Рабочая программа кружка "Перекресток" по обучению правилам дорожного движения старших дошкольников
рабочая программа по обж ( класс) по теме

Дударева Татьяна Аркадьевна

Рабочая программа кружка «Перекресток» по формированию основ безопасности на улицах города в условиях предстоящей школьной жизни дошкольников подготовительной к школе группы составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_po_pdd.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Солнышко» пгт Камские Поляны Нижнекамский муниципальный район

Республика Татарстан

        

Рабочая программа кружка по ПДД  «Перекресток»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Вид организованной образовательной деятельности: формирование основ безопасности.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6 - 7 лет)

Сведения о разработчике: Дударева Т.А., воспитатель, высшая квалификационная категория


  1.  Целевой раздел  

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Перекресток» по формированию основ безопасности на улицах города в условиях предстоящей школьной жизни у дошкольников подготовительной к школе группы составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 4 «Солнышко»

Рабочая программа ориентирована на использование:

  • учебно-методического комплекта Примерной программы  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой / подготовительная к школе группа

Цель программы: Формирование основ безопасности через обучение правилам дорожного движения.

Задачи программы: 

1. Вызвать интерес к изучению правил дорожного движения и желание действовать в соответствии с ними.

2. Повысить уровень знаний о правилах дорожного движения,  как у детей, так и их родителей.

 3. Обогатить словарный запас  будущих первоклассников по дорожной лексике.

4. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повысить понимание требований к знаниям по ПДД.

5. Укреплять психические и физические качества детей.

6. Формировать устойчивый интерес к изучению правил дорожного движения.

7. Воспитывать у детей чувство дисциплинированности  и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортной среде.

8. Разнообразить опыт практического поведения в различных дорожных ситуациях.

Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:

  • Закон РФ «Об образовании» (ст. 32. п.2.7)
  • ФГОС ДО Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
  • Санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы для ДОО 2.4.1.3049-13  от  15.05.2013
  • Положение о разработке программы МБДОУ «Детский сад № 4 «Солнышко»

Принципы и подходы к формированию рабочей программы соответствуют принципам примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Значимые для реализации рабочей программы характеристики:

Занятия по ПДД включают осознание детьми себя полноправными участниками безопасного дорожного движения.  

Программа рассчитана на 1 год с детьми 6-7 лет, 28 занятий в год (1 занятие в неделю), длительность одного занятия 25-30 минут.

Ожидаемые результаты.

Совместными усилиями воспитатели, руководитель кружка по ПДД, инспектор  ГИБДД,  родители, используя знания, терпение и такт, путем совершенствования системы мероприятий по работе с детьми, смогут  научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром правил поведения на улицах  и дорогах для успешного вхождения в условия предстоящей школьной жизни.

  1.   Организационный раздел

2.1 Количество учебных  недель на  период 2015 – 2016 учебного года

Месяц

Число недель

Число недель для организации ООД

Примечание

Октябрь

4

4

-

Ноябрь

4

4

-

Декабрь

4

4

-

Январь

3

3

С 1 по 10 зимние каникулы

Февраль

4

4

-

Март

4

4

-

Апрель

5

5

27.04.2016 итоговая ООД

Итого в учебном году

28

28

Июнь – август

Каникулярное время

2.2.Здоровьесберегающие технологии используемые в программе

  • Физкультурно-оздоровительные технологии;
  • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
  • Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
  • Учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Гимнастика для глаз;
  • Психогимнастика;
  • Соблюдение мер по предупреждению травматизма;
  • Физкультминутки.

2.3.Основные принципы обучения, предусмотренные программой:

 - принцип  свободного развития;

 - принцип  сотрудничества с детьми: педагог вместе с детьми, а не над ними;

 - принцип уверенности в собственных возможностях: деятельность ребенка должна быть настроена на положительный результат;                                                                                                                                -  принцип создания благоприятного микроклимата в детском коллективе: педагог создает условия межличностного общения детей;                                                                                                                                 - принцип развивающего обучения.  

2.4.Условия организации образовательного процесса

Организация образовательного процесса предусматривает:

-игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; дидактические игры);

-творческие задания, предполагающие организацию разных видов деятельности детей (изобразительной, игровой, двигательной, речевой);

-проектирование решения проблемы;

-познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, развивающих игр упражнений, заданий).

2.5.Педагогические технологии:

  • развивающее обучение;
  • групповое обучение;
  • педагогика сотрудничества;
  • коллективный способ обучения;
  • информационные технологии;
  • адаптивные технологии;
  • проектная деятельность

  1.     Содержательный раздел

3.1.Режим реализации программы

Общее количество  образовательных ситуаций в год

Количество  организованных образовательных ситуаций в неделю

Длительность  организованной образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

28

1

25-30 мин

Групповая

Программой предусмотрено проведение:

- диагностических занятий 2

 - практических занятий 26

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год.

3.2.Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика:  01.10.2015 – 15.10.2015

Итоговая диагностика: 13.04.2016 – 27.05.2016

3.3.Примерное календарно – тематическое планирование

Сроки

Тема ООД

Программное содержание

октябрь

1 неделя

Как появились правила дорожного движения.

Познакомить детей с историей правил дорожного движения; объяснить, почему их необходимо выполнять

2 неделя

Как устроен светофор

 Познакомит детей с историей появления светофора; объяснить, почему были выбраны определенные цвета; познакомит с разными видами светофоров

3 неделя

Кто есть кто на дорогах

Расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определенные правила поведения безопасного для себя и для окружающих людей.

4 неделя

Виды транспорта

Закреплять понятия наземный, водный, воздушный, гужевой транспорт. Развивать пространственные представления при прочтении планов разных помещений.

Совершенствовать знания детей о пассажирском транспорте.

ноябрь

1 неделя

Моя дорожная грамота

1 занятие

Расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закреплять знания о понятиях. Закреплять понятия «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход». Формировать представления о знаке приоритета, информационных и запрещающих знаках: «Пешеходный переход»; «Подземный переход», «Надземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено».

2 неделя

Моя дорожная грамота

2 занятие

Формировать представления детей о назначении предупреждающих дорожных знаках, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Внимание дети», «Двусторонне движение», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Регулируемый перекресток»

3 неделя

Моя дорожная грамота

3 занятие

Закреплять умение различать информационно-указательные, предупреждающие, запрещающие знаки. Формировать представления о знаках сервиса.

4 неделя

О чем говорят знаки

Расширять представления детей о назначении дорожных знаков. Познакомить со знаками «Круговое движение», «Въезд запрещен», «Опасный поворот»,

декабрь

1 неделя

Школа моего микрорайона

Формировать знания детей о безопасном пути от дома до школы. Учить использовать знание правил дорожного движения без взрослых. Развивать ориентировку в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части города и во дворе.

2 неделя

Как возникают опасные ситуации для пешехода на дороге

Учить детей предвидеть опасности, возникающие на дороге и уметь выходить из них без трагических последствий.

3 неделя

Опасный перекресток

Формировать представление детей о движении транспорта и пешеходов на перекрестке, регулируемом и нерегулируемом перекрестке. Познакомить с работой регулировщика на дороге. Закреплять правила передвижения транспорта и пешеходов с помощью четырехстороннего светофора.

4 неделя

Игровой тренинг

Развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную активность. Воспитывать доброжелательность, неукоснительное соблюдение правил дорожного движения.

январь

2 неделя

Спешат на помощь

Закреплять знания детей о специальном транспорте: полицейская, пожарная, скорая. Формировать умение  детей использовать систему координат в различных сферах деятельности людей, связанных с правилами дорожного движения: регулировщик, шофер,спасатель.

3 неделя

Большие машины

Расширять представления детей о видах специального транспорта: строительная техника. Познакомить с видами строительной техники, специальными дорожными знаками, связанными с этим видом транспорта.

4 неделя

Городские помощники

Расширять представления детей о видах специального транспорта: поливальная машина, снегоуборочная, мусоровоз. Формировать знания о значимости работы такой техники в жизни людей.

февраль

1 неделя

Беседа-диалог «Что бы было, если бы исчезли дорожные знаки»

Активизировать познавательный интерес к ПДД. Закрепление полученных знаний в полемико-дискуссионной форме. Воспитывать стремление узнавать новые правила, ситуации, связанные с дорожным движением.

2 неделя

Викторина «Знаки на дорогах»

Определить, как дети усвоили правила безопасного движения: сигналы светофора, уличная разметка, дорожные знаки, специальные остановки. Воспитывать внимательность, взаимовежливость во время выполнения заданий.

3 неделя

Военный транспорт

Формировать представления детей о военном транспорте, как одном из участников дорожного движения. Воспитывать гордость за достижения нашей страны в области развития передовой военной техники.

4 неделя

Мы пассажиры

Расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы, трамваи останавливаются на специальных остановках. Воспитывать правила поведения в общественном транспорте и на остановке.

март

1 неделя

Виды движения транспорта

Формировать представления детей о видах движения транспорта на дорогах: двустороннее, одностороннее, правостороннее. Упражнять в правилах движения транспорта и пешеходов на макетах улиц и микрорайона родного города.

2 неделя

Профессия - регулировщик

Продолжать формировать представление детей о значимости профессии регулировщик в жизни людей. Закреплять умения по пониманию жестов регулировщика. Развивать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика.

3 неделя

Опасные ситуации для водителей

Формировать представления детей об опасностях для водителей, которые возникают по вине безответственных пешеходов. Воспитывать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

4 неделя

Путешествие на автобусе

В игровой форме уточнить знания детей о правилах ожидания общественного транспорта, во время посадки, поездки, при выходе из него. Воспитывать внимательность, отзывчивость к окружающим участникам дорожного движения.

апрель

1 неделя

Воздушный транспорт

Расширять представления детей о видах воздушного транспорта: самолеты, вертолеты, аэропланы, воздушные летательные шары. Прививать желание получать новые знания в области транспорта, профессий, связанных с ним.

2 неделя

Космический транспорт

Формировать представления детей о космическом транспорте: ракета, космическая станция, разного вида спутники, сделанные человеком и запущенные на околоземные орбиты. Прививать интерес к познанию космической тематики.

3 неделя

Мой первый транспорт

Формировать представления о велосипеде, как о полноправном участнике дорожного движения. Знакомить со знаками и правилами, предназначенными для велосипедистов.

4 неделя

Ребенок на улицах города

Закреплять умение детей ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных ситуациях. Повторить правила поведения, предписанные пассажирам различного вида транспорта. Воспитывать культуру поведения на улице, взаимоуважение ко всем участникам дорожного движения.

5 неделя

Итоговая ООД

Обобщить полученные знания о правилах дорожного движения. Поощрить детей в сознательном их соблюдении.

К концу обучения ребенок имеет следующие навыки: владеет базовыми правилами поведения на дороге; знает необходимые дорожные знаки и сигналы; сознательно соблюдает правила поведения пассажира и пешехода; ориентируется в дорожно-транспортной среде.

Перечень средств обучения:

Изобразительные материалы;

Иллюстрации;

Игровые атрибуты;

Наглядно - дидактический материал;

Видеофильмы, мультфильмы, учебные презентации

Литература и средства обучения, необходимые для реализации рабочей программы:

1.Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.ВЕРАКСЫ,Т.С. КОМАРОВОЙ, М.А. ВАСИЛЬЕВОЙ. / подготовительная к школе группа.

2. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Адеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 144 с.

3. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.

4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.

 5. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Сост. Т.Ф. Саулина. М.: Просвещение, 1989. – 62 с.

6. На поляне детства: хрестоматия для воспитателей ДОУ и родителей. /Составитель: К.В. Закирова. - Казань: Редакционно-издательский центр, 2011.

7. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.

8. Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах: Сборник конспектов занятий / Сост.: Г.А. Галеева, С.М. Гаффарова, З.Л. Ишниязова, Р.Ш. Ахмадиева и др. / Под общ. ред. Д.М. Мустафина. – Казань: ГУ “НЦ БЖД”, 2009. – 240 с.

9. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» № 3/ 2009. – С. 52-66
10. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 2/ 2007. - С. 20-36.

11. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 8/ 2008. – С. 57 – 74.

12. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 6/ 2009. – С. 24-38.

13. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 2/ 2012. – С. 30-40.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре и мае).

В проведении мониторинга участвуют педагоги группы и руководитель кружка. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, на развитие ребенка.

Мониторинг продукта деятельности осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг процесса деятельности проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в детском саду, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами группы и руководителем кружка. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку познавательного развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: умственных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, диагностических методик и тестовых методов.

Инструментарий для диагностики детей старшего возраста по ПДД

Подготовительная группа (тест)

* правильный ответ

  1. Часть улицы, по которой движутся автотранспортные средства, а также тротуар, обочина, разделительные полосы – это:
  • Проезжая часть
  • Тротуар
  • Дорога*
  1. Часть дороги, предназначенная для движения пешехода:
  • Перекрёсток
  • Тротуар*
  • Улица
  1. Часть города или населённого пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами, домами и учреждениями, школами и детскими садами – это:
  • Улица*
  • Тротуар
  • Дорога
  1. Часть дороги, предназначенная для движения транспорта – это:
  • Проезжая часть*
  • Пешеходный переход
  • Тротуар
  1. Участок проезжей части, обозначенный зеброй - это:
  • Перекрёсток
  • Тротуар
  • Пешеходный переход*
  1. Место пересечения двух дорог - это:
  • Проезжая часть
  • Тротуар
  • Перекрёсток*
  1. Какие бывают пешеходные переходы?
  • Наземные, надземные, подземные*
  • Водные, надводные, подводные
  • Воздушные, железнодорожные, гужевые
  1. Можно ли играть вблизи проезжей части?
  • Нет, это опасно*
  • Да, если нет автомобилей
  • Иногда, если больше нет места для игры
  1. Участниками дорожного движения являются:
  • Дорожные рабочие, регулировщик, пешеходы
  • Водители и пешеходы
  • Пешеходы, водители, пассажиры*
  1. Какой сигнал у светофора расположен сверху?
  • Зелёный
  • Красный*
  • Жёлтый
  1.  Как правильно называется светофор для пешеходов?
  • Светофор с человечками
  • Пешеходный*
  • Двуглазый
  1.  При переходе дороги с родителями:
  • Я всегда держу взрослых за руку*
  • Иду рядом и наблюдаю за транспортом
  • Иду впереди родителей
  1.  Какой стороны при ходьбе по тротуару надо придерживаться?
  • Левой
  • Правой*
  • Идти посередине
  1.  Для чего предназначен тротуар?
  • Для передвижения транспортных средств и пешеходов
  • Для пешеходов*
  • Для транспортных средств
  1.  Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку?
  • Во дворе, в специально отведённом месте, на детской площадке*
  • На тротуаре
  • На проезжей части
  1.  При перевозке детей в автомобиле, ребёнок должен:
  • Находится в специальном детском удерживающем устройстве*  
  • Сидеть у водителя на руках
  • Сидеть на переднем пассажирском сиденье
  1.  С какого возраста разрешается управлять велосипедом, двигаясь по дороге?
  • С 7 лет
  • С 14 лет*
  • С 10 лет
  1.  Велосипедистам разрешается:
  • Двигаться по дороге, если рядом есть велосипедная дорожка
  • Двигаться по крайней правой полосе или обочине, если рядом нет велосипедной дорожки*
  • Ездить не держась за руль хотя бы одной рукой
  1.  Предупреждающие знаки имеют:
  • Разную форму и разный цвет
  • Треугольную форму, белый фон и красную окантовку*
  • Квадратную форму, синий фон
  1.  Знаки приоритета имеют:
  • Круглую форму, зелёный фон
  • Квадратную форму, синий фон
  • Разную форму и разный цвет*
  1.  Запрещающие знаки имеют:
  • Разную форму и разный цвет
  • Круглую  форму, красную окантовку*
  • Квадратную форму, синий фон
  1.  Предписывающие знаки имеют:
  • Прямоугольную форму, синий фон
  • Круглую форму, с зелёной каймой
  • Круглую форму, синий фон*
  1.  Знаки сервиса имеют:
  • Прямоугольную форму, синий цвет и чёрные изображения на белом фоне*
  • Треугольную форму, белый фон и красную окантовку
  • Квадратную форму, синий фон
  1.  Где пешеход должен ожидать маршрутное транспортное средство и такси?
  • Там, где водителю хорошо видно ожидающих пассажиров
  • Только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине*
  • С краю проезжей части
  1.  Что должен сделать пешеход при приближении машины с включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом?
  • Продолжать переходить дорогу
  • Остановиться и пропустить транспортное средство*
  • Остановить транспортное средство и узнать, что случилось.

Обработка тестов:

20-25 правильных ответов - высокий уровень.

Проявляет интерес к образовательной деятельности, активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, навыки по правилам безопасного поведения на дороге сформированы. 10-19 правильных ответов – средний уровень.

Проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает активное участие в занятиях, навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.

5-9 правильных ответов – допустимый уровень.

Между низким и средним: ребёнок проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД, навыки не сформированы, на занятиях пассивен. Представления об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.

0-4 правильных ответов – низкий уровень.

Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД, навыки по ПДД – не сформированы, отказ от выполнения заданий. Представления об окружающем не сформированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии при обучении правилам дорожного движения.

В данной работе говорится о том, как можно в игровой форме рассказать детям о правилах дорожного движения....

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...

Памятка родителям по обучению правилам дорожного движения

Памятка по обучению правилам дорожного движения. После поступления ребёнка он становится более самостоятельным, чаще оказывается на улице один,  бюез сопровождеия взрослых. Памятка поможет родите...