Внеклассное мероприятие «Традиции питания жителей села Верхний Кужебар» (для обучающихся младшего и среднего школьного возраста)
план-конспект

Селина Елена Владимировна

Познакомить обучающихся с особенностями русской кухни сибиряков, развивать их знания о русском фольклоре (пословицы); способствовать формированию интереса и потребности учащихся использовать русские народные традиции и обычаи в настоящее время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Традиции питания жителей села Верхний Кужебар»

(для обучающихся среднего и старшего школьного возраста)

Автор разработки:

Селина Елена Владимировна,

учитель начальных классов и технологии, педагог дополнительного образования.

Цель мероприятия: познакомить обучающихся с особенностями русской кухни сибиряков, развивать их знания о русском фольклоре (пословицы); способствовать формированию интереса и потребности учащихся использовать русские народные традиции и обычаи в настоящее время.

Задачи мероприятия: продолжить оказывать помощь по воспитанию гражданских и патриотических чувств учащихся, их национальной идентичности; способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся.

Достижение учащимися предметных результатов

- ознакомиться с гастрономическими пристрастиями русского народа;

- развивать практические навыки здорового питания;

- вырабатывать культуру и толерантность  по отношению к  национальным традициям;

- развивать технику речи;

- развивать связную речь.

2. Достижение учащимися метапредметных результатов

Регулятивные УУД

- определять цели и задачи занятия;

- использовать различные способы выполнения заданий без боязни ошибиться

Познавательные УУД

- развивать внимание, память;

- учиться делать выводы;

- дополнять знания о растениях наших полей и огородов;

Коммуникативные УУД

- обсуждать полученную информацию, взаимодействовать в коллективе

- учиться выражать свою и принимать чужую позицию

Личностные УУД

- осознавать неполноту собственных знаний

- реализовывать навыки самооценки, самомоконтроля

Оборудование: выставка книг, посвященная кулинарным традициям сибиряков; плакаты с изображениями блюд русской кухни.

Основные понятия: кухня, кулинария, крестьянская еда.

Обучающиеся на мероприятии разделены на группы по 3-4 человека.

Ход внеклассного мероприятия

Ведущий:  Во второй четверти XIX века начинается интенсивное заселение территории Каратузского района русскими переселенцами из европейской России.

С началом золотодобычи на реке Амыл связано основание нашего села Верхний Кужебар. Официальной датой его основания является 1846 год. Первыми жителями деревни были переселенцы из Рязанской губернии. В 1851 году сюда прибыли переселенцы-маршрутники из Орловской губернии. Им была выдана царская грамота на право заселения правого берега реки Амыла от Красной речки до устья речки Сапа.

Хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить?

Задание 1. Собери пословицы.

Без соли невкусно,

любые щи в охоту.

Беда бедой,

а хлебец ржаной – отец родной.

Голодному Федоту

во время еды

Гречневая каша – матушка наша,

а без хлеба несытно.

Где щи да каша,

а еда едой.

Аппетит приходит.

там и место наше.

( Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Беда бедой, а еда едой.

Голодному Федоту любые щи в охоту.

Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной.

Где щи да каша, там и место наше.

Аппетит приходит во время еды.)

Ответы детей: Говорить сегодня будем о пище и гостеприимстве наших  жителей.

Ведущий: В течение многих столетий простые люди употребляли в пищу практически одно и то же. Отношение наших предков к еде заслуживает внимания. Еда была не просто физическим насыщением.

Угадайте загадки и вы узнаете основное меню наших старожителей:

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

На столе он занял место. (Хлеб)

Наступает час обеда:

Мой-ка руки, непоседа!

Из мяса, овощей и круп

Сварила мама вкусный… (Суп)

Из крупы её сварили,

Посолили, подсластили.

Эй, ну где же ложка наша?!

Так вкусна на завтрак… (Каша)

Пчёлки летом потрудились,

Чтоб зимой мы угостились.

Открывай пошире рот,

Ешь душистый, сладкий… (Мёд)

Ведущий: С началом русского освоения Сибири связано и традиционное хлебно-мучное питание её жителей. Однако собственное земледельческое освоение отставало от промыслового, что создавало серьёзные трудности в обеспечении сибиряков хлебом. На полях нашего села выращивали только рожь (пшеницу до середины 20 века не выращивали), поэтому хозяйки пекли ржаной ароматный и очень вкусный хлеб из кислого теста, которое в специальной деревянной посуде («квашонка», «дежа») заквашивали чаще всего остатками теста от предыдущей выпечки. Заквашивали, конечно, и картофельными дрожжами, пивной или квасной гущей. Пекли хлеб на чисто выметенном поду русской печи в виде круглых ковриг.

Эти рецепты вспомнили жители и в 90-е годы прошлого столетия, когда не было возможности приобрести хлеб. Хозяйки каждую неделю выпекали хлеб для семьи. Заводили квашонку на  самодельных дрожжах из тёртого картофеля, но уже пекли не из ржаной муки, а из пшеничной.

Сеяли наши прапрадеды кроме ржи, яровой и озимой, ячмень, овёс, гречу, полбу. Все эти культуры шли для приготовления муки и дальнейшего использования в пищу в разных кушаньях.

Любимым кушаньям были блины, как из кислого, так и из пресного теста, оладьи, пшеничные и просяные, овсяные и гречневые, тонкие и с припёком. Блины обмакивали в конопляное масло, которое тоже изготавливали местные умельцы из конопли или ели с мёдом. Мёд качали на пасеках, ведь пчёл тоже разводили в нашей местности.

Задание 2. Каждая группа читает стихотворение «Рыбацкие мечты» (Моршнёва А. М., поэта, учителя истории нашей школы). Задание – найти в стихотворении рыбные блюда, которые по сегодняшний день жители нашего села готовят.

Костёр рыбацкий и уха,

Погода бы была суха.

Заноза-мысль рабочих дней –

Рыбалка, это всё о ней.

Чтоб ложка не была суха,

В ухе густели потроха.

Напарник – лучше весельчак,

Молчанью б долгому был враг.

Таёжный славен разносол,

Царь-сагудай – в меру посол.

А малосольный харюзок,

Дай бог, поспел в короткий срок.

Поджарить можно на рожне

Любую рыбу на огне.

Бросок-рывок, из речки, вдруг,

И сразу, быстро, в углей круг.

Есть на любителя рецепт –

Филе сырое, соль и хлеб.

Вкус, ощущения – в чести.

Не нужно правила блюсти.

Обширен блюд рыбацких круг,

Дождя не нужно только вдруг.

Мечтанья долгих будних дней –

Речная кухня, всё о ней.

Ответы детей:

  1. Уха – рыбный суп.
  2. Жареная рыба.
  3. Харюз (то же, что хариус) – харюзок – небольшой хариус. Солёная рыба.
  4. Сагудай – сибирское рыбацкое блюдо из рыбы (хариуз, ленок) быстрого приготовления (2 часа), маринованной в уксусе с луком, чесноком, специями.
  5. Филе – (то же, что филей)- кусок мяса или рыбы, очищенный от костей.

Ведущий: Молодцы! Кто нашёл в этом стихотворении пять блюд из речной рыбы. Эти блюда и сегодня лакомство наших сельчан.

В 19 и 20 веке жители нашего села добывали в большом количестве рыбу: таймень, ленок, хариуз, елец и щуки. Основным способом заготовки рыбы была засолка. Рыбу потрошили, не снимая чешуи, солили на месте промысла, зимой – замораживали. По сегодняшний день остаётся традиционным продуктом питания, ни один праздничный стол не обходится без рыбного пирога.

Задание 3. Каждая группа читает стихотворение «Грибной калейдоскоп» (Моршнёва А. М.). Задание – найти в стихотворении съедобные грибы, и вспомнить блюда, которые по сегодняшний день жители нашего села готовят.

Лето силу набирает,

Зелень солнца свет вбирает.

По лесам, в местах укромных

Ширь грибная в шляпках тёмных.

Подберёзовик-обабок березняк облюбовал,

Подтянулся, светло-серый,  нижних веточек достал.

Сень ветвей даёт прохладу,

И ему такое надо.

Недалёким на угоре –

Стайка белых – россыпь в споре.

Крепки в ножках на подбор,

С ними рядом – мухомор.

Соснячком в траве высокой,

Ярко-жёлтым издалёка –

Ряд лисичек-невеличек,

Словно выводок сестричек.

По краям леска густого,

Словно россыпь тёмным снова.

Густо смазанные шляпки –

Это дружные маслятки.

Эх, пора грибная, лето,

Любим мы тебя за это.

Грибникам – простор, раздолье,

Гриб хорош в любом застолье.

Обабок (терминология русских говоров южных районов Красноярского края) – гриб-подберёзовик.

Ответы детей: Грибы: подберёзовик, белый гриб, лисички, маслятки.

Блюда из грибов: сушённые грибы, солёные грибы, жаренные грибы с картошкой, суп грибной, пироги с грибами.

Ведущий: Молодцы! И с эти заданием вы справились.

Первые русские переселенцы активно включали в свой рацион и другие дары сибирской природы. Повсеместно употребляли в пищу дикий лук-бодун, чеснок, сарану, кипрей, черемшу.

    Задание 4. Каждая группа читает стихотворение «Ода черемше» (Моршнёва А. М.). Задание – вспомнить блюда, которые по сегодняшний день жители нашего села готовят.

 

Растёт всегда, везде по всей России;

В Европе, на Кавказе тоже есть.

Любит места низинные, сырые,

Названий местных ей уже не счесть.

Людьми примечена давно и не случайно,

В Сибири – украшение стола.

В довольстве-сытости, иль в голоде отчаянном,

Незаменимой стать она смогла.

Как только снег сойдёт на склонах горных,

Ручьи как забушуют по логам.

Листом зелёным и вихрасто-непокорным

Разбрызнет щедро по открытостям-местам.

Ей покоряются и горы, и болота,

Не любит сушь степи, песчаный грунт.

Тайги сибирской, как сказал бы кто-то,

Особо ценный, витаминный, горький фрукт.

Вот оду бы сложить, и по заслугам,

Ведь сколько жизней за века спасла.

В Сибири русским стала лучшим другом,

Приверженцев своих везде нашла.

В суровом климате сибирском нашем,

Как оптимальный лучший вариант,

С сырых, таежных и зелёных пашен

На стол ты – первый  ранний фигурант.

Ода – торжественное патетическое прославляющее произведение.

Черемша – дикорастущий лук.

Ответы детей: Блюда с черемшой: черемша солёная, салат, пироги с яйцом и черемшой, окрошка

Ведущий: Молодцы! И с этим вы заданием справились.

Задание 5. Каждая группа читает стихотворение «Болотная клюква» (Моршнёва А. М.). Задание – вспомнить блюда, которые по сегодняшний день жители нашего села готовят.

Из детства помню, даже по сей день,

Как на болоте клюкву дружно рвали.

Сентябрь осенний,  жёлтых листьев сень

Нам быль, как сказку детскую, шептали.

Что мир болотный – добрый и чужой,

Необозримым морем взоры тянет.

Здесь кладезь солнца, есть и вред большой

В багульнике пахучем, что дурманит.

Закрайки-рукава в сухой траве,

Брызг желтизну полосную пустила.

Упругость мха в кочкарниках-канве

Предательски мягка, коварно мила.

Без края ширь торфянистых болот,

И перелески дружной  чередою.

В озёрах-окнах тайны тень живёт,

Не оступись, бездонность под водою.

Багрова россыпь ягоды во мхах,

Свет-солнцем так за лето напиталась.

Знать, ожерелье яркое достав,

Краса болот вся осени досталась.

Под небом синим чуден этот край,

Сентябрь царит и красками играет.

Болотной клюквы мир, торфяный рай

Красив и с детства в душу западает.

Ответы детей: Блюда из клюквы: клюквенный морс с мёдом, шаньги с клюквой, кисели, клюква с сахаром.

Ведущий: Клюква черноплодная (реликтовый вид, эндемик; занесена в Красную книгу Красноярского края) – ароматная, вкусная, полезная ягода, которую наши предки готовили впрок большими объёмами. Клюква хранится россыпью всю зиму, не портится, не закисает, не дрябнет. Ею лечились от простудных заболеваний – это кладезь витаминов.

 

В том, что мы едим, ярко проявляются характерные черты бытового уклада жизни многих поколений наших предков. Еда и всё, что с ней связано, – неотъемлемая часть материальной культуры любого народа.

Например: итальянцы восхищаются своей национальной кухней, китайцы боготворят свою, французы по всему миру пропагандируют мастерство своих кулинаров.

 «Не порицая ни немецкой, ни французской кухни, мы думаем, что нам во всех отношениях здоровее и полезнее всё наше родное, русское, то, к чему мы привыкли, что извлечено опытом, передано от отцов к детям. Ведь это определяется местностью нашего бытия, климатом и образом жизни».

«Книга русской опытной хозяйки»

Меню наших предков состояло, прежде всего, из ржаного хлеба, каши, киселя, различных овощей. Реки и озера изобиловали разнообразной рыбой. Ели также мясо медведей и белок, но против этого сильно восставало духовенство, считая этих животных «нечистыми». Вряд ли какая другая национальная кухня мира располагает столь богатым ассортиментом супов, как русская. Щи, борщи, рассольники, солянки. Окрошки, ботвиньи, свекольники, разнообразные крупяные, овощные и рыбные супы. Жидкие блюда русской кухни первоначально называли не супами, а хлебовом, похлебками. Из напитков русские люди употребляли в основном различные сорта кваса, клюквенный морс. Разнообразие пищи, отказ от переедания – важнейшее условие здорового образа жизни. Три кита, на которых строится наше питание – это умеренность, разнообразие и режим питания. Наиболее рациональным признано питание с интервалами 4-5 часов.

Заключение.

– Вот и подошло к концу наше занятие.

– Что интересного и нового вы узнали сегодня? (Ответы детей)

– Всё, что вы сегодня узнали, хочется, чтобы осталось с вами навсегда. Чтобы вы не забывали кулинарные блюда наших предков, чтобы были в будущем хлебосольными и радушными хозяевами, чтобы к вам всегда хотелось прийти в гости, чтобы ваш дом был радостным и уютным, а на сердце каждого было бы от этого тепло….


Домашнее задание: Ребята, мы начинаем работать над проектом «Кулинарные блюда наших предков».

Проект «Кулинарные блюда наших предков»

(4 часа).

Задачи:

  • знакомство с кулинарными традициями крестьян как частью русской культуры;
  • приобретение практических навыков приготовления блюд русской национальной кухни.

Этапы проекта

Планируемые результаты  (на уровне умений)

  1. Рецепты различных блюд питания крестьян.
  2. Приготовление блюд русской национальной кухни;
  3. Правила  поведения за столом в крестьянской семье.
  4. Оформление презентации проекта.
  5. Защита проекта.

Предметные: научиться анализировать и обобщать данные; выявлять закономерности изменений в социально хозяйственной жизни людей, расширять опыт оценочной деятельности, объяснять в ходе исследования материала кулинарные традиции крестьян. Приобретёт навыки правил поведения за столом.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная  инициативность), формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: выполнять творческие задания.  Формировать навыки осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Источники:

  1. В. М. Байзель Каратузский район. История малой родины. – Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина», 2011. – 156 стр.
  2. Б. Е. Андюсев Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX – начала XX вв.: учебное пособие для учащихся и студентов/ Б.Е. Андюсев; Краснояр. Гос. Пед.ун.-т.- -3-е изд., испр. – Красноярск, 2006. – 336 с.
  3. Л. Л. Майкова-Емельяненко, ч.II «Каратузская землица», кн. изд-во «Бригантина»; Абакан – 2011 г.
  4. А. М. Моршнёв; стихи «Болотная клюква», «Ода черемше», «Грибной калейдоскоп», «Рыбацкие мечты».
  5. Загадки: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-edu-dlya-detej-30-luchshih.html
  6. Пословицы: https://www.folklora.ru/2016/04/poslovicy-pogovorki-pitanie-eda.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Использование арттерапии в работе психолога с воспитанниками реабилитационного центра" для дошкольного, младшего и среднего школьного возраста

В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арттерапия - относительно новый метод психотерапии, развиваю...

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ (для детей младшего и среднего школьного возраста)

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ(для детей младшего и среднего школьного возраста)...

Развитие познавательных УУД у детей младшего и среднего школьного возраста

Выступление было подготовлено для РМО педагогов-психологов. В нём отражены основные способы развития познавательной сферы как на уроках, так и во время дополнительных занятий....

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.   Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие н...

Развитие психических процессов на основе изучения литературных произведений с обучающимися с ОВЗ среднего школьного возраста ( 3 класс)

Развитие психических процессов учащихся 3 х классов, на основе литературных произведений. Примеры адаптированного материала учителя-дефектолога....

Развитие психических процессов на основе изучения литературных произведений с обучающимися с ОВЗ среднего школьного возраста ( 4класс)

Развитие психических процессов у учащихся 4 классов,на основе литературных произведений. Примеры адаптации материала учителя-дефектолога....

Развитие психических процессов на основе изучения литературных произведений с обучающимися с ОВЗ среднего школьного возраста ( 5класс)

Развитие психических процессов у учащихся 5 классов на основе литературных произведений. Примеры адаптиции материала учителя-дефектолога...