Конспект урока и презентация по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс.
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Барышева Татьяна Александровна

Методическая разработка по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Конспект урока и презентация по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет  ОРКиСЭ.  Модуль «Основы православной культуры».

4 класс

Тема: «Милосердие и сострадание»

Цель: сформировать у детей понимание сути милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное; развивать мышление, внимание, речь младших школьников, умение сотрудничать друг с другом; воспитывать осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

Задачи: ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике; усвоение понятий:  ответственность, милосердие, сострадание, осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, ответственность.

Оборудование:  мультимедийная презентация к уроку, аудиозапись песни-притчи С. Копыловой «Окно» раздаточный материал для работы в парах и группах, «Дерево Милосердия» листья-карточки.

Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности

-Добрый день, ребята!

Проверьте, пожалуйста,

Готовы ли вы начать урок?                              
Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

-Посмотрите, какое у нас грустное солнышко (слайд 1), чтобы оно засияло своими лучиками нужно хорошо работать на уроке и быть в хорошем настроении. А чтобы было хорошее настроение, надо улыбнуться.

Посмотрите, у нас в классе стало светлее от ваших улыбок, как от солнца. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Посмотрите как засияло наше солнышко( слайд 2)

Пусть это настроение сопровождает вас весь урок.

  1. Актуализация и создание проблемной ситуации.                                         (слайд3)

На слайде :Серафим Саровский, Сергий Радонежский.

-Ребята, как думаете, что объединяет этих святых? Какими они были? (добрыми, трудолюбивыми, благочестивыми, милосердными, великодушными…)

-Как думаете, в наше время есть такие люди?

-А встречались ли вам злые люди? Можно ли их любить?

- Иисус Христос учил любить всех людей и даже своих врагов.

-Как думаете, о чем пойдет речь на уроке?

III. Целеполагание.  Работа над понятиями «милосердие» и «сострадание».

Слайд 4

-Прочитайте тему урока: «Милосердие и сострадание»

Слайд 5

-Какие задачи поставим перед собой?

На слайде: задачи урока:

-Познакомиться с понятиями «милосердие» и «сострадание».

-Выяснить, кому больше помощи приносит милосердие и

сострадание: тому, кому помощь оказывается, или тому, кто ее

оказывает.

-Научиться быть милосердным.

-Ребята, как думаете, что в учении Иисуса Христа является самым главным?(Возлюбить Бога и своего ближнего)

1. Исследовательская работа в группах .

Работа со статьями из различных толковых словарей (У каждой группы задание - найти  определение слова “милосердие”).

Первая группа.

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердость”.

Вторая группа.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:

– Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания , человеколюбия.

Вывод:  Милосердие-это готовность прийти на помощь тем, кому трудно, кто попал в беду, готовность делать добро.(слайд 6)

В определениях вы встретили слово сострадание

- Как вы понимаете слово сострадание?                                                                                                                              Вывод :  Сострадание - способность переживать боль другого человека, как собственную. (слайд 7)

- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и сострадания ? ( Любовь.)

- Подберите еще слова, синонимы к  слову «милосердие».

(Доброта, Сострадание, Любовь, Сочувствие, Забота)

Физкультминутка для глаз (слайд 8)

IV. Открытие нового знания.

А сейчас познакомимся с одной  притчей (Слайд 9-10-11)

1 .Словарная работа

Притча - короткий рассказ, имеет скрытый поучительный смысл

Самарянин - житель Самарии, центральной области Палестины

Левит - служитель Иерусалимского храма

Законник - книжник, знаток законов

Иерусалим - столица Израиля

Иерихон-название города

Динарий - древняя серебряная монета

2.Притча о добром самарянине

Один законник, искушая Иисуса Христа, спросил его: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус сказал ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, и всею душею твоею, и всею крепостею твоею, и всем разумение твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?». В ответ Иисус рассказал ему притчу: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и , увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и , увидев его, сжалился и , подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем, и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Рассказав притчу, Иисус спросил законника: « Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?». Законник ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Христос сказал ему : «Иди, и ты поступай так же ».

-О чем эта притча? (Ответы детей)

- Какой вопрос был задан Христу?

-Как ответил Христос?

- Кто шел по той же дороге?

-Что сделал каждый из них?

-Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

-А кто такой ближний?

-Правильно, ближние -это не только, твои родные, но и  люди, которые нуждаются в твоей помощи.

Слайд 12

Вывод: Ближний - это тот, кто не оставит тебя в беде.

Ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.

V. Осмысление нового знания.

1. Парная работа. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию (записаны на доске).

Подать милостыню;  прощать от сердца обиды;  накормить голодного;  дать,  из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности;  подарить то, что самому  уже не нужно;  утешить печального, плачущего;  не мстить за зло; напоить жаждущего;  дать  в обмен на что-то;  одеть бедного;  сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству;  отдать кому-нибудь игрушку брата; поделиться последним куском хлеба;  творить добро не на показ;  посетить больного;  дать добрый совет.

Вывод.   Дети  зачитывают только те утверждения, которые можно отнести к  «милосердию». Слайд13.

2.Работа над песней-притчей «Окно» С. Копыловой (3,38). Прослушивание аудиозаписи.

Беседа

- О ком рассказывает притча?

- Кого из этих двух больных можно назвать милосердным?

- В чем проявлялось милосердие?

- Кого можно назвать  ближним?

- В притче звучало слово «сестра милосердия». Кто это?

3.Знакомство с понятием «Сестра милосердия». (слайд 14)

Сёстрами милосердия называли женщин, которые посвящали себя очень тяжёлому, но прекрасному делу. Служению людям в те минуты, когда к человеку приходит беда – болезнь. Сестры милосердия ухаживали за больными: раздавали лекарства, перевязывали раны, перестилали постели, разносили пищу. Но также они выполняли еще одну важную миссию - поддерживали страждущих духовно, своей безграничной любовью, лаской, полной самоотдачей, милосердием они исцеляли людей.

-Как называется одно из дел милосердия- помощь другому человеку из жалости к нему? (МИЛОСТЫНЯ)  (Слайд 15)

Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: “всякому просящему у тебя – дай”. А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

-Скажите, когда мы творим милостыню, оказываем помощь, то стремимся привлечь внимание других людей к нашим действиям или стараемся делать это незаметно?

Физминутка (слайд 16)

4.Работа в группах. Анализ ситуаций.

Задание: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.                                                                                                                          Каждая группа получает листочки, где написаны те или иные проблемы. Дети предлагают  различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

Вы узнали, что рядом живёт одинокая бабушка....

У одного из ваших друзей обнаруживается серьёзное заболевание...

Вы увидели, что вашего друга избивают за школой...

Вы нашли у своего дома маленького котёнка....

Когда вы гуляли с друзьями ,около остановки увидели безногого нищего, который просил милостыню…

Хулиганы во дворе издеваются над животным...

У старушки в общественном транспорте выпал кошелёк...

Ты знаешь, что соседская девочка-инвалид часто смотрит в окно, но боится выйти во двор...

У старушки на соседней улице побило градом прекрасную клумбу цветов, которой все любовались...

5.Закрепление материала.

- Почему мир нуждается в милосердии и сострадании?

- А как вам кажется, легко ли стать милосердным? А можно этому научиться?

-Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь, научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. …), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

-К кому мы проявляем милосердие, сострадание?

-Кому нужна наша забота?

- Давайте рассмотрим, всякий ли добрый поступок, который совершается, можно считать милосердным?

Ситуация1 
Ученик увидел, как пожилая женщина, поставив на скамейку тяжелую сумку, не могла отдышаться. Он подошел к ней и помог донести сумку, хотя ему было не по пути. Только женщина хотела поблагодарить мальчика, как его уже не оказалось рядом.

Ситуация2 
Соседка – одинокая старая женщина, попросила мальчика сходить в магазин за хлебом. Он согласился, но сказал, что она должна чем-то отблагодарить его.

-Какую помощь оказали ребята?

-По каким мотивам совершалось доброе дело?

- Так все ли поступки, которые совершают люди можно назвать милосердными?

6.Работа в группах. «Собери пословицу» У детей на партах лежат листы с пословицами. Нужно стрелками соединить части одной пословицы.

Помогая другим,

добром и платят.

Сделаешь худо

а богатый молитвой нищего спасается.

Добро помни,

а зло забывай.

За добро

помогаешь себе.

Нищий богатым питается,

не жди добра.

Объяснение смысла пословиц. (слайд 17)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

1. «Дерево Милосердия».

- Мы сегодня обговорили много примеров добрых дел. А теперь подумаем, какие добрые дела нас ждут впереди.

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D1%83-%D1%8C%D1%82%D0%B8-%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE-32018600.jpg

- Напишите на листочках  от Дерева Милосердия, какое доброе дело вы хотели бы совершить уже сегодня или в ближайшее время.

2.Итог урока. Стихотворение. (слайд 18)

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

   VII. Домашнее задание .  (Индивидуальные конверты) /выполнить два задания на выбор/

1. «Цветик – Семицветик».

- Подумайте, что вы за неделю сделали доброго. - Какие добрые мысли были у вас? - Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что-то доброе?

Напишите об этом на лепестках нашего цветка.

2. Людей, которые совершают милосердные дела, очень много. Я вам предлагаю дома познакомиться еще с одним примером человеческого милосердия, посвященным жизни святой Ульяны Муромской. (учебник с.45)

3. Сделай своими руками поделку (открытку, игрушку, сувенир) и подари ее одинокому человеку.

В конце урока всем детям раздаются памятки «Как выработать у себя доброе отношение к людям?»

 Спасибо всем за урок! (слайд 19)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Святые земли русской Серафим Саровский Сергий Радонежский

Слайд 4

Тема урока: «Милосердие и сострадание»

Слайд 5

Познакомиться с понятиями «милосердие», «сострадание», «ближний». Выяснить , кому больше помощи приносит милосердие и сострадание: тому, кому помощь оказывается, или тому, кто ее оказывает. Научиться быть милосердным . Задачи урока:

Слайд 6

. Милосердие -это готовность прийти на помощь тем, кому трудно, кто попал в беду, готовность делать добро.

Слайд 7

Сострадание - способность переживать боль другого человека, как собственную.

Слайд 9

Словарная работа: Притча - короткий рассказ, имеет скрытый поучительный смысл Самарянин - житель Самарии, центральной области Палестины Левит - служитель Иерусалимского храма Законник - книжник, знаток законов Иерусалим - столица Израиля Иерихон - город Динарий - древняя серебряная монета Притча о добром самарянине

Слайд 10

Один законник, искушая Иисуса Христа, спросил его: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус сказал ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, и всею душею твоею, и всею крепостею твоею, и всем разумение твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?». В ответ Иисус рассказал ему притчу: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и , увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Притча о добром самарянине

Слайд 11

Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и , увидев его, сжалился и , подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем, и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Рассказав притчу, Иисус спросил законника: « Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?». Законник ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Христос сказал ему : «Иди, и ты поступай так же ». Притча о добром самарянине

Слайд 12

Ближний - это тот, кто не оставит тебя в беде. Ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.

Слайд 13

-подать милостыню -прощать от сердца обиды -накормить голодного -утешить печального, плачущего -не мстить за зло -напоить жаждущего -одеть бедного -помочь немощному по хозяйству -поделиться последним куском хлеба -творить добро не на показ -посетить больного. Милосердие

Слайд 17

Помогая другим, помогаешь себе. За добро добром и платят. Сделаешь худо, не жди добра. Добро помни, а зло забывай. Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается. «Собери пословицы»

Слайд 19

Спасибо всем за урок!



Предварительный просмотр:

Уважаемые ребята!

Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте  примирения, побеждайте зло ДОБРОМВ духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения  отказывать никому нельзя, особенно если человек  действительно в этом нуждается.

Памятка                                                                           «Как выработать у себя                                                    доброе отношение к людям?»                                                                                      Начните с малого.

  • Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
  • Уступи место в транспорте пожилым людям.
  • Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.
  • Защищайте девочек, маленьких детей.
  • Не допускайте грубости.
  • Старайтесь во всем помочь ближним.
  • Будьте добрым и милосердным человеком!

Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках!

 Уважаемые ребята!

Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте  примирения, побеждайте зло ДОБРОМВ духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения  отказывать никому нельзя, особенно если человек  действительно в этом нуждается.

Памятка                                                                           «Как выработать у себя                                                    доброе отношение к людям?»                                                                                      Начните с малого.

  • Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
  • Уступи место в транспорте пожилым людям.
  • Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.
  • Защищайте девочек, маленьких детей.
  • Не допускайте грубости.
  • Старайтесь во всем помочь ближним.
  • Будьте добрым и милосердным человеком!

Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" на тему: "Россия - наша Родина"

Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия - наша Родина" (4 класс)...

Урок по учебному модулю «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: « Россия наша Родина»

Тема:«Россия –наша Родина»Цель урока: __ Расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека. Определить отношение каждого ученика к Родине. Задачи:— Формиров...

РАЗРАБОТКА УРОКА №3 ПО КУРСУ Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы буддийской культуры»)

РАЗРАБОТКА УРОКА №3ПО КУРСУОсновы религиозных культур и светской этики(модуль «Основы буддийской культуры»)...

Презентация по Основам религиозных культур и светской этики в 4 классе на тему "Монастырь"

Данная презентация приоткроет четвероклассникам дверь в  таинственную для них жизнь древних и современных монастырей, будет способствовать духовно-нравстенному воспитанию....

Урок по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Доброта. Быть милосердным.» 4-й класс

Тема: Доброта. Быть милосердным.Цели: Ознакомить детей с одной из высших форм гуманизма - милосердием. Воспитывать у учащихся доброту, чуткость и гуманность. Вырабатывать положительные привычки поведе...

Открытый урок по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема: «Буддизм в России»

Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и занятий по комплексному курсу "«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный  модуль: «Основы б...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Чувство Родины» («Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс)

Мои методические разработки: Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятиях «Родина», «патриотизм» и их роли в обществе.Планируемые результаты:Предме...