Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первоклассник"
консультация (1 класс) по теме

Милютина Анна Валентиновна

Семинар - практикум для родителей будущих первоклассников проводится с элементами тренинга. Семинар направлен на привлечение родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе, расширение знаний родителей о понятии "психологическая готовность к школе", вовлечение родителей в понимание готовности ребёнка к школе через опыт активного обучения. Практические упражнения с родителями проводятся в форме диалога и с использованием магнитной доски, так тренинг проходит более активно и позволяет задействовать всех родителей. На магнитной доске маркерами педагог - психолог записывает описания родителями портрета идеального ученика, затем после обсуждения записей показывает на слайде презентации портрет идеального первоклассника по рекомендациям психологов. В это описание входит интеллектуальная готовность к школе (подпункты), педагогическая готовность (подпункты), мотивационная готовность (подпункты), эмоционально - волевая готовность (подпункты) и коммуникативная готовность (подпункты). Далее проводится упражнение с родителями, которое направлено на умение правильно выстраивать диалог с ребёнком, не допускать неверных высказываний (недовольство его способностями, сравнение с другими учащимися, сравнение со своими успехами в школе, указывание на его необразованность и т.п.) Обсуждение высказываний и показ слайдов с указанием последствий для эмоционального состояний ребёнка, его самооценки, его успехов в связи с использованием негативных высказываний. Далее родители предлагают те высказывания, которые нужно говорить ребёнку для формирования у него положительной адекватной самооценки, целеустремлённости, успешности, веры в себя, ощущения заботы и поддержки со стороны родителей. Затем родителям предлагается упражнение "Проблемные ситуации". В этом упражнении родители сами обсуждают как они будут решать эти проблемные ситуации, происходит активный диалог совместно с педагогом - психологом. В конце семинара - тренинга можно предложить родителям раздаточный материал, либо рассказать о том, с помощью каких упражнений можно развивать у ребёнка память, внимание. Также можно предложить развивающие рабочие тетради, пособия с помощью которых за летний период времени родители могут развивать у ребёнка когнитивные процессы, умения и навыки необходимые для обучения в первом в классе и в дальнейшем в школе. Семинар можно закончить на позитивной ноте - родителям предлагается колокольчик, как символ первого звонка, родители получая колокольчик заканчивают фразу: "Чтобы помочь моему ребёнку стать хорошим учеником (ученицей), я ......"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первоклассник"

Дата проведения семинара – практикума: 26.11.2016

Ведущий: педагог – психолог Милютина А.В.

Цель: 

  • Привлечь внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
  • Определить, что входит в понятие “психологическая готовность к школе”
  • Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.
  • Применять различные виды работ для достижения задач семинара.

Форма работы: групповая

Виды работы: короткое информационное сообщения, упражнения в парах, обсуждения, работа в небольших группах.

2. Раскрытие понятия “Школьная готовность ребенка школе”

Безусловно, родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно заниматься с ребенком не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности - в играх, в труде в общении с взрослыми и сверстниками.

Практическое задание № 1

Инструкция: Напишите на своих листах главное, что должен уметь ребенок, поступающий в 1 класс.

Родители работают самостоятельно (3 – 4 минуты). Затем все родители зачитывают свои ответы. Психолог обобщает ответы родителей, составляет “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника”

Затем предлагает познакомиться с “портретом идеального (по мнению психологов, педагогов) первоклассника”

Слайд 1. Портрет идеального первоклассника (по рекомендациям психолога).

Педагогическая готовность:

• Знает буквы.

• Различает звуки на слух.

• Большой запас слов.

• Считает в пределах 10.

• Имеет элементарный запас знаний по математике.

• С хорошо подготовленной к письму рукой.

• Умеет правильно держать ручку, карандаш.

• Обладает навыком рисования карандашом.

• Умеет обращаться со школьными принадлежностями.

• Умеет приготовиться к уроку.

• Обладает элементарными навыками самообслуживания (умеет самостоятельно переодеться, знает, где его вещи).

• Аккуратен в одежде.

• Воспитанный.

Слайд 2. Интеллектуальная готовность:

• Устойчивое внимание.

• Умеющий думать.

• Умеющий делать выводы.

• Умеющий фантазировать.

• Наблюдательный.

• Хорошо развита речь, умение выразить свои мысли.

• Умеет ориентироваться на пространстве листа бумаги.

Слайд 2. Мотивационная готовность:

• Настроен на обучение.

• Готов к серьезной работе.

• Учится с интересом.

• Хочет узнавать новое.

• Любит думать.

• Аккуратный, бережно обращается со школьными принадлежностями.

• Проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни.

Слайд 4. Эмоционально-волевая готовность:

• Способен управлять своим поведением.

• Собранный.

• Сосредоточен на выполнении задания не очень интересного, но очень нужного.

• Умеет выдерживать напряжение в работе.

• Способен сделать усилие воли.

• Способен поставить "надо" выше желания "хочу".

• Способен слушать и выполнять требования учителя.

• Исполнительный.

• Усидчивый.

• Умеющий настроиться на работу, когда это необходимо.

Слайд 5. Коммуникативная готовность:

• Не боится вступать в новый коллектив.

• Не боится обращаться с вопросами к учителю.

• Понимает мимику учителя.

• Умеет слышать интонацию голоса учителя.

• Дорожит отношением к нему учителя.

• С чувством дистанции к взрослым.

• Ответственный за свои поступки.

• Соблюдающий необходимые нормы приличия.

• Умеет говорить свободно, не стесняясь.

• Общительный.

• Скромный в общении.

• Эмоционально отзывчивый.

• Уважающий себя.

• Уважающий товарищей.

• Уважающий родителей.

• Добрый.

• Отзывчивый к просьбам товарищей.

Слайд 6. Упражнение для родителей 1. Обсуждение реплик родителей.

Какие детские чувства могут стимулировать у детей эти реплики?

«Если не будешь стараться на уроках, будешь двоечником!»

(утрата веры в себя, желания ходить в школу, возникновение чувство неуверенности)

«Только попробуй наделать ошибки в диктанте!»

(Прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям), развиваться комплекс неполноценности и др)

«Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно!»

(на ребенка ложится двойная нагрузка иными словами, взрослый человек, испытывая страх “унижением” делает ответственным за свою самооценку ребенка).

Слайд 7. Упражнение для родителей 2. Проблемные ситуации.

Проблемные ситуации для родителей

  1. Занимаясь в тетради. Ваш ребенок постоянно встает, отвлекается, бегает за игрушкой. Ваши действия?
  2. Ваш ребёнок утром, просыпается с трудом, плачет и не хочет идти в школу. Ваши действия?
  3. Ваш ребенок в подготовительной группе (6-7 лет) внезапно заявил, что не хочет идти в школу. Ваши действия?
  4. У вашего ребёнка медленный темп работы и он не успевает работать в одном темпе с классом, расстраивается, плачет. Ваши действия.

Упражнения для развития памяти:

Итак, первая группа заданий относится к непосредственной тренировке памяти. 

Выставьте на столе 7 любых предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них и закрыть глаза. В этот момент уберите один из предметов или добавьте новый, или просто переставьте их местами. Открывшему глаза ребенку нужно найти изменения.

Второй тип упражнений – это запоминание всевозможных таблиц. Например, покажите таблицу 3 x 4 или 5 x 6 клеточек, где записаны либо цифры, либо буквы. После этого закройте таблицу листом бумаги, а ребенок должен воспроизвести ее.

Возможен более легкий вариант – в таблице нарисованы разноцветные цветочки (машинки, кораблики). Закройте лист и спросите, какого цвета, в какой клеточке был предмет. Можно предложить ребенку картинку, на которой изображено много предметов различного цвета. Картинку закройте, а ребенок пусть вспомнит, какого цвета был домик, какого кошка. Возможен вариант наоборот – что было зеленого цвета, что розового.

Еще одно упражнение того же типа. Например, покажите ребенку изображение большого букета цветов. На листе бумаги напишите название цветов, изображенных на картинке, и еще двух-трех растений, которых нет. Закройте рисунок и попросите ребенка показать, что в перечисленных названиях соответствует рисунку, а что нет. Кстати, для усложнения задачи можно «забыть» внести в список название одного – двух цветков с картинки.

Также можно предложить детям такое задание. Вы раскладываете на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Следующее упражнение влияет не только на развитие памяти, но и внимания.

Один раз прочитайте текст вслух. Затем прочитайте его ещё раз, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он прочитает текст без допущенных вами ошибок.

Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырёх букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.

Читая сказки, нужно обязательно рассматривать иллюстрации. После этого можно задать ребенку вопросы по ним. Попросите его назвать сказки, в которых встречаются поросята, волк, лиса, принцесса и т.д. Или другой вариант – перечислите героев какой – либо сказки, естественно, известной ему (дровосек, волк, бабушка и т.д.), и попросите угадать, что это за сказка.

Напишите на листе бумаги ряд слов («утро», «солнце», «туча», «мальчик», «чашка», «мяч»), покажите их ребенку и предложите составить рассказ, в котором бы были эти слова. Время от времени, читая ребенку известные ему четверостишья, «забывайте» последнее слово, а потом и целую строчку, предоставив ему возможность досказать стихотворение самому. Также, рассказывая известную сказку, что-нибудь «перепутайте», пусть ребенок уличит вашу ошибку. После каждой прочитанной сказки просите ребенка пересказать содержание, ответить на вопросы по сказке.

Предлагаю Вам закончить следующее предложение: «Чтобы помочь моему ребёнку стать хорошим учеником (ученицей), я ...»

Спасибо Вам за внимание и желаю Вам успехов в воспитании и обучении Ваших детей!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портрет идеального первоклассника (по рекомендациям психолога). Педагогическая готовность • Знает буквы. • Различает звуки на слух. • Большой запас слов. • Считает в пределах 10. • Имеет элементарный запас знаний по математике. • С хорошо подготовленной к письму рукой. • Умеет правильно держать ручку, карандаш. • Обладает навыком рисования карандашом. • Умеет обращаться со школьными принадлежностями. • Умеет приготовиться к уроку. • Обладает элементарными навыками самообслуживания (умеет самостоятельно переодеться, знает, где его вещи). • Аккуратен в одежде. • Воспитанный.

Слайд 2

Интеллектуальная готовность • Устойчивое внимание. • Умеющий думать. • Умеющий делать выводы. • Умеющий фантазировать. • Наблюдательный. • Хорошо развита речь, умение выразить свои мысли. • Умеет ориентироваться на пространстве листа бумаги. Мотивационная готовность • Настроен на обучение. • Готов к серьезной работе. • Учится с интересом. • Хочет узнавать новое. • Любит думать. • Аккуратный, бережно обращается со школьными принадлежностями. • Проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни.

Слайд 3

Эмоционально-волевая готовность • Способен управлять своим поведением. • Собранный. • Сосредоточен на выполнении задания не очень интересного, но очень нужного. • Умеет выдерживать напряжение в работе. • Способен сделать усилие воли. • Способен поставить "надо" выше желания "хочу". • Способен слушать и выполнять требования учителя. • Исполнительный. • Усидчивый. • Умеющий настроиться на работу, когда это необходимо.

Слайд 4

Коммуникативная готовность • Не боится вступать в новый коллектив. • Не боится обращаться с вопросами к учителю. • Понимает мимику учителя. • Умеет слышать интонацию голоса учителя. • Дорожит отношением к нему учителя. • С чувством дистанции к взрослым. • Ответственный за свои поступки. • Соблюдающий необходимые нормы приличия. • Умеет говорить свободно, не стесняясь. • Общительный. • Скромный в общении. • Эмоционально отзывчивый. • Уважающий себя. • Уважающий товарищей. • Уважающий родителей. • Добрый. • Отзывчивый к просьбам товарищей.

Слайд 5

Какие детские чувства могут стимулировать у детей эти реплики? «Если не будешь стараться на уроках, будешь двоечником!» (утрата веры в себя, желания ходить в школу, возникновение чувство неуверенности) «Только попробуй наделать ошибки в диктанте!» (Прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям), развиваться комплекс неполноценности и др ) «Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно!» ( на ребенка ложится двойная нагрузка иными словами, взрослый человек, испытывая страх “унижением” делает ответственным за свою самооценку ребенка)

Слайд 6

Слайд 7. Упражнение для родителей 2. Проблемные ситуации. Проблемные ситуации для родителей Занимаясь в тетради. Ваш ребенок постоянно встает, отвлекается, бегает за игрушкой. Ваши действия? Ваш ребёнок утром, просыпается с трудом, плачет и не хочет идти в школу. Ваши действия? Ваш ребенок в подготовительной группе (6-7 лет) внезапно заявил, что не хочет идти в школу. Ваши действия? У вашего ребёнка медленный темп работы и он не успевает работать в одном темпе с классом, расстраивается, плачет. Ваши действия.

Слайд 7

Предлагаю Вам закончить следующее предложение: «Чтобы помочь моему ребёнку стать хорошим учеником (ученицей), я ...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре - практикуме по теме: "Организация сезонных природоведческих экскурсий в школе I ступени образования"

План выступления:Психолого -  педагогическое обоснование роли экскурсий  в процессе изучения курса "Окружающий мир"Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьниковСезонные экс...

Социальный портрет семьи будущего первоклассника

Данная анкета предназначена для получения первоначальной информации о семье ребенка, поступающего в первый класс. Информация, полученная из данных анкеты используется в составлении сводных отчетов по ...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....

Программа "Школа развития для будущих первоклассников"

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляет преемственность между дошкольным и начальным общим образованием....

Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»...

Интерактивные формы и методы работы с родителями обучающихся - основа успешного сотрудничества школы и семьи

Школа и семья – два важнейших образовательных института. Самыми активными формами работы являются родительские собрания, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками ...

В семье-будущий первоклассник!

В Вашей семье скоро появится первоклассник. Это важное и в тоже время волнительное событие. Справиться с волнением и разобраться с возникающими вопросами помощет данная информация....