Учебно-методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
материал по теме

Программа психологического сопровождения рассчитана на  10 лет  обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Психологическое сопровождение, в соответствии  с программой, носит системный характер ежедневной деятельности школьного психолога, организационно закреплено в перспективных и текущих планах работы педагогического коллектива школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psihol._soprovozhd_new.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

33,0Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 565

Кировского района  Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕН

     на Педагогическом совете

     от 31.08.2011, протокол № 1


УТВЕРЖДАЮ


     Директор школы № 565________________

                                              С.М. Виноградов

ПРОГРАММА

специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы (VIII) вида № 565

для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

(1-10 классы)

Программа комплексного психологического сопровождения обучающихся

с умеренной умственной отсталостью,  специального (коррекционного) образовательного учреждения.

                                                   Составитель:

 педагог-психолог  Егорова И.Н.

Санкт-Петербург

2012


Оглавление

Программа психологического сопровождения обучающихся с умеренной умственной отсталостью        

Цель        

Задачи        

Принципы        

Реализуемые направления психологического сопровождения        

Наполненность психологического сопровождения.        

Плановая включенность коррекционно-развивающей и диагностической работы        

Плановая включенность консультационной и просветительской работы.        

Методическое обеспечение диагностического направления в сопровождении        

Скрининг        

Углубленное исследование        

Методическое обеспечение коррекционно-профилактической и развивающей работы.        

Профилактика и коррекция школьной дезадаптации        

Развитие и коррекция познавательной сферы        

Профилактика и коррекция эмоциональных нарушений        

Развитие психомоторных и сенсорных процессов        

Методическое обеспечение консультативно-просветительского и профилактического направления психологичекого сопровождения        

Консультирование педагогов и специалистов        

Консультирование родителей        

Организационно-методическая документация педагога-психолога в системе сопровождения        

Примерный план работы педагога-психолога на учебный год        

Список литературы        


Программа психологического сопровождения обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Программа психологического сопровождения рассчитана на  10 лет  обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Психологическое сопровождение, в соответствии  с программой, носит системный характер ежедневной деятельности школьного психолога, организационно закреплено в перспективных и текущих планах работы педагогического коллектива школы.

Цель программы

Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи программы

  1. Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития обучающихся;
  2. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий;
  3. Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей обучающихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;
  4. Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
  5. Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.

Принципы построения программы

  1. Личностно-деятельностный принцип – организация деятельности в соответствии с возрастными и личностными особенностями обучающихся;
  2. Принцип гуманизации – предполагает снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого;
  3. Принцип ненанесения ущерба – предполагает такую организацию работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не нанесли испытуемому вред здоровью, состоянию или социальному положению;
  4. Принцип развития – перспективное планирование совершенствования полученного результата и извлечение уроков и ошибок;
  5. Принцип оптимальности (компетентности) – требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы;
  6. Принцип сотрудничества – психолог работает в тесном сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса.

Реализуемые направления психологического сопровождения

Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся специалистами школьной ППМС, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.

Носит обширный характер, предусматривается плановая диагностика, которая проводится 2 раз в год - осенью в начале учебного года (сентябрь-октябрь) и весной, в конце учебного года (апрель-май). А также внеплановая диагностика по запросу педагога, родителя или по результатам плановой диагностики.

Проводится диагностика уровня морфологического, функционального и психического развития. Определяется уровень познавательных способностей, развитие речи, эмоционально-волевой сферы, физической и физиологической зрелости, коммуникативные умения и школьная мотивация.

Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп  учащихся.

Коррекционная и развивающая работа проводится с целым ученическим коллективом (классом) или отдельными обучающимися по ведущим направлениям деятельности - психологическая профилактика и коррекция эмоциональных нарушений у детей с умеренной умственной отсталостью, развитие и коррекция психомоторных и сенсорных процессов, коррекция и развитие познавательной сферы у детей с умеренной умственной отсталостью.

Плановая коррекционно-развивающая работа проводится в виде коррекционно-развивающих занятий, в рамках часов школьного компонента. Со школьниками, нуждающимися в специальной коррекционной поддержке, проводится внеплановая работа по результатам диагностики, по запросу.

Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Консультирование проходит в форме индивидуального и группового консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка. Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. Проведение психолого-педагогических консилиумов, которые представляют собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разработать и реализовать общую линию его дальнейшего развития и обучения. Выполнение социально-посреднической работы  психологической службы в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель - родители и др.

Психологическое просвещение педагогов направлено на помощь в организации эффективного процесса предметного обучения школьников с содержательной и методической точек зрения; помощь в построении взаимоотношений с участниками сопровождения, осознание и осмысливание себя в профессии и общении во внутришкольных взаимодействиях.

Психологическое просвещение родителей направлено на формирование положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания, педагогической компетентности.

Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, школьной ППМС службе, педагогических советах, оформлении документации.

Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды)- экспертиза включает в себя анализ рабочих программ учебных предметов, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений в аспекте учета особых образовательных потребностей детей с умеренной умственной отсталостью. Экспертиза и анализ рабочих программ учебных предметов проводится при введении новых для образовательного учреждения программ. Проводится предварительная психологическая оценка программы  (перед ее введением) и заключительная (по итогам  введения). Экспертиза проектов, пособий и образовательной среды проводится в случае производственной необходимости. Оценка профессиональной деятельности специалистов проводится  при приеме на работу (в первый испытательный месяц работы), перед аттестацией педагогического работника (1 раз в 5 лет) и при производственной необходимости и запросе администрации.


Наполненность психологического сопровождения.

Плановая включенность коррекционно-развивающей и диагностической работы.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1 класс

1,2

2,3

2,3

3

2,3

3

3

2,3

1,2

2 класс

1,2

3

3

3

3

3

3

3

1

3 класс

1,2

3

3

3

3

3

3

3

1

4 класс

1,2

3

3

3

3,3

3

3

3

1

5 класс

1,2

3,4

3,4

3,4

2,3,4

3,4

3,4

3,4

1,2

6 класс

1,2

3,4

3,4

3,4

3,4

3,4

3,4

3,4

1

7 класс

1,2

3,4

3,4

3,4

3,4

3,4

3,4

3,4

1

8 класс

1,2

3,4

3,4

3,4

3,4

3,4

3,4

3,4

1

9 класс

1,2

3,4

3,4

3,4

3,4

3,4

3,4

3,4

1

10 класс

1,2

3,4

3,4

3,4

2,3,4

3,4

3,4

3,4

1,2

1 -диагностика

2-профилактика и коррекция школьной дезадаптации

3-развитие и коррекция познавательной сферы

4-профилактика и коррекция эмоциональных нарушений

5-развитие психомоторных и сенсорных процессов


Плановая включенность консультационной и просветительской работы.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1 класс

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

2 класс

1,2

1

1

1,2

1

1

1

1

1,2

3 класс

1,2

1

1

1,2

1

1

1

1

1,2

4 класс

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

5 класс

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

6 класс

1,2

1

1

1,2

1

1

1

1

1,2

7 класс

1,2

1

1

1,2

1

1

1

1

1,2

8 класс

1,2

1

1

1,2

1

1

1

1

1,2

9 класс

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

10 класс

1

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1- консультирование

2- просветительская работа

Методическое обеспечение диагностического направления в сопровождении.

Для реализации программы психологического сопровождения в психологической диагностике используются методы наблюдения (включенного и не включенного), анкетирования, тестирования. Используемые диагностические методики разделены на 2 диагностических пакета- основной и вспомогательный.

Основной диагностический пакет методик включает в себя скрининговые методики и методики для более углубленного и комплексного психологического обследования. В процессе психологического обследования могут быть использованы и другие методики в связи с регулярным пополнением диагностического арсенала, в связи с производственной необходимостью и личными предпочтениями, а также для углубленного психологического обследования (вспомогательный диагностический пакет).

1.Скрининг

Авторский диагностический пакет психологический методик для диагностики детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Егорова И.Н)

Система психологической диагностики отклонений развития детей. (Виноградова А.Д, Коновалова Н.Л., Михаленкова И.А, Посохова С.Т., Хилько А.А, Шипицына Л.М.)


Исследуемые скрининговые показатели

Характеристика психологического статуса

Зрительное восприятие цвета

Зрительное восприятие формы

Импрессивная речь

Экспрессивная речь (внятность, лексика)

Пространственное ориентирование

-в малом окружающем пространстве

-в большом окружающем пространстве

-на листе

-квазипространственные представления

Концентрация внимания

Устойчивость внимания

Переключение внимания

Оперативная слуховая память

Зрительная кратковременная память

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-образное мышление

Словесно-логическое мышление

Умственная работоспособность и темп учебной деятельности

Особенности поведения и общения школьников

-взаимодействие со сверстниками

-взаимодействие с педагогами

-соблюдение социальных и этических норм

-поведенческая саморегуляция

-отношение к себе

Активность и независимость

Особенности мотивационной сферы

Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)

Другие личностные особенности, особенности нервной системы.

В скрининг также входят диагностические срезы:

1. Прием в первый класс

2. Адаптация в начальной школе (1 класс)

3. Переход в среднюю школу (5 класс)

4. Адаптация в средней школе (7класс)

5. Адаптация в старшей школе (9 класс)

2. Углубленное исследование

Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей (Забрамная С.Д., Боровик О.В.

Используется для всестороннего и комплексного углубленного психологического обследования- устанавливается тип нарушения, а также индивидуальные особенности психофизического развития ребенка, его возможности в обучении. Выявления сформированности навыков обучения; общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем, сформированности произвольной деятельности; состояния когнитивных функций, эмоционально-волевой, двигательной сферы (особенно мелкой моторики рук); адекватность поведения…


Методическое обеспечение коррекционно-профилактической и развивающей работы.

Профилактика и коррекция школьной дезадаптации

Работа по данному направлению ведется по двум программам. По модифицированной программе развития адаптационных способностей Плотниковой Н.В. «Хочу и могу». Программа направлена на развитие эмоциональной сферы(1-4классы). Развитие ребенка как субъекта общения (развитие социальных умений и навыков) (5-10 классы). Формирование положительной Я-концепции (5-10классы)

По программе развития основ коммуникации Шипицыной Л.М, Защиринской О.В. «Азбука общения». Программа направлена на развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками, формирование эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим и сверстникам. (1-10 классы).

Развитие и коррекция познавательной сферы

Психологическая работа в данном направлении проводится по программе развития познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии.(сост. Егорова И.Н.). Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мышления, восприятия, памяти и внимания.

Профилактика и коррекция эмоциональных нарушений

Психологическая работа в данном направлении проводится по программе психологической профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у детей с умеренной умственной отсталостью 5-12 классов методом арт-терапии (авт. Егорова И.Н.). Данная программа направлена на гармонизацию уровневой регуляции у детей с умеренным психическим недоразвитием и ориентирована на эмоциональное взаимодействие с детьми на основе доступных им уровней аффективной организации.

Развитие психомоторных и сенсорных процессов

Психологическая работа в данном направлении проводится по программе развития психомоторных и сенсорных процессов для детей с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в 1-4 классах ОУ. (Сост. Егорова И.Н.) Программа направлена на обогащение чувственного познавательного опыта  на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать в речи. Программа включает в себя развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков; тактильно-двигательное восприятие; кинестетическое и кинетическое развитие; восприятие формы и величины, цвета; конструирование предметов;  развитие зрительного восприятия и зрительной памяти; восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств; развитие слухового восприятия и слуховой памяти; восприятия пространства; восприятие времени.

Методическое обеспечение консультативно-просветительского и профилактического направления психологичекого сопровождения

Просветительская работа направлена на организацию и участие в мероприятиях, которые содействуют развитию и повышению психологической компетенции и культуры, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Просветительская деятельность психолога осуществляется в форме лекции, бесед, семинаров, выставок, подбора литературы и др. Также для педагогов и родителей предусмотрены индивидуальные консультации по психолого-педагогическим проблемам. Консультации проводятся не менее 2 раз в неделю, продолжительность консультативного приема 1 час. Консультирования проводятся преимущественно по предварительным заявкам, сделанным не позднее 1 недели (7 дней) до даты консультации.

Консультирование педагогов

Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания. Проводится в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Проводится в форме индивидуальных консультаций.

Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др. Проводится изначально в форме индивидуальных консультаций с возможным переходом в групповую форму.

Консультирование родителей

Психолого-педагогическое консультирование родителей организуется по запросу родителей или инициативе психолога для оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия.

1. Информирование родителей о школьной проблеме ребёнка.

2. Психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка, либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.

Психопрофилактическая работа заключается в проведении индивидуальных бесед с учащимися, а также с  их родителями и лицами их заменяющими.

Проведение  совместной с социальным педагогом работой по профилактике правонарушений среди подростков по плану школы, индивидуальных бесед с учащимися по профилактике употребления алкоголя, наркотиков, курения. Оказание помощи учителям в плане психо-профилактики поведения учащихся. Участие в работе ППМС службы. Оказание помощи администрации в подготовке вопросов на ПМПК.

Организационно-методическая документация педагога-психолога в системе сопровождения

Комплект рабочей документации рассматривается и утверждается на педагогическом совете школы и может незначительно меняться в соответствии с производственной необходимостью.

Примерный комплект рабочей документации,
обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей

  1. План работы педагога-психолога на учебный год
  2. Дифференцированный план работы на учебную четверть
  3. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели)
  4. Журнал учета видов работы
  5. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год)
  6. Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год)
  7. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования
  8. Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка
  9. Протоколы, материалы тестовых обследований
  10. Журнал регистрации консультаций.
  11. Выписка из медицинской карты
  12. Ориентировочная форма договора с родителями о разрешении на работу с детьми

Примерный план работы педагога-психолога на учебный год

Цель:

  Сопровождение процесса психологического развития учащихся посредством создания определенных условий в образовательной среде школы.

Задачи:

  1. Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения.
  2. Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития.

3. Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.

Неделя

Основное направление деятельности

Содержание деятельности

1 неделя

Планирование работы на учебный год и ближайшую четверть

Методическая работа с классными руководителями

Начало сопровождающей работы в 1 классе

Организационно-методическая работа

Планирование работы психолога на учебный год и I четверть, разработка совместных планов с классными руководителями, внесение необходимых разделов планирования в учебный план школы (скрининги, специализированные недели), согласование плана с администрацией. Проведение консультаций педагогов и родителей. Подготовка к скрининговой диагностике в первом классе.

2 неделя

Психологическое сопровождение процесса адаптации в 1 и 5 классах

Скрининговая диагностика в 1 классе

Консультирование

Организационно-методическая работа

Наблюдение за учащимися 5 класса во время и вне учебных занятий. Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по вопросам адаптации детей в  5 классах. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами первого класса по результатам тестирования детей на этапе приема в школу и организации психолого-педагогической поддержки на этапе адаптации в школе.

Наблюдение за поведением учащихся 1 классов в учебных и внеучебных ситуациях

Подготовка к скрининговой диагностике в 5 классе. Планирование развивающей работы в 1 классе.

3 неделя

Психологическое сопровождение процесса адаптации в 1 и 5 классах

Проведение  скрининговой диагностики в 5 классе

Консультирование

Организационно-методическая работа

Наблюдение за поведением учащихся 1 и  5 классов в учебных и вне учебных ситуациях.

Проведение индивидуальных консультаций  по вопросам адаптации учащихся в 5 классе.

Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся 1 класса, внесение информации в динамическую карту развития учащегося.

Подготовка к скрининговой диагностике во 2 и 3 классе.

4 неделя

Психологическое сопровождение процесса адаптации в 1 и 5 классах

Проведение  скрининговой диагностики во 2 и 3 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа

Наблюдение за поведением учащихся 1 и  5 классов в учебных и внеучебных ситуациях.

Проведение заочного психолого-педагогического семинара с педагогами 1-4 классов. Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся 5 класса, внесение информации в динамическую карту развития учащегося.

Подготовка к скрининговой диагностике в 3 и 4 классах..

5 неделя

Проведение  скрининговой диагностики в 3 и 4 классах

Психокоррекционная работа в 1-3 и  5 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа

Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся 2 и 3 классов, внесение информации в динамическую карту развития учащегося.

Проведение коррекционно-развивающей работы в 1 и 2 классе (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5 классе (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии)

Подготовка к скрининговой диагностике в 6 и 7  классах.

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

6 неделя


Проведение  скрининговой диагностики в 6 и 7 классах

Психокоррекционная работа в 1- 5 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа

Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся 3 и 4 классов, внесение информации в динамическую карту развития учащегося.

Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5 классе (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии)

Подготовка к скрининговой диагностике в 8 и 9 классах.

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

7 неделя

Проведение  скрининговой диагностики в 8 и 9 классах

Психокоррекционная работа в 1- 7 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа


Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся 6 и 7 классов, внесение информации в динамическую карту развития учащегося.

Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-7 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии)

Подготовка к скрининговой диагностике в 10 классах.

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

8 неделя

Проведение  скрининговой диагностики в 10 классе

Психокоррекционная работа в 1- 9 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа

Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся 8 и 9 классов, внесение информации в динамическую карту развития учащегося.

Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-9 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии)

Подготовка к скрининговой диагностике в 10 классах.

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

9 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа

Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся 10 класса, внесение информации в динамическую карту развития учащегося.

Обработка данных скрининговой  диагностики 10 класса

Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии)

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

10 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа

Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии)

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

11 неделя

(осенние каникулы)

Проведение психолого-педагогических семинаров

Консультирование

Планирование работы на IIчетверть

Организационно-методическая работа

Проведение просветительского психолого-педагогического семинара с учителями 1-4 классов.

Проведение просветительского психолого-педагогического семинара с учителями 5-10 классов.

Обработка данных проведенных диагностических исследований.

Планирование психологического сопровождения на II четверть.

Проведение групповых консультаций педагогов по предварительным  заявкам.

12 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа

Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии)

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

13 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа

Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии)

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

Проведение психолого-педагогического семинара с педагогами 1-4  классов.

14 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа

Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии)

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

15 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа

Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии)

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

16 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа

Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии)

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

17 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа

Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии)

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

Проведение психолого-педагогического семинара с педагогами 5-8  классов.

18 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Планирование работы на IIчетверть

Консультирование

Организационно-методическая работа


Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии)

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

Планирование психологического сопровождения на II четверть.

19 неделя

(каникулы)

20 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа


Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии).

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

21 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа


Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии).

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

22 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа


Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии).

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

23 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа


Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии).

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

24 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа


Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии).

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

25 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа


Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии).

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

26 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа


Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии).

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

27 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа


Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии).

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

28 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа


Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии).

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

29 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа


Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии).

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

30 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа


Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии).

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

31 неделя (каникулы)

Проведение психолого-педагогических семинаров

Методическая работа с классными руководителями

Планирование работы на IV четверть

Консультирование

Организационно-методическая работа


Проведение просветительского психолого-педагогического семинара с учителями 1-4 классов.

Проведение просветительского психолого-педагогического семинара с учителями 5-10 классов.

Обработка данных проведенных диагностических исследований.

Планирование психологического сопровождения на IV четверть.

Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов и родителей.

32 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа


Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии).

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

33 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа


Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии).

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

34 неделя

Проведение  углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости

Психокоррекционная работа в 1- 10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа


Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии).

Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии;  развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения»)  (по решению ППМС службы)

Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов.

Подготовка к скрининговой диагностике 1 и 5 классов.

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

35 неделя

Скрининговая диагностика  в 1 и 5 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа

Проведение коррекционно-развивающей работы в 2-4 классе (психомоторное и сенсорное развитие), в 6-10 классе (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии)

Подготовка к скрининговой диагностике во 2 и 3  классах.

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

36 неделя

Скрининговая диагностика  в 2 и 3 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа

Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся 1 и 5 классов, внесение информации в динамическую карту развития учащегося.

Проведение коррекционно-развивающей работы в 4 классе (психомоторное и сенсорное развитие), в 6-10 классе (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии)

Подготовка к скрининговой диагностике в 4 и 6  классах.

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

37 неделя

Скрининговая диагностика  в 4 и 6 классе

Консультирование

Организационно-методическая работа

Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся во 2 и 3 классах, внесение информации в динамическую карту развития учащегося.

Проведение коррекционно-развивающей работы в 7-10 классе (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии)

Подготовка к скрининговой диагностике в 7 и 8  классах.

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

38 неделя

Скрининговая диагностика  в 7 и 8 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа

Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся в 4 и 6 классах, внесение информации в динамическую карту развития учащегося.

Проведение коррекционно-развивающей работы в 9-10 классе (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии)

Подготовка к скрининговой диагностике в 9 и 10  классах.

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

39 неделя

Скрининговая диагностика  в 9 и  10 классах

Консультирование

Организационно-методическая работа

Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся в 7 и 8 классах, внесение информации в динамическую карту развития учащегося.

Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным  заявкам.

40 неделя

Консультирование

Организационно-методическая работа

Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся в 9 и 10 классах, внесение информации в динамическую карту развития учащегося.

Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов и родителей

41-44 неделя

Психологическая сопровождающая работа на этапе приема новых учащихся в школу

Консультирование

Организационно-методическая и аналитическая работа

Проведение индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.

Проведение методического семинара по итогам психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Подготовка итоговой документации по деятельности школьной психологической службы в течении года.


Список литературы

  1. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста» под редакцией Л.М. Шипициной.  Речь, 2004г
  2. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей:  С.Д. Забрамная, О.В. Боровик;  ВЛАДОС, 2003г
  3. Азбука общения : Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет) Шипицына Л.М. и др.: Детство-Пресс 2006
  4. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. /Под общей редакцией М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999
  5. Руководство по психической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое пособие. — М.:  АПКиПРО РФ. 2000
  6. Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973
  7. Выготский JI.C. Проблемы дефектологии// Сборник. М. : Просвещение, 1995.- 524 с
  8. . Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью: Сборник научных трудов/ Под ред. К.С.Лебединской. М.: НИИ дефектологии, 1976.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 вида) , на основе программы "...

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).

Рабочая программа учебного предмета "Физическое воспитание" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 видаб на основе программы...

«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность темы исследования подтверждена тем, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В специальной педагогике и психологии отме...

свидетельство о публикации. «КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Свидетельство о публикации.«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ)ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»...

Выбор учебно-методического комплекса по предмету "Окружающий мир" в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

В помощь педагогам корреционных учреждений образования предлагается авторский учебно-методический комплекс по предмету "Окружающий мир" в 4 классе....

Комплексный подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.

Комплексный  подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения....