Как проводить практические занятия по основам безопасности жизнедеятельности.
консультация по обж

Никитина Наталья Ивановна

Практика должна быть в приоритете на уроках ОБЖ. Считается, что действия определяются знаниями человека — но это лишь вершина айсберга. На действия влияют также мотивация, потребности, возможности, личностные ценности и смыслы. Поэтому для того, чтобы ученик смог вовремя эффективно применить знания, полученные на уроках основ безопасности жизнедеятельности, навыки нужно доводить до автоматизма. Задания на развитие универсальных учебных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx923.77 КБ

Предварительный просмотр:

Как проводить практические занятия по основам безопасности жизнедеятельности.

Что включает практическое занятие по ОБЖ? Мотив. Ученикам нужен стимул, отвечающий на вопросы «зачем мы будем заниматься этой деятельностью?», «какой получим результат?». Не обязательно, чтобы учитель предъявлял мотив. Если мотив высказан в общих чертах и не очевиден ученикам, он перестает работать. Дети должны понимать, зачем им нужен урок, какие жизненно важные знания они получат.

Деятельностный компонент. Практика должна быть в приоритете на уроках ОБЖ. Считается, что действия определяются знаниями человека — но это лишь вершина айсберга. На действия влияют также мотивация, потребности, возможности, личностные ценности и смыслы. Поэтому для того, чтобы ученик смог вовремя эффективно применить знания, полученные на уроках основ безопасности жизнедеятельности, навыки нужно доводить до автоматизма. Задания на развитие универсальных учебных действий. Формирование УУД должно выступать отдельным структурным элементом урока. Речь идет о заданиях на сравнение, анализ, обобщение, классификацию, формулирование вывода и т.д. Без этих умений не обойтись во многих жизненных ситуациях. Регулятивные УУД включают задания: Спланируй свою работу. Проверь себя: найди ошибки, исправь их. Установи причину ошибки. Поработай в парах (в группах) и оцени свой вклад в общую работу. Аналитическая деятельность. Когда применять непосредственно практику нельзя или нецелесообразно, на помощь приходит аналитическая работа. Она проводится в форме учебного диалога, дискуссии, в котором ученики обсуждают с учителем и между собой проблемные ситуации и вопросы, спорные предположения. Учебный диалог выстраивается по следующей схеме: выдвижение проблемного вопроса (проблемы); постановка вопросов по принципу цепной реакции; заслушивание всех мнений без их оценки; за каждым учеником остается право на ошибку и свое мнение; каждый ученик проводит самооценку своего участия в диалоге. Формулирование и оформление выводов. В основе практических занятий по ОБЖ лежит коллективное составление и воспроизведение алгоритма действий, и данный алгоритм необходимо зафиксировать для лучшего запоминания и последующих отработок. Прописывать алгоритм можно в рабочей тетради или в цифровом документе, в форме текста или схемы, диаграммы, таблицы. Сценарии практических заданий вы найдете в учебниках по ОБЖ на платформе LECTA. Воспользуйтесь промокодом 5books и получите пять учебников бесплатно.

 Вы вызвали "скорую помощь"». Распределение ролей: 1 – мальчик, которого укусила пчела; 2 – мальчик, который вызвал «скорую помощь»; 3 – врач; 4 – медицинская сестра. Учитель дает задания-инструкции: Представить сложившуюся ситуацию и состояние каждого из действующих лиц. Подумать, о чем каждый может сказать, исходя из его роли в этой ситуации. Осуществить необходимые действия и высказывания. Другие темы для деловых игр: «Аварийная посадка самолета», «Встреча с сотрудником дорожно-транспортной службы (риски скейтбординга, бокинга)», «Нападение на улице», «Пожар», «Случай на рыбалке», «Ссора в турпоходе». Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Рабочая тетрадь В рабочую тетрадь включены репродуктивные и творческие вопросы и задания, в том числе в виде таблиц, схем и рисунков. Материал в тетради размещён в той же последовательности, что и в учебнике. Пособие предназначено для самостоятельной работы учащихся. Оно поможет школьникам лучше понять и усвоить учебный материал. Купить Учебный диалог «Поход через лед» Ученики или учитель зачитывают диалог подростков: Дима: Хорошо зимой. Путь до школы по льду сокращается вдвое. Марина: В этом году зима теплая, лед тонкий. Лучше обойти, чем рисковать. Алеша: Если на реке есть рыбаки, верная примета, что лед толстый. Оля: Среди рыбаков тоже легкомысленных людей много. Лучше не рисковать. Коля: Если группой идти, то можно: если что- то случится, друзья выручат. Ученики при помощи учителя анализируют ситуацию. Ученики при помощи учителя обобщают ситуацию и делают выводы.

Дискуссия «Игра в небезопасном месте» Учитель описывает ситуацию: «Подростки хотели поиграть в каком-нибудь укромном месте, где их не увидят взрослые. Пробрались в подвал, затеяли игру, не заметили, что рядом — распределительный электрический щиток». Вопросы: К чему могло привести легкомысленное поведение подростков? Как предвидеть опасные ситуации? Ученики анализируют воображаемые ситуации и дают ответы на вопросы. Дискуссия «Как вести себя при пожаре»

Рисунок 2

Учитель демонстрирует иллюстрации: Задание: используя опорные слова и иллюстрации, высказать предположения о возможных причинах возникновения пожаров. Опорные слова: электропроводка, игры, печка, утюг, сигарета, газ, шашлык, гроза, беспечность, небрежность, отсутствие дисциплины и предвидения. Ученики анализируют и оценивают опорные слова и иллюстративный ряд.


«Пищевая пирамида» Учитель демонстрирует схему «пищевая пирамида» из учебника по ОБЖ. Ученики высказывают предположения, почему пищевая пирамида так построена. Рассуждения сверяются с текстом учебника, делается вывод. Задание: дополнить рисунок-схему подписями.


Рисунок 1

Задание: составить меню школьника 7-9 класса для зимнего времени года.

Деловая игра «Укус пчелы»

Учитель описывает ситуацию: «Представьте себе, что вы гуляете в парке. Ваш приятель бегает по парку, размахивает руками, его укусила пчела. Вы вызвали "скорую помощь"». Распределение ролей: 1 – мальчик, которого укусила пчела; 2 – мальчик, который вызвал «скорую помощь»; 3 – врач; 4 – медицинская сестра. Учитель дает задания-инструкции: Представить сложившуюся ситуацию и состояние каждого из действующих лиц. Подумать, о чем каждый может сказать, исходя из его роли в этой ситуации. Осуществить необходимые действия и высказывания.


Медицинская помощь

Обсуждение информации из учебника ОБЖ, рубрика «Медицинская страничка»: когда можно оказать первую помощь, когда нельзя оказывать первую помощь, как оказать первую помощь. Изучение способов остановки артериального кровотечения.


Рисунок 3

Ученики тренируются измерять пульс. Ученики отрабатывают фиксации конечностей при переломах.
Рисунок 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности. Программа, планирование занятий для учащихся 1-2 классов.

Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибают младшие школьники. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. В основе работы с детьми по воспитан...

Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы по основам безопасности жизнедеятельности на тему: "Огонь – друг или враг"

Цели и задачи: ·        формировать у детей понятие “пожарная безопасность”;·        дать общее представление назначения (функций)...

Выступление из опыта работы по факультативному занятию «Основы безопасности жизнедеятельности», с презентацией.

Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих ж...

Внеклассное занятие "Основы безопасности жизнедеятельности"

Занятие направлено на формирование у обучающихся начальной школы навыков безопасного поведения в чрезвычайных жизненных различных ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»

На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...

Презентация к занятию внеурочной деятельности "Основы безопасной жизнедеятельности"

Презентация предназначенадля проведения беседы, инструктажа, занятия по теме "Осторожно, тонкий лёд!"...