Готовность ребёнка к школьному обучению и адаптация в 1 классе.
методическая разработка по теме

Лайс Любовь Алексеевна

Материал предназначен для родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_rod._sobranii.doc85.89 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребёнка к школьному обучению и адаптация в гимназии.

1 СЛАЙД. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6,  и с 7 лет.

Ребёнок, поступающий в школу, должен быть зрелым  в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определённого уровня умственного и эмоционального развития.

2 СЛАЙД. Первый класс.

3 СЛАЙД. Первый день.

4СЛАЙД. Новые факторы воздействия.

5СЛАЙД. Адаптация.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль ным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в не привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельно стью, но и комфортность пребывания в гимназии, здоровье ребенка, его отношение к гимназии  и учению.

Адаптация – организм приспосабливается к новым факторам.

1.Организм ребёнка отвечает бурной реакцией и значительным напряжением.

2.Организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на непривычное воздействие.

3.Варианты реагирования, т.е. собственно адаптация. Длительность 5-6 недель( у некоторых до 1 года).

6СЛАЙД. Период адаптации.

С будущими первоклассниками проводились адаптационные занятия, которые позволяют преодолеть последствия имеющиеся  у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям гимназии. Занятия осуществлялись учителями начальной школы, выпускающими 4-й класс.  Для учителей организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.

7 СЛАЙД. Проблемы ребёнка.

С первых дней обучения ребёнку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться.

В начальной школе главнейшим показателем адаптации  является то, что ребенку нравится в школе,  его мотивация.  Немаловажно и то, насколько легко ребенок справляется с программой. Третьим признаком успешной адаптации в начальной школе является степень самостоятельности ребенка при выполнении учебных заданий.

8СЛАЙД. Проблемы учителя.
Однако самым важным признаком адаптации первоклассника в школьной среде являются его отношения с одноклассниками и учителем.
Особого внимания заслуживают отношения с первым учителем.
Первый человек – важный человек в жизни всей  семьи первоклассника.

9СЛАЙД. Программа психологической  работы по адаптации.

В гимназии предусмотрена работа по адаптации первоклассников (ЗАЧИТАТЬ ЕЁ)

С целью определения уровней готовности к обучению  проводилась экспресс- диагностика ГШО.

Д иагностика показала: ГШО у первых классов (2010- 2011 уч года)  имеет необходимый и достаточный уровень психического, эмоционального и интеллектуального  развития для освоения гимназической учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Но ряд учащихся имеют  затруднения: есть дети испытывающие проблемы, связанные с отсутствием мотивов учения, с недостаточным развитием познавательных процессов произвольности (память, мышление, внимание, воображение и т.д.).

10 СЛАЙД. Интерпретация и использование результатов обследования учащихся.

У каждого из вас есть результаты обследования ваших детей. Давайте посмотрим их.

  1. Диагностировалась познавательная сфера.  ( Уровень развития интеллекта:    умение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, синтеза,  сравнения,  обобщения; кругозор, развитие речи, самостоятельности и т.д.)  Были использованы методики:

Тест рисунок человека. Здесь есть линии: сплошные, пунктирные (ярко выраженные и не очень).Проставлены проценты. Начинайте смотреть от сплошной линии, выделенной чёрным цветом, от отметки 50.( 30 –низкий, 40- средний, 50- норма, 60- выше нормы,70- высокий).

Посмотрите на своих графиках, те кружочки, которые не закращены – это учащийся.

Тест  Графический диктант.

Тест Образец и правило.

Тест  Первая буква.

Учитывалась успешность в 4-х предыдущих тестах.

Навыки чтения, письма и счёта.

2.Индивидуально-личностные особенности ребёнка:

Мотивация ( внутренние стимулы учения). Для 6-7 летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы обучения в школе:

  1. Учебно-познавательный мотив (учебный)
  1. Социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный),
  1. «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими,
  1. «внешние» по отношению к самой учёбе мотивы, например подчинение требованиям взрослых (внешний),
  1. Игровой мотив, неадекватно перенесённый в новую учебную сферу,
  1. Мотив получения высокой отметки, поощрения(оценочный).

По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребёнка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворённости ребёнка ею.

11 – 12. Эмоциональная стабильность (нетревожность).

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Тревожность не связана с какой-либо определённой ситуацией и проявляется почти всегда. В младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Конечно по единичным проявлениям беспокойства нельзя говорить о сформированной тревожности ребёнка. Тревога и собственно тревожность имеют важное отличие. Тревога носит эпизодический характер, она ситуативна. Тревожность – это устойчивое состояние личности человека, проявляется почти всегда, в любых видах деятельности.

Как возникает тревожность? Каковы  главные причины её появления?

Тревожность находит своё развитие при наличии у ребёнка внутреннего конфликта, который вызывают следующие причины.

  1. Противоречивые требования, предъявляемые ребёнку  родителями.

Ребёнок постоянно находится в «ситуации неопределённости» Одни и те же его действия могут вызвать как похвалу, так и порицание.

2.Неадекватные требования (чаще всего завышенные). Часто можно наблюдать, как родители неоднократно повторяют ребёнку, что он непременно должен быть отличником. Дома не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получают не те оценки, которые они ожидали. В некоторых семьях за год до школы создаётся нездоровый ажиотаж вокруг учебного процесса. Эта озабоченность передаётся и детям. Родители водят ребёнка к многочисленным учителям, долгими часами выполняют с ними бесконечные задания. Такой ритм истощает физические и духовные силы ребёнка. Желание учиться пропадает. Появляется озабоченность по поводу предстоящего обучения. Такие дети чаще болеют, становятся плаксивыми, капризными.

3.Авторитарный стиль родительского воспитания – ещё один способ вырастить тревожного ребёнка. Давление. Угрозы, необоснованная строгость, педантичность не способствует внутреннему спокойствию ребёнка.

4.Повышенный фон тревожности взрослых. Он формируется на базе общей неудовлетворённости работой, жилищными условиями. Материальным положением. Беспокойством за здоровье и жизнь близких. Всё это взращивает тревожность ребёнка, тем более что причины беспокойства родителей ребёнок не понимает.

Какие же рекомендации можно дать для профилактики тревожности?

1.Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. ( например, нельзя говорить ребёнку: « Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»)

2.Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3.Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребёнку с трудом даётся какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5.Если по каким-либо объективным причинам ребёнку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нём приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемлённым.

Учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребёнку. Постоянные сравнения его с другими детьми.  Cледует  обращать внимание при тревожности, а именно: на детей у которых очень высокий и очень низкий уровни тревожности (т.е. чрезмерное спокойствие), так как подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Детям с высокой тревожностью следует формировать чувство уверенности и успеха.  Для низко тревожных детей требуется пробуждение активности, подчёркивание мотивационных компонентов деятельности.

Тревожность может сопровождаться неврозами или другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

И самое важное!

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребёнка, это ещё не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

  1. Семья как ресурс адаптации первоклассника.

11 СЛАЙД. Рекомендации родителям    в адаптационный период.

В чем особенно нуждается ребенок в период адаптации к школе?

- В заинтересованности родителей его школьной жизнью (учебой, общением со сверстниками, с учителем).

- В эмоциональной поддержке (особенно когда не все получается), в спокойной доброжелательной обстановке дома.

- В учете его индивидуальных особенностей (темп работы, утомляемость, внимательность, общительность).

- В поощрении (не только за учебные успехи, но и за различные добрые поступки, творчество, старание, помощь и т.п.), что формирует личность и самооценку ребенка.

- В продолжении общения с одноклассниками и после школы, поиске единомышленников.

- В предоставлении самостоятельности в самообслуживании, в учебной работе и в обоснованном контроле его учебной деятельности.

  1. Введение режима дня для первоклассников с небольшим количеством требований

( в частности выполнять д/з в период благоприятный для детей данного возраста с 4 до 5 часов, а не в 9 и до 10 вечера).

  1. Формировать внутреннюю позицию ребёнка (положительную мотивацию, познавательные процессы,  самоконтроль, самооценка)
  2. Учить общению в семье: с родителями, родственниками и вне семьи: со сверстниками, воспитателями, учителями.
  3. Регламентировать  внеучебную  деятельность (это кружки, секции, студии).

Это неплохо, когда ребёнок пробует себя в разных направлениях, но необходимо помнить, что если ребёнок до школы посещал предположим 5 кружков успешно, то с приходом в школу необходимо определиться с основными и снизить нагрузку минимум хотя бы до 3-х. А если ребёнок не посещал до школы никакие кружки, то не следует его нагружать сразу же ими, дайте хотя бы месяца 2-3 привыкнуть к режиму школы, адаптироваться и лишь потом записывать в кружки, но ни во все и сразу ( выбирите кружок по душе).

  1. СЛАЙД. Размышляя о готовности ребёнка к обучению в школе, мы затронули очень важную составляющую этой готовности – эмоциональную зрелость.  Чаще всего трудности развития эмоциональной сферы имеют свои корни в ошибках семейного воспитания.  Следствия этих ошибок не позволяют нашим детям полноценно влиться в коллектив. Они болезненно реагируют на неудачи, оказываются не способными преодолеть первые трудности. Критика, оценивание вызывают негативные эмоции.

А что может быть для родителей важнее, чем их собственный ребенок?

Будьте внимательны! Родители обычно как-то забывают, что отвечают не только за физическое здоровье ребенка, но и за его психическое благополучие. А ведь детские страхи, тревожность, невротичность и последствия психологических травм могут не только годами оставаться незамеченными, но даже усиливаться из-за неправильного отношения родителей.

13. СЛАЙД. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность ребёнка к школьному обучению.

Важные рекомендации для родителей, жду ваши отзывы!...

Готовность ребёнка к школьному обучению.

Словарный запас. Ориентировка в пространстве, на листе Основные цвета, оттенки Мыслительные операции: Психические процессы Мелкая моторика. Речевое обследование. Связная речь Грамматический с...

Готовность ребёнка к школьному обучению.

Переход ребенка из детского сада в школу, интересный и сложный период.  Ребенок существенно изменяет социальную сторону своего развития, ему придется общаться не только с большим коллективо...

Готовность ребёнка к школьному обучению.Знания и умения будущего первоклассника

Данная статья предназначена родителям будущих первоклассников....

Родительское собрание 1 класс "Готовность ребёнка к школьному обучению"

Рассказать родителям первоклассников о компонентах готовности детей к школьному обучению....

Готовность ребёнка к школьному обучению.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5807444","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 85px;"}}]]...

Готовность ребёнка к школьному обучению

Обучени е  в  школе может быть успешным     в том случае, если семья  с первых лет жизни заботится не только о физическом развитии, но и о том, чтобы воспитать в ребёнке ...