Первичная диагностика, поступающих в 1 класс школы VII-VIII вида
тест (1 класс) по теме

В комплект входит:

1. Анкета для родителей;

2. Блок методик для обследования детей 7-9 лет;

3. Карта психолого-педагогического обследования на определение уровня готовности к обучению в школе;

4. Психологический паспорт на первоклассников;

5. Психологическое заключение (первичное) на учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Родители:
    Мать  (Фамилия,Имя,Отчество)__________________________________________________                                      Дата рождения: ____________________ Образование:__________________________________________________________________
    Профессия, где и кем работает____________________________________________________
    Отец (Фамилия, Имя, Отчество)___________________________________________________
    Дата рождения: ______________________ Образование:__________________________________________________________________
    Профессия, где и кем работает___________________________________________________
    Состав семьи (другие члены семьи)________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Жилищно-бытовые условия семьи:

 Квартира, комната, дом (нужное подчеркнуть)
Социальная среда (воспитывается  дома, мамой, бабушкой, д/с, ясли, детский дом и т.п.) ______________________________________________________________________________

  1.  До поступления в школу имели место: повышенная возбудимость, протестные реакции (активные, пассивные), др._______________________________________________________
  2. В какое время обычно ложится спать Ваш ребёнок?
    А) до 21.00 Б) 22.00 В) после 23.00
  3.  Какие передачи, М/Ф любит смотреть, читать (слушать) ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Есть ли у Вас дома компьютер? Как часто играет на нем ребёнок?_____________________
  2. Как Ваш ребёнок спит? (отметьте пункты, которые подходят)
    а) спит крепко, легко засыпает б) спит очень беспокойно в) вскрикивает, разговаривает, стонет во сне
    г) засыпает с трудом, спит беспокойно
  3.  Особенности поведения Вашего ребёнка: (отметьте пункты, которые подходят):
    а) часто беспокоен, возбуждён; б) часто вял, пассивен ;в) часто беспокоится по поводу учёбы ;г) много беспокоится по поводу отношения с другими детьми; д) неорганизован

е) часто раздражается, легко выходит из себя из-за неудач и замечаний; з) плаксив     

и) допишите своё_______________________________________________________________

         9. Какие чрезвычайные ситуации были в Вашей семье?
             А) смерть близкого человека Б) развод В) другое    

              (укажите)______________________________________________________________________
         10. Есть ли у Вашего ребёнка постоянные обязанности по дому? Какие?

____________________________________________________________________________

          11. Взаимоотношения в семье:
              а) благополучные                                                                                                                                                                            

               б) неблагополучные

 в) ровные

 г) сложные                                                                                                                                                                 12. Где проводите свободное время?______________________________________________
13. Конфликтует ли ребёнок со сверстниками, взрослыми (если "да, с кем чаще всего бывают конфликты)_____________________________________________________________ 14. Есть ли у Вашего ребёнка постоянные друзья? Знакомы ли Вы с ними?
Приходят ли друзья ребенка к Вам домой?________________________________________
15. Игровая деятельность: любит/не любит играть с игрушками. Любимые игрушки, игры: ______________________________________________________________________________
16. К кому чаще всего обращается Ваш ребёнок со своими проблемами?
А) к маме Б) к папе В) к друзьям Г) к старшим братьям и сёстрам
17. Как обычно Ваша семья проводит выходные дни? ______________________________________________________________________________
18. Наказываете ли Вы своего ребёнка когда и каким образом? ______________________________________________________________________________
19. Как Вы поощряете своего ребёнка? ______________________________________________________________________________
20. Какая реакция у ребёнка на поощрения?_______________________________________
21. Какая реакция у ребёнка на наказания?________________________________________
22. Какие заболевания есть у Вашего ребёнка в настоящее время?____________________

______________________________________________________________________________
23. Бывают ли у Вашего ребёнка слабость, головные боли, в каких ситуациях? ______________________________________________________________________________
24. Часто ли пугается ребёнок, дрожит, заикается при испуге, возбуждении, волнении? ______________________________________________________________________________
25. Бывают ли у Вашего ребёнка укачивание или обмороки в транспорте? ______________________________________________________________________________
26. К моменту поступления в школу сам умел:
а) одеваться ;б) завязывать шнурки  ;в) мыть посуду ;г) убирать игрушки  ;д) стелить постель ;е) поливать цветы   ;ж)   другое___________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
Готовность к школе: знает/не знает буквы, читает по слогам, хорошо читает.
Счет: до 3, 5, 10, больше, выполняет/не выполняет арифметические действия.
Рисовать: умеет/не умеет, плохо, хорошо, любит/не любит.                                                      
Хочет/не хочет идти в школу
Обучался ли до поступления в нашу школу, где: 
Интерес к учебе: имеется/не имеется.
Кем заполнялась анкета___________________________________________________

Дата____________                                                    Подпись___________



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная  школа № 29 VIII вида                                                                                                                     г. Усть - Лабинска Краснодарского края

Блок методик для диагностики психолого-педагогического обследования детей 7-9 лет

Составитель: Оганова В. В., педагог- психолог

Диагностическая работа                                                                                                             2011 год

Восприятие

Параметры оценки: свойства предметов (цвет, форма, величина); восприятие пространства; целостность; осмысленность восприятия.

  1. Методика: «Цветные кубики»

Цель: выявить знания детей основных цветов и оттенков.

Оборудование: цветные кубики: красный, жёлтый, белый, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый.

Проведение обследования: ребёнку предлагаются цветные кубики: «Назови, какого цвета кубики». Если ребёнок не справляется, то взрослый обучает его повторив или указав 2-3 раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

Оценивается: знает ли название цветов и оттенков ребёнок; узнаёт их по слову или сличает.

Оценка в баллах:

1 балл: путает названия основных цветов.

2 балла: не называет оттенки после организующей помощи.

3 балла: не называет оттенки.

4 балла: называет большую часть оттенков.

5 баллов: называет все цвета и оттенки.

  1. Методика: «Коробка форм» (Венгер)

Цель: выявить уровень развития практической ориентировки на форму.

Оборудование: коробка с прорезями разной формы; объёмные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.

Проведение обследования ребёнку предлагается коробка, обращается внимание на прорези, а рядом на объёмные фигуры, выложенные так, чтобы основание каждой фигуры соответствовало форме прорези коробки.

«Опусти все фигуры в нужные окошечки».

Оценивается: способы выполнения.

Оценка в баллах:

1 балл: не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла: понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотично, после обучения не переходит на другой уровень действий.

3 балла: понимает цель, после обучения не всегда пользуется зрительным соотношением, часто примеривает, в том числе и не соответствующим пустым прорезям.

4 балла: понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб, либо методом зрительного соотнесения.

5 баллов: понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.

  1. Методика: «Назови знакомые фигуры»

Цель: диагностика способности узнавать формы в сюжетном изображении.

Оборудование: картинка с сюжетным изображением, составленным из фигур.

Проведение обследования: ребёнку показывается картинка: «Назови фигуры, которые ты узнал?»

Оценка в баллах:

1 балл: допускает 5 и более ошибок.

2 балла: допускает 3-4 ошибки.

3 балла: допустил 1-2 ошибки.

4 балла: допустил 1-2 ошибки, самостоятельно их исправил.

5 баллов: правильно нашёл и назвал все фигуры.

  1. Методика: «Включение в ряд»

Цель: выявить уровень развития ориентировочно-познавательной деятельности, а именно ориентировки на величину.

Оборудование: экран, шестиместная матрёшка.

Проведение обследования: взрослый берёт шестиместную матрёшку и матрёшки в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Взрослый за экраном убирает одну из матрёшек и выравнивает интервал на глазах у ребёнка разбирает и собирает её попарно. Затем выстраивает между оставшимися. Ребёнку дают эту матрёшку и просят поставить на своё место. При этом не следует обращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрёшка окажется поставленной на своё место, взрослый предлагает ребёнку продолжить игру. Ребёнок должен поставить в ряд две-три матрёшки (каждый раз по одной).

Оценивается: принятие задания; способы выполнения; обучаемость.

Оценка в баллах:

1 балл: не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла: принимает задание, но не понимает условия задачи, ставит матрёшки без учёта их размера.

3 балла: принимает задание, понимает условие задачи, но допускает ошибки, использует метод практического примеривания и частично зрительный.

4 балла: принимает и понимает условие задачи, выполняет задание, пользуясь практическим примериванием.

5 баллов: принимает и понимает условие задачи, выполняет задание, пользуясь практическим примериванием.

  1. Методика: «Определи правую и левую сторону».

Цель: выявить знания детей о частях своего тела, лица и их назначений. Определить умение детей ориентироваться в схеме собственного тела.

Проведение обследования: 

  1. покажи правую, левую руку; правую, левую ногу; правый, левый глаз;
  2. возьми карандаш правой рукой;
  3. подними мяч левой рукой;
  4. закрой левый глаз;
  5. дотронься рукой до правой брови.

Оценка в баллах:

1 балл: показывает основные части тела и лица, руки не различает.

2 балла: называет части тела, знает их название, ориентировкой «на себе» не владеет.

3 балла: знает и называет части тела, испытывает затруднения в пространственноё ориентировке рук.

4 балла: не уверен в пространственной ориентировке рук.

5 баллов: руки различает и дифференцирует их местоположение.

  1. Методика: «Положи верно»

Цель: выявить умение ребёнка ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: лист бумаги, игрушка (медвежонок, машинка маленького размера).

Проведение обследования: взрослый по образцу, а затем по словесной инструкции предлагает поставить игрушку в левый верхний (нижний) угол, в середину и т.д.

Оценка в баллах:

1 балл: задание понимает, ориентировка недоступна, действует только по подражанию.

2 балла: ориентируется в пространстве листа по подражанию и образцу.

3 балла: доступна ориентировка на листе бумаги по образцу и словесной инструкции, но дать отчет о выполненном действии не может.

4 балла: ориентируется в пространстве листа бумаги, действует по инструкции в, в назывании пространственного расположения допускает ошибки.

5 баллов: ориентируется в пространстве листа бумаги, действует по словесной инструкции и обобщает в слове.

  1. Методика: «Сложи картинку».

Цель: определение уровня целостности восприятия.

Оборудование: разрезные картинки из 5-6 частей.

Проведение обследования: ребёнку предлагается сложить разрезную картинку. Части картинок кладутся в таком положении, чтобы нужно было не только сдвинуть их вместе, а придать им нужное положение.

Оценивается: принятие и понимание задания, способы выполнения задания, обучаемость.

Оценка в баллах:

1 балл: совершает беспорядочные действия с частями картинки, действует неадекватно.

2 балла: действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности.

3 балла: собирает изображение путём перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам.

4 балла: действует путём целенаправленных проб или практического примеривания и частичного зрительного анализа.

5 балов: собирает путём зрительного анализа

Низкий уровень (1 балл)

Отсутствуют знания основных свойств предметов. Не знает воспринимаемый объект. При сборе целого из частей не понимает цели, действует неадекватно, даже в условиях обучения. Целостность восприятия не развита.

Ниже среднего (2 балла)

Находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе целого из частей действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности. Мало осознаёт то, что воспринимает. Испытывает затруднения при восприятии нестандартных (зашумлённых, силуэтных, наложенных, перепутанных, частичных) изображений.

Средний уровень ( 3 балла)

Находит и называет половину из каждого блока свойств предметов, их пространственного расположения. Недостаточно осознанно воспринимает информацию, образы, затрудняется в интерпретации по причине недостаточности опыта. Собирает целостное изображение путём перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам. Воспринимает простые целостные изображения по отдельной части. Включает часть в целое в знакомых изображениях.

Выше среднего (4 балла)

Находит и называет большую часть свойств предметов, их пространственных координат. Осознаёт воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями и опытом. Собирает целостное изображение путём целенаправленных проб или практического промеривания и частичного зрительного анализа. Воспринимает несложные целостные изображения по части и умеет включать часть в целое.

Высокий уровень (5 баллов)

Соотносит и называет все свойства предметов, их пространственное расположение. Осознаёт воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями, опытом. Собирает целостное изображение путём зрительного анализа. Воспринимает целостный предмет по части и умеет включать часть в целое.

Внимание

Параметры оценки: объём, устойчивость, концентрация, переключение внимания, работоспособность.

  1. Методика: «Кто спрятался в лесу»

Цель: развитие объёма и устойчивости внимания.

Оборудование: рисунок с изображением леса и зверей.

Проведение обследования: ребёнку предлагается найти, кто спрятался в лесу. Покажи.

Оценка в баллах:

1 балл: объём резко снижен; принимает 1 объект с внешней стимуляцией. Рассеян (многократные, длительные отвлечения).

2 балла: объём ограничен, воспринимает не более 1 объекта, устойчивость резко снижена.

3 балла: объём снижет, воспринимает не более 2-х объектов, устойчивость снижена.

4 балла: объём снижен незначительно, воспринимает не более 3-х предметов, внимание устойчивое.

5 баллов: объём широкий, воспринимает до 4-х объектов, внимание устойчивое.

  1. Методика: «Найди отличия»

Цель: определение объема и степени концентрации внимания.

Оборудование: две картинки имеющих между собой 5 различий.

Проведение обследования: ребёнку предлагается внимательно посмотреть на обе картинки и найти, как можно больше различий между ними.

Оценивается: принятие и понимание задания, количество найденных различий.

Оценка в баллах:

1 балл: не принимает и не понимает задание.

2 балла: задание принимает, действует хаотично.

3 балла: задание принимает, понимает условие задачи, находит 3 различия.

4 балла: находит 4 различия.

5 баллов: принимает задание, условие, находит 5 различий.

  1. Методика: «Найди и вычеркни» (Лиепинь)

Цель: определение уровня продуктивности, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.

Оборудование: таблица с тремя видами чередующихся предметов (5 рядов по семь предметов в каждом).

Проведение обследования: ребёнку предлагается просмотреть пять строчек с предметами и как можно быстрее зачеркнуть сначала один вид предметов, затем второй вид предметов и третий.

Оценивается: принятие и понимание задания, умение последовательно вычёркивать все предметы, время выполнения, количество пропусков.

Оценка в баллах:

1 балл: задание не принимает, условие задачи не понимает, действует не адекватно.

2 балла: принимает задание, но не может проанализировать условие задачи, действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности.

3 балла: принимает задание, условие задачи понимает, но нет активного самостоятельного выбора действий, время выполнения 3,5 минуты, допускает 5-6 ошибок.

4 балла: принимает задание, самостоятельно анализирует условие задачи, время выполнения 2,5 - 3 минуты, допускает 4-5 ошибки.

5 баллов: действует самостоятельно, время выполнения 2 – 1,5 минуты, пропусков не допускает.

Низкий уровень (1 балл)

Объём внимания резко снижен (способен воспринимать 1 объект с внешней стимуляцией). Рассеян (многократные, длительные отвлечения). Неспособен к концентрации внимания, характерны «застревания» на объектах, информации. Выполняет простейшую инструкцию (1-2 ступени) после многократного повторения, показа.

Ниже среднего (2 балла)

Объём внимания ограничен (воспринимает не более одного объекта). Устойчивость резко снижена (частые длительные отвлечения). Концентрация слабая. Переключается с трудом. Выполняет многоступенчатую инструкцию, разбитую на простые звенья. Неработоспособен.

Средний уровень (3 балла)

Объём внимания снижен (воспринимает не более двух объектов). Устойчивость внимания снижена (частые отвлечения). Концентрация слабая, переключаемость затруднена. Испытывает затруднения при выполнении многоступенчатой инструкции. Работоспособность слабая (быстрая утомляемость и истощаемость).

Выше среднего (4 балла)

Объём внимания незначительно снижен (воспринимает не более трёх предметов одновременно). Внимание устойчивое (малое количество отвлечений), достаточная концентрация и переключаемость. Способен выполнять многоступенчатую инструкцию (3-4). Достаточная работоспособность.

Высокий (5 баллов)

Объём внимания широкий (4-5 объектов воспринимает одновременно). Внимание устойчивое (отсутствуют отвлечения). Высокая концентрация, лёгкая переключаемость. Способен выполнять многоступенчатую инструкцию (4-5). Высокая работоспособность.

Память.

Параметры оценки: объём памяти, зрительная, слуховая память (прочность, быстрота запоминания, точность и полнота воспроизведения образов). Произвольность памяти.

  1. Методика: «Десять слов».

Цель: определение уровня сформированности слуховой механической памяти.

Оборудование: десять слов: дом, лес, ком, игла, брат, ночь, мст, окно, конь, стол.

Проведение обследования: ребёнку даётся инструкция: «Сейчас я прочту десять слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Даётся 4 попытки. Каждый раз слова зачитываются снова.

Оценивается: количество воспроизведённых слов.

Оценка в баллах:

1 балл: воспроизводит 1-2 слова.

2 балла: воспроизводит 4-5 слов.

3 балла: воспроизводит 6-7 слов.

4 балла: воспроизводит 8-9 слов.

5 балов: воспроизводит 10 слов.

  1. Методика: «Положи картинки правильно»

Цель: определение уровня сформированности зрительной механической памяти, точность воспроизведения первоначального порядка картинок.

Оборудование: семь предметных картинок.

Проведение обследования: перед ребёнком раскладываются картинки в определённой последовательности, вслух называет их, даётся тридцать секунд для рассматривания; затем картинки смешиваются и ребёнку предлагается восстановить первоначальный порядок.

Оценка в баллах:

1 балл: правильно кладёт 1-2 картинки.

2 балла: правильно кладёт 3 картинки.

3 балла: правильно кладёт 4 картинки.

4 балла: правильно кладёт 5 картинок.

5 баллов: правильно кладёт 6 картинок.

  1. Методика: «Повтори предложение»

Цель: выявление уровня развития смысловой памяти.

Проведение обследования: ребёнку зачитываются предложения, которые он должен постараться запомнить.

1.Дети любят играть.

2.В небе летит самолёт.

3.Мальчик помогает своей бабушке.

4.В саду растут яблони и груши.

5.Осенью идут дожди.

Повтори те же фразы, которые удалось запомнить, при этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять необязательно. Если с первого раза ребёнок не смог повторить все фразы, читаем ещё раз, можно сделать и третью попытку.

Оценка в баллах:

1 балл: отказывается от выполнения задания, не принимает условия выполнения задания.

2 балла: путается в грамматических конструкциях, с трудом понимает и воспроизводит текст.

3 балла: понимание текста неполное, воспроизведение частичное.

4 балла: понимание текста, фразы воспроизведены не полностью, но с близким по смыслу значением.

5 баллов: четкое понимание текста, понимание грамматических конструкций, запомнил фразы и практически дословно воспроизвёл их.

  1. Методика: «Чтение стихов, потешек»

Цель: выявление особенностей мнемических процессов (прочность, точность запоминания и полнота воспроизведения).

Проведение обследования: ребёнку предлагается прочитать любимое стихотворение наизусть.

Оценка в баллах:

1 балл: воспроизводит с грубыми неточностями. Смысловое содержание мало доступно или не доступно вообще.

2 балла: воспроизводит с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом.

3 балла: незначительные неточности при воспроизведении. Смысл стихов улавливает.

4 балла: стихи читает, улавливает их смысл, передаёт ритмический рисунок без выразительного оттенка.

5 баллов: выразительно читает стихи и потешки наизусть, проявляет интерес, с удовольствием воспроизводит смысловой материал.

Низкий уровень (1 балл)

Объём памяти резко снижен (зрительная в пределах 1-2 образов, слуховая – 1-2 слова). Процесс запоминания не выражен или избирателен. Воспроизведение с грубыми неточностями. Смысловое содержание мало доступно или не доступно вообще. Память непроизвольная.

Ниже среднего (2 балла)

Объём памяти низкий (зрительная в пределах трёх образов, слуховая – 4-5 слов). Медленное запоминание, непрочное, быстрое забывание. Воспроизведение с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом, воспроизводит с внешней помощью. Произвольность памяти низкая.

Средний (3 балла)

Объём памяти несколько снижен (зрительная в пределах четырёх образов, слуховая – 6-7). Недостаточная быстрота и прочность запоминания, быстрое забывание. Незначительные неточности при воспроизведении. Запоминает простое смысловое содержание. Произвольность памяти снижена.

Выше среднего ( 4 балла)

Объём памяти достаточный (зрительная до пяти образов, слуховая – 8-9 образов). Хорошая быстрота и прочность запоминания. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.

Высокий уровень (5 баллов)

Широкий объём памяти (зрительная 6-7 образов, слуховая – десять слов). Точное и прочное запоминание. Полнота воспроизведения. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.

Мышление

Параметры оценки: мыслительные операции (анализ, синтез, исключение, обобщение, группировка, сравнение). Логичность, самостоятельность.

  1. Методика: «Классификация картинок по функциональному назначению»

Цель: выявление способности исключать и обобщать на основе выделения существующих признаков объектов.

Проведение обследования: взрослый кладёт перед ребёнком на стол картинку с изображением одежды (пальто)так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды (чашки) и кладет на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд )параллельный первому). После этого взрослый берёт картинку с изображением шапки, спрашивает у ребёнка, положить её под изображением пальто или чашки, и сам кладёт под изображение пальто. Картинку с изображением ложки располагают под изображением чашки. После этого ребёнку последовательно (по одной) дают в руку картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориентировался на порядок предъявления. После того, как ребёнок разложит картинки его спрашивают: «Расскажи, какие в этом ряду, а какие в другом», то есть выявляется умение ребёнка обобщать и выражать в словесной форме свои действия.

Оценивается: понятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки.

Оценка в баллах:

1 балл: не понимает условия задачи, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла: принимает задание, выполняет классификацию без учета основного признака, раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд; потом в другой.

3 балла: принимает задание, выполняет классификацию, нуждается в помощи при аргументации выбора.

4 балла: принимает и понимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, но не может обобщить в речевом плане принцип группировки.

5 баллов: принимает и понимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, может обобщить в речевом плане.           

                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                       

  1. Методика: «Группировка картинок по способу действия»

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: 8 пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать.

Проведение обследования: взрослый кладёт перед ребёнком рядом 2 картинки: на одной шарик с верёвочкой, на другой шарик без верёвочки. Затем ребенку показывают картинку с изображением флажка с древком, спрашивают: «Куда его надо положить?» - и сам кладёт под изображение шарика с верёвочкой. Картинку с изображением флажка без древка кладут под изображение шарика без верёвочки. После этого ребёнку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребёнка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие во втором, то есть выясняют, может ли он обобщить принцип группировки в речевом плане.

Оценивается понятие задания, умение работать по образцу, умение вычленять принцип группировки в речевом плане.

Оценка в баллах:

1 балл: не понимает условия задачи, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла: принимает задание, выполняет классификацию без учета основного принципа.

3 балла: принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но с помощью раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может.

 4 балла: принимает задание, выполняет классификацию с учетом основного принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом плане.

5 баллов: принимает задание, выполняет классификацию с учетом основного принципа,  может обобщить принцип группировки в своих высказываниях.

  1. Методика: «Нелепицы»

Цель: выявление уровня понимания ребёнком логических связей и закономерностей окружающего, умения логически рассуждать.

Оборудование: картинка с изображением нескольких нелепых ситуаций с животными.

Проведение обследования: ребёнку показывают картинку: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте если неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему не так, как на самом деле должно быть?»

Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время рассматривания картинки и выполнения задания ограничено 3-мя минутами.

Оценка в баллах:

1 балл: успел обнаружить меньше 4 из 8 имеющихся нелепиц.

2 балла: не успел заметить 1-4 из имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

3 балла: заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них не успел до конца объяснить или сказать как на самом деле должно быть.

4 балла: заметил все нелепицы, но 3-4 из них не успел до конца объяснить или сказать как на самом деле должно быть.

5 баллов: за 3 минуты заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, удовлетворительно объяснил, что не так и как должно быть.

  1. Методика: «Сравни предметы»

Цель: выявление умения выделять признаки сходства и различия предметов и явлений.

Оборудование: картинка с изображёнными предметами.

Проведение обследования: ребёнку показывают картинку и просят сказать, что общего между предметами и чем они отличаются друг от друга.

Оценка в баллах:

1 балл: задание не выполняет.

2 балла: затрудняется в сравнении предметов, заменяет его описанием.

3 балла: выделяет явные различия между объектами, выделение сходства вызывает затруднения.

4 балла: выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами.

5 баллов: выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами и явлениями.

Низкий (1 балл)

Мыслительные операции не сформированы. При исключении, группировке пользуется случайным выбором. Обобщающие понятия отсутствуют. Не понимает простейших причинно-следственных связей, закономерностей.

Ниже среднего (2 балла)

Исключает, обобщает, группирует, опираясь на несущественные признаки предметов и явлений, не может объяснить свой выбор. Затрудняется в сравнении предметов (заменяет его описанием). Аналитико-синтетические навыки не сформированы, не способен к установлению простейших причинно-следственных связей, высказывает бессмысленные суждения. Мышление непроизвольное. Действует только на наглядном уровне. Понимание скрытого смысла выражений и изображений недоступно.

Средний уровень (3 балла)

Не всегда может выделить существенные признаки предметов и явлений, иногда обобщает по ситуативным или функциональным признакам. Исключает, обобщает и группирует в «грубом» подборе объектов, нуждается в помощи при аргументации выбора. Выделяет явные различия между объектами (выделение сходства вызывает затруднения). Способен к элементарному анализу и синтезу, установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений с внешней помощью. Навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые. Слабовыраженная способность к установлению элементарных умозаключений. Мышление несамостоятельное.

Выше среднего (4 балла)

Исключает, обобщает, группирует на основе выделения существенных признаков, но не всегда может аргументировать свой выбор. Испытывает затруднения в тонкой дифференцировке. Выделяет ярко выраженные сходства и различия между предметами и явлениями. Имеет аналитико-синтетические навыки, устанавливает распространённые причинно-следственные связи и закономерности. Навыки мыслительной деятельности достаточно устойчивые. Умеет, строит элементарные умозаключения. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений. Мышление самостоятельно не всегда.

Высокий уровень (5 баллов)

Исключает, обобщает, группирует на основе существенных признаков, аргументирует свой выбор. Способен к тонкой диффернцировке. Выделяет сходства и различия между предметами и явлениями. Имеет хорошие аналитико-синтетические способности, устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. Понимает скрытый смысл выражений и изображений. Умеет строить простые умозаключения. Мышление самостоятельное и произвольное. Навыки мыслительной деятельности устойчивые.

Произвольное воображение

  1. Методика: «Дорисуй до реального предмета»

Цель: выявить уровень развития обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов воображения.

Оборудование: лист бумаги, на котором нарисовано два круга цветными фломастерами.

Проведение обследования: ребёнку дают лист бумаги и просят его дорисовать эти фигуры, чтобы получились два разных предмета.

Оценивается: принятие и понимание задания, отношение (заинтересованность) к выполнению задания, анализ рисунков.

Оценка в баллах:

1 балл: принимает задание, но не понимает его условий, пытается изображать свои предметы, либо чиркает.

2 балла: принимает задание, но не понимает его условий, пытается изображать свои предметы, либо чиркает.

3 балла: принимает задание, понимает его условия, с помощью может нарисовать только один предмет.

4 балла: принимает задание, понимает его условия, с помощью может нарисовать только один предмет, либо два одинаковых.

5 баллов: принимает задание, понимает его условия, рисует два предмета, используя цветные фломастеры.

Низкий уровень (1 балл)

Не воссоздает или неправильно воссоздает незаконченные образы. Не способен воссоздать целое по части. Механически рассказывает или пересказывает выделенные сюжеты с одним персонажем.

Средний уровень (3 балла)

Правильно воссоздает незаконченные образы. Создаёт, но не всегда вербализирует новые образы. Способен воссоздать целое по части в процессе хаотических проб. Составляет небылицы, сказки, рассказы со значительноё внешней помощью. Сюжеты типичны, образы однообразны.

Высокий уровень (5 баллов)

Воссоздает незаконченные образы (изображения, выражения). Создаёт и вербализирует образы. Способен воссоздать целое из частей (по части). Самостоятельно составляет небылицы, рассказы, сказки. Отмечается необычность, оригинальность сюжетов, образов, разнообразие образов.

Представление о ближайшем окружении, об окружающем мире.

Тестовая беседа

  1. Назови своё имя, фамилию.
  2. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь когда вырастешь: тётей или дядей?
  3. Сколько тебе лет?
  4. Где ты живёшь?
  5. С кем ты живёшь? Кто ты брату, маме, бабушке, и т.д.?
  6. Как зовут маму и папу?
  7. Кем работают мама и папа?
  8. Как называется город, в котором ты живёшь?
  9. Для чего человеку нужны: глаза, уши, рот?
  10. В какое время появляются листья на деревьях (идёт снег)?
  11. Когда люди спят? Когда делают зарядку?
  12. Назови животных которых ты знаешь?
  13. Каких птиц ты знаешь?
  14. Что остаётся на земле после дождя?
  15. Что делает врач, повар, продавец?
  16. Кто больше: корова или собака?
  17. Кто меньше: птица или пчела?
  18. Сколько лап у кошки, у петуха?
  19. Какого человека называют хорошим? Плохим?
  20. Чем ты любишь заниматься?

Оценка результатов:

Высокий уровень (5 баллов) – 15-18 вопросов.

Выше среднего (4 балла) – 12-14 вопросов.

Средний уровень (3 балла) – 9-11 вопросов.

Ниже среднего (2 бала) – 5-8 вопросов.

Низкий уровень (1 балл) – 4 и меньше вопросов.

                                                                                                               

Знание основ арифметики

Параметры оценки: навыки счёта, арифметические действия, сравнение чисел.

Низкий уровень (1 балл)

Считает в ограниченном пределе. Счёт неосознанный. Сравнивает контрастные множества с помощью взрослого. Арифметические действия мало доступны. Не соотносит числа с цифрами, арифметические знаки не понимает и не принимает.

Средний уровень (3 балла)

Навыки счёта неустойчивые. Счёт больше механический. Порядковый счёт в малом пределе. Сравнивает множества путём пересчёта. Сравнивает числа в небольшом интервале. Выполняет арифметические действия только 1, используя пальцы и др. знает арифметические знаки, цифры, но слабо оперирует ими. Составляет арифметические задачи на наглядной основе с помощью взрослого.

Высокий уровень (5 баллов)

Считает в прямом и обратном порядке. Счёт осознанный. Владеет порядковым счётом. Сравнивает множества и числа. Выполняет арифметические действия, знает цифры и оперирует ими, а также арифметические знаки. Самостоятельно составляет и решает устные арифметические задачи.

Эмоционально-волевая сфера

Параметры оценки: произвольность деятельности, отношение к оценке, результату, школьная мотивация.

Низкий уровень ( 1 балл)

Не способен сдерживать непосредственные побуждения, выполнять учебные правила. Не удерживает цель. Безразличен к результату и оценке. Отказывается от деятельности при наличии трудностей. Деятельность непроизвольна. Не способен действовать без внешней стимуляции. Школьная мотивация отсутствует. Характерны различные нарушения эмоционально-волевой сферы (аффективный фон настроения, эйфоричность, негативизм и т.д.)

Средний уровень ( 3 балла)

Для сдерживания непосредственных побуждений и выполнения учебных правил требуется внешний контроль и стимуляция. Неспособен длительно удерживать цель. Не выражено стремление к достижению результата и преодолению трудностей. Использует внешние средства мобилизации волевых усилий (закрывает глаза, берётся за голову…). Неустойчивая заинтересованность в оценки и результате. Слабые навыки самоконтроля. Неосознанное отношение к позиции школьника (затрудняется в мотивации). Не всегда адекватно реагирует на ситуации. Может застревать в определенном эмоциональном состоянии.

Высокий уровень (5 баллов)

Выполняет учебные правила, умеет сдерживать свои непосредственные побуждения. Длительно удерживает цель, стремится к достижению результата, преодолению трудностей. Заинтересован в оценке и результате. Владеет самоконтролем. Проявляет эмоционально-положительное отношение к позиции школьника. Адекватно реагирует на ситуации, способен гибко переключатся из одного эмоционального состояния в другое, сопереживать.

Моторика

  1. Методика: «Изобрази животное»

Цель: выявление особенностей крупной моторики, умение выразительно передавать образы в движении, мимике, пантомимике.

Оценка результатов:

Низкий уровень ( 1 балл): движения бесцельные, непродуктивные, наблюдается их обилие или заторможенность, напряжённость, инертность, импульсивность. Переключение и смена позы в соответствии с заданием малодоступны. Мимика вялая, или гримасничанье. Взгляд малоосмысленный. Могут наблюдаться физические дефекты (подрагивание, хромота, нарушение координации движений).

Средний уровень ( 3 балла): движения недостаточно координированные. Снижена целенаправленность движений. Переключение и смена позы в соответствии с заданием затруднено. Мимика маловыразительная. Взгляд не заинтересованный.

Высокий уровень ( 5 баллов): движения свободные и непринуждённые, продуктивные, целенаправленные. Лёгкое переключение и смена позы в соответствии с заданием. Мимика живая, выразительная. Взгляд прямой, открытый, заинтересованный.

  1. Методика: «Зашнуруй»

Цель: выявление особенностей мелкой моторики, определение уровня развития зрительно-моторной координации.

Оборудование: два домика с дырочками, шнурками.

Проведение обследования: ребёнка просят зашнуровать, как на образце.

Оценивается: соответствие образцу.

Оценка в баллах:

1 балл: задание принимает, но не может воспроизвести образец.

3 балла: незначительные искажения, осуществляется незначительный зрительный контроль.

5 баллов: точное и правильное воспроизведение образца, зрительный контроль достаточный.

Низкий уровень (1 балл)

Нарушена точность движения рук и координация. Не удерживает карандаш, ножницы, может наблюдаться тремор кисти.

Средний уровень (3 балла)

Незначительно нарушена точность движения рук и согласованность движений обеих рук. Снижена зрительно-моторная координация. Наблюдаются нарушения мышечного тонуса кисти (гипотонус, гипертонус, тремор) и как следствие – трудности при пользовании ножницами, карандашом, ручкой.

Высокий уровень ( 5 баллов)

Точность движений рук, согласованность движений обеих рук. Развита зрительно-моторная координация. Нормальный мышечный тонус кисти. Умеет правильно держать карандаш, ножницы, ручку.

Протокол обследования

Цветовое обозначение уровней развития психических процессов

  1. низкий уровень
  2. ниже среднего
  3. средний уровень
  4. высокий уровень

Беседа:

представления о себе___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

семья__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

домашние и дикие животные______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

профессии_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

растения__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

времена года______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние психических процессов

Восприятие

       Методика: «Цветные кубики» (цвета)

задание____________________________________________________________________ условие задачи______________________________________________________________ помощь____________________________________________________________________ выполнение_____________________________________________________________________  Методика: «Коробка форм» (формы) задание____________________________________________________________________ условие задачи______________________________________________________________ помощь____________________________________________________________________

выполнение______________________________________________________________________Методика: «Назови знакомые фигуры» (формы)  задание____________________________________________________________________ условие задачи______________________________________________________________ помощь____________________________________________________________________ выполнение_______________________________________________________________________Методика: «Включение в ряд» (величины) задание____________________________________________________________________ условие задачи______________________________________________________________ помощь____________________________________________________________________ выполнение______________________________________________________________________Методика: «Определи правую и левою сторону» (пространственная ориентировка в схеме собственного тела) задание____________________________________________________________________ условие задачи______________________________________________________________ помощь____________________________________________________________________ выполнение_______________________________________________________________________Методика: «Положи верно» (пространственная ориентировка на листе бумаги) задание____________________________________________________________________ условие задачи______________________________________________________________ помощь____________________________________________________________________ выполнение_____________________________________________________________________ Методика: «Что в мешочке» (целостность восприятия) задание____________________________________________________________________ условие задачи______________________________________________________________ помощь____________________________________________________________________ выполнение_______________________________________________________________________Методика: «Разрезные картинки» (целостность восприятия) задание____________________________________________________________________ условие задачи______________________________________________________________ помощь____________________________________________________________________ выполнение_______________________________________________________________________Методика: «Какие предметы спрятаны в рисунке» (целостность восприятия) задание____________________________________________________________________ условие задачи______________________________________________________________ помощь____________________________________________________________________ выполнение_______________________________________________________________________

Восприятие___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внимание

Методика: «Кто спрятался в лесу» (объем)

задание____________________________________________________________________ условие задачи______________________________________________________________ помощь____________________________________________________________________ выполнение__________________________________________________________________________Методика: «Найди отличия» (концентрация) задание____________________________________________________________________                    условие задачи______________________________________________________________   помощь____________________________________________________________________   выполнение_________________________________________________________________________ Методика: «Найди и вычеркни» (устойчивость, переключение, распределение) задание____________________________________________________________________                  условие задачи______________________________________________________________ помощь____________________________________________________________________ выполнение_________________________________________________________________________ Внимание______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Память:                                                                                                                                          Методика: « Десять слов» (слуховая)  задание____________________________________________________________________                    условие задачи______________________________________________________________  помощь____________________________________________________________________ выполнение__________________________________________________________________________Методика: «Положи картинки в первоначальном порядке» (зрительная) задание____________________________________________________________________                условие задачи______________________________________________________________  помощь____________________________________________________________________ выполнение__________________________________________________________________________Методика: «Повтори предложение» (смысловая) задание____________________________________________________________________         условие задачи______________________________________________________________ помощь____________________________________________________________________ выполнение__________________________________________________________________________

Память________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Мышление                                                                                                                                                               Методика: «Классификация картинок по функциональному назначению» (классификация, обобщение по существенным признакам) задание____________________________________________________________________                     условие задачи______________________________________________________________ помощь____________________________________________________________________ выполнение__________________________________________________________________________Методика: «Группировка картинок по способу действия» (уровень наглядно-образного мышления) задание____________________________________________________________________                   условие задачи______________________________________________________________   помощь____________________________________________________________________   выполнение_________________________________________________________________________ Методика «Нелепицы» (логическое рассуждение, закономерность окружающего) задание____________________________________________________________________                  условие задачи_____________________________________________________________ помощь____________________________________________________________________ выполнение__________________________________________________________________________Методика: «Сравни предметы» (сходства и различия) задание____________________________________________________________________                 условие задачи______________________________________________________________ помощь____________________________________________________________________ выполнение__________________________________________________________________________

Мышление_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Воображение                                                                                                                                                                 Методика: «Дорисуй до реального предмета» задание____________________________________________________________________                        условие задачи______________________________________________________________ помощь____________________________________________________________________ выполнение__________________________________________________________________________Воображение______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Моторика                                                                                                                                                                        Методика: «Изобрази животное»                                                                                                                              Методика: «Зашнуруй» задание____________________________________________________________________                 условие задачи______________________________________________________________ помощь____________________________________________________________________ выполнение__________________________________________________________________________Математика

  1. посчитай до 5___________________________________________________________
  2. отсчёт_________________________________________________________________
  3. сравни два множества_____________________________________________________
  4. уравнять двумя способами_________________________________________________
  5. покажи части суток_______________________________________________________

Эмоционально-волевая сфера

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание.

  1. Восприятие:

  1. Методика: «Цветные кубики» ;
  2. Методика: «Коробка форм» (Венгер);
  3. Методика: «Назови знакомые фигуры»;
  4. Методика: «Включение в ряд»;
  5. Методика: «Определи правую и левую сторону»;
  6. Методика: «Положи верно»;
  7. Методика: «Сложи картинку».

  1. Внимание:

  1.  Методика: «Кто спрятался в лесу»;
  2.  Методика: «Найди отличия»;
  3. Методика: «Найди и вычеркни» (Лиепинь).

  1. Память:
  1. Методика: «Десять слов»;
  2. Методика: «Положи картинки правильно»;
  3. Методика: «Повтори предложение»;
  4. Методика: «Чтение стихов, потешек».
  1. Мышление:

  1. Методика: «Классификация картинок по функциональному назначению»;
  2. Методика: «Группировка картинок по способу действия»;
  3. Методика: «Нелепицы»;
  4. Методика: «Сравни предметы».

  1. Произвольное воображение:
  1. Методика: «Дорисуй до реального предмета»

  1. Представление о ближайшем окружении, об окружающем мире. Тестовая беседа.
  2. Знание основ арифметики.

  3. Эмоционально- волевая  сфера.

  4. Моторика.

  1. Методика: «Изобрази животное»;
  2. Методика: «Зашнуруй».

  1.  Протокол обследования.

  1.  Психологическое заключение.

Приложение.



Предварительный просмотр:

Карта психолого-педагогического обследования                                                                           на определение уровня готовности к обучению в школе

ФИО ребёнка

Дата рождения

Дата обследования

1. Психологическая и социальная готовность

а) Желание идти в школу:

  1. ребенок хочет идти в школу;
  2. особого желания идти в школу нет;
  3. идти в школу не хочет.

б) Учебная мотивация:

  1. осознает важность и необходимость учения, цели учения приобрели (или приобретают) самостоятельную привлекательность;
  2. цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения;
  3. цели учения не осознаются и ничего привлекательного в школе не видит.

в) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

  1. достаточно легко вступает в контакт, понимает ситуацию правильно, воспринимает ее смысл и адекватно ведет себя;
  2. контакты в общении затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватно;
  3. ребенок плохо вступает в контакт, сильные затруднения в общении и понимании ситуации.

г) Организованность поведения:

  1. поведение организованное;
  2. поведение недостаточно организованное;
  3. поведение неорганизованное.

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций

а) Фонематический слух и артикуляционный аппарат:

  1. нарушений в фонематическом строе речи нет, звукопроизношение четкое, речь правильна, отчетлива;
  2. в фонематическом строе речи и произношении звуков есть нарушения, необходимо обследование логопеда;
  3. ребенок косноязычен, необходимо наблюдение логопеда.

б) Мелкие мышцы руки:

  1. рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом и ножницами;
  2. рука развита недостаточно хорошо, карандашом и ножницами ребенок работает с напряжением;
  3. рука развита плохо, карандашом и ножницами работает тоже плохо.

в) Пространственная ориентация, координация движений и телесная ловкость:

  1. ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;
  2. отмечаются отдельные признаки недоразвития пространственной ориентации, координации движений, недостаточно ловок;
  3. ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, ребенок неуклюж и малоподвижен.

г) Координация в системе «глаз-рука»:

  1. ребенок может правильно перенести зрительный образец на расстоянии, т.е. с классной доски;
  2. графический образ переносится в тетрадь с небольшими искажениями;
  3. при переносе образа наблюдаются грубые нарушения.

д) Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах и картинках с множеством контуров):

  1. объем соответствует показателям возрастной группы;
  2. объем ниже средних показателей возрастной группы;
  3. объем намного ниже средних показателей возрастной группы.

3. Развитие познавательной деятельности

а) Кругозор:

  1. представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране или городе, в котором живет, о животных и растениях, о временах года;
  2. представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;
  3. кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем бессистемны и отрывочны.

б) Развитие речи:

  1. речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
  2. речь «бедна», ребенок затрудняется в поиске слов, выражений, мыслей, встречаются отдельные грамматические погрешности, речь недостаточно выразительна;
  3. слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок, нарушены согласования в числе и падеже, порядок слов, предложения не закончены.

в) Развитие познавательной активности и самостоятельности:

  1. ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах;
  2. ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется дополнительная внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;
  3. уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.

г) Сформированность интеллектуальных умений:  анализ, сравнение,                                                                                                              

           обобщение, установление закономерностей

  1. ребенок определяет содержание, смысл, в том числе и скрытый, анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает различие при сравнении, обнаруживает закономерные связи;
  2. все задания на определение сформированности интеллектуальных умений выполняются при стимулирующей помощи взрослого;
  3. задания выполняются с организующей и направляющей помощью взрослого, освоенный способ деятельности ребенок может перенести на выполнение сходного задания;
  4. при выполнении заданий необходима обучающая помощь, которая при этом воспринимается с трудом, освоенный способ деятельности самостоятельно не переносится на другие задания.

д) Произвольность деятельности:

  1. ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат и сам преодолевает трудности. Возникающие в ходе работы;
  2. ребенок выбирает средства для намеченного плана, но при этом часто отвлекается в процессе деятельности и трудности преодолевает при психологической поддержке;
  3. деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, организующая и направляющая помощь малоэффективна.

е) Контроль деятельности:

  1. результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с заданной целью;
  2. результаты усилий ребенка частично соответствуют цели и сам ребенок не может увидеть это неполное соответствие;
  3. результаты усилий совсем не соответствуют цели, и ребенок не видит этого несоответствия доже при помощи взрослого.

ж) Темп деятельности:

  1. соответствует средним показателям возрастной группы;
  2. ниже средних показателей;
  3. намного ниже средних показателей.

Заключение о готовности ребенка к школе

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог – психолог Оганова В. В._________________________



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ.

Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________________

Дата рождения ______________________________________________________

I. Актуальное развитие.

1. Зрелость ребенка:

- зрелый

- конфликт паспортного и психофизического возраста (задержка психического развития)

- опережающее развитие

2. Состояние моторики:

а) крупная ________________________________________________________

б) мелкая _________________________________________________________

II. Состояние высших психических функций.

1. Ощущение и восприятие:

      а) сформированность представлений о цвете и оттенках

               - сформированы

              - сформированы недостаточно

               - не сформированы

       б) ориентация в пространстве

              - ориентируется

              - недостаточно ориентируется

               - не ориентируется

 2.  Внимание:

- устойчивое

- неустойчивое

- истощаемое

  1. Память:

- хорошая

- снижение памяти

- выпадения

          4. Мышление:

        а) понимание словесной инструкции____________________________________

        б) понимание элементарных понятий___________________________________

        в) установление последовательности событий____________________________

г) установление пространственно-временных и причинно-следственных                    отношений__________________________________________________________

д) выделение существенных признаков__________________________________

ж) понимание переносного и скрытого смысла____________________________

III. Особенности личности.

  1. Состояние эмоциональной сферы (нужное подчеркнуть):

- спокойное

- повышенная раздражительность

- слезливость

- аффективность

- депрессия

- легкий переход от пониженного настроения к повышенному

  1. Характерологические особенности личности:

а) способность  к сотрудничеству

    самостоятельный – несамостоятельный

    терпеливый – нетерпеливый

   внушаемый – невнушаемый

   реактивный – выжидающий

   понятливый – непонятливый

   внимательный – рассеянный

   постоянный – непостоянный

   инициативный – неинициативный

б) настроение и социабельность (нужное подчеркнуть)

   довольный - недовольный

   серьезный - легкомысленный

   спокойный – вспыльчивый

   веселый – грустный

   дисциплинирован – недисциплинирован

   добросовестный - недобросовестный

в) самооценка

   - высокая

   - средняя

   - низкая

г) реакция на выполнение заданий (нужное подчеркнуть)

   - успешность поощряет

   - неуспешность отталкивает

   - уступчивый/амбициозный

   - важно/неважно качество оценки

д) направленность личности

    альтруистичность_____________________________________________

    коммуникативность___________________________________________

    сфера проявления интересов ребенка_____________________________ _____________________________________________________________

  1. Нарушения поведения:

- нарушения отсутствуют

- неусидчивость

- непослушание

- драчливость

- другое ______________________________________________________

  1. Межличностные отношения:

а) статус в коллективе

   - лидер

   - предпочитаемый

   - отвергаемый

   - изолированный

б) тип отношений

   - конфликтует

   - ищет компромисс

Заключение психолога _______________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Педагог – психолог Оганова В. В. ________________________

Дата ___________________________



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА УЧАЩЕГОСЯ

Школы                                         класса                                                 

Фамилия, имя                                                                                         

Число, месяц, год рождения                                                                         

Имя, отчество родителей                                                                                 

                                                                                                        

Причина обращения                                                                                 

Общая характеристика деятельности ребенка в школе

Сформированность учебных навыков (итоговые оценки по основным предметам)                                                                                                                         

Характерные ошибки при письме, чтении, счете                                                                                                                                                                

Освоение норм поведения                                                                                 

Социальные контакты: сверстники                                                                 

Взрослые                                                                                                

Учебная мотивация                                                                                        

Общая оценка ребенка в ситуации обследования                                                                                                                                                                                                                                                                

Особенности латерализации______________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                              Работоспособность                                                                                        

Особенности развития психических функций

Сформированность функций программирования и контроля                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Развитие моторных функций (динамическая организация движений, кинестетическая организация движений)                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Сформированность пространственных представлений                                                                                                                                                                                                                                                                 

Восприятие (зрительное и слуховое)                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Внимание                                                                                                                                                                                                         

Память (слухо - речевая, зрительная)                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Мышление                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Речь                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Личностные характеристики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Заключение психолога                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Рекомендации по коррекционной  работе                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Подпись                                        

Дата                                                

 

Характерные ошибки при письме, чтении и счете:

- пропуск букв, их замена; частые ошибки, неаккуратное выполнение задания, много исправлений, зачеркиваний;

- грубые ошибки, связанные с плохим усвоением грамматических правил, большое их количество;

- ошибки при написании отдельных элементов букв, слов, цифр;

- нарушение произношения звуков, смешение близких по произношению звуков;

- ошибки при чтении сложных слов, рассказов; угадывание слова по первым буквам; понимание смысла прочитанного;

- ошибки при устном счете; ошибки при выборе действия.

Учебная мотивация:

- отсутствие инициативы в сфере познания (инфантилизм, выраженность детских интересов, избегание усилие);

- слабая ориентация на оценку, отсутствие переживаний по поводу школьных неудач;

- сниженный уровень притязаний, нестойкость мотивации;

- крайне низкая направленность на познавательную деятельность.

Общая оценка ребенка в ситуации обследования:

- описание поведения ребенка (напряженность, скованность, равнодушие, высокая отвлекаемость);

- умение войти в контакт (ориентированность на совместную работу-отказ от деятельности);

- понимание и принятие заданий;

- анализ особенностей эмоциональной сферы (повышенный или пониженный фон настроения, эмоциональная возбудимость – холодность, безучастность);

- наличие страхов, тиков, навязчивых движений, заикания, быстрой речи.

Темп работы и работоспособность:

- замедленность темпа психической деятельности;

- низкая продуктивность работы (малый объем выполнения задания);

- повышенная утомляемость, истощаемость;

- сниженная интеллектуальная продуктивность;

- колебания функционального состояния в процессе обследования (ухудшение - улучшение).

Анализ развития психических функций

Сформированность функций программирования и контроля:

- самостоятельное выполнение предлагаемых заданий; со зрительной опорой; с использованием речи;

- возможность самостоятельного исправления допущенных ошибок;

- эффективность переключения при ломке выработанного стереотипа;

- потеря смысла инструкции по мере выполнения задания;

- недоступность выполнения задания

Развитие моторных функций (динамическая и кинестетическая организация движений):

- усвоение программы с первого (второго) показа, совместно, по речевой инструкции;

- сбои, персеверации, сужение программы, инертный стереотип;

- ошибки при межполушарном переносе движения, замена движений, элементов, пальцев, зеркальность;

- нарушение координации, изолированность движений; пространственно-кинестетические ошибки;

- недоступность выполнения.

Пространственные отношения:

- пространственные ошибки (путает правую и левую руку), но самостоятельно их исправляет;

- инертность движений; грубые нарушения воспроизведения;

- искажение фигур и их частей в графических пробах, возможность исправления ошибок (самостоятельно, после наводящих вопросов, совместно с психологом);

- замену предлогов при определении взаимоотношений объектов в пространстве;

- недоступность выполнения заданий.

Восприятие:

- нарушения зрительного восприятия (зеркальность, фрагментарность, высокая импульсивность, нарушение номинативной функции речи);

- нарушения слухового восприятия (ошибки при воспроизведении ритмов, искажение структуры ритма в ходе его выполнения); инертный стереотип;

- забывание заданного ритма (слабость акустических следов);

- трудности выполнения ритмов по инструкции (нарушения произвольной функции движений).

Внимание:

- ограниченный объем – малое количество просмотренных знаков (трудности сосредоточения, наличие флуктуаций; быстрая утомляемость);

- низкая способность к переключению и распределению внимания – обилие ошибок при выполнении заданий (подвижность – инертность нервных процессов, истощаемость).

Память слухо-речевая:

- ограниченный объем кратковременной памяти;

- количество и характер допущенных ошибок (новые слова, побочные ассоциации, нарушения порядка слов);

- низкая продуктивность отсроченного воспроизведения;

- инертность речевых следов.

Память зрительная:

- число удержанных стимулов;

- количество и характер допущенных ошибок (пространственные ошибки, искажение фигур, изменение порядка, реверсия);

- грубые ошибки при воспроизведении фигур (незрелость зрительно-пространственных операций, нарушение программирования и контроля);

Мышление:

- уровень развития обобщений (в наглядно-дейтсвенном и речевом планах);

- сформированность логического мышления (понимание последовательности событий, установление связей и отношений между понятиями, критичность);

- динамика мыслительной деятельности (скачки, инертность, соскальзывание), самостоятельность, инициативность;

- недоразвитие умственного плана действий (речь улучшает – не улучшает выполнение).

Исследование речевых функций:

Экспрессивная речь:

- задержка формирования моторного праксиса, выраженного в нечеткости произношения;

- недостатки фонематического слуха (путает парные фонемы);

- выраженность речевой активности (слабая, адекватная, чрезмерная);

- малый словарный запас, низкая степень развернутости ответа;

- трудности в подборе слов и их употреблении; построении фраз; пересказе;

- наличие аграмматизмов.

Импрессивная речь:

- нарушение понимания действий, производимых с предметами;

- трудности понимания сложных речевых высказываний, логико-грамматических конструкций;

Ассоциативная речь:

- количество ассоциаций, скорость их образования, соответствие ключевому слову.

Личностные характеристики:

Общительность-замкнутость; уверенность в себе - неуверенность в себе; склонность к лидерству – уступчивость, покорность; склонность к риску, беспечность – осторожность, осмотрительность; добросовестность – безответственности; социальная смелость – робость, застенчивость; самостоятельность – независимость от внешних оценок – чувствительность; зависимость от других; тревожность – спокойствие; хорошее понимание социальных нормативов, высокий самоконтроль – низкий самоконтроль; расслабленность – напряженность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на б...

Программа по организации физкультурно-оздоровительной работы «Я в мире спорта» для воспитанников 1-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида

Данная программа позволит систематизировать и углубить знания о здоровом образе жизни, заинтересовать учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочно...

Урок математики в 3 классе специальной (коррекционной) школе- интернат VIII вида

Материал подобран в соответствии с ограниченными возможностями здоровья детей....

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края

Урок рзработан для уточнения  и закрепления  знаний учащихся о  лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...

программа психологической коррекции при адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида «Первоклассник»

Первый класс  – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...

План воспитательной работы на 2013-2014 уч.г. 2 класс школы-интерната VIII вида №1 г.Красного Сулина

В своем в воспитательном плане, я выделяю следующие пункты работы: 1. Введение.2. Психолого-педагогическая характеристика класса.3. Воспитательные цели и задачи.4. Воспитательная работа с классным кол...