Семинар-практикум с элементами тренинга "Трудности поведения. Вопросы дисциплины"
учебно-методический материал по теме

Давыдова Татьяна Николаевна

Цель: способствовать пониманию замещающими родителями причин трудного поведения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_1.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное (областное) образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Центр психолого-медико-социального сопровождения

Служба сопровождения замещающих семей

Семинар-практикум с элементами тренинга

«Трудности поведения. Вопросы дисциплины»

Подготовила:

педагог-психолог

Давыдова Т.Н.

Липецк

Цель: способствовать пониманию замещающими родителями причин трудного поведения детей.

Задачи:

  1. установить контакт с замещающими родителями, мотивировать на прохождение семинара;
  2. познакомить замещающих родителей между собой и с предлагаемой формой работы в группе, с регламентом и правилами;
  3. предоставить информацию о возможных трудностях поведения детей, оставшихся без попечения родителей;
  4. предоставить информацию об эффективных способах преодоления трудностей в поведении детей;
  5. сформировать представления о том, что такое дисциплина и для чего она нужна;
  6. предоставить информацию о допустимых и недопустимых способах поддержания дисциплины.

План занятия:

  1. Правила работы в группе.
  2. Упражнение «Веселая Вера».
  3. Оформление бейджиков.
  4. Приветствие и разминка.
  5. Мозговой штурм «Трудности поведения».
  6. Упражнение «Что делать родителю?»
  7. Сообщение «Что нужно знать родителю о «трудном» поведении ребенка».
  8. Игра-разминка «Сними напряжение».
  9. Дискуссия «Что такое дисциплина?».
  10. Упражнение «Поощрения и наказания».
  11. Упражнение «Ладошка».
  12. Подведение итогов и обратная связь.
  13. Ритуал прощания «Сигнал».

1. Правила работы в группе.

Цель: определить правила работы на занятиях.

Форма проведения: сообщение ведущего, дискуссия.

Материалы: плакат «Правила работы в группе».

Содержание:

Ведущий сообщает участникам следующее: Поскольку мы будем работать вместе, нам нужно договориться о некоторых правилах взаимодействия во время наших занятий. Это позволит нам чувствовать себя комфортно, а также использовать время максимально эффективно. Мы предлагаем ввести следующие правила (ведущий показывает на плакат «Правила работы в группе»).

Правила работы в группе:

Пунктуальность

Право на собственное мнение

Взаимное уважение

Конфиденциальность

Активность

Право ведущего остановить любого участника

Ограничение на разговоры по мобильному телефону

Психолог коротко поясняет каждое правило. Это важно сделать, поскольку, хотя предлагаемый набор правил и является стандартным, не все участники школы приёмных родителей могут быть с ними знакомы.

  1. Пунктуальность: правило означает, что занятия начинаются и заканчиваются вовремя, включая время перерыва; если кто-то из участников задерживается или кому-то нужно уйти пораньше, об этом необходимо предупредить ведущего.
  2. Право на собственное мнение: правило означает, что каждый имеет право высказать свою точку зрения; многие вопросы, которые будут обсуждаться в ходе занятий, не имеют однозначного ответа, поэтому мы не ставим цели и не пытаемся никого ни в чём убеждать.
  3. Взаимное уважение: правило проявляется в том, что мы выслушиваем друг друга (не перебиваем), уважаем мнение других участников и избегаем оценочных суждений.
  4. Конфиденциальность: правило означает, любая личная информация, которой мы будем делиться во время занятий, не должна выноситься за пределы аудитории; это касается как историй о детях и родителях, которые будет рассказывать ведущий, так и личных историй и чувств участников группы.
  5. Активность: правило необходимо для того, чтобы занятия прошло наиболее эффективно; для этого необходимо активно участвовать в упражнениях, ролевых играх и дискуссиях; важно помнить, что обучение на семинарах происходит через опыт и личное участие.
  6. Право ведущего остановить любого участника: ведущий отвечает за выполнение программы и соблюдение временных границ занятия, поэтому он может прервать любое обсуждение и ограничивать участников в высказываниях, чтобы перейти к следующей части.
  7. Ограничение на разговоры по мобильному телефону: правило означает, во время занятия все звуковые сигналы должны быть отключены, разговоры по мобильному телефону в аудитории не допускаются; если нужно ответить на звонок, можно выйти из аудитории.

Обсуждение:

Обсуждение правил проходит по следующей схеме:

Сначала участники могут задать вопросы относительно предложенных правил. Затем ведущий спрашивает, есть ли необходимость добавить ещё какие-либо правила на время семинара. Обязательным условием для добавления нового правила является согласие группы. Помимо этого, ведущий должен помнить, что устанавливать можно только реалистичные правила, и правила, которые помогут участникам чувствовать себя безопасно и комфортно. Например, группа может добавить правило добровольного участия в упражнениях или право участника отказаться от выполнения какого-либо упражнения.

После того, как все предложения приняты, ведущий еще раз напоминает, что участники должны придерживаться этих правил во время занятий, а ведущий будет следить за их выполнением.

Методические рекомендации

Задачей ведущего на протяжении всего занятия является следить за соблюдением правил. Плакат с правилами должен находиться в помещении до конца занятия, т.к. время от времени к нему придется обращаться и напоминать участникам о правилах.

2. Упражнение «Веселая Вера».

Цель: познакомить участников семинара друг с другом.

Форма проведения: работа в группе.

Материалы: мячик (небольшой предмет, который можно передавать по кругу).

Содержание:

В кругу участники передают друг другу мяч (мягкую игрушку), называя свое имя и прилагательное на первую букву имени (например, Вера – веселая, Ольга – остроумная). Предмет должен побывать у каждого участника.

3. Оформление бейджиков.

Цель: закрепить знакомство участников семинара.

Форма проведения: индивидуальная работа.

Материалы: бейджики по количеству участников, карандаши, фломастеры, ручки.

Содержание:

Каждый участник оформляет свой бейджик: пишет свое имя, может как-то его украсить, разрисовать и т.д.

4. Приветствие и разминка.

Цель: включить слушателей в работу; кратко познакомить участников с целями и содержанием занятия.

Форма проведения: разминка.

Материалы: мягкая игрушка (небольшой предмет, который можно передавать по кругу).

Содержание:

Ведущий приветствует участников и предлагает провести небольшую разминку: передавая по кругу какой-либо предмет, назвать свое настроение в данный момент. Затем, ведущий кратко рассказывает о целях и содержании занятия.

5. Мозговой штурм «Трудности поведения».

Цель: расширить представления кандидатов в замещающие родители о трудностях поведения детей.

Форма проведения: мозговой штурм.

Материалы: чистый лист бумаги для флипчарта, маркер.

Содержание:

Ведущий предлагает участникам составить список трудностей поведения детей. Участники могут называть примеры из своего опыта, или подумать о своих опасениях в будущем. Чаще всего в список попадают следующие примеры «трудного» поведения: воровство, вранье, непослушание и негативизм, истерики, гиперактивное поведение, агрессия, отказ ходить в школу, «липнущее» поведение, вспышки раздражения и гнева, использование нецензурных выражений, уходы из дома, манипулирование и пр. Подводя итог, ведущий говорит, что есть много трудностей поведения, которые могут поставить родителя в тупик, расстроить или даже рассердить его.

На занятии мы не успеем разобрать все возможные трудности, но на примере некоторых попробуем понять общие принципы того, что делать родителю в подобных ситуациях.

6. Упражнение «Что делать родителю?».

Цели: способствовать пониманию родителями причин трудного поведения детей; предоставить информацию о причинах и эффективных способах справиться с такими трудностями, как детские истерики, агрессивное поведение, воровство.

Форма проведения: практическое задание.

Материалы: три карточки с кратким описанием ситуаций трудного поведения детей; чистые листы бумаги для флипчарта, маркеры (по количеству подгрупп).

Содержание:

Группа делится на три команды. Разделить участников можно, предложив им

рассчитаться на цвета светофора: красный, желтый, зеленый. Каждой команде ведущий дает по одной карточке с описанием ситуации. Задание для команд: обсудить и сформулировать возможные действия родителей, чтобы справится с трудным поведением ребенка. На работу в группах дается 10 минут.

Карточка № 1.

Маше 6 лет. Девочку взяли из детского дома 6 месяцев назад. Первое время в семье все шло хорошо, но примерно через месяц Маша начала негативно реагировать на простые требования и ограничения взрослых (просьбу убрать за собой игрушки, ограничение сладостей, отказ купить дорогую игрушку и пр.) Девочка начинает плакать, кричать, устраивать «сцены». Ей бывает трудно успокоиться. Иногда она настолько себя не контролирует, что может ударить взрослого, или удариться сама. А недавно к этим трудностям добавились истерики по утрам, во время сборов в детский сад.

Карточка № 2.

Пете 9 лет, он учится во втором классе. В приемной семье Петя совсем недавно. Петя почти год жил в приюте, после того, как его забрали из его родной семьи, в которой мальчик повергался физическому насилию. На прошлой неделе приемных родителей вызвали в школу и сказали, что мальчик ведет себя агрессивно по отношению к своим одноклассникам. Он может ударить другого ребенка, когда тот не делает то, что хочет Петя. А накануне Петя устроил серьезную драку с мальчиком, который его обозвал.

Карточка № 3.

Ане 8 лет, она живет в приемной семье вместе со своей младшей сестренкой Катей (3 года) уже год. Приемная мама воспитывает девочек одна, и почти всё свободное время уделяет младшей, поскольку у Кати есть трудности со здоровьем. Аня вполне самостоятельная девочка, однако, она очень нуждается во внимании. Также, Ане никак не удается наладить отношения с ребятами в школе: с ней никто не хочет дружить. Некоторое время назад приёмная мама заметила, что у нее стали исчезать небольшие суммы денег. Она не придавала этому значения, т.к. думала, что просто не помнит, как потратила. Но вчера у нее пропало несколько украшений, среди которых была как бижутерия, так и ювелирные изделия. Сразу же выяснилось, что украшения взяла Аня. Почти все она раздала своим одноклассницам в школе.

Обсуждение:

Обсуждение организуется поочередно для каждой из ситуаций. Сначала группа представляет результаты своего обсуждения. Другие участники могут также высказать свои идеи. Затем ведущий делает короткое сообщение, в котором важно поставить акцент на причинах трудного поведения ребёнка. Затем можно спросить у родителей, изменился ли их взгляд на ситуацию. При необходимости, можно вместе с родителями продумать новый план действий для преодоления трудностей.

Методические рекомендации:

Ниже приведены ключевые моменты, которые важно сообщить родителям, говоря о причинах и о том, что помогает справляться с трудным поведением ребенка.

Ситуация 1: истерики.

Истерики – это ответ ребенка на трудности, с которыми он сталкивается, в частности, на запреты, ограничения, неудачи, невозможность получить что- то прямо сейчас и пр. В основе истерики лежит гнев, который появляется в ответ на запреты и ограничения. Реагируя сильным протестом, ребенок пытается получить то, что он хочет. Чаще всего истерики встречаются у детей в возрасте от 18 месяцев до трех лет, но бывают и у детей постарше. Дети, которые воспитывались в детском доме, и затем оказались в семье, также часто прибегают к истерикам в ответ на новые правила, ограничения и запреты (с которыми они не сталкивались в детском доме).

С истериками помогают справиться такие действия взрослых:

  1. отразите чувства ребенка, можете связать их с ситуацией: «Ты рассердился, потому что я не даю тебе конфету»;
  2. опишите действия ребенка, не оценивая и не объясняя их: «Ты громко плачешь»;
  3. старайтесь сохранять спокойствие, даже если ребенок сильно возбужден;
  4. маленького ребенка, если он перевозбужден, можно взять на руки и крепко обнять, ограничив таким образом его движения; в это время продолжайте отражать чувства ребенка;
  5. когда истерика носит ярко выраженный демонстративный характер, может помочь тактика «сознательного игнорирования»: отойдите на несколько шагов от ребенка и не реагируйте никак на его поведение, или уйдите в другую комнату; делая это, вы должны сначала убедиться в безопасности ребенка (маленькие дети иногда настолько не контролируют себя во время истерик, что могут нанести себе травму); однако не злоупотребляйте этим приемом, поскольку подобное поведение взрослого может быть сигналом ребенку о том, что Вам безразличны его чувства;
  6. не эффективно объяснять что-либо, «читать нотации» или наказывать ребенка, который находится в состоянии истерики;
  7. когда ребенок успокоился, с ним можно обсудить существующее правило: «сначала надо съесть второе, и только потом я дам тебе конфету», «ты можешь выбрать только одну игрушку в этом магазине», «мы с тобой договаривались, что уйдем с площадки в три»;
  8. помните, что неуверенная позиция взрослого, непоследовательность и несогласованные действия разных членов семьи, стремление в ответ на истерику предоставить ребенку все, что он хочет – провоцируют дальнейшие истерики ребенка.

Ситуация 2: агрессивное поведение.

Причин агрессивного поведения ребенка существует много. Наиболее распространенными являются: неумение по-другому выражать свой гнев; реакция ребенка на жестокость среды, в которой он жил (включая физическое насилие, унижение, отвержение, пренебрежение нуждами); «выученный» способ поведения (если ребенок жил в среде, где насилие считалось нормой); способ привлечения внимания вследствие недостатка эмоционального тепла; самозащита.

В зависимости от причин, могут быть разные стратегии реагирования на такое поведение ребенка.

  1. Если агрессивное поведение ребенка – последствие пережитой травмы, то нужно помощь ребенку справиться с трудными переживаниями. Поговорите с ним о его чувствах, в том числе чувствах гнева, злости, и т.д.; позвольте выражать свои чувства безопасным для других людей способом. Если чувствуете, что не справляетесь сами – обращайтесь за профессиональной помощью.
  2. Научите ребенка приемлемым и безопасным способам выражения своего гнева и других негативных чувств; объясните, почему нельзя использовать физическое насилие, будьте тверды в запрете на физическую силу. Будьте примером ребенку во всем этом.
  3. Уделяйте ребенку достаточно внимания, теплоты, заботы, любви; убедитесь, что ребенок не чувствует себя одиноким, ненужным, заброшенным. Проводите с ним время, играйте, ходите на прогулки, разговаривайте о его чувствах и делах.
  4. Помните, что если ребенок находится в агрессивной по отношению к нему среде (например, подвергается физическим наказаниям или эмоциональному насилию в семье) – агрессивное поведение ребенка будет закономерной реакцией. Пока не будут устранены причины, ничего не удастся сделать с последствиями.

Ситуация 3: воровство.

У детского воровства также существует множество причин, среди которых чаще всего встречаются: недостаток внимания и эмоционального тепла со стороны родителей; «выученный» способ поведения (если воровство было способом выживания или поощряемым поведением); несформированные представления о том, что такое «свое» и «чужое», отсутствие своих личных вещей (особенно часто это встречается у воспитанников интернатных учреждений); неуважение со стороны взрослых к «собственности» ребенка (например, взрослые свободно распоряжаются личными вещами и игрушками ребенка); отсутствие собственных карманных денег (в том возрасте, когда это уже необходимо); иногда причиной воровства ребенка становится давление на него и вымогательство со стороны других детей.

Понять причины воровства поможет информация о том, при каких обстоятельствах, что и у кого ребенок взял, а также как распорядился этими вещами.

7. Сообщение «Что нужно знать родителю о

«трудном» поведении ребёнка».

Цели: способствовать пониманию замещающими родителями причин трудного поведения детей; предоставить информацию об эффективных способах преодоления трудностей в поведении детей; обобщить информацию, полученную в предыдущем упражнении.

Форма проведения: сообщение психолога.

Материалы: не требуются

Содержание:

Ведущий делает небольшое сообщение, которое обобщает информацию, полученную в предыдущем упражнении.

Материалы для психолога: Сообщение «Что нужно знать родителю о «трудном» поведении ребенка».

Любое поведение имеет свои причины и некоторые цели. Если ребенок ведет себя «плохо» – значит, он пытается сообщить Вам что-то важное.

Возможно, он просит о помощи. Прежде чем принимать меры, постарайтесь понять причины трудного поведения ребенка. Иногда причины кроются в прошлом негативном опыте ребенка. Это может быть отсутствие других, «хороших» моделей поведения. В этом случае просто наберитесь терпения и объясняйте ребенку, какое поведение Вы ожидаете. Подавайте ему пример. Поощряйте поведение, которое считаете правильным. Иногда требуется время, чтобы избавиться от старых привычек.

Возможно, своим поведением ребенок пытается рассказать Вам, что происходило с ним до того, как он оказался у Вас. Если это так – это означает, что ребенок начал Вам доверять. Выслушайте ребенка, посочувствуйте ему, позвольте рассказать о своих переживаниях. Если прошлый опыт ребенка был очень травмирующим, то может понадобиться помощь специалистов.

Иногда причины связаны с текущей ситуацией. Трудное поведение появляется, когда ребенок испытывает стресс, напряжение, утомление, когда к нему предъявляются слишком высокие и/или жесткие требования.

Также, причинами могут быть недостаток эмоционального тепла и внимания со стороны родителей, нарушения детско-родительских отношений, конфликты в семье, насилие. Во всех этих случаях нужно изменять ситуацию. Иногда взрослым нужно изменять своё поведение или взгляды.

Также, трудности в поведении являются закономерным и ожидаемым этапом адаптации ребенка в приемной семье (подробнее об этом мы расскажем на следующем занятии). Однако, если трудности длятся на протяжении нескольких месяцев, или появляются после периода долгого проживания ребенка в семье – с большой вероятностью это связано с особенностями текущей ситуации и сложившимися отношениями в приемной семье.

Помните о том, что сам ребенок не всегда может понять, что с ним происходит и объяснить это взрослому. Понять причины трудного поведения ребенка – задача взрослых. Только если работать с причинами, можно помочь ребенку преодолеть трудности и прийти к желаемому результату.

Бороться исключительно с «симптомами» – неэффективно, поскольку, если ребенок продолжает испытывать напряжение, то есть опасность, то на место одних симптомов придут другие.

Помните также и о том, что взрослым тоже иногда нужна помощь и поддержка. Мы тоже можем уставать, испытывать напряжение и стресс.

Иногда нам трудно встать на позицию сопереживания ребенку, потому что его поведение вызывает у нас гнев, обиду, тревогу, недоумение, страх, растерянность и т.д. Обращайтесь за помощью, если чувствуете, что не справляетесь сами.

8. Игра-разминка «Сними напряжение».

Цель: снять эмоциональное и психофизическое напряжение участников.

Форма проведения: групповая работа.

Материалы: не требуются.

Содержание:

Психолог предлагает участникам выполнить разные движения: руками – поднять, повращать, помахать ...; ногами – потопать, повращать, потянуть ...

9. Дискуссия «Что такое дисциплина?».

Цель: сформировать представления о том, что такое дисциплина и для чего она нужна.

Форма проведения: дискуссия.

Материалы: не требуются.

Содержание:

Ведущий просит участников ответить на вопрос: «На ваш взгляд, что такое дисциплина, нужна ли она, что она в себя включает?». В процессе обсуждения, ведущий дополняет и комментирует ответы участников.

Дискуссия должна подвести слушателей к таким выводам:

Разумная дисциплина – это одно из необходимых условий развития ребенка; для ребенка одинаковый вред наносят как чрезмерно жесткие требования и меры воспитания, так и вседозволенность, т.е. отсутствие всяческих правил, запретов и ограничений.

Способы дисциплины включают в себя установление правил, поощрения, наказания. Но помните о том, что очень многие модели поведения ребенок усваивает в общении с родителями и наблюдая за их поведением. Будьте примером ребенку в том, чего вы хотите добиться от него.

Основной задачей дисциплины не может являться тот факт, чтобы добиться от ребенка беспрекословного подчинения взрослому; если вы ставите такую цель, рано или поздно вы столкнетесь с серьезными негативными последствиями.

Дисциплина должна способствовать тому, чтобы ребенок сам учился понимать границы дозволенного и принимать решения. С возрастом возможности родителей контролировать поведения ребенка уменьшаются, и ребенок начинает сам решать, что можно, а что нельзя. Поэтому важно, чтобы усвоение норм происходило путем их «включения» в структуру личности. Обсуждайте с ребенком существующие правила и ограничения; объясняйте, для чего они нужны; не требуйте невыполнимого; хвалите за поведение, которое считаете правильным; соблюдайте правила сами.

10. Упражнение «Поощрения и наказания».

Цель: расширить представления замещающих родителей о возможных способах поддержания дисциплины; предоставить информацию о допустимых и недопустимых способах поощрения и наказания ребенка.

Форма проведения: мозговой штурм (работа в небольших группах).

Материалы: чистые листы бумаги для флипчарта, маркеры (по количеству подгрупп).

Содержание:

Участники делятся на две команды. Одна команда получает задание придумать как можно больше способов поощрения ребенка, вторая – как можно больше способов наказания. На работу в группах дается 5-7 минут. Затем каждая команда представляет результаты своей работы.

Обсуждение:

В ходе обсуждения важно затронуть следующие моменты:

  1. преимущества поощрений по сравнению с наказаниями;
  2. соотношение поощрений и наказаний в пользу первых;
  3. соответствие мер воспитания поступку ребенка, а также его возрасту и способностям понять произошедшее;
  4. использование принципа «логически вытекающие из поступка негативные последствия»;
  5. недопустимость применения любых форм физических наказаний и наказаний, унижающих личность ребенка.

Методические рекомендации:

В конце упражнения каждому участнику можно раздать информацию о способах наказания и поощрения детей (рекомендации).

11. Упражнение «Ладошка».

Цель: позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций; закрепление позитивного настроения.

Форма проведения: групповая и индивидуальная работа.

Материалы: чистые листы бумаги, карандаши, фломастеры, ручки.

Содержание:

Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя. Затем лист передают соседу справа, он пишет какое-либо пожелание хозяину «ладошки». Так через весь круг. Хозяину лист возвращается со множеством пожеланий и приятных слов.

12. Подведение итогов и обратная связь.

Цель: обобщить знания и навыки, приобретённые на занятии.

Форма проведения: работа в группе.

Материалы: не требуются.

Содержание:

Ведущий делает краткий обзор вопросов, которые были затронуты на занятии. Затем каждый участник тренинга говорит о том, что для него оказалось наиболее важным на данном занятии, и как он себя сейчас чувствует.

13. Ритуал прощания «Сигнал».

Цель: способствовать сплочению группы; закрепление позитивного настроения; завершение работы на положительной ноте.

Форма проведения: групповая работа.

Материалы: не требуются.

Содержание:

Все участники встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Ведущий сообщает, что собирается отправить сигнал. Тот, кто получит сигнал, должен передать его следующему участнику. Затем ведущий передает по кругу сигнал, слегка пожимая руку своего соседа. Когда пожатие проходит по кругу и возвращается к ведущему, тот говорит, что между участниками установлен хороший контакт и работа на этом может быть завершена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Роль развивающих упражнений в формировании познавательной активности учащихся"

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, ...

семинар-практикум "Вакцинация против стресса"

Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, полит...

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первоклассник"

Семинар - практикум для родителей будущих первоклассников проводится с элементами тренинга. Семинар направлен на привлечение родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе, расширение знаний...

семинар-практикум для учителей "Учащиеся с девиантным поведением"

Теоретический и практический материал для мероприятия с учителями по расширению представлений о девиациях и способах взаимодействия с учащимися, имеющими отклонения в поведении...

Статья "Этот сложный вопрос дисциплины"

Данная статья еще раз обрщает внимание родителей на необходимость личного примера для  формирования поведения ребенка в семье и в обществе.Предлагются некоторые рекомендации для достижения этих ц...

Семинар – практикум для педагогов по теме "Профилактика суицидального поведения детей и подростков"

Цели: Информировать педагогов школы о существовании проблемы подросткового суицида.Задачи:- информировать педагогов о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоу...

Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей.

Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей....