Преодоление школьной дезадаптации посредством формирования детско-взрослой общности
проект по теме

Разработка и практическая реализация модели обучающегося в период адаптации и развития детско-взрослой общности образовательного учреждения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная»

ПРОЕКТ

«Преодоление школьной дезадаптации посредством формирования детско-взрослой общности»

       

Составитель:

                                                   педагог-психолог – Е.А. Васильева

                                                   

Нефтеюганск 2013 г.

Актуальность и новизна проблемы.

В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения. Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.

Поступив в школу, ребенок не сразу становится школьником. По мнению В.В.Давыдова, это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на всем протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника, сложное и противоречивое, будет характеризовать весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями, но трудности одних преходящи, проблемы же других настолько серьезны, что делают детей трудновоспитуемыми и труднообучаемыми.

Причины трудностей школьного обучения и проблем поведения у детей могут иметь различную природу. 

  1. Одновременно с этим их внешние проявления, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно характеризуются снижением интереса к учебе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшением успеваемости, неорганизованностью, невнимательностью или, наоборот, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками.

Известно, что, несмотря на широкую распространенность понятий «трудный ребенок», «дети группы риска», их дефиниции расплывчаты и неточно отражают реальность. Наиболее адекватным и обоснованным обозначением проблем, связанных с отклоняющимся поведением школьников, является термин «школьная дезадаптация».

Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности. Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы последнего десятилетия показал, что термином «школьная дезадаптация» фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе обучения.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год и больше. В психологической литературе можно найти разделение причин, провоцирующих длительную школьную дезадаптацию, на объективные и субъективные.

К объективным предпосылкам возникновения психологических трудностей вхождения в школьную жизнь относится, во-первых, сам факт
вступления ребенка в новую «социальную ситуацию развития»
(Л.С.Выготский, 1984), изменение его места в системе социальных
отношений - формирование новой внутренней позиции (Л.И.Божович, 1995),  что требует от него довольно сложной психологической перестройки.

К субъективным предпосылкам возникновения трудностей относят: отсутствие у ребенка предшествующего школе опыта социального общения или полученный негативный опыт посещения детских дошкольных учреждений; а также недостаточную психологическую подготовку ребенка со стороны родителей.

  1. Школьная жизнь, которая подразумевает включение в новые социальные отношения, совместную деятельность вместе с другими взрослыми, напрямую зависит от полученного ранее опыта, который может либо помочь ребенку адаптироваться к непривычным условиям, либо негативно повлиять на уровень его адаптации.
    В литературе последних лет имеются указания на негативное влияние деструктивных семейных отношений на процесс адаптации детей к школе. Но вопрос о том насколько существенно это влияние, к каким последствиям приводит определенный тип дисфункции детско-взрослой общности, какие структуры не формируются должным образом к началу школьного обучения вследствие нарушенных отношений в семье, в литературе не раскрыт.

С одной стороны, актуальность исследования определяется теоретической и эмпирической значимостью проблемы дезадаптации в индивидуальном становлении ребенка, недостаточной, на наш взгляд, изученностью отдельных причин возникновения дезадаптации у младших школьников, отсутствием эффективных способов преодоления. С другой стороны, обусловлена такими противоречиями, как непониманием родителями своего предназначения в воспитании ребенка, в сохранении корпуса педагогов, ориентированных на старую парадигму образования, в недостаточном уровне их профессиональной культуры. И это все требует изменения отношений, сложившихся между основными субъектами образовательного процесса – педагогами, детьми и их родителями, развития детско-взрослой общности образовательного учреждения.

Как уже упоминалось, детский возраст является определяющим в дальнейшем становлении личности ребенка, так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяют его последующее развитие. Поэтому изучение школьной дезадаптации у младших школьников представляется очень важным и в связи с проблемой эмоционального, личностного развития детей. В данном проекте рассматривается один из малоисследованных  аспектов школьной дезадаптации - вопрос о первостепенном влиянии дисфункций детско-взрослой общности на возникновение и формирование устойчивого, «хронического» характера дезадаптации.

Цель исследования: разработка и практическая реализация модели обучающегося в период адаптации и развития детско-взрослой общности образовательного учреждения.

Исходя из цели были определены следующие задачи:

  1. Разработать содержание и механизм психологического сопровождения младшего школьника:
  1. Провести теоретический анализ состояния проблемы школьной дезадаптации в научной литературе.
  2. Провести психологическое обследование детей с устойчивой дезадаптацией и выявить типы семейного воспитания.
  3. Определить влияние факторов семейного воспитания, в том числе нарушений детско-взрослой общности, на возникновение и развитие школьной дезадаптации.
  1. Разработать и апробировать программу по реабилитации деструктивных детско-взрослых общностей.
  2. Апробировать модель психологического сопровождения младшего школьника в период адаптации.

Основная идея проекта.

Организация психологического сопровождения как возможность объединения субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) на основе общих ценностей, ценностных ориентиров, норм, смыслов общения и взаимодействия, характеризующихся наличием общих традиций, инноваций, помощью и поддержкой друг друга с целью развития профессионализма педагогов, педагогической и психологической культуры родителей, успешной социализации и самореализации ребенка в период адаптации.

Обоснование значимости проекта.

Разработан механизм соорганизации ресурсов школы, семей и общественных объединений города  по реализации данного проекта.

Это побуждает  находить деятельностные методы и приемы в воспитании детей, искать инновационные подходы в работе с нашими обучающимися, помогающие им реализоваться в среде сверстников, классных коллективов и взрослых, а также уходить от тягостных переживаний, стрессовых ситуаций.  

Методологической основой исследования стали антропологическая парадигма в психологии;

  1. учение о со-бытийности (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев);
  2. положение В.Н.Мясищева о личности как продукте системы значимых отношений;
  3. личностно-деятельностный подход А.Н.Леонтьева;
  4. психологическая парадигма психотерапии (В.Е.Каган, А.С.Спиваковская);
  5. классификация стилей семейного воспитания (Э.Г.Эйдемиллер, А.С.Спиваковская, А.И.Захаров).

Программа реализации проекта (4 года).

Сентябрь 20011  –  2015 года

  1. Этап – проектировочный. (2011-20012 уч. г.)
  1. Изучение  пакета нормативных документов, анализ состояния психологического сопровождения в начальной школе. Подбор и проведение диагностических материалов по данной проблеме.

Данный этап определяется ориентацией психолога на углубленное психологическое,  изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в начальной школе (1-4 класс), выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в обучении, воспитании, развитии.   Диагностическая работа может проводиться с отдельными детьми и группой детей.

В диагностическом направлении педагог-психолог решает следующие конкретные задачи:

  1. Изучение медико-психологических и возрастных особенностей, выявление позитивного и негативного влияния условий жизни на обучение и воспитание учащихся.
  2. Диагностический мониторинг психофизического состояния, гармоничности развития, и работоспособности детей. Отслеживание влияния инновационных программ на развитие обучающихся.
  3. Выявление актуальных для педагога запросов по психологическому сопровождению.
  4. Мониторинговые исследования: адаптации к школьному обучению 1-х, 5-х  классов; учебная мотивация; интеллектуальное развитие учащихся, выявление уровня школьной тревожности по Филипсу.
  1. Разработать структуру и содержание психологического сопровождения младшего школьника: определение цели, задач, направлений, этапов, средств, форм, методов и технологий реализации психологического сопровождения.
  2. Определение конечного результата психологического сопровождения младшего школьника.
  3. Разработка системы тренингов по формированию и закреплению эффективных навыков взаимодействия с ребенком, по  развитию рефлексии, которая предоставляет возможности активного самопознания и познания своего ребенка.

II.  Этап  -  Основной  (2012-2014 уч. г.)

Основные направления в деятельности  педагога - психолога:

  1. профилактическая работа;  
  2. коррекционно-развивающая работа;
  3. консультативная работа;
  4. работа с  педагогами (семинары, практикумы, тренинги, консультации);
  5. работа с  родителями (консультации, тренинги).

Профилактическая работа:

Задачи данного направления определяются необходимостью формировать у учащихся потребность в специальных психологических, нравственных  знаниях, знаниях бесконфликтного общения. Создавать условия для полноценного психофизического развития младшего школьника с учетом возрастных особенностей, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности, интеллекта, а также межличностного общения и взаимодействия.

В профилактическом направлении педагог-психолог осуществляет следующие конкретные мероприятия:

  1. Проведение работы по адаптации школьника начальной  ступени к обучению в школе и школьника основной ступени к предметному обучению.  Конкретные рекомендации родителям, педагогам по оказанию помощи детям в адаптационный период.
  2. Ведение работы по предупреждению психофизической перегрузки, связанной с нарушениями здоровья, условиями жизни обучающихся, их воспитания и обучения.
  3. Психологическое сопровождение младшего школьника со школьной дезадаптацией.
  4. Индивидуальное сопровождение обучающихся требующих особого внимания (дети с диагнозом СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивность, F90 – нарушение внимания, F 90.1 гиперкинетические расстройства поведения.).
  5. Организация работы по сохранению благоприятного психологического климата в школе.
  6. Организация  работы психолого-педагогического консилиума, направленного на изучение психологических особенностей учащихся и форм психолого-педагогического сопровождения.

Коррекционно-развивающая работа 

Предполагает индивидуально-ориентированный подход психолога  к развитию личности ребенка. Активное воздействие на  процесс формирования личности в младшем школьном возрасте и сохраняя её индивидуальность.

В коррекционно-развивающем направлении педагог-психолог  решает следующие конкретные задачи:

  1. Активное развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция нарушенных психических процессов, адаптации к школе и формирование мотивации к обучению.
  2. Коррекция нестабильности эмоционально–волевой сферы, межличностных отношений и социальных контактов, связанных с межличностными и внутриличностными отношениями.
  3. Оказание психологической поддержки в урочное и внеурочное время.
  4. Психологическое сопровождение обучающихся в адаптационный период в 1 классе и подготовка к основной ступени обучения в 4классе.

     

Консультативная работа 

Предполагает индивидуально-ориентированный подход психолога, к личности ребенка.

Задачи определяются ориентацией педагога-психолога на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь родителям и  педагогам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становлении личности.

В консультативном направлении педагог-психолог решает следующие конкретные задачи:

  1. Формировать ответственность за соблюдение в школе условий, необходимых для полноценного психологического, физического и личностного развития учащихся, посредством проведения консультаций, участия в педсоветах, МО, общешкольных и классных родительских собраниях.
  2. Проведение совместных тренингов по повышению компетентности родителей в решении трудных ситуаций общения с ребенком, осознания личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с другими людьми.
  3. Проведение индивидуального и группового консультирования детей, родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, самовоспитания.

III. Этап - Рефлексивно-обобщающий. Заключительный (2014-2015 уч.г.).  

  Проблемный анализ состояния психологического сопровождения обучающихся в начальной школе:

  1. Роль образовательной среды в процессе адаптации обучающихся к школе;
  2. Роль родительского сообщества в формировании личности ребенка в период начального образовании;
  3. Обобщение результатов реализации проекта;
  4. Разработка методических рекомендаций для всех участников образовательного процесса по совершенствованию психологического сопровождения обучающихся;
  5. Обобщение опыта педагога-психолога по совершенствованию психологического сопровождения младших школьников со школьной дезадаптацией.
  6. Распространение опыта работы в городе, через сайт школы, СМИ, городские семинары.

Основные мероприятия по реализации программы

Этапы

Мероприятия

Сроки

Проектировочный

Основной.

I.Психологическое диагностическое обследование обучающихся 1-х классов. 

1. Диагностика Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе» прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Адаптация детей  к школьному обучению.

2.Изучение анамнеза развития обучающихся 1-ых классов и вновь поступивших в школу  (определение группы здоровья, изучение заключений муниципальной  ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии),  последствий перинатальной патологии – если таковая имеется)

II.Психологическое диагностическое обследование  обучающихся 4-х классов.

1.Диагностика интеллектуального развития школьников к обучению в 5 классе. ТУРП (тест умственного развития младшего подростка) Рекомендации психолога по обучению в профильных классах.

2. Изучение учебной мотивации

3.Изучение уровня школьной тревожности по Филипсу.

4.Изучение социометрического статуса класса.

 5.Психологическая диагностика индивидуально-личностных характеристик учащихся 2-4-х классов (по запросам родителей и педагогов; по  плану педагога-психолога).

III.Индивидуальная диагностическая работа с использованием проективных методик, с целью определения степени агрессивности, тревожности, общения в среде сверстников и взрослых (для определение и составление индивидуального образовательного маршрута ученика).

IV.Мониторинг динамики развития обучающихся, изменение их восприятия и отношения к сверстникам, определенным объектам социальным явлениям.

V.Мониторинговое исследование мотивации учебной деятельности обучающихся.

VI.Исследование психологической культуры педагогов и обучающихся (оптимизация образовательной среды обучающихся).

VII.Изучение влияния образовательной среды школы на развитие познавательной, эмоциональной,  жизненной сфер обучающихся.

VIII.Изучение влияния детско-родительских отношений на обучение и воспитание.

Профилактическая работа

  1. Психологическое сопровождение обучающихся в период адаптации. Осознание позиции «Я - ученик».
  2. Подготовка школьника к основной  ступени к предметному обучению. Осознание позиции «Я - высказывание».
  3. Конкретные рекомендации родителям, педагогам по оказанию помощи детям в адаптационный период.
  4. Организация работы по сохранению благоприятного психологического климата в классе и школе.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение детей, требующие особого внимания. Организация индивидуальной работы и работы в малых группах.  Способствовать преодолению психологических трудностей, мешающих выработке приемлемого учебного поведения.
  6. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей, поступающих в школу (профилактика школьной дезадаптации).
  7. Профилактика отклоняющегося поведения младших школьников: информирование родителей и педагогов об особенностях поведения у детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы, утомления, развития внимания.

10.Профилактическая и просветительская работа с родителями обучающихся по индивидуально-психологическим особенностям,  формирования позиции «Я - ученик» (1 класс), «Я - высказывание» (4 класс).

11.Просветительская работа с педагогами по индивидуально психологическим особенностям младших школьников с нарушениями эмоционально-волевой сферы и отклонениями в здоровье. Участия в педсоветах, МО, общешкольных и классных родительских собраниях.

Коррекционно-развивающая работа:

  1. Индивидуальная и  групповая коррекционно-развивающая работа по адаптации детей к школьному обучению, осознание позиции «Я ученик», снижение уровня тревожности, повышение уверенности в себе (1 класс).
  2.  Активное развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, формирование мотивации к обучению и познанию нового материала у младших школьников (2-3- классы).
  3. Индивидуальная и  групповая коррекционно-развивающая работа по подготовке обучающихся к основной ступени и предметному обучению с учащимися 4-х классов, имеющими высокий уровень тревожности, низкую самооценку и трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
  4.  Коррекция нестабильности эмоциональной сферы, межличностных отношений и социальных контактов учащихся, связанных с ростом межличностных и внутриличностных отношений.
  5.  Оказание психолого-педагогической поддержки детей с ослабленным  здоровьем (дети – инвалиды, часто болеющие дети, дети стоящие на диспансерном учете).
  6. Разработка мероприятий психологической коррекции низкой успеваемости, и дисциплинированности, конфликтов в общении, нарушений межличностных отношений детей, требующих повышенного педагогического внимания с взрослыми и сверстниками.

Консультативная работа:

1.Формирование ответственности за соблюдение в школе условий, необходимых для полноценного психологического, физического и личностного развития учащихся, посредством проведения консультаций, участия в педсоветах, МО, общешкольных и классных родительских собраниях.

2. Проведение индивидуальных и коллективных занятий с детьми и родителями по вопросам бесконфликтного общения, ведение личных дневников наблюдения для детей с диагнозом СДВГ,  здорового образа жизни.

Проведение индивидуального и группового консультирования детей и родителей по проблемам обучения, развития внимания, и  взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, самовоспитания и т. п.

4. Проведение консультирования учителей по вопросам бесконфликтного общения, обучения, воспитания, оказания помощи детям испытывающим трудности в обучении и детям с  ослабленным здоровьем.

сентябрь-октябрь

ежегодно

ежегодно

март-апрель ежегодно

ежегодно

ежегодно

по запросу кл. руководителя

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

постоянно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно


ежегодно









ежегодно




ежегодно


По запросу

По запросу

По запросу

Заключительный.

Аналитический этап

1. Проблемный анализ состояния психолого-педагогического сопровождения в школе:  

-роль образовательной среды в процессе адаптации учащихся;

-роль родительского сообщества в формировании личности ребенка в период начального обучения  в школе.

2.Анализ состояния психолого-педагогической поддержки семей, имеющих опекаемых детей, детей-сирот, детей-инвалидов, детей с проблемами в здоровье.

3.Обобщение результатов реализации программы: анализ полученных результатов, решение стратегических и частно-конкретных задач.

4.Разработка методических рекомендаций по совершенствованию психологического сопровождения младших школьников с нарушениями в эмоциональной сфере и отклонениями в здоровье.

5.Обобщение и распространение опыта школы по совершенствованию психологического сопровождения младших школьников с нарушениями в эмоциональной сфере и отклонениями в здоровье.

Сентябрь, декабрь, май

сентябрь, декабрь, май

май

в течение года по мере необходимости.

постоянно

Оценка эффективности реализации психологического сопровождения младшего школьника осуществляется на основе обобщённых оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.

Предполагаемый результат:

- умение общаться в среде взрослых и сверстников и овладение навыками саморегуляции;

- развитие личностного творческого потенциала обучающихся, на основе ближайшего социального окружения (актуализация лидерских способностей);

- сформированность у обучающихся коммуникативного общения как общей культуры взаимодействия в социуме;

- сформированность у обучающихся социальной ответственности в различных видах деятельности;

- сформированность у обучающихся социальной компетентности  как средства позитивного вхождения личности учащегося в трудовую и социальную среду;

- становление родителей полноправными партнерами, проводниками идей в реализации успешности ребёнка;

- сотрудничество родителей, школы и детей, организация совместной работы.

Способ отслеживания.

- целенаправленное и включенное наблюдение реального поведения и взаимоотношений;

 - беседа как диалог;

- психодиагностические методики и методы психологической практики (элементы арт-терапии, игровой терапии, символдраматические элементы и
др.);
 

- метод переубеждения (предоставление обучающимся убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);

- метод символического взаимодействия;

- рефлексивные сессии, портфолио ученика;

- анализ данных о личностных и социально-значимых достижениях  обучающихся.

Заключение.

В ходе проекта сделана попытка реформирования в моделировании и реализации условий по проявлению детско-взрослой общности младших школьников за счет реализации психологического сопровождения. На наш взгляд начальная школа должна стать первой ступенью института социализации обучающихся, дать возможность в проявлении и осознании участниками своей позиции, способности уважать и понимать позицию другого в общении и совместной деятельности.

Данный проект включает взрослых и детей в общий ход взаимодействия, как со-бытия, который разворачивается благодаря замыслу и определенному плану, в тоже время развиваясь стихийно, так как не может быть жестко заданных обязательных форм проживания со-бытия, определена лишь возможная их вариативность. Живая связь возникает в процессе общего проживания нового бытия, постоянной рефлексивной деятельности с осмыслением всего происходящего для меня (Я) и для нас (Мы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “прав...

Понятие школьной дезаптации. Уровни и формы школьной дезадаптации.

Описание основных уровней и форм школьной дезедаптации....

Уклад прогимназии как условие развивающейся детско-взрослой образовательной общности

Начало XXI века характеризуется инновационным развитием Российского сообщества, создающим новый образ жизни – новый уклад, определяющийся изменениями в идеологии, экономике, общественной жизни России,...

Создание детско-взрослой общности как условие реализации педагогического проекта

Перед учителем неизбежно встает масса труднейших вопросов: как воспитать в каждом ребенке чувство доброты, отзывчивость и непримиримость ко злу? Как создать условия для творческого развития, самореали...

ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье рассмотрена проблема преодоления школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий;  описаны приемы учебной деятельности с обучающимися мла...