Программа "Использование арттерапии в работе психолога с воспитанниками реабилитационного центра" для дошкольного, младшего и среднего школьного возраста
рабочая программа на тему

Резепина Наталья Леонидовна

В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арттерапия - относительно новый метод психотерапии, развивающийся со второй половины 40-х годов прошлого столетия. В рамках классического психоанализа содержание и мотивация культурной активности сведены к первичным структурам психики, творчество есть аспект сублимации (3.Фрейд), проявление «трансцендентной функции» коллективного бессознательного (К.Г. Юнг); последующее развитие направления связывает с символообразованием прогрессивные и творческие проявления психической жизни (А. Эренцвейг, М. Милнер, Д. Винникотт, Э. Крис, М. Клейн и др.). Еще К.Г. Юнг утверждал, что изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека. Известный арттерапевт М. Наумбург отмечает, что наиболее важные мысли и переживания человека прежде всего проявляются в виде образов.

В отечественной психологии методы арттерапии использовались в коррекции психических заболеваний у взрослых (Бурно, 1989) и неврозов у детей (Захаров, 1986). Проблемами арттерапии занимались педагоги, разработавшие концептуальные основы использования арттерапии в школе: Т.И. Бакланова, Н.М. Сокольникова, Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедева; специалисты в области клинической психологии, психотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии: К. Юнг, В. М. Бехтерев, В. Вундт, Б. Ф. Ломов, Т. Ю. Калошина, С. В. Шушарджан, В. И. Петрушин, А. И. Копытин, О. А. Карабанова, Н. В. Серов, Г. Э. Бреслав, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева и др.

Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием, неблагополучными отношениями с окружающими людьми и физиологическими качествами эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Для коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков применяется арттерапия как метод невербальной, в том числе изобразительной экспрессии, выражения чувств и эмоций. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л. С. Выготский называл детское рисование графической речью.

Специалисты подчеркивают роль арттерапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей человека. Коррекционные возможности арттерапии по отношению к подросткам с эмоциональными нарушениями имеют огромный потенциал.

        В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира; через  рисунок, игру, музыку, сказку мы можем помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям,  получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций, поэтому арттерапия является наиболее доступным методом решения данных проблем.

Цельпрограммысоздание условий для проявления внутренних потенциалов детей с помощью искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение социального обслуживания

                              «Реабилитационный центр»

                                                с. Кичигино

Утверждаю: __________________                                Программа утверждена на МО

Директор МКУСО                                                Протокол № _______________

«Реабилитационный центр»

Сироткина И.В.

                            Программа

          «Использование АРТТЕРАПИИ в работе

                психолога с воспитанниками

                 реабилитационного центра»

для дошкольного, младшего и среднего школьного возраста

                                                                     Программа составлена

                                                                     психологом МКУСО

                                                                     «Реабилитационный центр»

                                                                     РезепинойН.Л.

                                                                     Рецензент программы:

                                                                     Зам. директора МКУСО

                                                                     «Реабилитационный центр»

                                                                     Коровина Е.В.

                                                2012

                     Пояснительная записка.

        В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арттерапия - относительно новый метод психотерапии, развивающийся со второй половины 40-х годов прошлого столетия. В рамках классического психоанализа содержание и мотивация культурной активности сведены к первичным структурам психики, творчество есть аспект сублимации (3.Фрейд), проявление «трансцендентной функции» коллективного бессознательного (К.Г. Юнг); последующее развитие направления связывает с символообразованием прогрессивные и творческие проявления психической жизни (А. Эренцвейг, М. Милнер, Д. Винникотт, Э. Крис, М. Клейн и др.). Еще К.Г. Юнг утверждал, что изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека. Известный арттерапевт М. Наумбург отмечает, что наиболее важные мысли и переживания человека прежде всего проявляются в виде образов.

       В отечественной психологии методы арттерапии использовались в коррекции психических заболеваний у взрослых (Бурно, 1989) и неврозов у детей (Захаров, 1986). Проблемами арттерапии занимались педагоги, разработавшие концептуальные основы использования арттерапии в школе: Т.И. Бакланова, Н.М. Сокольникова, Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедева; специалисты в области клинической психологии, психотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии: К. Юнг, В. М. Бехтерев, В. Вундт, Б. Ф. Ломов, Т. Ю. Калошина, С. В. Шушарджан, В. И. Петрушин, А. И. Копытин, О. А. Карабанова, Н. В. Серов, Г. Э. Бреслав, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева и др.

Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием, неблагополучными отношениями с окружающими людьми и физиологическими качествами эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Для коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков применяется арттерапия как метод невербальной, в том числе изобразительной экспрессии, выражения чувств и эмоций. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л. С. Выготский называл детское рисование графической речью.

Специалисты подчеркивают роль арттерапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей человека. Коррекционные возможности арттерапии по отношению к подросткам с эмоциональными нарушениями имеют огромный потенциал.

        В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира; через  рисунок, игру, музыку, сказку мы можем помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям,  получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций, поэтому арттерапия является наиболее доступным методом решения данных проблем.

Цель программы:  создание условий для проявления внутренних потенциалов детей с помощью искусства.

Задачи:

1.Формирование представлений о себе, изучение и выражение своих чувств и эмоций;

2.Формирование эмоционально-позитивного самовосприятия;

3.Развитие коммуникативных навыков;

4.Развитие способностей к различным видам творческой деятельности.

Формы и методы работы:

-сказкотерапия;

-игротерапия;

-релаксация;

- функциональная музыка;

- упражнения.

Критерии эффективности программы:

- повышение уверенности в себе;

-снижение тревожности, агрессивности;

-улучшение взаимоотношений.

Описание программы:

Программа рассчитана на три месяца, количество занятий 25, периодичность занятий – 2 раза в неделю, для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.

Ожидаемые результаты:

-активное участие  в процессе создания творческих работ;

-позитивный настрой детей в работе.

План мероприятий:

Первичная диагностика страхов,  агрессии, тревожности, мелкой моторики(методика А. И . Захарова « Выявление страхов», Н.И. Гуткиной «Домик», Пьерон-Рузера «Изучение концентрации и устойчивости внимания», рисуночный тест «Кактус», тест исследования слухоречевой памяти ).

1.«История из жизни цветов».

2. «Цветок».

3. «Колючка».

4. «Карта моего внутреннего мира».

5. «Цветные звуки моего тела».

6. «Какой я? Выбери».

7. «Конверты радости и огорчений».

8. «Волшебное дерево».

9. «Встреча эмоций».

10. «Котелок отличного настроения».

11. «Место нашей личной силы».

12. «Здравствуй, Я, мой любимый».

13. «Моя эмблема».

14. «Твой прекрасный сад».

15. «Сказка о нежных Теплышках».

16. «Моя автобиография».

17. «Упражнения на снятие мышечных зажимов (1)».

18. «Услышать свой день».

19. «Наш групповой плакат».

20. «Упражнения на снятие мышечных зажимов (2)».

21. «Сказка о волшебном зеркале».

22. «Плывущее по реке дерево».

23. «Рыбаки и рыбки».

24. «Встреча с ребёнком внутри себя».

25. «Передай эмоцию».

Контрольная диагностика страхов, агрессии, тревожности, мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ (для детей младшего и среднего школьного возраста)

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ(для детей младшего и среднего школьного возраста)...

Развитие познавательных УУД у детей младшего и среднего школьного возраста

Выступление было подготовлено для РМО педагогов-психологов. В нём отражены основные способы развития познавательной сферы как на уроках, так и во время дополнительных занятий....

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.   Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие н...

Психологическая диагностика пространственных представлений детей младшего и среднего школьного возраста с ЗПР

Психологическая диагностика пространственных представлений  детей младшего и среднего школьного возраста с ЗПР...

Внеклассное мероприятие «Традиции питания жителей села Верхний Кужебар» (для обучающихся младшего и среднего школьного возраста)

Познакомить обучающихся с особенностями русской кухни сибиряков, развивать их знания о русском фольклоре (пословицы); способствовать формированию интереса и потребности учащихся использовать русские н...

Возрастные и индивидуальные особенности младшего и среднего школьного возраста

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: н...