христа?

Дети знакомятся с содержимым файлов.

(учебник, кроссворд, групповая работа с кроссвордом, проблема)

и материал для создания мини-проекта – слова кроссворда.)

Дети актуализируют знания, опираясь на учебник.

Ученики работают с текстом на листке, отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя

Показ учебного слайда

Метод наглядного моделирования

 Приём

«Чтение с гиперссылками»

Выборочное чтение

5.Первичное закрепление

Найдите в вашем файле лист с текстом.

Для сегодняшней темы я выбрала отрывок из Евангелия от Матфея (слайд 3)

 Ознакомьтесь с текстом.

Ситуация: 

        1        По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

        2        И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;

        3        вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;

        4        устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

        5        Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;

        6        Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,

        7        и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

        8        И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

Мк 16, 9 Ин 20, 14

        9        Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

        10        Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

        11        Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

        12        И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,

        13        и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;

        14        и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

        15        Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

        16        Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,

        17        и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

        18        И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

        19        Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

        20        уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

 Вопросы для обсуждения:

       1.Кто первым пришел посмотреть на гроб Господен?

       2.Кто встретил их у гроба Господня? 

       3.Что именно доказывает то, что Иисус Христос воскрес?

       3.Можно ли было избежать Иисусу Христу такой участи?

Сделайте вывод: для чего нужна была такая жертва? (чтобы спасти все человечество).

 

Дети работают с материалами кейса.

(знакомятся с ситуацией, отвечают на вопросы)

Анализируют ситуацию,

формулируют выводы. Представляют полученные результаты.

Формулируют вывод.

Ищут ответы в тексте.

Слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопросы учителя

Метод ситуационного упражнения

Выборочное чтение

6. Продолжение работы по теме урока

Что считают символом Пасхи?

Из яйца вылупляется новая жизнь –поэтому оно стало символом воскресного праздника. Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться трижды в знак всепрощения и любви к близким. Это называется христосование (слайд 4).

- Кто знает, почему яйца красят чаще всего в красный цвет?

- Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора (слайд 5).

- Куда православные христиане ходят накануне Пасхи?

  Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви. Священник несет крест, а люди с иконами и зажженными свечами обходят вокруг храма. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь ,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю (слайд 6).Люди поют радостные пасхальные гимны. Главный пасхальный гимн звучит так:

(слайд 7) Пасхальный гимн видео

Ребята послушайте как звучит Пасхальный гимн.

«Христос воскресе из мертвых,

смертию смерть поправ,

и сущим во гробех живот (жизнь) даровав!».

- Давайте попробуем перевести этот гимн на более привычный нам  язык.

«Христос воскрес из мертвых,

победив своей смертью смерть,

и прежде умершим даровал жизнь!».

(можно дать послушать фонограмму со звучанием гимна, колокольного звона)

Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.

Слушают учителя

Анализируют притчу, отвечают на вопросы, создают кластер

Выборочное чтение

Фронтальная работа.

 Беседа.

Рассказ учителя

Приём «кластер»

7.  Итог урока

На уроке  мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи. Сейчас я прошу вас ответить на вопросы.

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

4. Как звучит главный пасхальный гимн?

5. В чем состоит христианский пост?

Отвечают на вопросы, опираясь на знания, полученные на уроке.

Фронтальная работа

9. Рефлексия

Рефлексия:

-Вспомните тему урока.

-О каком празднике мы сегодня говорили?

Какое значение для православных христиан имеет празднование Пасхи?

Ребята, домашнее задание подготовить Пасхальную открытку.

- Оцените свою работу на уроке.

 С помощью смайликов покажите, понравился вам урок или нет?  

Отвечают на вопросы.

Высказывают своё мнение

 Оценивают своё участие в уроке.

Фронтальная работа

Беседа

прием «Смайлики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями  "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....

Презентация к уроку курса ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Презентация к уроку по теме "Семья" курса ОРКСЭ (модуль "Основы религиозных культур и светской этики") по учебнику издательства "Просвещение"....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»-«Традиционные религии народов России»

Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ«Моя педагогическая мастерская»НоминацияМетодическая разработка урока по ОРКСЭМодуль«Основы мировых религиозных культур»Тема...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" Тема "Культура и религия"

Данный урок относится к курсу "ОРКСЭ" в 4 классе, модуль "Основы православной культуры", тема "Культура и религия". На этом уроке учащиеся познакомятся с понятиями "...