Рабочая программа работы отряда ЮИД «Светофор» 1 класс
рабочая программа по обж на тему

Цель программы     

  • Создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей; ученик знающий и соблюдающий ПДД.

Задачи:

·        Научить  детей культуре поведения на дорогах и улицах.

·        Организация деятельности по выявлению, предупреждению и устранению причин ДТП с участием детей и подростков.

·        Закрепление знаний ПДД учащимися школы.

·        Предоставление базового образования обучающихся в рамках государственных стандартов.

·         Создание отряда ЮИД, привлечение школьников к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyvesti_kruzhka_po_pdd_1_klass_2013-14.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов ХЭП»

Рассмотрено на заседании                                                        Утверждаю

НМС                                                                                           Директор школы:  

протокол №_____                                                                      _____________Е.В.Туренко                                                    

от «_____»  сентябрь 2013 г                                                     протокол педагогического совета №__

Зам. директора по ВР:                                                               от «____» сентябрь 2013 г.                                                                            

________________В.В.Хащина

                                                                                       

                                                                                                 

                                                                               

 Рабочая программа работы

отряда ЮИД «Светофор»    

на 2013-2014 учебный год

1 класс

 

 

 

Составитель рабочей программы:

Юркина Светлана Владимировна,

учитель начальных классов.

 Год составления: 2013 г.

г. Нижневартовск, 2013.

Пояснительная записка

         Мы жители  21 века, где из года в год стремительно растет число транспорта.  Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. Невозможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.

         Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы. На данных занятиях учащиеся: приобретают знания и навыки поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах; учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем;  знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.

          Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому я составила свою программу «Дорожная азбука» для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Работая над программой, я учитывала требования регионального стандарта, изучила рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.

           Ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. По этому  программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше  научить  детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.  

           Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.

          Детей младших классов трудно привлечь к предмету только тем, что им это нужно будет в дальнейшем для нормальной жизни в обществе. Эти перспективы для младшего школьника не играют ведущей роли. Поэтому программа нацелена на формирование целостной системы знаний, на обеспечение психологического и интеллектуального развития учащихся.

Имея в виду, что в начальной школе закладывается образовательный базис, на котором в течение всей жизни человека будут основываться его знания о дорожном движении и умение обеспечить себе и окружающим безопасность на дороге, в младших классах изучаются Правила дорожного движения регулярно: по два занятия ежемесячно, всего 34 часа в год.

         Программа построена по принципу нарастания объема изучаемого материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных терминов, дорожных знаков и разметок, конструкций на дорогах и т.д. Учитель постоянно акцентирует внимание учащихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения.

        Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или инфраструктуры населенного пункта и микрорайона.    Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, а также в работе с сюжетно-ролевыми играми с использованием изготовленных учащимися имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.  

     Учащийся должен иметь отдельную тетрадь, с которой он работает на уроке и дома: зарисовывает знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывает конкретные правила и т.д. Во время ответов дети должны не только рассказывать сами правила, но и приводить примеры использования этих правил при передвижении по улицам и дорогам.

              С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.

Цель программы        

  • Создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей; ученик знающий и соблюдающий ПДД.

Задачи:

  • Научить  детей культуре поведения на дорогах и улицах.
  • Организация деятельности по выявлению, предупреждению и устранению причин ДТП с участием детей и подростков.
  • Закрепление знаний ПДД учащимися школы.
  • Предоставление базового образования обучающихся в рамках государственных стандартов.
  • Создание отряда ЮИД, привлечение школьников к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

Дидактические принципы:

  • систематическое изучение правил дорожного движения,
  • осознанность в их усвоении,
  • постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии возрастными возможностями обучающихся.

Направления программы

Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях:

  • знакомство с историей ПДД
  • развитие практических  навыков
  • применение их в реальной  жизни.

Методическая работа

  • Создание методической копилки инноваций педагогов школы;  разработки мероприятий, тематических вечеров, праздников, памяток, контрольно-диагностических материалов.
  • Консультации для классных руководителей по проведению классных часов по следующим темам: «Маршрут школа - дом»; «Дорожные знаки»; «Дорожная разметка»; «Сигналы светофора»; «Проезд перекрестков»

Контроль за реализацией программы        

  • Контроль осуществляется один раз в четверть в соответствии с планом школьного мониторинга (проверка журналов; маршрутных листов «школа – дом»; проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по случаям ДДТТ). Контрольно-диагностические материалы и диаграммы результативности реализации программы

Ожидаемые результаты        

  • Сокращение количества ДТП с участием обучающихся
  • Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД
  • Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований; увеличение качества диагностических работ).
  • Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)

Программа рассчитана на 1 год.

В течение недели проводится 3   часа.

Рабочих недель - 34

В год – 102 часа.

Программа сочетает в себе: индивидуальные; групповые; коллективные занятия.

Формы обучения младших школьников ПДД:

  • тематические занятия
  • игровые уроки
  • практические занятия в «городах безопасности»
  • конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД
  • настольные, дидактические и подвижные игры, беседы
  • Оформление маршрутных листов «Школа – дом»;
  • Конкурсы рисунков и стенгазет
  • Конкурсы агитбригад по ПДД
  • Игра «Безопасное колесо»;
  • Посвящение первоклассников в пешеходы
  • Проведение уроков по ПДД

Совместная работа  с отделом ГИБДД

  • Встреча сотрудников ГИБДД с обучающимися  на классных часах.
  • Встреча сотрудников ГИБДД с родителями обучающихся.
  • Совместное планирование деятельности  с ГИБДД.
  • Организация работы отряда ЮИД

Работа с родителями

  • Проведение родительских собраний по тематике ПДД
  • Составление и распространение памяток ребенок и дорога
  • Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера
  • Совместные праздники, конкурсы

Учащиеся 1-го класса должны уметь:

  • переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);

правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипед.

План работы отряда ЮИД «Светофор»  

на 2013-2014 учебный год

1 класс

Теоретическая часть

Теория

Практика

Дата

1

Введение

1

01.09-08.09

2-3

Вводное занятие. Инструктаж по  технике безопасности на занятиях кружка

1

1

4

Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД

1

09.09-15.09

5-6

Улица полна неожиданностей (рисунки)

2

7

Права  и обязанности и ответственность участников дорожного движения.

2

16.09-22.09

8-9

Безопасный  маршрут от дома до школы   (рисунки)

2

10

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

23.09-29.09

11-12

Элементы улиц и дорог (рисунки)

2

13

Правила движения пешехода.

1

30.09-06.10

14-15

Движение пешеходов по улицам города и дорогам (рисунки)

2

16

Где и как переходить улицу?

1

07.10-13.10

17-18

Учимся соблюдать ПДД (рисунки)

2

19

Элементы улиц и дорог.

1

14.10-20.10

20-21

Тротуар, обочина дороги, правостороннее движение, пешеходы на загородной дороге (рисунки)

2

22

Регулируемый перекрёсток . Нерегулируемый перекрёсток

1

21.10-27.10

23-24

Регулируемый перекрёсток . Нерегулируемый перекрёсток (рисунки)

2

25

Правила движения велосипедистов.

1

28.10-03.11

26-27

Я – велосипедист (рисунки)

2

2 четверть

28

Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте

1

11.11-17.11

29-30

Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте (рисунки)

2

31

Движение группы пешеходов и велосипедистов

1

18.11-24.11

32-33

Движение группы пешеходов и велосипедистов (рисунки)

34

Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду.

1

25.11-01.12

35-36

Правила  ДД для велосипедиста (рисунки)

2

37

Фигурное вождение велосипеда.

1

02.12-08.12

38-39

Фигурное вождение велосипеда (практика, двор школы)

2

40

Дорожная разметка.

1

09.12-15.12

41-42

Дорожная разметка (рисунки)

2

43

Правила пользования транспортом

1

16.12-22.12

44-45

Я – пассажир (рисунки)

2

46

На железной дороге.

1

23.12-28.12

47-48

На железной дороге (рисунки)

2

3 четверть

49

Движение по загородной дороге

1

13.01-19.01

50-51

Движение по загородной дороге (рисунки)

2

52

Дорожные ловушки

1

20.01-26.01

53-54

Дорожные ловушки (рисунки)

2

55

Первая медицинская помощь

1

27.01-02.02

56-57

Первая медицинская помощь (рисунки)

2

58

Ожоги, обморожения

1

03.02-09.02

59

Виды кровотечений. Остановка кровотечений

1

60

Транспортировка пострадавших

1

61

Правила  посадки и высадки из автобуса, троллейбуса

 1

 

10.02-16.02

62-63

Правила  посадки и высадки из автобуса, троллейбуса (рисунки)

 

 2

64

Сигналы светофора и регулировщика

 1

 

17.02-23.02

65-66

Сигналы светофора и регулировщика (рисунки)

2

67

Учимся соблюдать ПДД.

1

24.02-02.03

68-69

Учимся соблюдать ПДД. (рисунки)

2

70

Пешеходный переход, перекрёсток

1

03.03-09.03

71-72

Пешеходный переход, перекрёсток

2

73

Я - пешеход и пассажир

1

10.03-16.03

74-75

Я - пешеход и пассажир (рисунки)

2

76-78

Я - пешеход и пассажир. Видеофильмы.

3

17.03-22.03

4 четверть

79-81

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге

3

31.03-06.04

82-84

Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор ДПС

3

07.04-13.04

85-87

Виды светофоров. Сигналы светофора и регулировщика. Перекрёстки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

3

14.04-20.04

88-90

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах

3

21.04-27.04

91-93

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах

3

28.04-04.05

94-96

Оформление уголка по ПДД (рисунки, памятки)

3

06.05-11.05

97-99

Акция «Проинформируй соседей» (листовки по ПДД на подъезды домов)

3

12.05-18.05

100-102

Игра -  викторина «Знатоки ПДД»

3

19.05-25.05

Итого 102 часа

Содержание программы

1 класс

1.Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда.

2. ПДД.

2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.

2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.

2. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков:  предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.

2.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.

2.5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.

2.6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.

2.7. Регулируемый перекрёсток.

Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.

2.8. Нерегулируемый перекрёсток.

Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.

2.9. Правила движения велосипедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.

2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.

2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.

2.12. Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров.

2.13. Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии.

2. 14. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении.

2.15. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси.

2.16. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути.

2.17. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.

2. 18. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.

3.ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ.

3.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела.

3.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).

3.3. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска).

3.4. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.

4. Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в районных, областных конкурсах по ПДД

Используемые источники:

  1. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
  2. Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
  3. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части.  СПб.: ИД «МиМ», 1997.
  4. Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.
  5. «Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
  6. «Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
  7. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
  8. Дорожная азбука.- М., 1974.
  9. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
  10. Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.
  11. Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
  12. Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.
  13. «Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.
  14. Энциклопедия «Все обо всем».
  15. Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
  16. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Светофор"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЮИДд "Светофор"...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ВУД «Светофор» на 2019-2020 учебный год 1-3 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ВУД  «Светофор»  на 2019-2020 учебный год  1-3 классы        ...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...