Психологическое сопровождение обучающихся 4-х классов
рабочая программа (4 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО _____Е.Б.Сунцова

«_____» ___________2012 г.

Заместитель директора________Н.И.Фролова

«____» ____________2012 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МБОУ «СОШ № 5»

_______________ В.А. Кошкарева

от _______ № ________________

Рабочая программа

психологического сопровождения обучающихся 4-х классов.

2012-2013учебный год

Педагог-психолог: Е.А.Васильева

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов курса: 20 часов

Составлена в соответствии с:

  1. Возрастными особенностями психического развития детей младшего школьного возраста.
  2. Рекомендациями проведения групповых форм работы:

- Битянова М.Р., Азарова Т.В, Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.,1998.

- Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие /Г.С. Абрамова, Т.П. Гаврилова, А.Г. Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.    Андрущенко. Волгоград.1995.

Рассмотрена на заседании методического объединения учителей.

Протокол от «__»_________2012г. №__

г. Нефтеюганск

2012год

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1.   Пояснительная записка.
  1. Актуальность программы.
  2. Цель, задачи. Ожидаемый результат.

  1. Условия реализации программы.
  1. Этапы выполнения программы.

  1. Тематическое планирование.
  1. Содержание коррекционно-развивающей работы по программе.

  1. Приложение.  

  1. Используемая литература.


1.  Пояснительная записка

  1. 1.1 Актуальность программы

Толерантное поведение ребенка является одновременно необходимым условием и показателем степени его адаптивности. Толерантные установки и способы поведения помогают учащимся найти адекватные ситуации - резервы собственного развития, получить помощь и одобрение взрослых, быстрее психологически обжить новое пространство жизнедеятельности.

Важным является приобретение ребенком опыта психологически компетентного, конструктивного, толерантного взаимодействия с самим собой, другими и окружающим его миром. Выработка такого стиля поведения способствует дальнейшему позитивному развитию его как субъекта социального взаимодействия, повышает уверенность в своих возможностях и перспективах.

В предлагаемых занятиях  в форме игры обучающийся апробирует способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях: "Я - другие", "Я - Я", "Я - культура" и "Я - мир".

1.2.Цель программы

Развитие толерантных способов поведения у обучающихся.

Развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия, уникальных особенностях мира вещей, природы и людей. В ходе занятий происходит развитие потенциальных возможностей ребенка, расширение набора поведенческих паттернов, формирование установок на сотрудничество, создание позитивных отношений.  

Задачи

  1. Развитие позитивного отношения к себе, другим, миром.
  2. Осознание права каждого на индивидуальность, принятие и уважение другого.
  3. Расширение представлений о значении и возможностях толерантных способов поведения.
  4. Развитие умений саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении.
  5. Формирование умений толерантного взаимодействия с "миром людей".

Ожидаемые результаты

Предполагается, что результатом реализации программы будет расширение образа мира ребенка, приобретение навыков толерантного взаимодействия, гармонизация самопонимания и понимания окружающей действительности.

Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создать у обучающихся позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставить возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

  1. Условия реализации программы.

2.1. Основные этапы, задачи, критерии выполнения программы.

этапы

цель

задачи

критерии

Диагностический

Выявление уровня тревожности учащихся.

Выявление учебной мотивации

Провести тест школьной тревожности Филипса.

Провести методику изучения мотивации обучения школьников М.Р. Гинзбурга

Определение учащихся с высоким уровнем тревожности и сниженной учебной мотивацией.

Коррекционно-развивающий

Развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия, уникальных особенностях мира вещей, природы и людей. В ходе занятий происходит развитие потенциальных возможностей ребенка, расширение набора поведенческих паттернов, формирование установок на сотрудничество, создание позитивных отношений

1.Развитие позитивного отношения к себе, к другим, с миром.

2.Осознание права каждого на индивидуальность, принятие и уважение другого.

3.Расширение представлений о значении и возможностях толерантных способов поведения.

4.Развитие умений саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении.

5.Формирование умений толерантного взаимодействия с "миром людей".

Активное включение обучающихся в групповое взаимодействие.

Ученик, с адекватной самооценкой, с позитивным отношением к себе, к другим, знающий приемы саморегуляции и самоконтроля.

Итоговый

Выявление уровня тревожности учащихся.

Выявление учебной мотивации

Провести анализ коррекционно-развивающей работы.

Провести тест школьной тревожности Филипса.

Провести методику изучения мотивации обучения школьников М.Р. Гинзбурга

Прогнозирование дальнейшей учебной деятельности.


  1. Тематическое планирование

3.1. Содержание коррекционно-развивающей работы по программе.

Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: групповой психологический тренинг, ролевая игра, психотехнические игры, релаксация

Программа рассчитана на работу в группе из 8-10 человек.

  1. Для занятий каждый ребенок должен иметь тетрадь в клетку, альбом, цветные карандаши.
  2. Продолжительность занятия 30 – 40 минут. Количество занятий и их внутренняя содержательная наполненность может изменяться с учетом особенностей контингента.
  3. Оптимальная периодичность встреч – 1 раз в неделю.
  4. Важно создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку.
  5. Необходимое обеспечение: карточки, художественные тексты, ватман, карандаши. Необходимость других материалов описывается в каждом конкретном занятии.

Отчет о выполнении программы педагога-психолога Е.А.Васильевой

(2012-2013 учебный год)

Класс

Направление

Подгруппа

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Итого за год

План

Факт

отставание

причина

План

Факт

отставание

причина

План

Факт

отставание

причина

План

Факт

1

Профилактика

школьной

дезадаптации

5

5

11

11

4

20

4 Б

6

6

11

11

3

20

4 В

6

6

11

11

3

20

ИТОГО:

17

17

33

33

10

60

           

№ занятия

Тема

Краткое содержание

Предполагаемый результат

Дата

план

факт

1

Знакомство. Узнаем друг друга

Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, условий для самораскрытия, установление контакта между детьми.

Задачи :

  1. Продемонстрировать варианты знакомства.
  2. Выработать приветствие в группе.
  3. Способствовать психологическому раскрепощению участников в группе.

Методическое оснащение : Игра "Круг знакомства". Беседа "Как можно знакомиться".

Ход занятия:

Вводная часть

Тема нашего занятия: "Знакомство".

На этом занятии познакомимся поближе мы с вами и вы друг с другом. Скажите, а как можно познакомиться? Какие еще способы знакомства можно использовать? Следует ли учитывать ситуацию при осуществлении знакомства? Какие способы знакомства можно использовать с людьми разного возраста: маленький ребенок, взрослый человек, сверстник, старый человек.

Совместная разработка приветствия.

Основная часть

Игра "Круг знакомств"

"Сегодня мы будем играть в "паровозики". Сначала у паровозика не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку "ездить" по кругу, громко приговаривая "чух - чух - чух". Потом "паровозик" соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: "Паровозик чух - чух - чух" и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал "паровозик", в ответ называет свое имя и становится новым "паровозиком", а первый "паровозик" - его "вагоном". Новый "паровозик" вместе с "вагоном" продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: "Паровозик чух - чух - чух" и назовет свое имя и имя своего "вагона". Игра продолжается до тех пор, пока в "паровозик" не будут включены все дети. Если "паровозик" ломается, т.е. кто-то из детей забывает имя своего "вагончика", то игру лучше начать сначала".

 Упражнение "Представление с чужих слов".

Цель: Знакомство участников тренинга друг с другом.

Каждый участник характеризует себя от имени своих знакомых, родных, друзей (выбрать надо одного человека)

Время проведения : 30 минут.

Материалы:

Бумажные салфетки для всех членов группы.

Этапы работы:

1. Каждый участник решает, с чьих слов он будет представлять себя. Это может быть любой человек, достаточно знакомый с ним: партнер, начальник, ребенок, друг, клиент и т.д., однако среди членов группы его быть не должно.

2. Из салфетки изготавливается маленькая фигурка, символизирующая выбранного человека.

3. Тот, кто готов к представлению, поднимается со стула, держа в руках бумажную фигурку, "от лица" которой он говорит: "Я - приятель Олега. Я хочу сказать буквально пару слов о нем и так, чтобы сам Олег был бы со мной согласен. Олег очень сдержанный человек и не очень охотно оказывается в центре внимания..."

4. После того как все участники выполнят упражнение, наступает время обратной связи, вопросов и замечаний.

Заключительная часть.

Осознание важности безопасного общения. Подведение итогов, выражение признательности всем за участие в задании.

Сплочение группы

4 «А»

19.10

4 «Б»

15.10

4 «В»

17.10

4 «А»

19.10

4 «Б»

15.10

4 «В»

17.10

2

Учимся сотрудничать

Цель: Развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологическую готовность к сотрудничеству.

Задачи:

  1. Оптимизация внутригруппового сотрудничества.
  2. Приобретение позитивного опыта сотрудничества.

Методическая оснащенность: карточки со словами: "Дом", "Стул", "Мел", "Кот", игра "Живые буквы", игра "Дирижер оркестра", игра "Чувствуем друг друга", игра "Правила ведения беседы".

Ход занятия:

Вводная часть

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется "Дирижер оркестра". Ведущий поднимает и опускает руки. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) учащиеся хлопают в ладоши.

Основная часть

Игра " Живые буквы "

Разделите класс на малые группы, по четыре-пять человек. Выдайте каждой группе по несколько карточек, предупредив детей, что они не должны говорить другим, какие слова им достались. Группы, рассредоточившись по всему помещению (или в нескольких помещениях), тренируются в изображении букв, так чтобы другие могли "прочесть" их слова. Затем все собираются и " пишут " свои слова " живыми буквами " . Если дети пожелают, они могут сами придумывать и изображать слова.

Игра "Правила ведения беседы"

Класс или отдельная группа получает задание, исходя из опыта предыдущих игр и упражнений, разработать правила ведения беседы и дискуссий в классе. Затем эти правила обсуждаются всем классом, и окончательный вариант их вывешивается в виде стенной газеты.

Заключительная часть

Игра "Чувствуем друг друга"

"Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Послушаем свое дыхание. Затем прислушаемся к звукам в нашей комнате, потом - к звукам, доносящимся с улицы. И снова послушаем свое дыхание. А теперь почувствуем свою правую руку, а в ней - руку соседа, затем почувствуем левую руку и руку соседа слева. Попробуем представить себе, что через руки бежит невидимый ручеек. В виде чего этот ручеек? Может быть, тепла или доверия, а может быть, поддержки друг друга или чего-нибудь еще? Постарайтесь запомнить это ощущение в руках, сохранить его до следующего занятия".

В этих играх дети действуют сообща, в непринужденной обстановке. Игра должна доставлять им удовольствие и в то же время помогать в приобретении навыков сотрудничества в малых группах или в составе всего класса.

Подведение итогов, выражение признательности всем за участие в задании.

Учащийся, знающий навыки конструктивного взаимодействия

4 «А»

26.10

4 «Б»

22.10

4 «В»

24.10

4 «А»

26.10

4 «Б»

22.10

4 «В»

24.10

3

Мои возможности

Цель: Развивать представление о своих потенциальных возможностях.

Задачи:

  1. Активизировать творческий потенциал детей.
  2. Способствовать гармонизации претензий и возможностей.
  3. Развивать навыки самопрезентации.

Методическое оснащение: игра "Я умею", игра "Сказка - ложь, да в ней намек".

Ход занятия:

Вводная часть.

Тема нашего задания "Мои возможности". Сейчас мы с вами поиграем в игру "Я похожий на других, я не похожий на других". Дети берут в руки мяч, высказывают мнение о себе и передают другому. Учитель подводит итог, подчеркивая идею о наличии разных возможностей.

Основная часть

Игра "Я умею"

"Давайте поиграем в игру "Я умею". По кругу, по очереди каждый будет называть и, если захочет, показывать какое-нибудь свое умение, например, "быстро бегать", "забивать гвозди", "выращивать цветы" и т.п. Всем нужно внимательно слушать, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить свое умение, то он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется в круге до конца".

После окончания игры можно вместе вспомнить те сферы умений, которые будут забыты детьми.

Игра "Сказка - ложь, да в ней намек"

Попробуйте вспомнить ваши любимые сказки, любимых сказочных героев, на которых вам хотелось бы быть похожим. Конечно, это может быть и герой из мультфильма. Попробуем превратиться в наших сказочных героев и по очереди представиться от имени героя. Например, "Я - Золушка", "Я - Спиди-гонщик", а потом войти в круг и подвигаться, как двигается ваш герой, немного пожить его жизнью.

В процессе игры дети могут задавать необычные и творческие вопросы и так же на них отвечать, например, спросить ребенка в роли Золушки: "Золушка, какие цветы ты больше всего любишь? Что ты ешь на завтрак? Что часто видишь во сне?" Такую творческую инициативу надо всегда поощрять. После того как все дети "покажут своих героев", можно предложить, посмотрев внимательно на каждого, попытаться найти сходство детей со своими героями. Если дети будут затрудняться это сделать, ведущий может помочь.

Заключительная часть

Закрепление представлений о своих возможностях, формирование позитивного самовосприятия.

Упражнение: Каким ты себя видишь взрослым?

Учащийся, применяющий навыки конструктивного взаимодействия

4 «А»

16.11

4 «Б»

29.10

4 «В»

31.10

4 «А»

16.11

4 «Б»

29.10

4 «В»

31.10

4

Уважая себя, уважай других

Цель: Развивать толерантное отношение к другим людям.

Задачи:

  1. Формировать терпимое отношение к другим, их привычкам, взглядам.
  2. Формировать готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других.
  3. Организация позитивного опыта толерантного взаимодействия.

Методическое оснащение: рассказ В. Осеевой "Просто старушка", игра "Встреча".

Ход занятия:

Вводная часть

Вы слышали, наверное, такую пословицу: "Если ты хочешь, чтобы с тобой обращались хорошо, обращайся с другими также". Как вы понимаете эту пословицу? В чем секрет этих отношений?

Я не буду делать в отношении других то, что не позволил бы в отношении себя.

Основная часть

Дети прослушивают рассказ "Просто старушка" и разыгрывают по ролям. После этого предлагается второй вариант инсценирования: как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку. После этого разыгрывается ситуация, в которой мальчик и девочка вместе помогают старушке.

Отрывок из рассказа В. Осеевой "Просто старушка".

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

  1. Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
  2. Это твоя бабушка?
  3. Нет, - ответил мальчик .
  4. Мама? - удивилась подружка.
  5. Нет .
  6. Ну , тетя? Или знакомая?
  7. Да нет же, нет! - ответил мальчик. - Это просто старушка.

Игра "Встреча"

Для этой игры нужно разделиться на 2 равные группы. Каждая группа выстраивается так, чтобы образовались два концентрических круга - внешний и внутренний. Все, кто стоит во внешнем круге, поворачиваются лицом к своему партнеру во внутреннем круге.

После этого предлагаются ситуации:

  1. Представьте себе, что девочка или мальчик, с которым ты встретился, рассказал твою тайну другим детям. Вырази словами чувства к нему. Что бы ты ему сказал? (Сначала говорят те, кто стоит во внутреннем круге, потом те, кто во внешнем).
  2. Сегодня этому ребенку незаслуженно поставили двойку, учитель не стал слушать его объяснений. Он очень переживает, старается не подавать вида, но ты его друг: постарайся ему высказать свою поддержку. Что вы чувствовали, когда выражали добрые чувства к человеку и когда высказывали свое недовольство к другому? Как быть с чувствами, как их лучше выразить, чтобы не навредить ни себе, ни другому? (Договориться, решить мирным путем)

Заключительная часть.

Обсудить проблему, когда нужно оказывать поддержку человеку и как принимать помощь от других.

Учащийся, уважающий себя и других

4 «А»

23.11

4 «Б»

12.11

4 «В»

14.11

4 «А»

23.11

4 «Б»

12.11

4 «В»

14.11

5

Все люди разные

Цель: Показать разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций и возможности совместного проживания.

Задачи:

  1. Формировать способность считаться с различиями между людьми.
  2. Развивать терпимое отношение к различиям в поведении людей.
  3. Прививать ценностное отношение к "иному".

Методическое оснащение: отрывок из сказки "Гадкий утенок" (или "Дюймовочка у майских жуков").

Ход занятия :

Вводная часть

Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч. При этом они называют присущие им качества. Перечисленные качества записываются на доске. По окончании упражнения психолог (педагог) побуждает детей сделать вывод о том, что люди отличаются друг от друга не только внешними, но и внутренними свойствами и качествами.

Основная часть

Детям предлагается инсценировать отрывок из сказки "Гадкий утенок" или "Дюймовочка у майских жуков".

Инструкция. "Вы читали сказку Андерсена "Гадкий утенок"? Давайте в нее поиграем. Кто хотел бы быть "гадким утенком"? А кто другими птицами на птичьем дворе?" Ведущий помогает каждому из детей получить роль и озвучить ее. Хорошо, если в озвучивании птиц принимает участие сам "гадкий утенок". Ведущий может спросить у "утенка", есть ли среди птиц учитель, родители, братья и сестры утенка. Когда все дети получают роли, каждая из "птиц" по очереди, а затем все вместе хором прогоняют "утенка" со двора. Затем ведущий делает знак "птицам" уснуть, остается один "утенок", который постепенно меняет свою походку, выражение лица (с помощью ведущего) и превращается в "лебедя". После слов "утенка": "Я - лебедь" все "птицы" просыпаются, подлетают к нему по очереди, гладят его клювиками и говорят: "Какой красивый и сильный лебедь!"

Игру можно повторять несколько раз в разные дни до тех пор, пока все дети, желающие побывать "гадким утенком", не побывают в этой роли.

Игра "Цветик-семицветик"

Для этой игры понадобится цветик-семицветик с лепестками. Каждый ребенок, сорвав лепесток, высказывает свои добрые пожелания в адрес детей других социальных, этнических, культурных групп (дети-мигранты, больные дети, социальные сироты и т.д.).

Заключительная часть

Закрепление представлений о том, что все люди разные. Предлагается аукцион идей: "Хорошо, что люди разные, потому что..."

Учащийся, уважающий себя и других

4 «А»

30.11

4 «Б»

19.11

4 «В»

21.11

4 «А»

30.11

4 «Б»

19.11

4 «В»

21.11

6

Я и другие. Я глазами других

Цель: Развитие социально-психологической компетентности ребенка.

Задачи:

  1. Формировать умения общаться.
  2. Формировать позитивный эмоциональный тон общения.
  3. Развитие социального доверия и воспитание новых способов поведения.

Методическое оснащение: Этюд "Просто так", игра "Угадай-ка", игра "Снежная королева", игра "Окажи внимание другому".

Ход занятия:

Вводная часть

Игра "Окажи внимание другому"

Цель: развить умения выражать свое положительное отношение к другим людям, научить оказывать и принимать знаки внимания.

Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: "Спасибо, я тоже думаю, что я ...", повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: "А еще я думаю, что я ...".

Основная часть

Этюд "Просто так "

Цель: Развитие социального доверия, воспитание новых способов общения, формирование адекватных форм поведения.

Дети разыгрывают сценки из мультфильма "Просто так", где щенок подарил букет цветов, а вместе с ним и свое хорошее настроение тому, кому было грустно, "просто так" - ничего не требуя взамен. И его доброе дело пошло по цепочке дальше - от одного героя к другому.

Игра "Угадай-ка"

"Давайте поиграем в игру "Угадай-ка". Посмотрите внимательно на своего соседа справа и попробуйте угадать, что нравится в вашем соседе его маме.

Дети по очереди проговаривают вслух свои догадки. Затем предлагается выбрать детей, правильно угадавших. Хотя чаще всего дети, о которых угадывают, затрудняются отметить правильность или неправильность отгадок. После первого круга может быть организован второй, в котором дети угадывают, что нравится в его соседе его друзьям, далее третий круг - что нравится учительнице в школе. Ведущий должен быть готов оказать детям помощь в угадывании, особенно в третьем круге.

Игра "Снежная королева"

"Давайте вспомним сказку "Снежная королева". Там было зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а все дурное и безобразное делалось еще больше и заметнее. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, которые попали в глаза людям. Но, оказывается, когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно было разглядеть то хорошее, что обычно не замечается".

Ведущему лучше самому первому "надеть очки" и показать детям, как в них смотреть. Важно, чтобы после игры дети поделились своими чувствами в обеих ролях: смотрящих и рассматриваемых. Игру можно повторять несколько раз, отмечая в последующих обсуждениях, что раз от раза в "очки" можно увидеть все больше и больше хорошего.

Заключительная часть

Вспомните ситуации, в которых вам было приятно общаться и в которых нет. Почему? Были ли у вас случаи, когда вас не поняли, с чем вы это связываете?

Учащийся, уважающий себя и других

4 «А»

07.12

4 «Б»

26.11

4 «В»

28.11

4 «А»

07.12

4 «Б»

26.11

4 «В»

28.11

7

Как мы решаем конфликты

Цель: Развитие навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Задачи:

  1. Развитие умений распознать, предвидеть и предупредить конфликтную ситуацию.
  2. Формирование умений социально-толерантного поведения в конфликтных ситуациях.
  3. Отработка навыков конструктивного разрешения конфликта.

Ход занятия:

Вводная часть

Этюд "Поссорились и помирились"

Цель: Показать связь выразительных движений с психическим состоянием, вызванным отношением к другому.

Два ребенка сначала изображают поссорившихся детей. Они стоят спиной друг к другу, и притопывают одной ногой, руки на поясе или за спиной. Затем помирившихся поворачивают лицом друг к другу, они, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Этюд выполняется под музыку.

Основная часть

Можно ли прожить вообще без конфликтов? Привести примеры наиболее часто встречающихся в школе конфликтов.

Что становится причиной конфликтов? Какую роль играют в этом обидные слова?

Игра "Приятное и неприятное"

Цель: Осознание детьми смысла и, соответственно, пользы и вреда от употребляемых ими ежедневно положительных и негативных слов и выражений.

  1. Как вы себя чувствуете, когда кто-то говорит вам что-нибудь неприятное? Как реагируете в таких случаях?
  2. В каких случаях вы сами говорите другим неприятные вещи? Думаете ли вы в этот момент о том, что вы говорите?
  3. Почему дети говорят друг другу гадости?
  4. Как вы себя чувствуете, когда вам говорят что-нибудь приятное? Как вы реагируете на это?
  5. В каких ситуациях вы сами говорите другим приятное? Как вы себя при этом чувствуете? Что легче: сказать другому гадость или что-нибудь приятное? Почему?

Игра "Взаимоотношения"

Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина "Дом с колокольчиком".

Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся дружок.
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна ,
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимая трезвон и гром,
То выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.

После чтения стихотворения дети приходят к выводу, что результат общения зависит от характера поведения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. У детей спрашивают, почему во втором случае к ребенку вышла вместо доброй старушки "Баба-Яга".

Заключительная часть

Дети хором проговаривают пословицы и поговорки о причинах конфликтов и способах их мирного решения.

Подведение  итога занятия

Учащийся, применяющий навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях

4 «А»

14.12

4 «Б»

03.12

4 «В»

05.12

4 «А»

14.12

4 «Б»

03.12

4 «В»

05.12

8

Товарищество и дружба

Цель: Развитие представлений о товариществе и дружбе и умении их поддерживать.

Задачи:

  1. Формирование умений равноправного взаимодействия.
  2. Развитие социальных эмоций сочувствия сопереживания по отношению к сверстникам.
  3. Развитие представлений о товариществе и дружбе.

Методическое оснащение: этюд "Дружба", игра "Найди друга", игра "Мои друзья", игра "Правила дружбы".

Ход занятия :

Вводная часть

Этюд "Дружба"

Цель: проявление сочувствия в конкретном действии.

Ведущий читает стихотворение В. Томилиной "Солидарность":

За кота и за юлу
Брат опять стоит в углу.
Плачет Леночка всерьез:
Жалко братика до слез.
Горько плакала сначала,
Вдруг затихла, замолчала.
Лена плакать перестала...
Рядом с братом в угол встала.

Дети отвечают на вопросы: какие чувства переживает девочка? Чем они вызваны? Выделяют, что во внимании, заботе нуждается не только младший, но и сверстник. Сочувствие у него проявляется в конкретном действии: если вдруг упал, то надо помочь ему встать; если ему больно - утешить.

Дети разыгрывают этюд в парах.

Основная часть

Игра "Найди друга"

Цель: Научить детей чувствовать и переживать, устанавливать дружеские контакты.

Дети делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден , игроки меняются ролями.

Игра "Мои друзья"

Цель: Выявить взаимоотношения детей внутри группы, осознание своих особенностей и особенностей друга.

Ведущий предлагает нарисовать друг друга. Дети могут нарисовать своих друзей как в виде людей, так и в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После выполнения задания дети обсуждают рисунки и отвечают на вопросы: кто здесь нарисован? Почему нарисованы именно в таком виде?

Заключительная часть

Правила дружбы. В заключение всех встреч дети обговаривают некоторые приемы и правила, которые оформляются в "Правила дружбы", способствующие тому, чтобы общение ребят протекало без ссор и конфликтов.

  1. Помогай товарищу, если умеешь что-то делать - научи и его. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
  2. Делись с товарищем, играй так, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу.
  3. Останови товарища, если он делает что-то плохое.
  4. Умей порадоваться успехам товарища.
  5. Умей спокойно принять помощь, советы от других ребят.

Мультфильм про барашика

Цель: Научить детей чувствовать и переживать, устанавливать дружеские контакты.

Подведение итога занятия.

Учащийся, умеющий сочувствовать и сопереживать.

4 «А»

21.12

4 «Б»

10.12

4 «В»

12.12

4 «А»

24.12

4 «Б»

11.12

4 «В»

14.12

9

Мальчики и девочки

Цель: Формировать представления о различиях мальчиков и девочек и об особенностях в их поведении.

Задачи: 

  1. Раскрытие особенностей поведения мальчиков и девочек.
  2. Дополнение представлений детей о том, какой должна быть девочка и каким должен быть мальчик.
  3. Формирование уважительного отношения мальчиков и девочек друг к другу.

Методическое оснащение: Игра "Примеры", игра "Во что мы одеваемся".

Ход занятия :

Вводная часть

Мы уже говорили о том, что люди бывают разными. Эта разница проявляется в поведении, действиях, привычках. Также людей можно разделить на мужчин и женщин.

Опишите основные различия, которые присущи мальчикам и девочкам.

Напишите 5 качеств, присущих только поведению мальчиков и присущих только поведению девочек. (Результаты работы анализируются отдельно у мальчиков и девочек). Делается вывод о качествах настоящего мальчика или девочки в представлениях детей.

Основная часть

Игра "Примеры"

Девочки и мальчики выполняют это упражнение отдельно в разных помещениях. Обсудите с ними вначале, что такое пример, образец. Назовите свой собственный (однополый с вами) образец и объясните, почему он является для вас примером для подражания.

Спросите девочек, кто для них является образцом. Что девочкам особенно нравится в этих женщинах? Насколько они соответствуют традиционному представлению о том, какой должна быть женщина? Знают ли они женщин, для которых, например, профессия не менее или даже более важна, чем семья? Что они об этом думают?

Спросите мальчиков, кто для них является образцом. Что мальчикам особенно нравится в этих мужчинах? Насколько они соответствуют традиционному представлению о том, каким должен быть мужчина?

Игра "Во что мы одеваемся?"

Обсудите с учащимися следующие вопросы. Что носят мальчики и девочки? В чем заключаются преимущества и недостатки тех или иных видов одежды (например, платья красивее и удобнее летом, брюки практичнее, но летом в них жарко, юбки неудобны тем, что мальчики имеют скверную привычку их задирать)? Есть ли разница между одеждой девочек и одеждой мальчиков? Почему? Должна ли существовать разница? Были ли у детей случаи, когда их принимали за мальчика (за девочку)? Как они себя при этом чувствовали?

Вариации. Обсудите эти вопросы сначала отдельно с мальчиками и с девочками, а потом все вместе в классе.

Заключительная часть

Аукцион комплиментов, в ходе которого мальчики говорят девочкам комплименты, девочки высказывают благодарность.

Закрепление позитивного отношения мальчиков и девочек друг к другу.

Закончите предложение: "Я очень рад (а), что в нашем классе учатся и мальчики, и девочки, потому что ..."

Подведение итога занятия.

Учащийся, знающий особенности поведения мальчиков и девочек.

4 «А»

28.12

4 «Б»

17.12

4 «В»

19.12

4 «А»

28.12

4 «Б»

18.12

4 «В»

19.12

10

Давайте жить дружно

Цель: Развитие ценностного отношения к семье и ее традициям.

Задачи:

  1. Формирование представлений о роли семьи в жизни человека.
  2. Развитие чувства гордости за свою принадлежность к семье.
  3. Привитие уважительного отношения к членам семьи.

Методическое оснащение: бумага, фломастеры, этюды о жизни семьи, игра "Бабушки, дедушки".

Ход занятия :

Вводная часть

Учитель актуализирует знания учащихся о семье. Кто такие "члены семьи "? Дети их рисуют и рассказывают по рисункам о распределении домашних обязанностей и увлечениях в своей семье.

Основная часть

Дети выполняют этюды о жизни семьи "Утро в семье", "Вечер в семье", "Праздник в семье". Группа делится на актеров и зрителей.

"Актеры" разыгрывают этюды, а "зрители" угадывают, кто изображал маму, папу, бабушку и т.д. Дают оценку их поведению и действиям в отношении друг друга.

Заключительная часть

Отработка идеи о важности взаимопонимания, взаимоподдержки. По кругу учащиеся завершают предложения "Я могу помочь маме (папе, младшей сестре, старшему брату...)".

Игра "Бабушки и дедушки"

Дети стоят у стены парами. В комнате беспорядочно стоят стулья. У другой стены ставится ряд стульев по числу пар детей.

Инструкция: "Давайте представим себе, что каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Причем бабушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (бабушкам завязываем глаза). И вдруг бабушки заболели. Их нужно очень осторожно провести между домами (стульями) и привести в кабинет врача (стулья у стены)".

Ведущий показывает, как можно поддерживать бабушек, как проводить их между стульями, как усаживать в кабинете у врача. После смены ролей можно обсудить, в какой из ролей детям больше всего понравилось быть и почему. Какие чувства испытывает ребенок: ответственность, гордость, самоуважение

Подведение итога занятия.

Уважительное отношение учащихся к своей семье и ее традициям.

4 «А»

11.01

4 «Б»

24.12

4 «В»

26.12

4 «А»

30.01

4 «Б»

24.12

4 «В»

26.12

11

Культура разных народов

Цель: Воспитание готовности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений.

Задачи:

  1. Развитие готовности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений.
  2. Изучение особенностей ценностных ориентиров народной культуры.
  3. Воспитание уважение к традициям и культуре разных народов.

Методическое оснащение: набор иллюстраций с национальной одеждой разных народов, пословицы и поговорки различных народов.

Ход занятия :

Вводная часть

Актуализация представлений о традициях разных народов. Каждый народ имеет свои традиции и обычаи. Традиции народов живут в веках и передаются от поколения к поколению. В традициях отражаются быт, особенности взаимоотношений, кухня, культура, которые отражают особенности и своеобразие данного народа.

Основная часть

Проводится конкурс пословиц и поговорок разных народов. О чем свидетельствуют пословицы и поговорки? О каких национальных особенностях можно узнать из пословиц и поговорок? Различие людей разных национальностей проявляются не только в языке, но и в костюмах, предметах быта, праздниках, танцах, фольклоре, кухне и т.д.

Костюм - важный элемент народной культуры. Национальные костюмы у многих народов бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Предлагается детям сделать выставку "Народный костюм" (из иллюстраций) с рассказом об истории основных его элементов. О чем могут рассказать костюмы? Почему люди их бережно хранят и передают следующим поколениям?

Предлагается организовать игры разных народностей. Группа делится на подгруппы по 5 человек и представляет игры разных народов ("Бинго" - финская хороводная игра-танец, "Тетушка из Таллина" - эстонская игра, русский хоровод и т.д.).

Беседа

Праздники у различных народов проводятся по-своему. Какие национальные особенности вы знаете в праздновании Нового года? (например в Германии, Франции, Японии и др.).

Заключительная часть

Каким образом влияют национальные особенности на общение людей? Как должны относиться люди разных национальностей друг к другу?

Аукцион идей "Что поможет людям различных народностей жить в мире?"

Подведение итога занятия.

Уважительное отношение учащихся к представителям разных национальностей.

4 «А»

18.01

4 «Б»

14.01

4 «В»

16.01

4 «А»

30.01

4 «Б»

28.01

4 «В»

30.01

12

Золотые правила этикета

Цель: Расширение представления об особенностях ритуалов и традиций в разных культурах и социальных особенностях.

Задачи:

  1. Расширение представлений о правилах этикета разных социальных групп людей.
  2. Привитие навыков светского поведения.

Методическое оснащение: плакат с правилами светского этикета разных стран.

Ход занятия:

Вводная часть

Для чего люди придумывают правила поведения? Как называются эти правила?

Одинаковые ли правила поведения в различных кругах людей, людей различных национальностей? Среди школьников, учителей, банкиров, политиков, дипломатов и т.д.?

Этикет - ввод этих правил поведения в культуре каждого народа. Существуют разные виды этикета. Например, европейский этикет отличается от китайского или японского.

Основная часть

Сегодня стало очень популярным слово "презентация". Что это такое? Существуют презентации магазинов, выставок, праздников. Как правило, на презентациях присутствует светский этикет. Правила светского этикета просты, их не надо специально учить (предлагается вниманию плакат с правилами светского поведения). Нужно усвоить, что вы не единственный человек на свете и другие люди не меньше, чем вы, заслуживают внимания и уважения. Предлагается разыграть ситуации "Поведение за праздничным столом", "Поведение мальчика в транспорте".

Проводится анализ того, что чувствовали дети при выполнении заданий. Просмотр слайдов с правилами этикетов разных народов.

Заключительная часть

Обсуждение с детьми того, какие человеческие качества способствуют эффективному общению. После этого они вырабатывают правила, как развить в себе эти качества.

Вежливость - умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя - прощайся. Не заставляй о себе волноваться, уходишь - скажи, куда идешь и во сколько вернешься. Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

Учащийся, знающий правила этикета.

4 «А»

25.01

4 «Б»

21.01

4 «В»

23.01

4 «А»

01.02

4 «Б»

04.02

4 «В»

06.02

13

Цель:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; Толерантность.pptx

Задачи:

-формирование представлений о толерантном поведении,

 развитие самосознания детей,

 -формирование эмоционально позитивного отношения к процессу общения, воспитывать умение слушать собеседника,

-воспитание понимания возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,

-воспитание понимания возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос,

 -развитие умения учитывать разные мнения и обосновывать свою точку зрения

Вводная беседа (слайд 3)

- Объясните значение высказываний на доске.

Взаимопонимание - это понимание того, что все мы разные, а не попытки сделать другого "лучше"!

Каждая минута понимания кладет алмаз в сокровищницу возможностей...

Тому, кто сам в себе не разобрался, другого не дано понять.

- Почему так говорят?

Ответы детей: (Не нужно пытаться изменить человека для того, чтобы с ним было проще общаться, надо постараться понять непривычную точку зрения.Если люди стараются понять друг друга, то им легко и интересно общаться и работать.)

Тема (слайд 4)

Сегодня мы будем говорить о взаимопонимании между людьми, о конфликтах и о том, как их избежать.

Работа над темой

Высказывания (слайд 5,6)

Расположите  варианты ответа на вопрос « Что тебя больше всего раздражает в людях?»

 в порядке убывания раздражающего эффекта:

- манера поведения,

- внешний вид,

- речь собеседника,

- черты характера

Подумайте, как нужно себя вести с человеком, который неприятен.

Ответы детей. (Варианты расположения у каждого могут быть разные. Дети предлагают разные варианты взаимодействия с неприятным человеком: сделать замечание, убежать, нагрубить в ответ. В качестве варианта предлагается подойти к ситуации нестандартно – найти в человеке что- то положительное, то, что может сгладить неприятное впечатление.)

Даётся понятие «толерантность»(слайд 7)

Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Проявлять толерантность -значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Просмотр м/ф « Ёжик должен быть колючим?» http://lizmult.ru/load/smotret_onlajn/ezhik_dolzhen_byt_koljuchim/11-1-0-1360

- Сейчас мы посмотрим мультфильм про необычного ёжика.

 Беседа по содержанию мультфильма

- О чём мультфильм? ( О том, что в одной семье жил необычный ёжик, у него были кудрявые колючки.)

- Как отнеслась к нему семья? ( Семье было стыдно, что у них такой необычный сын и брат.Родители пытались его изменить.)

- Правильно ли они поступали? ( Нет.) Почему? (Ёжик был ни в чём не виноват и ему было обидно, что родные его стыдятся.)

- Как вы думаете, как себя должны были вести родные ёжика? Почему? (Нужно было его принимать таким, какой он есть.Он не сделал ничего плохого и заслуживал их поддержки и любви.)

- Может ли возникнуть похожая ситуация у людей? ( Да.У человека может быть другой цвет кожи, разрез глаз, верования или традиции, но это не значит, что он плохой и с ним нельзя дружить.)

Типовая игра « Рукавички»  (Г. А. Цукерман) (слайд 8)приложение №1

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлению сотрудничества.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих парами, анализ результата.

- А сейчас мы поиграем. Для того, чтобы играть было интересно вам нужно быть внимательными и дружными, во всём помогать друг другу.

- Играть будем в парах. Каждая пара получит пару рукавичек, каждую рукавичку нужно украсить одинаковым узором. Узор вы должны придумать сами и договориться между собой, какой узор вы будете рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Беседа по итогам игры (слайд 9)

Дети вывешивают получившиеся работы на доску.

- Давайте выберем самые удачные пары рукавичек.

- Как вы думаете, по  каким критериям мы будем оценивать рукавички? ( Узор левой рукавички похож на узор правой,  выполнен одинаковыми карандашами или фломастерами, работа выполнена аккуратно и правильно, первоначальный замысел сохранился на обеих рукавичках.)

Заключение

-Было ли занятие полезным?

-Что нового узнали? (Люди бывают разные, у всех различные убеждения, внешность, обычаи, но всем нужно жить в мире, стараться понимать друг друга.)

4 «А»

01.02

4 «Б»

28.01

4 «В»

30.01

4 «А»

01.02

4 «Б»

04.02

4 «В»

06.02

14

Коллективное творчество.

Цель: Закрепить умения эффективного позитивного взаимодействия с миром.

Задачи:

  1. Расширить представления ребенка о способах выражения своих чувств.
  2. Закрепить умения сотрудничества и коллективного творчества.

Упражнение "Лепестки".

Цель. Это прекрасное упражнение, способствующее расслаблению и повышающее уверенность в себе. Кроме того, каждый может получить массу личных впечатлений от других членов группы.

Материалы: Заготовленные бланки для каждого участника (с пустыми лепестками) и большой лист ватмана на котором изображен цветок с заполненными лепестками.

Этапы работы: Участники делают в своих бланках записи по темам, указанным в образце. Работают молча. Через десять минут можно пройти по комнате, показать остальным свой "цветок" и поговорить о том, что написано в каждом лепестке. Следите за тем, чтобы участники не задерживались и через 2-3 минуты переходили к следующему партнеру. После того как каждый поговорит со всеми, происходит короткий обмен мнениями в кругу.

Лепестки:

Три вещи, которые мне нравятся

Три вещи, которые мне не нравятся

Человек, которым я восхищаюсь

Три места, где я жил

Что бы я хотел сделать

Чем я горжусь

Упражнение "Вспомните ситуации".

Цель: осознать виды интолерантности.

Этапы игры:

1. В парах вспомните, пожалуйста, ситуации когда вы чувствовали себя ущемленно или обидно.

2. В парах вспомните, пожалуйста, ситуации когда вы себя почувствовали некомфортно в связи со своей этнической принадлежностью.

3. В малых группах необходимо выписать проявления интолерантности по отношению к участникам группы в течение их жизни на основе уже предложенных ситуаций (языковая, возрастная, религиозная и т.п.)

4. Формируется сводный список уровней интолерантности.

5. Каждая группа должна выбрать один вид интолерантности и проиллюстрировать его в виде сценки.

6. Остальные должны угадать и проанализировать в чем это проявлялось конкретно (в словах, во взглядах, в насмешках, в жестах и т.п.)

Учащийся, знающий навыки бесконфликтного отношения

4 «А»

08.02

4 «Б»

04.02

4 «В»

06.02

4 «А»

08.02

4 «Б»

05.02

4 «В»

08.02

15

Ролевая игра "Распределение сердец"

Время проведения игры – 2-3 часа.

Цель: Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта, а также иллюстрация представленных стратегий.

Инструкция:

Представим себе больницу, которая специализируется на пересадке донорских сердец. Неожиданно в больницу поступает донорское сердце. На очереди находятся четыре человека: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа которого близка к завершению; 16-летняя беременная девушка, сирота, у нее больное сердце; молодая, симпатичная женщина, которая пользуется исключительной любовью со стороны сотрудников, врач той же больницы, в которой ведут операции по пересадке донорского сердца; учительница, мать двоих детей, муж недавно погиб в автомобильной катастрофе.

У всех ситуация критическая, Каждому из них осталось жить один месяц. Проблема кому отдать единственное донорское сердце.

Этапы игры:

Деление группы на 4 команды.

Каждая группа выбирает одного из пациентов для дальнейшей защиты.

Подготовка в группах одного представителя для ведения переговоров с представителями из других групп для принятия общего решения.

Обсуждение итогов игры:

- какие стратегии поведения были использованы представителями в ходе переговоров?

- каким способом были реализованы те. Или иные стратегии представителями?

- какие основные психологические механизмы вы увидели при реализации соперничества, сотрудничества, уклонения, приспособления и компромисса?

Учащийся, знающий навыки бесконфликтного отношения.

4 «А»

15.02

4 «Б»

11.02

4 «В»

13.02

4 «А»

22.02

4 «Б»

11.02

4 «В»

20.02

16

Упражнение "Телефакс"

Цель : проработать умения активного слушания

Это упражнение похоже на игру "Испорченный телефон", но в ней есть своя изюминка

Время проведения: 15 минут.

Подготовка:

Нарисуйте на листах бумаги несколько нетрудных для изображения объектов: дерево, дом, рыбу, цветок. Кроме того, каждой команде понадобятся бумага и карандаш.

Этапы игры:

1. Группа делится на команды по шесть-восемь игроков в каждой. Все садятся один позади другого на стулья (спинки стульев надо повернуть в сторону) или на пол. Первый в ряду игрок получает чистый лист бумаги и карандаш, последний - карточку с рисунком (больше ее не должен видеть никто).

2. Каждая команда сейчас будет работать, как телефакс. Члены команды пытаются как можно быстрее и точнее переправить сообщение. Это сообщение - простое изображение предмета, который рисуется указательным пальцем на спине впереди сидящего. Игроки не должны переговариваться между собой.

3. Когда "сообщение" дойдет до первого члена команды, он изображает на листе бумаги предмет, который, как ему кажется, рисовали на его спине, и кричит "Готово!". После этого можно сравнить обе карточки.

4. Перед началом следующего раунда выясните, будут ли команды менять последовательность игроков.

5. В конце игры обсудите несколько вопросов:

• Слаженно ли работала команда?

• Как можно было повысить эффективность работы?

• Почему скорость, с которой команды выполняли задания, была различной?

 

Варианты:

Игроки могут посылать и текстовые сообщения, например, простые слова: "да", "нет","алло","ура" и т.д.

Учащийся, умеющий активно слушать.

4 «А»

22.02

4 «Б»

18.02

4 «В»

20.02

4 «А»

22.02

4 «Б»

21.02

4 «В»

20.02

17

Учимся сотрудничать

Цель: Развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологическую готовность к сотрудничеству.

Задачи:

  1. Оптимизация внутригруппового сотрудничества.
  2. Приобретение позитивного опыта сотрудничества.

Игра «Друг к дружке»

Цель: Обеспечивает возможность контакта и взаимодействия почти всех детей друг с другом.

Инструкция: сейчас у вас будет ровно 5 секунд, чтобы выбрать партнёра и быстро пожать ему руку. А теперь я буду говорить вам какими частями тела вам нужно будет очень быстро поздороваться друг с другом. А для начала скажите, где у вас бедро, но, правая рука, спина, затылок, колено, пятка, ухо, пальцы (дети показывают части тела). Вы хорошо знаете свои части тела, и вы готовы к игре. Всем понятны правила игры? Ну что ж начинаем:

  1. Правая рука к правой руке!
  2. Нос к носу!
  3. Спина к спине!
  4. Затылок к затылку!

Вы смогли сделать это быстро. А теперь запомните следующее: каждый раз когда я скажу фразу «Друг к дружке», вам нужно будет быстро – быстро, в течении 5 секунд, найти себе нового партнёра и пожать ему руку. А после этого я буду снова называть части тела, которыми вам нужно дотронуться друг до друга. Начали:

  1. Друг к дружке!
  2. Ухо к уху!
  3. Бедро к бедру!
  4. Пятка к пятке!
  5. Друг к дружке!
  6. Нос к носу!
  7. Коленка к коленке!
  8. Пальцы к пальцам!
  9. Друг к дружке!

Рефлексия: Понравилась ли вам эта игра? Легко ли вам было действовать столь быстро? Как вы думаете, чему учит эта игра? (ответы ребят)

Вывод: Всё верно. Эта игра помогает нам устанавливать контакты друг с другом, мобильно действовать, ориентироваться в пространстве.

Упражнение  «История с продолжением».

Цель: дети могут отработать умение спонтанного сотрудничества в группе (классе).

Инструкция: я начну историю и через некоторое время прекращу свой рассказ. После этого кто–ни будь (например, … - называю имя ребёнка) продолжает моё повествование, и так по часовой стрелке каждый. Никто не имеет права остановить рассказчика прежде, чем он сам не остановится. (Надо, чтоб была тишина, так чтобы участники смогли понять смысл произнесённого соседом рассказа, и смогли подумать, и дополнить рассказ) Всем понятно как нужно играть? (ответ детей. Если нет, то что именно не понятно? Сейчас я ещё раз повторю, а вы внимательно слушайте)

Начинаем:

Итак…        

Жили-были маленькая девочка и маленький мальчик. Дома, в которых они жили, стояли так близко друг к другу, что они могли каждый день играть друг с дружкой. Со временем они стали закадычными друзьями. И вот, однажды, они решили уйти далеко – далеко. Они сложили с собой немного еды и сложили её в два небольших рюкзачка… (дети по кругу продолжают рассказ).

Рефлексия: Понравилась ли вам история?

Делают выводы: (выводы делают дети).

1й вывод: Мне наша история понравилась, так как вы смогли пофантазировать. Так же я хочу похвалить тех, кто подошёл к сочинению продолжения этой истории творчески.

2й вывод: А мне наша история не понравилась, т. к. некоторые отнеслись к этой истории несерьёзно и переделали смысл этой истории.

Упражнение «Спасибо за прекрасный день».

(Для начла создадим тишину, что бы понять, как правильно в неё играть).

Инструкция: один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произнести: «Спасибо за прекрасный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берёт за свободную руку второго участника, пожимает ему руку и говорит «Спасибо за приятный день!» И так до тех пор, пока не присоединится последний участник. Теперь замкнём круг и все вместе скажем «Спасибо за приятный день!» Но давайте сразу договоримся о том, что говорить благодарность нужно «от души», чтобы человеку, которому вы сказали эту благодарность, стало приятно.

Рефлексия: Чему вас научила эта игра? Всё правильно. Эта игра развивает умение говорить благодарность.

Подведение итога занятия.

Учащийся, умеющий сотрудничать.

4 «А»

01.03

4 «Б»

25.02

4 «В»

27.02

4 «А»

01.03

4 «Б»

25.02

4 «В»

27.02

18

Мир различий

Цели:

  1. осознать разницу между тем, что мы видим снаружи и тем, чем человек является на самом деле; инициировать невербальные контакты.
    - познакомить группу с различными видами предрассудков, негативно влияющих на отношение к другим.

Ход занятия:

Упражнение  «Внешнее и внутреннее»:

Разделить группу на две равные части. Попросить участников образовать два круга - внутренний и внешний, так, чтобы пары участников стояли лицом к лицу («каруселька»). Попросить участников внимательно посмотреть на партнера и заметить, как он выглядит. Подумать, что его внешний вид говорит о нем.

Задать партнеру вопрос. Вопросы должны касаться их внутренней жизни. Например «Что ты любишь делать?», «Кто твой лучший друг» - вопросы называет ведущий. Затем участники во внутреннем круге делают шаг направо, а во внешнем - налево. Процедура повторяется с новыми партнерами. Так происходит несколько раз. Теперь попросите участников закрыть глаза (если есть возможность - завяжите им глаза). Попросите их взять очередного партнера за руки. Пусть они попробуют догадаться, кто стоит перед ними. Можно ли на ощупь понять что-то о человеке? Снова - смена нескольких партнеров.

Обсуждение

  1. что говорит внешность о человеке?
  2. может ли более близкое знакомство помочь нам узнать о человеке больше, чем его
    внешность?
  3. часто ли мы судим о людях только по внешним характеристикам?
  4. что вы чувствовали, когда держали руки людей?
  5. отличаются ли наши руки?
  6. что общего у наших рук?
  7. что общего у всех нас?

Беседа «Предрассудки».

Предрассудок - негативное отношение к человеку ли какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, сексуальной ориентацией или инвалидностью человека.

Разделить участников на подгруппы (4-5 человек). Каждой группе раздать сценарии ситуаций.

(Можете придумать ситуации, более актуальные для вашего города, школы.) Попросить участников подготовить и разыграть сценки по очереди.

1. Проигрывание ситуаций. Приложение №2

2. Обсуждение:

  1. что общего во всех проигранных сценках?
  2. познакомьте участников с понятием предрассудка?
  3. почему в сценках люди ведут себя именно таким образом?
  4. как чувствуют себя жертвы предрассудков?
  5. заслуживают ли они такого обращения?
  6. попросите участников вспомнить, случались ли с ними ситуации, когда они становились жертвами предрассудков?
  7. как они себя вели, кто им помог?

как можно предотвратить подобные ситуации?

Уважительное отношение учащихся к представителям разных национальностей.

4 «А»

14.03

4 «Б»

04.03

4 «В»

06.03

4 «А»

14.03

4 «Б»

04.03

4 «В»

06.03

19

“Такие ли мы разные?”

Цель: формирование положительных установок толерантного поведения.

Задачи:

Закрепить атмосферу доверия и понимания друг друга.

Сформировать ответственность за сохранение уважительного отношения учащихся класса к представителям разных национальностей.

Поддержать стремление учащихся говорить открыто и уважительно о том, что их волнует.

Проводится совместно с психологической службой школы, при участии классного руководителя.

Предварительно учащихся разделить на группы (не по национальному признаку), представляющие народности нашей страны:

Кавказ

Народы Севера

Русские

Учащиеся готовят презентации и национальные  костюмы (кукол) вместе с родителями.

План занятия:

1. Учащиеся показывают презентации на темы особенностей народных костюмов, кухни, традиций и обычаев. Учащиеся могут быть  одеты в национальные одежды  или показывают  кукол в национальных одеждах, на столах предметы быта, национальные блюда, раскрывающие колорит национального характера. Допускается привлечение учащихся других классов.

2. Обобщая полученный опыт, участники создают коллективный портрет “страны-класса”.

Инструкция: на столах лежат круги из цветной бумаги, картинки с разными лицами, журналы, фломастеры, цветные ленты, ножницы, клей, ватман.

Каждому участнику предлагается написать на цветном круге слова “дружба”, “мир” на родном языке. Далее на ватмане создается портрет “страны- класса” из предлагаемого материала. Сначала каждому из учащихся важно определить свое место в круге, относительно других, обозначая с помощью лент свои взаимоотношения друг с другом. Дальше можно расположить иллюстрации национальных культур класса. Творчество учащихся не ограничено.

В заключении участникам предлагается обменяться мнениями и чувствами.

Ответить на вопрос: “Такие ли мы разные?”

Уважительное отношение учащихся к представителям разных национальностей.

4 «А»

22.03

4 «Б»

10.03

4 «В»

12.03

4 «А»

22.03

4 «Б»

10.03

4 «В»

12.03

20

Коллективный рисунок «Я -мир»

Цель: Закрепить умения эффективного позитивного взаимодействия с миром.

Задачи:

  1. Расширить представления ребенка о способах выражения своих чувств.
  2. Закрепить умения сотрудничества и коллективного творчества.

Методическое оснащение: ватманы, краски, фломастеры, карандаши.

Ход занятия:

Вводная часть

Заканчиваются наши занятия. За это время мы узнавали себя и другого, путешествовали в прошлое и будущее, пытались понять, что есть "Я" и что такое "Мир вокруг меня".

Сегодня мы подведем итог тому, что делали.

На полу раскладываются ватманы (склеиваются). Детям предлагается встать вокруг, положить руки на плечи друг друга, закрыть глаза и почувствовать другого. После настроя все молча начинают рисовать коллективный рисунок "Я - Мир".

Далее рисунок обсуждается, подводится итог. В завершение дети обмениваются своими визитками.

Закрепление навыков эффективного позитивного взаимодействия.

4 «А»

05.04

4 «Б»

18.03

4 «В»

20.03

4 «А»

05.04

4 «Б»

18.03

4 «В»

20.03

  1. Приложение.

Приложение №1 Типовая игра « Рукавички»  (Г. А. Цукерман) 

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлению сотрудничества.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих парами, анализ результата.

- А сейчас мы поиграем. Для того, чтобы играть было интересно вам нужно быть внимательными и дружными, во всём помогать друг другу.

- Играть будем в парах. Каждая пара получит пару рукавичек, каждую рукавичку нужно украсить одинаковым узором. Узор вы должны придумать сами и договориться между собой, какой узор вы будете рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

-продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках,

-умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.,

-взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют,

- взаимопомощь по ходу рисования,

-эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и т.д.)

Уровни оценивания:

1.        Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вовсе нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своём.

2.        Средний уровень: сходство частичное- отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3.        Высокий уровень: рукавички украшены одинаково  или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора, приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек, сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие, следят за реализацией принятого замысла.

Беседа по итогам игры (слайд 9)

Дети вывешивают получившиеся работы на доску.

- Давайте выберем самые удачные пары рукавичек.

- Как вы думаете, по  каким критериям мы будем оценивать рукавички? ( Узор левой рукавички похож на узор правой,  выполнен одинаковыми карандашами или фломастерами, работа выполнена аккуратно и правильно, первоначальный замысел сохранился на обеих рукавичках.)

Приложение №2 Сценарии ситуаций.

Маша и Катя пришли во двор. Там они увидели, как мальчишки играют в стрит-бол. Они тоже захотели поиграть. Но мальчишки стали смеяться над ними и говорить, что девочки не могут играть в такую игру. Маша и Катя обиделись и передумали играть.

Саша любит рок-музыку. Недавно он проколол себе ухо, потому что многие рок-звезды носят серьги. Он пришел в школу, и одноклассники стали смеяться над ним. Один мальчик даже крикнул ему «ты не мужчина».

Лена пришла в школу в новом платье. Подруги спросили ее, где она его купила. Она ответила, что мама купила его для нее в секонд-хэнде. Девочки сказали «значит, ты бедная» и не захотели с ней играть.

Армен недавно приехал в наш город. Он говорит по-русски с акцентом. После школы ребята окружили его и стали передразнивать.

Сестра Маши ездит в инвалидной коляске. Маша пригласила одноклассников к себе домой. Они увидели сестру и быстро засобирались домой. После этого на следующий день весь класс обсуждал сестру Маши.

Амина - мусульманка. Она всегда носит длинные юбки и не ест в столовой. Девочки смеются над ее одеждой, а один мальчик пытался заставить ее есть свинину.

Катя собирается привести домой своего молодого человека. Она сообщает родителям, что он - негр. Какова реакция родителей?

Недавно в классе узнали что Расул - мусульманин. Теперь дети боятся его и думают, что он и его брат – террористы.

  1. Литература.

  1. Родионов В.А., Ступлицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. - Ярославль: Академия развития, 2001.

  1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. - СПб.: Речь, 2002.

  1. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2001.

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997.

  1. Уроки для юных леди. Авт.-сост. И.Н. Крайнева. - СПб., 1998.

  1. Энциклопедия праздников. Авт.-сост. И.В. Чудакова. - М., 1998.

  1. Что такое? Кто такой? В 3 т. Т. 3. - М., 1992.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе под редакцией Комарова А.Г. М « Просвещение» 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ в начальной школе

Данные программы представляют собой систему психолого-педагогической работы с обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР) и интеллектуальными нарушениями (легкой степенью умственной отсталост...

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ ( 1-4 классов)

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающейся 1 класс

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающейся 1 класс...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с РАС"

Авторско-составительская программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение учащихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации. (2018-2019 учебный год)...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ТНР"

Авторско-составительская программа (в соавторстве). Рабочая программа психологического сопровождения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в образовательном процессе (2018-2019 учебный год)...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ЗПР" (уровень образования - начальный общий)

Авторско-составительская рабочая программа. Психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального общего образования (2018-2019 учебный год)...