Психолого-педагогические подходы к понятию одарённости.
презентация к уроку по теме

Презентация для педагогического совета по соответствующей теме; с элементами практической работы и исторической справкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon noyabr_2013.ppt1.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет, ноябрь 2013 Психолого-педагогические подходы к понятию одарённости. Подготовила Пименова М.В., педагог-психолог ГБОУ СОШ №1955

Слайд 2

Существуют две крайние точки зрения на одарённость: "все дети являются одаренными" - "одаренные дети встречаются крайне редко". Что же такое «ОДАРЁННОСТЬ»? Каждый — гениален. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь проживет с верой в свою глупость. А.Эйнштейн

Слайд 3

Цель сегодняшней встречи: Разработка системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие детей в признаками одарённости, обучающихся в ГБОУ СОШ №1955.

Слайд 4

Интеллектуальная разминка Данный метод применяется для приведения участников в активное "стартовое" состояние путем актуализации знаний, обмена мнениями и выработки общей позиции. Преподаватель имеет возможность определить уровень готовности учеников к активной мыслительной деятельности на занятии. Информация в чистом виде — это не знание. Настоящий источник знания — это опыт. А.Эйнштейн

Слайд 5

____________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие: Способности Талант __________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки способностей _________________ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. Одаренность ___________________ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Способности Задатки способностей Одаренность __________ Талант

Слайд 6

История 1. Платон писал о том, что «…поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения». В античные времена философы полагали, что талант – это «божий дар», который невозможно развить. Тот же взгляд на одарённость преобладает и в Средневековье, и в эпоху Возрождения. 2. Гераклит и Аристотель придерживались идеи о свободе воли человека, в том числе, о его свободе развивать свои способности до идеала. Идеалом для них являлся мудрец, идеальный человек, максимально близко стоящий к божествам или даже сам становящийся божеством. Такой человек, по их мнению, должен обладать абсолютным знанием и абсолютной волей. 3. По мнению учёных эпохи Просвещения все люди рождаются с одинаковыми способностями, и только жизненные обстоятельства делают всех разными. Эта концепция Дж. Локка получила название tabula rasa (чистая доска). (В настоящее время концепция tabula rasa не рассматривается как научная, однако, на определенную долю истины она претендует. ) 4. Начало XX века - наука «тестология» (психолог Альфред Бине) – вся одаренность сводится к интеллекту. С этим и связано появление термина «интеллектуальная одаренность». 5. Элис Пол Торренс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Они получили наименование тестов креативности. Ученый обратил основное внимание не на результаты, а на сам процесс творческого мышления.

Слайд 7

К тому же выводу ранее пришёл Торренс, наблюдая за своими учениками,– учебная успешность и высокий интеллект – не являются обязательными гарантами жизненных успехов в будущем. «Вычисленный на основе результатов ответов по специальным тестам коэффициент интеллекта оказался мало полезным в педагогической практике и в особенности как основание для прогнозирования будущих достижений. Высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся человеком. Практически все эти тесты активизируют и выявляют лишь один вид мышления, называемый л огическим . Для достижения успехов необходимо умение нестандартно, оригинально мыслить. (Савенков А.И.) Тест Торренса, бланк Для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления) и творческого мышления. Воображение важнее, чем знание. Знание ограничено. Воображение окружает мир. А.Эйнштейн

Слайд 8

Понятие «одаренность»: Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Ребёнок с признаками одарённости – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 9

МОДЕЛИ ОДАРЁННОСТИ Анализ научной литературы позволяет разделить все модели одаренности на три группы: – психологические : акцентируют внимание на взаимодействии предпосылок одаренности; – многофакторные : акцентируют внимание на структуре одаренности; – личностные : акцентируют внимание на параметрах индивида, которые выходят за рамки когнитивных свойств. Итак, сегодня дети с признаками одарённости это дети: с высоким уровнем развития творческих способностей; имеющие доминирующую, активную познавательную потребность; Испытывающие радость от умственного труда; достигающие успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность). Об одаренности детей следует судить в единстве категорий "могу" и "хочу".

Слайд 10

Склонность руководить, инициативность, легкость общения Повышенная любознательность, сообразительность, живость ума Интерес к учебным предметам, способность классифицировать и систематизировать Классификация одаренности: Креативность Лидерская Академическая Интеллектуальная Активность в движениях, соревновательность, хорошая координация движений Психомоторная Желание мыслить и делать все по-своему, изобретательность, ослабленное внимание к авторитетам Творческая Нестандартность мышления, особый взгляд на мир

Слайд 11

Направления работы с одаренными детьми: Обучение творческим методам работы; Вовлечение детей в деятельность по интересам; Организация олимпиад, соревнований, конкурсов; Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения; Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы; Развитие умений самостоятельно работать; Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов; Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей; Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.

Слайд 12

Принципы работы с одаренными детьми: принцип дифференциации и индивидуализации обучения ( высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка); принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей; принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг ; принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам; принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя и родителей.

Слайд 13

Формы взаимодействия: разноуровневое и разноролевое взаимодействие в рамках тематических проектов; сетевая инициатива (взаимодействие с другими школами и учебными заведениями); виртуальное пространство сетевого взаимодействия (интернет проекты, конкурсы; сайт школы); создание медиатеки с проектами учащихся… и т.д. Надеемся, что в результате нашей встречи картотека возможных форм взаимодействия расширит свои границы

Слайд 14

Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся: Дискуссионные формы организации обучения: сократическая (сократовская) беседа, интеллектуальная разминка, групповое интервью, групповая дискуссия, дельфийский метод, круглый стол, мозговой штурм, сеть ассоциативных связей (САС). Игровые формы организации обучения: ролевая игра, имитационная игра, деловая игра, организационно - деятельностная игра, психодрама, социодрама. Смешанные формы организации обучения: метод ХОБО, индивидуальный практикум, метод деловой поездки (метод «Выездной семинар»), психогимнастическое упражнение, метод разбора документов (метод «Баскетбольная корзина»), метод инцидента, метод «Лабиринта действий», метод анализа конкретных ситуаций (case-study, гарвардский метод).

Слайд 15

Интервью Вопрос: Учителю не следует уделять слишком много внимания обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель. Вопрос: Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Почему? Почему? Неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— недопустима.

Слайд 16

«Мозговой штурм» Пожалуйста, определите основные формы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Заполните пустые прямоугольники, учитывая мнение каждого участника группы.

Слайд 17

Структура работы: Виды деятельности урочная внеурочная воспитательная методическая

Слайд 18

Структура работы: Виды деятельности урочная внеурочная воспитательная методическая Кружки Олимпиады Творческие проекты Летние школы Интеллектуальные игры и конкурсы Тематические классные часы Работа с родителями Работа с психологом Участие в семинарах Участие в профессиональных конкурсах Повышение квалификации учителя Уроки с применением НТ Использование занимательных заданий Использование творческих заданий Задания повышенной сложности Выявление творческих способностей

Слайд 19

«Если человек шагает в строю под бой барабанов не в ногу со своими спутниками, задумайтесь , это, быть может, потому, что он слышит звук совсем других барабанов…»

Слайд 20

1. Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4. 2. Азаров Ю.Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2009. – №1. 3. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. 4. Богоявленская Д. Б. Метод диагностики творческих способностей и одаренности «Креативное поле»– Москва: Школьная книга, 2010. 5. Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966 6. Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. 7. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М.: Академия, 2002. 8. Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / Р. Н. Логинова // Учитель в школе. – 2008. – № 3. 9. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008. 10. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / А.М. Матюшкин; под. ред. канд. психол. наук А.А. Матюшкиной. – М.: КДУ, 2009. 11. Панов В.И. Одаренные дети: выявление — обучение — развитие // Педагогика.- 2001.- N 4. 12. Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М.: Академия, 2000. 13. Савенков А.И. Детская одаренность и проблема жизненной успешности // Завуч. — 2009. — № 8. 14. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 15. Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая помощь одарённым детям

Как выявить одарённость у детей, умение подбирать для таких учащихся материал для работы на уроках. Помощь родителям одарённых детей...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого уче...

Психолого – педагогическая компетентность учителя, как основа успешной работы с одарёнными детьми.

По мере повышения требований к  образовательному процессу, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов интернет-технологий, создания обогащенной шко...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Статья посвящена анализу научных основ  формирования научных понятий у младших школьников. В ней дается обоснование значимости современных подходов для современной практики образования в начально...

Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей

данный материал позволит точно распределить деятельность педагогов, психологов и родителей в обучении и воспитании одаренных детей...

Выступление на педагогическом совете.Понятие психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Основным моментом модернизации современной системы образования по ФГОС, является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредство...