Программа "Психология для старшеклассников"
рабочая программа по теме

Жидкова Наталья Ивановна

программа расчитана для обучающихся 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_psihologiya_dlya_starsheklassnikov.zip174.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Павлово

Рассмотрено                                          Рассмотрено РЭС                                            Утверждаю:

на    заседании ШЭС                           «__»______ 20__г.                                             директор школы

протокол № ___                                   _______________                                               ________ /Кузина Т.А./

от «__»______ 20__г.                                                                                                     «__»______20__г.

ПРОГРАММА

элективного курса «Психология для старшеклассников»

в 10-11 классе

        

                                                                      Автор-составитель

                                                                                             педагог – психолог

  МБОУ СОШ № 1  г. Павлово                                                                                                        

                                                                             Жидкова Н. И.

г. Павлово

2012 г.

Паспорт программы


Классы


10 класс


11 класс


Учитель


Жидкова Наталья Николаевна

Программное обеспечение

Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – Ч.1. Основы психологии: 10 кл.

Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – Ч.2. Психология общения: 11 кл.

Учебные пособия

  1. Чистякова С. Н. «Твоя профессиональная карьера» учебник  для учащихся 8-11  «Просвещение», 2007 г.  

Тематическое планирование

 Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – Ч.1. Основы психологии: 10 кл.

Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – Ч.1. Психология общения: 11 кл.

Количество часов в неделю

1 час

1 час

Количество часов в год

34 часа

34 часа

Количество часов в соответствии с годовым календарным графиком

 

1 полугодие: 17 недель, 17 часов          

2 полугодие: 17 недель, 17 часов

Количество контрольных работ в год


2 работы.


2 работы.

Пояснительная записка

  В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей общества.

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей профильного образования, получившего социальный заказ на удовлетворение всех возможных образовательных потребностей и интересов учащихся. Именно, личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное само отношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.

Предлагаемая разработка учебного курса "Основы психологии для старшеклассников" нацелена на развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе и составлена на основе пособия для педагога: В 2 ч. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – Ч.1. Основы психологии: 10 кл. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – Ч.2. Психология общения: 11 кл.

      В нормативно-правовую базу курса  входит следующие документы:

  1. Концепция модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы, предусматривающая профильное обучение;
  2. Элективные курсы в профильном обучении (Приложение к информационному письму Департамента общего и дошкольного образования);

     

 

Цель курса:  развитие социально-психологической компетентности и мастерства делового взаимодействия.

       Изучение курса «Психология для старшеклассников» предполагает решение следующих задач:

  1. Формировать  психологические знания об особенностях процессов самопознания и самовоспитания о себе целостно;
  2. Развивать  у школьников конструктивные способы взаимодействия в социуме;
  3. Способствовать формированию ценностного отношения к собственному психологическому здоровью и толерантного отношения к окружающим.

      Изучение основ психологии может способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыками самоанализа; пониманию чувств и деловому общению; обучению приемам самореализации в стрессовых ситуациях; умению творчески преодолевать конфликты.

      Данный курс направлен также на развитие творческого мышления учащихся, способности к выработке собственной позиции и критической переработке информации.

      Старшеклассники смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными  субъектами деятельности и социальной действительности.

      Сроки реализации:

      Программа для 10-11 классов, рассчитана на 68 часов. (1 час в неделю).

      Программа состоит из двух логически связанных частей: часть 1 - "Основы психологии", часть 2 - "Психология общения". В части 1 излагается содержание учебного курса, для 10 класса (34 часа), часть 2 "Психология общения" (11 класс, 34 часа), является продолжением курса "Основы психологии". Преподавание строится на базе знаний, полученных учащимися в 10-м классе. Однако, материал построен таким образом, что каждая из частей учебного курса может изучаться автономно.

     Описание условий для реализации программы.

     Работа на занятиях организуется за партами в классе, но при изучении отдельных тем, где требуется работа в режиме тренинга, занятие проводится в круге, сидя на стульях, учащиеся на каждом уроке ведут записи в тетрадях. Для видеоуроков используются компьютер, проектор. Дидактические материалы: пакет диагностических методик, пакет упражнений соответствующий структуре занятий: система игр и упражнений для разминки, для основной части занятия.

     Основные принципы отбора и структурирования материала.

1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не изучающийся ранее.

2. Мотивирующий потенциал программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся.

3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников.

4. Здоровьесберегающие характеристики. Программа не создает учебных перегрузок для школьников (отсутствие домашних заданий), предполагает широкое использование активных методов обучения.

5. Полнота содержания. Программа содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей.

6. Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями.

7. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.

8. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.

     Основными формами организации учебных занятий по программе элективного курса и методами работы являются:

- игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации, ролевые игры разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды;

- активизирующие методики.

- дискуссии, эвристические беседы, мини-лекции обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятий;

- диагностические методики (тесты, анкеты-опросники), тренинговые упражнения;

- рисуночная арт-терапия – задания тематические;

- моделирование образцов поведения;

- метафорические истории и притчи.

      Использование интерактивных методических средств позволяет наиболее эффективно решать поставленные задачи курса.

      Для отслеживания эффективности  развития  социально-психологической компетентности  у учащихся   разработан мониторинг, который состоит из следующих критериев и показателей:

Критерии

Показатели

Источники информации

Эффективность

Рост числа и % учащихся, овладевших знаниями социально-психологической  компетенции,

Анкетирование учащихся и родителей

Рост мотивации к обучению у учащихся.

Диагностика

Уменьшение школьной тревожности.

Диагностика

Результативность

Появление новых ЗУН у учащихся, согласно требованиям программ

Тестирование

Выполнение программ курсов

Таблица

Посещаемость курса

Таблица

Наличие дневников социально-психологической  компетенции.

Ведение дневников

   

Результаты освоения программы

В результате изучения курса ученик должен

    знать/понимать

  1. особенности процессов самопознания и самовоспитания, о себе  

          целостно;

  1. особенности природы эффективного общения;
  2. психологические причины возникновения проблем во время коммуникации; условия и меры по их предупреждению

  уметь: 

  1. выделять и объяснять существенные признаки коммуникации, конфликта;
  2. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для сравнения различных понятий по степени их значимости и по тематике;
  3. приводить примеры: различных вариантов коммуникаций, конструктивного общения;
  4. выявлять коммуникативные проблемы в сложных ситуациях, прогнозировать то или иное решение для улучшения качества общения;
  5. применять практические методики для определения качественных характеристик личности;
  6. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  1. наблюдения и оценки складывающейся ситуации общения; определения комфортных и дискомфортных условий коммуникации;
  2. выражения своих потребностей и принятия потребности окружающих;
  3. решения практических задач по выработке совместного решения;
  1. использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  2. аргументировать свою точку зрения во время дискуссии в группе независимо от высказываемой точки зрения.

     Рекомендации к оцениванию знаний, умений  и навыков

     Уровень сформированности знаний и умений учащихся по психологии оценивается при помощи практических, контрольных тестовых работ, устных зачетов.

Контрольные тестовые и практические  работы контролируют следующие умения:

  1. распознавать признаки понятий, их характерные черты, элементы их описания; сравнивать  понятия, выявляя их общие черты и различия;
  2. оценивать различные суждения об объектах с точки зрения психологии;
  3. называть термины и понятия, психологические явления, соответствующие предлагаемому контексту;
  4. анализировать и классифицировать информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
  5. устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками психологических явлений и психологическими терминами, понятиями;
  6. применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
  7. различать в  информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  8. перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.п.;
  9. раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия науки; приводить примеры определенных психологических явлений, действий, ситуаций;
  10. применять психологические  знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
  11. осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию психологической  информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  12. формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

       

      При оценке устных ответов учащихся учитываются:

  1. степень осознанности, понимания изученного,
  2. полнота и правильность ответа,
  3. языковое оформление ответа с точки зрения норм естественного литературного  языка и предмета «психология».

      При устном ответе для получения отметки ученик:

  1. демонстрирует знание и понимание материала,
  2. полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий, характеристику явлений и процессов;
  3. может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры;
  4. обосновывает собственную точку зрения, используя различные аргументы; иллюстрирует психологические  явления примерами из истории, социального и личного опыта;
  5. дает адекватную оценку психологическим явлениям.

     Для оценивания знаний учащихся целесообразно исходить из ряда критериев, определяющих уровень овладения теоретическим материалом курса:

- Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привёл собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный вывод.

- Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений. Примеры, приведённые учеником, воспроизводили материал учебников.

-Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.

- Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.

    Возможные негативные последствия при прохождении курса

Возможные негативные последствия

Способы коррекции

Риск снижения мотивации

Обстоятельное объяснение родителям и учащимся преимуществ данного содержания курса

Не все учащиеся способны самостоятельно контролировать объём времени, отведённый на выполнение заданий.

Чёткое обозначение сроков выполнения заданий и критерии знаний, умений и навыков каждого раздела программы.

Отрицательные показатели на промежуточном этапе прохождения курса.

Индивидуальная работа -  основной путь преодоления и оперативной ликвидации отрицательных результатов на промежуточном этапе прохождения курса.

 Возможные риски

  1. Снижение мотивации;
  2. Перегрузка учащихся;
  3. Возникновение внутренних и внешних конфликтов между учителем и учеником, учителем и родителями ввиду разрушения традиционных способов организации учебной деятельности;
  4. Внешние проблемы (отказ сторон от ранее оговоренных обязательств и т. п.)

Содержание  изучаемого курса 10 класс

     Раздел 1. Введение.

1. Предмет психологии. История развития и отрасли психологии.

Основные цели и задачи курса. Понятие «психология». Методы психологии: основные и вспомогательные. Отрасли психологии

    Раздел 2. Познавательные процессы, способности

2. Внимание. Виды познавательных процессов. Определение внимания. Виды внимания.  Структура и характеристики внимания. Факторы, влияющие на произвольное внимание. Нарушения внимания. Развитие внимания.

3. Воображение. Виды и функции воображения.

  1. Память. Определение памяти, основные процессы и продуктивность памяти. Виды памяти.  Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации. Условия, влияющие на запоминание. Мнемотехника.
  2. Мышление. Что такое мышление. Виды мышления.  Мыслительные операции. Пути развития и активизации мышления

6-7 Способности. Интеллект. Понятие «способности». Виды способностей. Уровни способностей. Измерение способностей. Понятие «Интеллект». Стороны интеллекта. Коэффициент интеллекта. Развитие интеллектуальных способностей

  1. Творческие способности. Креативность. Понятие «креативность». Параметры креативности. Взаимосвязь между креативностью и интеллектом. Развитие креативности.

9. Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга. Функции правого и левого полушария. Влияние МПАМ на эмоциональную жизнь человека. Доминирование полушарий.

      Раздел 3. Личность

  1. . Индивид. Личность. Индивидуальность. Структура личности.
  1. Психоаналитическая теория личности. З. Фрейд
  2. Индивидуальная теория личности. А. Адлер
  3. Бихевиоризм
  4. Гуманистическая теория личности. А. Маслоу
  1. Темперамент. Понятие «темперамент». Теории о темпераменте.  Темперамент и свойства нервной системы. Типы  темперамента. Интроверсия и экстраверсия.

17-18. Характер. Понятие «характер». Условия формирования характера. Акцентуации характера. Типы акцентуаций характера.

  1. Самосознание. "Я -концепция".Структура и функции самосознания. Понятие «Я- концепции»
  2. Самоотношение. Значение самоуважения, чувства собственного достоинства для жизнедеятельности человека.
  3. Эмоции и чувства. Определения «эмоция» и «чувство». Формы переживания чувств. Виды эмоций
  4. Любовь .Экология любви. Любовь в жизни человека.
  5. Разные стороны чувства любви.Модели любви. Характер отношений.
  1. Дружба.Феномен дружбы.

     Раздел 4. Саморегуляция.

24.Стресс. Определение «стресса» и «дистресса». Фазы развития стресса. Влияние стресса на организм человека.

25.Саморегуляция. Как справиться со стрессом. Виды методов саморегуляции.

  1. Профилактика аддиктивного поведения. Понятие «аддиктивное поведение». Стадии формирования аддиктивного поведения. Возникновение и развитие зависимостей. Умение сказать «нет».
  1. Позитивное мышление. Определение «позитивное мышление». Приемы развития навыков позитивного мышления.

     Раздел 5. Возрастная психология.

29-31.Психологические особенности развития ребенка. Ранний и младший школьный возраст.  Общие вопросы возрастной психологии.

32.Подростковый возраст. Психологические и физиологические особенности подросткового возраста.

33.Юность. Психологические и физиологические особенности юношеского  возраста.

Диагностический инструментарий

     Раздел 1. Введение

1. Тест «Какой вы психолог?» (Московина Л.  Энциклопедия психологических тестов)

    Раздел 2. Познавательные процессы, способности

1. Тест «Коррекурная проба»

2. Упражнения «Логичность», «Сложные аналогии»

3. Методика ШТУР.

4. Тест «Насколько я левша ?» (Жариков Е, Крушельницкий Е. «Для тебя и о тебе»).

5.Тест «Воображение» И. В. Дубровина

    Раздел 3. Личность

1. Мини - тест «Мои ценности»

2. Тест «Краткая шкала измерения самоактуализации» А. Маслоу

3. «Теппинг – тест» Е. П. Ильина для ориентировочного выявления типа своей нервной системы

4. Тест –опросник Г. Айзенка

5. Упражнение «Характер»

6. Тест «Настоящий друг» (Психология личности. Тесты, опросники, методики.Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова)

    Раздел 4. Саморегуляция.

1. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности

2. Тест «Вы умеете быть счастливым?»

    Раздел 5. Возрастная психология

1. Упражнение «Проблема смысла жизни»

2. Упражнение «Мой день через 10 лет»

Содержание  изучаемого курса 11 класс

     Раздел 1. Структура, функции и средства общения.

1-2. Введение. Общение. Структура и средства общения. Знакомство с задачами курса «Психология общения».Структура и средства общения.

3- 5.  Невербальные средства общения. Речевые средства общения.

Роль невербальных средств в передаче информации. Мимика. Интонация. Форма изложения. 6. Позиции в общении. Теория Э. Берна об эго-состояниях личности. Схема Томаса А. Харриса.

7. Стили общения. Виды общения. Этикет.

8. Манипулирование. Причины манипулирования. Типы манипулятивных систем.

9. Урок - дискуссия "Что мешает открытому общению?"

     Раздел 2. Условия и технологии эффективной коммуникации

10. Механизмы межличностного восприятия. Основные феномены межличностного восприятия. Ошибки превосходства и привлекательности.

11. Психологические защиты. Механизмы психологических защит.

12. Барьеры в общении. Что мешает полноценному общению. Стереотипизация.

13. Конструктивное общение. Контроль эмоций. Трудности и барьеры, возникающие в повседневном общении.

14. Активное и пассивное слушание. Процесс слушания. Виды слушания.

15-16. Приемы расположения к себе. Самопрезентация. Приёмы расположения к себе. Комплимены. Похвала и поддержка.

     Раздел 3. Конструктивное преодоление конфликтов.

17-18. Конфликт. Стили разрешения конфликтов. Понятие «конфликт».Стили разрешения конфликтов.

19. Управление конфликтами. Динамика конфликта. Конструктивное разрешение конфликта. Контроль эмоций.

     Раздел 4. Психология семейных отношений.

20. Психологические аспекты семейных отношений. Проблемы на ранних этапах существования семьи.

21-23. Функции семьи. Значение гармоничных отношений в браке.

Детско-родительские отношения. Стили семейного воспитания 

     Раздел 5. Психология малых групп.

24. Коллектив и личность. Роль процесса социализации в развитии личности. Виды групп. Этапы формирования коллектива.

25. Лидерство. Психологические качества лидера. Типы лидеров. Стили управления.

26-27. Социально -психологические особенности взаимодействия в малой группе. Конформизм. Групповые нормы. Факторы, влияющие на уровень конформости.

28. Развитие навыков уверенного отказа. Право на отказ. Приёмы противостоянию давления.

    Раздел 6. Деловое общение.

29. Деловая беседа. Функции деловой беседы. Фазы беседы. Как воспринимать критику.

30. Психологические особенности публичного выступления. Неречевые компоненты публичного выступления. Контроль эмоций.

31. Экзамен психологические аспекты. Стратегии построения работы на экзамене. Приёмы самонастройки и аутотренинга.

32. Профессиональное самоопределение. Профориентационная игра «Кто есть кто?»

33. Проектирование профессионального жизненного пути. Выбор профессии. Условия выбора профессии. Ошибки при выборе профессии.

Диагностический инструментарий

          Раздел 1. Структура, функции и средства общения.

 1. Тест «КОС»Методика изучения коммуникативных и организаторских  

умений.

2. Д. Коновалов.Тест «Понимаете ли вы язык жестов?»(Жариков Е, Крушельницкий Е. «Для тебя и о тебе»).

3. Тест «Три Я»

4. 12 рекомендаций Дейла Карнеги. Тест «Манипулятор» (А. С. Прутченков Наедине с собой. )

     Раздел 2. Условия и технологии эффективной коммуникации

1. Упражнение «Безоценочное общение». Ролевая игра «Нейтрализация негативных эмоций».

2. Тест «Умеете ли вы слушать»

3. Упражнения «Комплимент», «Самопрезентация».

     Раздел 3. Конструктивное преодоление конфликтов

1. Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов»

2. Упражнение «Разногласие».

     Раздел 4. Психология семейных отношений.

1. Упражнение «Неприятность на работе»

2. Методика «РОП» (Ролевые ожидания и притязания в браке. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии под. ред. М. К. Тутушкиной)

    Раздел 5. Психология малых групп.

1. Тест на выявление ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ).Фридман Л. М.

2. Упражнение «Предвыборная программа»

3. Тест «Поддаётесь ли вы чужому мнению».

4. Упражнение «Умей сказать «нет!»

      Раздел 6. Деловое общение.

1. Ролевая игра «Приём на работу»

2.Тест Голланда «Профессиональные предпочтения» и другие профориентационные тесты.

3.  Опросник на выявление профессиональных склонностей «ДДО».

Тематическое планирование курса "Основы психологии".  10 класс


урока

Тема

Всего часов

В том числе

теория

практика


1.

Раздел 1. Введение.

Предмет психологии История развития и отрасли психологии


1


1



2-3.

Раздел 2.Познавательные процессы, способности

Внимание.Воображение.



2



1



1

4.

Память

1

0, 5

0, 5

5.

Мышление

1

0, 5

0, 5

6-7.

Способности. Интеллект

2

1

1

8.

Творческие способности. Креативность

1

0, 5

0, 5

9.

Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга

1

0, 5

0, 5


10.

Раздел.3. Личность.

Личность

1

0, 5

0, 5

11.

Психоаналитическая теория личности.

З. Фрейд

1

1

12.

Индивидуальная теория личности.

А. Адлер

1

1

13.

Бихевиоризм

1

1

14.

Гуманистическая теория личности.

А. Маслоу

1

1

15-16.

Темперамент

2

1

1

17.

Характер

1

0, 5

0, 5

18.

Самосознание. «Я – концепция»

1

0, 5

0, 5

19.

Самоотношение

1

0, 5

0, 5

20.

Эмоции и чувства

1

0, 5

0, 5

21.

Любовь

1

0, 5

0, 5

22.

Экология любви

1

0, 5

0, 5

23.

Дружба

1

0, 5

0, 5


24.

Раздел 4. Саморегуляция.

Стресс


1


0, 5


0, 5

25.

Саморегуляция

1

0, 5

0, 5

26-27.

Профилактика аддиктивного поведения

2

1

1

28.

Позитивное мышление

1

0, 5

0, 5


29-30.

Раздел 5. Возрастная психология Психологические особенности развития


2


1


1

ребенка

31.

Ранний и младший школьный возраст

1

0, 5

0, 5

32.

Подростковый возраст

1

0, 5

0, 5

33.

Юность

1

0, 5

0, 5

34.

Психология взрослого человека. Геронтопсихология.

1

1

Всего

34

20

14

Тематическое планирование курса "Психология общения".

11 класс


урока

Тема

Всего часов

В том числе

теория

практика



1.

Раздел 1. Структура, функции и средства общения.

Введение



1



1

2.

Общение. Структура и средства общения

1

0, 5

0, 5

3-4.

Невербальные средства общения

2

1

1

5.

Речевые средства общения

1

0, 5

0, 5

6.

Позиции в общении

1

0, 5

0, 5

7.

Стили общения

1

0, 5

0, 5

8.

Манипулирование

1

0, 5

0, 5

9.

Урок - дискуссия "Что мешает открытому общению?"

1

1



10.

Раздел 2. Условия и технологии эффективной коммуникации

Механизмы межличностного восприятия



1



0, 5



0, 5

11.

Психологические защиты

1

0, 5

0, 5

12.

Барьеры в общении

1

0, 5

0, 5

13.

Конструктивное общение. Контроль эмоций

1

0, 5

0, 5

14.

Активное и пассивное слушание

1

0, 5

0, 5

15-16.

Приемы расположения к себе. Самопрезентация

2

1

1



17-18.

Раздел 3. Конструктивное преодоление конфликтов.

Конфликт. Стили разрешения конфликтов



2



1



1

19.

Управление конфликтами

1

0, 5

0, 5



20.

Раздел 4. Психология семейных отношений.

Психологические аспекты семейных отношений



1



0, 5



0, 5

21.

Функции семьи

1

1

22-23.

Стили семейного воспитания

2

1

1


24.

Раздел 5. Психология малых групп.

Коллектив и личность


1


0, 5


0, 5

25.

Лидерство

1

0, 5

0, 5

26-27.

Социально - психологические особенности взаимодействия в малой группе. Конформизм

2

1

1

28.

Развитие навыков уверенного отказа

1

0, 5

0, 5


29.

Раздел 6. Деловое общение 

Деловая беседа


1


0, 5


0, 5

30.

Психологические особенности публичного выступления

1

0, 5

0, 5

31.

Экзамен психологические аспекты

1

1

32.

Профессиональное самоопределение

1

0, 5

0, 5

33-34

Проектирование профессионального жизненного пути

2

1

1

Всего

34

16

      18

Литература

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.: Ось – 89, 2000.
  2.  Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Пед. Общество России, 1999.
  3.  Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
  4.  Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок. – МН.: Харвест, 1999.

  1. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
  2. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: ВЛАДОС,1999.
  3. Рогов Е.И. Психология познания. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  4. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС, 1999.
  5. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2010.
  6. Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. Психология  8-11 класс. Учебник. – СПб: Питер, 2001.
  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-н/Д., 2002.
  8. Словарь психолога-практика /Сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2001.
  9. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 2000.
  10. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. – М.: Генезис, 2000.
  11. Фопель К. Энергия паузы: Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис,    

     2001.

  1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?: В 4-х т. – М.: Генезис, 1998-1999.

18. 5ka.su/ref/psihologiya/0_object74102.html

19. psy.1september.ru/articlef.php

Список литературы  для учащихся

1. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – Ч.1. Основы психологии: 10 кл.

2. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – Ч.2. Психология общения: 11 кл.

3. Чистякова С. Н. «Твоя профессиональная карьера» учебник  для учащихся

8-11  «Просвещение», 2007 г.  

4. www.dobrye-mysli.ru

5. 5ka.su/ref/psihologiya/0_object74102.html

6. psy.1september.ru/articlef.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогодней интермедии для старшеклассников "Любовь с первого взгляда"

Мероприятие для учащихся 8-11 классов. Насмотрелась нечистая сила телевизионных программ и думает: «Весело живет русский народ! Играет, то в «Поле чудес», то «В звездный час», то в «Каникулы в Мексике...

Профессиональное самоопределение старшеклассников

обобщение, расширение и систематизация опыта работы по профессиональному самоопределению старшеклассников в МОУ Сявская СОШ....

Творческая работа на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"

В работе обобщен опыт работы педагога-психолога по профессиональному сопровождению старшеклассников в МОУ Сявская СОШ....

Занятие с элементами тренинга для старшеклассников «Формула успеха»

Оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ЕГЭ и ГИА....

Применение новых технологий в социально-психологической работе со старшеклассниками.

Работа поможет в организации работы со старшеклассниками. Организация деловых групп....

Сценарий новогоднего праздника для старшеклассников

В конкурсной программе участвовали обучающиеся 8-х, 9-х, 10-х классов...