Семинар-практикум "Психологическое пространство замещающей семьи: дети и родители"
учебно-методический материал на тему

Давыдова Татьяна Николаевна

Цель семинара-практикума: содействовать созданию эмоционально благоприятного психологического пространства в замещающей семье посредством развития у родителей и детей чувств принятия, доверия и толерантности по отношению друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-медико-социального сопровождения

Служба сопровождения замещающих семей

Семинар-практикум

«Психологическое пространство

замещающей семьи: дети и родители»

(для родителей и детей подросткового возраста)

Подготовлено:

педагогом-психологом

Давыдовой Т.Н.

Липецк

Цель семинара-практикума: содействовать созданию эмоционально благоприятного психологического пространства в замещающей семье посредством развития у родителей и детей чувств принятия, доверия и толерантности по отношению друг к другу.

План семинара-практикума:

  1. Упражнение «Давайте поздороваемся».
  2. Упражнение «Знакомство друг за друга».
  3. Упражнение «Хрустальный шар».
  4. Упражнение «Идеальный родитель – идеальный ребенок».
  5. Упражнение «Слепой и поводырь».
  6. Упражнение «Конкурс хвастунов».
  7. Упражнение «Зеркало».
  8. Упражнение «Найди булавку».
  9. Упражнение «Семейный герб и гимн».
  10. Упражнение «Я дарю тебе это сердце, потому что … ».
  11. Упражнение «Впечатления и пожелания».

1. Упражнение «Давайте поздороваемся».

Цель: создать эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

Материалы: не требуются.

Содержание: все участники встают в круг. Ведущий предлагает поздороваться как можно с большим количеством участников разными способами: словами, улыбкой, ладонью, коленом, спиной и др.

Анализ: какие впечатления, эмоции?

2. Упражнение «Знакомство друг за друга».

Цель: познакомить участников семинара друг с другом.

Материалы: не требуются.

Содержание: родитель и подросток представляют друг друга участникам семинара: называют имя и все что хотят рассказать дополнительно (можно назвать возраст, профессию, где учится, описать некоторые особенности характера и т.д.).

Анализ: трудно ли было представляться за родителя (ребенка)?

3. Упражнение «Хрустальный шар».

Цель: определить эмоциональный настрой группы на начало тренинга, установление контакта между участниками.

Материалы: коробочка с хрустальным шаром.

Содержание: из волшебной коробочки ведущий достает хрустальный шар. Он просит участников, передавая его по кругу, рассказать о том, как они себя чувствуют.

Анализ: трудно ли было говорить о своих чувствах.

4. Упражнение «Идеальный родитель – идеальный ребенок».

Цель: способствовать осознанию того, что не бывает идеальных родителей и детей; развивать у родителей и детей чувства принятия друг друга такими, какие есть.

Материалы: два ватмана и два маркера.

Содержание: группа родителей и группа детей выполняют задание отдельно. Участники делят лист ватмана на две части, обозначив их «идеальный родитель» и «идеальный ребенок». В течение 3 минут на половинке листа ватмана группы составляют портрет идеального родителя, указав качества, присущие идеальному родителю. На другой половинке ватмана точно также, качества, присущие идеальному ребенку. Когда группы закончат работу, представители от группы родителей и группы детей зачитывают все, что записали.

Анализ: ведущий предлагает ответить на вопрос: «Где и когда вы видели такого ребенка и родителя?» Идет обсуждение. Ведущий подводит участников к тому, что не бывает идеальных людей, так же как родителей и детей. Необходимо принимать друг друга такими, какие есть со всеми достоинствами и недостатками.

5. Упражнение «Слепой и поводырь».

Цель: способствовать развитию чувства доверия между родителями и подростками.

Материалы: стулья.

Содержание: участвую пары «родитель-подросток». Один из участников пары закрывает глаза. Он «слепой». Второй будет водящим. «Поводырь» бережно берет «слепого» за плечи и водит очень аккуратно, так, чтобы «слепой» ничего не задел и не ударился. Затем родители и подростки меняются местами.  Каждый участник должен побывать в обеих ролях.

Анализ: участники возвращаются в круг и рассказывают о том, что пережили, что чувствовали, в роли кого им было комфортнее.

6. Упражнение «Конкурс хвастунов».

Цель: развивать позитивное восприятие у родителей и подростков по отношению друг к другу.

Материалы: не требуются.

Содержание: сейчас мы с вами проведем необычный конкурс – конкурс хвастунов. Чем или кем мы будем хвастаться? Сначала соседом справа (родитель хвалит подростка), а затем соседом слева (подросток хвалит родителя). Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Выигрывает та пара, которая лучше всех похвалит друг друга. После того, как упражнение будет закончено, сами участники определяют лучшую пару хвастунов.

Анализ: кому что понравилось больше: рассказывать-хвастаться о родителе (ребенке) или слушать как то нем рассказывают. Ведущий подводит участников к тому, что надо говорить друг другу больше положительных слов, хвалить друг друга как можно чаще.

7. Упражнение «Зеркало».

Цель: способствовать достижению понимания на визуальном уровне в паре «родитель-подросток».

Материалы: не требуются.

Содержание: родители и подростки в парах повторяют движения, мимику, позу и т.п. своего партнера.

Анализ: трудно ли было справиться с заданием.

8. Упражнение «Найди булавку».

Цель: способствовать достижению понимания на телесном уровне в паре «родитель-подросток».

Материалы: булавки по количеству пар «родитель-подросток».

Содержание: на одежде ребенка прячется булавка и родитель должен ее найти, ощупывая ребенка с закрытыми глазами. Затем участники меняются местами.

Анализ: трудно ли было справиться с заданием.

9. Упражнение «Семейный герб».

Цель: содействовать сплочению родителей и подростков, заставить их сконцентрироваться на главном и общем, что они ценят в жизни.

Материалы: краски, кисти, стаканчики для воды.

Содержание: ведущий рассказывает участникам о том, с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах «родитель – подросток» предлагается нарисовать свой герб. Это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и т.д.

Анализ: все рисунки выкладываются в центр круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. Ведущий спрашивает участников об их чувствах во время рассказа о свое гербе.

10. Упражнение «Я дарю тебе это сердце, потому что … ».

Цель: способствовать позитивному отношению друг к другу, развитию чувства поддержки в паре «родитель-подросток».

Материалы: шаблон «сердечко», ручки.

Содержание: участники на шаблоне «сердечко» заканчивают фразу «Я дарю тебе это сердце, потому что … ». Когда все участники будут готовы, они возвращаются на свои места и происходит процесс дарения сердечек в паре «родитель-подросток». Родитель дарит ребенку сердечко, произнося написанную не нем фразу. И наоборот.

Анализ: трудно ли было закончить фразу и произнести ее вслух. Что было труднее: дописать или произнести.

11. Упражнение «Впечатления и пожелания».

Цель: подвести итог семинара-практикума.

Материалы: не требуются.

Содержание: наша сегодняшняя встреча подходит к концу, и мне хотелось бы услышать от вас, что вам сегодня больше всего понравилось, с какими чувствами вы сегодня уйдете домой. Участники семинара-практикума делятся своими впечатлениями, а также желают друг другу что-нибудь приятное.

Мне хочется поблагодарить всех вас за работу, за плодотворную работу. Большое спасибо, за то, что вы так активно включились в работу, были открыты к сотрудничеству. Хотелось бы вам пожелать всего самого хорошего, чтобы вы принимали друг друга такими, какие есть, ценили друг друга, чтобы в ваших семьях было доверие и взаимопонимание. Берегите друг друга!

На прощанье мне хотелось бы каждому участнику оставить личное пожелание (ведущий раздает каждому родителю и подростку пожелание) (Приложение 1).

Еще раз, большое спасибо. До свидания.

Приложение 1

Пожелания родителю

  1. Любой ребенок – отличник или двоечник, подвижный или медленный, атлет или не очень заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.
  2. Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. У ребенка есть очень много достоинств, их надо уметь видеть.
  3. Не скупитесь на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
  4. Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом. Ставьте перед ребенком достижимые цели.
  5. Вместо приказаний просите у ребенка совета или помощи как у равного или старшего. Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.

Пожелания подростку

  1. Доверяй родителям – они самые близкие тебе люди. Они могут помочь тебе, дать хороший совет.
  2. Рассказывай родителям о своих проблемах, неудачах, горестях.
  3. Делись с родителями своими радостями.
  4. Заботься о родителях: у них много трудностей.
  5. Старайся понимать родителей, помогай им. Не огорчай родителей и не обижайся на них понапрасну.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к увеличению числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях частыми явлениями ...

Цикл занятий по коррекции межличностного взаимодействия между членами замещающей семьи "Ты и я - одна семья"

Из всех трудностей, с которыми сталкивается человек, 80% занимают проблемы общения и взаимодействия. Они же являются основными и в детско-родительских отношениях. Извечная тема “отцов и детей” трево...

Адаптация ребенка в замещающей семье: шаги на пути к доверию и любви (брошюра)

Что может быть хуже для ребенка, чем остаться без семьи, без родителей, которые заботятся о нем, защищают и любят его. Сиротство – тяжелый жребий, который накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка и ...

Особенности взаимодействия социального педагога с замещающими семьями

В последнее десятилетие в России отмечается рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, т.е. дети, оставшиеся без попе...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ ДЛЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ НА ТЕМУ: «ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РПЗВИТИЯ»

Аннотация Районный семинар для замещающих семей проводился в ноябре 2012 г. Слушателям семинара довели до сведения о нарушениях речи, их причины. Далее был предложен буклет с рекомендациями, а та...