Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Уроки доброты

    Веретенникова Ирина Павловна

    Занятия по воспитанию эмоциональной отзывчивости в начальной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1_klass_o_koshke.docx23.68 КБ
    Файл 2_klass_o_lise.docx21.57 КБ
    Файл 3_klass_o_sobake.docx22.2 КБ
    Файл 4_klass_o_volke.docx21.57 КБ
    Office presentation icon o_sobakakh.ppt947.5 КБ
    Office presentation icon lisa.ppt2.63 МБ

    Предварительный просмотр:

    В  зарослях  кошачьей  мяты

    Цель: Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости

    к объектам и явлениям живой природы.

    Задачи:

    – воспитывать у детей понимание сходства эмоций и чувств человека и животных, развивать способность видеть в них такую же, как в человеке, жизнь «с теми же простыми и бесконечно важными заботами: быть живым, не голодать, вырастить и воспитать детей» (И.А. Корсаков);

    – учить детей замечать неблагополучие природного объекта и искать способ устранения этого неблагополучия; связывать выбор решения проблемы с личными практическими действиями; воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к живому;

    – учить детей размышлять о взаимоотношениях человека и живой природы,  рассуждать о животном как субъекте, партнере взаимодействия;

    – учить познавать природные объекты и явления не только разумом, но и чувствами, формирование умения переживать эмоциональную общность с познаваемым, становиться словно бы участником познаваемого природного явления; видеть поведение животных с точки зрения «аналогичного» поведения человека, а также переносить чувства жалости к объектам природы на людей;

    – формировать умение передавать в творческой деятельности радость, восхищение, удивление, печаль, тревогу и др. – широкий диапазон чувств, глубоко переживаемых в связи с познанием мира природы.

    Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация о  кошках, музыкальные произведения, бумага, цветные карандаши,  

    1.Ввводная часть.

    Упражнение «Небо»

    Материалы: мультимедийная аппаратура, специальные серии музыкальных произведений («Волшебные голоса природы», «Наедине с природой», «The sounds of nature»  т.п.).

    – Сядь прямо, опираясь на спинку стула, но не напрягаясь. Ноги должны касаться пола. Можно сесть на пол, скрестив ноги. Закрой глаза.

    – Представь прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Ты наблюдаешь за ними. Если ты о чём-то думаешь, пусть твои мысли улетят вместе с облаками. Ты сосредоточен на небе. Человек, смотрящий на облака – внутренний наблюдатель, тот, кто всегда наблюдает за твоими мыслями.

    – Внутренний наблюдатель очень спокоен, уравновешен и счастлив. Ты ощущаешь покой, тишину и радость.

    – Открой глаза. Некоторое время посиди спокойно.  

    Учитель: Но не всегда мы ощущаем тишину, покой и радость.

    Упражнение «Чувства»

    Материал: мультимедиа-аппаратура, изображения лиц с различными чувствами (радость, злость, печаль, веселье, обида и др.).

    Дети рассматривают картинки, называют изображённые на них чувства и рассказывают, в какой ситуации они испытывали (испытывают, могли бы испытывать) это чувство.

    Затем детям предлагается закончить предложения: «Мне хорошо, когда…», «Мне грустно, когда…», «Я сержусь, когда…», «Я чувствую себя глупо, когда…» и т.п.

    Учитель: А кто дома может помочь  вам успокоиться?

    2. Основная часть

    Взаимоотношения кошек с человеком

    Являясь одним из самых популярных животных-компаньонов, кошка находится в постоянном общении с человеком, в связи с чем ее поведение подвержено его сильному воздействию. Но, несмотря на это, кошки воспринимают окружающий мир интуитивно и любят делать все по-своему.

    Отношение людей к кошкам может быть различным. Одни люди держат кошек в качестве домашних питомцев, и иногда заботятся о них, как о маленьких детях. К людям кошки легко привязываются. Если кошка очень привязана к своему хозяину, она может даже наследовать некоторые человеческие привычки: ложиться под одеяло в постель к хозяину и т.п. Некоторые кошки могут даже имитировать интонации голоса человека; этими звуками они могут оповещать хозяина о своих нуждах. Многие владельцы кошек отличаются фанатичной привязанностью к своим кошкам, как есть и кошки, безгранично привязанные к хозяину.

    Так же, как и каждый из нас, кошки могут выражать чувства и эмоции посредством мимики и взгляда

    Особенности поведения кошек

     Кошки сохраняют энергию посредством сна в большей мере, чем большинство животных. Длительность сна в сутки составляет 12–16 часов. Некоторые кошки спят по 20 часов в сутки, но средняя продолжительность сна составляет 13–14 часов в сутки. Кошки, как каждый из нас, видят сны.

    Чтобы привлечь внимание других людей, мы используем звуки. Кошки обычно мяукают для того, чтобы привлечь внимание человека (например, для того, чтобы ее накормили или с ней поиграли). В зависимости от значения интонация мяуканья изменяется. Также мяуканье кошки может обозначать приветствие или болезненные ощущения. Как и люди, некоторые кошки очень разговорчивы, другие же редко подают голос. Кошки способны придавать своему голосу около сотни различных интонаций. Вместе с тем для общения между собой кошки редко используют мяуканье, зато общаются через систему знаков, которая имеет обширный звуковой диапазон, телодвижений, взглядов.

    Учитель: Давайте помяукаем с вами. Изобразите мяуканьем, когда кошка довольна, не довольна, просит покушать, болеет, рада вам.

    Котята при рождении издают тонкий писк, причем известно, что обычно котята зовут мать ультразвуковыми сигналами.

    Кошки могут мурлыкать (иначе говоря, «урчать» или «мурчать») – это обычно означает, что животное довольно. Кошки часто мурлычут среди сородичей: например, когда кошка встречает своих котят. Кошки могут мяукать и мурлыкать одновременно; впрочем, это характерно только для разговорчивых особей. В добавление к мурлыканью довольная кошка может наполовину прикрыть глаза. Известно, что кошки могут мурлыкать для самоуспокоения. Иногда мурлыканье может быть признаком болезни у кошки, например при болезни сердца, когда кошка «рассказывает» хозяину о своей болезни.

    В случае крайней злобы кошки могут фыркать, шипеть или в редких случаях выть. При этом животное обычно выгибает спину и хвост, вздыбливает шерсть и прижимает уши к голове. Некоторые коты и кошки способны издавать угрожающее рычание, напоминающее собачье, которое служит признаком чрезвычайного гнева и раздражения. При игре с человеком хорошо воспитанные кошки обычно втягивают когти и дотрагиваются до человека только подушечками лап.

     Хвост также является важным выразительным средством у кошек: спокойный завернутый вокруг тела или высоко поднятый хвост означает миролюбивое настроение. Кошка может подергивать кончиком хвоста в случае возбуждения или заинтересованности. В состоянии злости хвост кошки начинает биться.

    Когда ласкаемая кошка довольна, она может совершать поочередно поступательные движения передними лапами, впуская и выпуская когти.  

    Любовь кошек к игре

    В домашних условиях кошки любят играть с небольшими предметами: мячиками, палочками, скомканной бумагой, специальными игрушками для кошек. Нередко кошек привлекают болтающиеся и подвешенные предметы, так как они обладают способностью двигаться в воздухе, чем имитируется охота кошки на птиц. Особенно склонны к играм котята, у которых уже есть охотничьи инстинкты, но еще нет навыков охоты и точной координации движений. Домашние кошки играют в любом возрасте, но котята бывают гораздо более игривыми, чем взрослые кошки, и могут играть с любым предметом: с колокольчиком, катящимся по полу шариком, бечевкой, телефонным проводом, даже со своим хвостом и т.д.

     

    Имена кошек

    В большинстве культур кошкам, так же, как и людям, принято давать имена. По-русски кошек часто называют уменьшительно-ласкательными формами имен: Муся, Мурка, Пушок, Мурзик, Васька, Барсик, Рыжик и пр.  

    Вопросы и задания:

    – Сравните поведение кошек и человека: особенности общения, игры, пристрастия в еде, отношение к детям и прочее. Опишите поведение кошки и человека в одинаковых ситуациях. При этом постарайтесь обращать внимание не только на развитие событий, но и на чувства, переживания, которые в этих ситуациях испытывают кошка и человек. В чем сходство? В чем отличие?

      Придумайте названия пород кошек по особенностям поведения, отношения к другим животным и к человеку. Названия должно быть таким, чтобы кошку с таким названием людям «трудно было обидеть». Например: «кошка-болтушка», «кошка-резвушка», «кошка-хохотушка», «кот-крикуха», «кошка-тихоня», «кошка-умница», «кошка сообразительная», «кот-дипломат», «кот-поэт», «кошка-хозяйка», «кот трудолюбивый» и т.д. Дети придумывают названия  своим кошкам

    – Наблюдение за поведением кошек позволило человеку определить значение некоторых «кошачьих символов». Так, потирание кошки головой означает любовь, преданность, жажду ласки; вертикальное положение ушей – любопытство; прищуривание глаз – спокойствие и сонливость; мяуканье – приветствие, просьбу; поглаживание лапкой человека – выражение любви, нежности, привязанности; приглушенное мурлыканье, переходящее в недовольное урчание – терпение иссякло. Составьте «Краткий словарь "кошачьих символов"».

     Упражнение «Придумай окончание сказки»

    Детям предлагается послушать начало литературного произведения, в котором участниками событий являются человек и кошка. Например, начало сказки Софьи Абрамовны Могилевской «Про Машеньку и праздничный каравай»:

    «Это было дня за два до Первого мая.

    Как всегда, раньше всех пришла бабушка за Татой. Потом забрали Костю Курочкина. Потом Юру. Потом Аню. И постепенно никого из детей не осталось в детском саду – ни в старшей группе, ни в младшей. Все разошлись по домам. Все, кроме Машеньки. За ней пока никто не пришёл: ни мама, ни папа, ни бабушка.

    –        Почему за тобой не идут? – спросила Нина Николаевна.

    –        Не знаю, – ответила Машенька.

    –        Сейчас выясню, – сказала Нина Николаевна и пошла в кабинет заведующей звонить по телефону.

    А Машенька пока стала играть в кукольном уголке. Но играть-то интересно, когда рядом и Алёнка, и Тата, и другие дети. А одной ведь совсем скучно.

    И на рыбок хорошо смотреть, когда вместе с тобой их разглядывают другие ребята. А так что же? Плавают, ну и пусть себе плавают...

    От нечего делать Маша вышла в раздевалку. Она по очереди открывала и закрывала шкафчики для одежды. Все были сейчас пустыми. И только в том, на котором была нарисована морковка, висело Машино пальтишко, стояли Машины калоши и лежала Машина шапка с красным шарфиком.

    Тут Машеньке вдруг стало так скучно, так скучно!.. Почему же за ней никто не идёт? Она села на стульчик и уж собралась было заплакать...

    Но дверь из коридора тихонько приоткрылась, и в раздевалку вошёл кот. Он был очень чёрный, а глаза у него были совершенно зелёными.

    Он посмотрел на Машу и сказал:

    –        Мяу!

    Маша тоже посмотрела на кота, но ничего ему не сказала. Тогда кот, осторожно ступая, подошёл к Маше, вспрыгнул на стульчик, который стоял с ней рядом, и ещё два раза сказал:

    –        Мяу, мяу!

    Машенька поняла: «Стыдно плакать!»

    –        Ну, вот ещё, – ответила она чёрному коту. – Вовсе я не собиралась плакать! С чего ты взял? – и сунула обратно в кармашек фартука носовой платок, который только что вынула.

    А кот заговорил уже совсем понятными словами:

    –        Пошли на кухню?

    –        А зачем? – удивилась Машенька.

    –        Тётя  Таня праздничный каравай месит.

    –        Пошли, – согласилась Машенька. – Тебя звать Антоном?

    – Антоном, – ответил чёрный кот с зелёными глазами.

    – Я тебя давно знаю, – сказала Машенька.

    И они вместе – кот Антон впереди, Машенька за ним – отправились на кухню.

    Но едва лишь они переступили кухонный порог, как …»

     Детям предлагается закончить сказку, при этом постараться обращать внимание не только на развитие событий, но и на чувства, переживания, которые в этих ситуациях должны бы испытывать их герои.

     Задание:

    Представьте, что вы – кошка. Опишите особенности вашего стиля жизни, личных отношений в соответствии с вашим знаком зодиака. Нарисуйте ваш портрет в листочках кошачьей мяты, напишите на листочках ваши самые лучшие качества: спокойная, нежная, ласковая, верная, заботливая и т.д.

     Игра «Котенок под дождем»

    Один из детей играет роль котенка, который остался без мамы. На улице дождь и ветер, котенку холодно. Какие у него грустные глаза! Несчастный котенок садится в центр круга и плачет. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.

    3. Заключительная часть

     Упражнение «Поиграем-помечтаем»

    – Представь, что ты – рука и ласкаешь котенка. Ты поглаживаешь его, щекочешь за ушками, почесываешь спинку? Котенок мягкий или колючий? Опиши или нарисуй свои ощущения. Как мы будем относиться к животным?



    Предварительный просмотр:

    2 класс

    Тема: Добрая лисичка

    Цель: Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости

    к объектам и явлениям живой природы.

    Задачи:

    – воспитывать у детей понимание сходства эмоций и чувств человека и животных, развивать способность видеть в них такую же, как в человеке, жизнь «с теми же простыми и бесконечно важными заботами: быть живым, не голодать, вырастить и воспитать детей» (И.А. Корсаков);

    – учить детей замечать неблагополучие природного объекта и искать способ устранения этого неблагополучия; связывать выбор решения проблемы с личными практическими действиями; воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к живому;

    – учить детей размышлять о взаимоотношениях человека и живой природы,  рассуждать о животном как субъекте, партнере взаимодействия;

    – учить познавать природные объекты и явления не только разумом, но и чувствами, формирование умения переживать эмоциональную общность с познаваемым, становиться словно бы участником познаваемого природного явления; видеть поведение животных с точки зрения «аналогичного» поведения человека, а также переносить чувства жалости к объектам природы на людей;

    – формировать умение передавать в творческой деятельности радость, восхищение, удивление, печаль, тревогу и др. – широкий диапазон чувств, глубоко переживаемых в связи с познанием мира природы.

    Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация о  лисе, музыкальные произведения, бумага, цветные карандаши,  

    1.Ввводная часть.

    Упражнение «Океан»

    Материалы: мультимедийная аппаратура, специальные серии музыкальных произведений («Волшебные голоса природы», «Наедине с природой», «The sounds of nature» и т.п.).

    – Сядь прямо, не напрягая спину, ноги касаются пола. Закрой глаза.

    – Представь океан. Ты видишь уходящую в бесконечность водную гладь, волны поднимаются, растут и, разбиваясь на песке прямо у твоих ног, отползают обратно. Продолжай наблюдать за тем, как волны набегают на берег и откатываются назад. Если ты о чём-то думаешь, твои мысли уносятся вместе с волнами. Смотри на океан. Ты смотришь на волны, и чувство покоя переполняет твою душу. Это – твой собственный мир, полный спокойствия, ты можешь ощутить его в любой момент.

    – Открой глаза. Если хочешь, посиди несколько минут. Вставай медленно.

     

    2. Основная часть

    Игра «Моё имя»

    Материалы: предмет, который дети будут передавать друг другу, например мяч или игрушка; бумага, цветные карандаши или фломастеры.

     Педагог даёт предмет (мячик или маленькую игрушку) ребёнку и задаёт вопрос (несколько вопросов). Получив предмет и ответив на вопросы, ребёнок передаёт его соседу.

    Примерные вопросы:

    – Как тебя зовут? На какое животное (дерево, цветок) ты похож? Что ты умеешь чувствовать, переживать так же, как цветок?

    – Как тебя зовут? На какое животное (дерево, цветок) ты похож? Это домашнее животное (декоративное растение) или живущее в лесу? Почему? Что ты умеешь чувствовать, переживать так же, как это животное (растение)?

    – Как тебя  зовут? На какое животное  (дерево,  цветок)  ты  похож?  Это  животное (растение) зимой засыпает? Почему? Что ты умеешь чувствовать, переживать так же, как это животное (растение)?

    – Как тебя зовут? Представь, что ты превратился в животное под названием … (имя ребёнка), живущее в лесу. Чем ты питаешься? Что ты умеешь чувствовать, переживать так же, как это животное (растение)?

    Учитель: А кто хочет быть похож на лису? Что вы знаете о ней? Какая она? В каких сказках встречается?

    Презентация о лисе

    Лиса

    Лиса красива: пышный хвост, составляющий немного меньше половины длины тела, рыжая шуба и плутоватая узконосая мордочка с красивыми карими глазами. К тому же лиса стройна, изящна, у нее удлиненное туловище и стройные ноги.

    Лису называют еще рыжей, и это на самом деле так, только живот у нее белый, серый или чуть буроватый, а грудь светлая. Спина и бока в различных частях окрашены по-разному: от ярко-рыжего до серого. В камчатских лесах лисицы огненно-красные и большеголовые.

    Движения лисицы быстры и ловки. Несмотря на слабоватые ноги, лиса бегает очень резво. Что касается ловкости, достаточно сказать, что лисица способна поймать пролетающих над ней жуков. Обычный способ ее передвижения – неторопливая рысца, иногда она переходит и на шаг, останавливается, осматривается вокруг. При скрадывании добычи как будто ползет на брюхе, совершенно сливаясь с местностью. А от преследователя уходит большими прыжками, стремительно, запутывая следы.

    Иногда можно заметить в лисьем поведении действия, напоминающие эпизоды из сказок. Например, к тетеревам, собравшимся на току на открытой поляне, лиса подходит удивительно хитро: делает вид, будто они ее нисколько не интересуют, даже не смотрит в их сторону; иногда приляжет, подремлет, а птицы теряют бдительность, занимаются своими делами – уж очень лиса хорошая актриса. А тем временем Патрикеевна на метр-другой к ним продвинется. Времени на игру лиса не жалеет: порой час-другой такое представление длится. Потом несколько молниеносных прыжков – и охота победоносно завершена.

    Не многих животных величают по имени-отчеству. А вот лисицу часто величают именно так. Да еще и отчество у нее необычное – Патрикеевна. Лет примерно 600 назад жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову хитрец. А так как лиса издавна в народе считалась зверем очень хитрым, то, как наследница знаменитого князя, и получила отчество Патрикеевна.

    Но если говорить честно – не по праву носит лисица это имя: не такая она уж хитрая. Конечно, когда дело идет о спасении жизни или о добывании еды, лиса бывает и хитрой и изворотливой. Живя часто рядом с людьми, лисица многому набралась от них. Знает, например, кого и когда нужно бояться, а кого нет. Но все-таки лиса не самый хитрый и даже не самый осторожный зверь. Любопытство часто берет верх над осторожностью. Например, она подходит к незнакомому предмету и не может удержаться, чтобы не изучить его. Не может удержаться не зайти в какой-нибудь двор, чтобы внимательно осмотреть его. Поэтому часто попадает она в трудное положение. И если бы не умение маскироваться, если бы не острое зрение, слух и обоняние, плохо пришлось бы лисе.

    Лисица – хороший охотник. Помимо наблюдательности и сообразительности, у нее прекрасная зрительная память, хорошее обоняние и острый слух. Пискнет чуть слышно мышь, а лиса слышит ее за сотню метров, прошелестит полевка по сухой траве под полуметровым слоем снега – и ее услышит. Хорошо лазает по кручам, плавает, а на берегу исключительно маневренна. Ее смекалка на охоте либо при бегстве от преследователей вызывает восхищение.

    Лисица сможет залезть на дерево, если оно чуть наклонено или ветвится невысоко от земли. Лисица очень активна. Она до мельчайших подробностей знает свой охотничий участок, систематически его осматривает. Зимой узорчатые цепочки ее следов причудливо пересекают поля, перелески, овраги, теряясь на дорогах и тропах и переплетаясь вокруг сухих поваленных деревьев и в других местах, где обитают полевки.

    Существовало, да и сейчас еще существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Конечно, лиса любит зайчатину, но догнать зайца она не может – где уж ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном. Поэтому разговоры о том, что лисицы уничтожают много зайцев, совершенно ошибочны!

    Основная пища лисы – грызуны. Чтобы насытиться, лисице нужно поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полевок в день. И там, где кормится лисица – а площадь ее кормового участка в среднем 10 километров в диаметре, – грызунов гораздо меньше, чем там, где лисиц нет. Уничтожением большого количества грызунов она приносит пользу сельскому хозяйству.

    Представьте себе ослепительно белое поле, а на нем ярко-рыжий зверь. Пробежав немного легкой рысью, лисица останавливается, прислушивается, оглядывается и обдумывает дальнейшие шаги. Вдруг она насторожилась, немного прошла крадучись, потом взметнулось огненно-рыжее пламя и зверь нырнул в снег, оставив на поверхности только мельтешащий от азарта хвост. А через несколько секунд можно наблюдать трапезу: лиса с аппетитом лакомится мышью или полевкой. Кроме мышевидных грызунов, она ест сусликов, птиц, падаль. У взморья поедает всевозможные дары моря от моллюсков до крупных млекопитающих. После дождей во множестве собирает дождевых червей. На мелководье успешно ловит рыбу. Так же, как и мы, с удовольствием ест ягоды, яблоки, кое-какие овощи.

    Норами лисица пользуется в основном во время выращивания потомства, а в остальное время предпочитает отдыхать на открытом месте: под корнями вывороченного дерева, в овраге, на копне сухой травы.

    Самцы лисиц – хорошие семьянины. Они не только принимают деятельное участие в выращивании молодняка, но и трогательно заботятся о своих подругах еще задолго до того, как те подарят им прелестных лисят: носят пищу, благоустраивают норы. Впрочем, родной отец не всегда принимает участие в воспитании своих детишек – иногда его прогоняет другой лис и усыновляет чужое потомство. Такое странное на первый взгляд поведение лисов – одна из мудростей природы, помогающая выживанию и процветанию лисьего рода: если чужак смог прогнать родного отца, значит, он сильнее, значит, он лучше сможет заботиться о потомстве и надежнее защитить его при опасности. Впрочем, при опасности лисы вместе с лисятами прячутся в нору и в схватку вступают очень редко.

    Если овдовеет самка перед самым появлением лисят или после их рождения, тогда холостые самцы обязательно берут на себя роль отчима, а ухаживают за приемными детенышами и их матерью ничуть не хуже родного отца.

    Родители предельно осторожны. Стоит человеку даже случайно наткнуться на выводковую нору, как в ближайшую же ночь лисята будут переведены в другое место, в запасную нору, их у лисиц на участке обычно несколько. Если лисятам грозит опасность, взрослые обнаруживают удивительное присутствие духа. Даже когда человек лопатой разрывает нору, они до последнего пытаются спасти своих детей – вывести через один из отнорков.

    В полуторамесячном возрасте молодняк начинает ходить вместе с родителями на охоту и быстро овладевает всеми премудростями. В это время энергия и неуемное веселье переполняют лисят. Они беспрестанно в движении, играют между собой, пристают к старшим. Часто свои щенячьи восторги выражают лаем и визгом, иногда подвергая опасности себя и всю семью, – вдруг услышат их волки или люди.

    Бычок и лисичка

    Сказка азиатских эскимосов

    Шла однажды маленькая лисичка по берегу озера, а в это время бычок из воды высунулся. Лисичка запела ему:

    Быче-быче-бычок,

    Большепузый!

    Быче-быче-бычок,

    Большеротый!

    А костями давишься!

    Бычок ей отвечает:

    Глаза твои круглые,

    Волосы твои косматые!

    Заплакала маленькая лисичка и убежала. Мать дома спрашивает ее:

    – Чего ты плачешь?

    – Как же мне не плакать? – отвечает. – Бычок сказал мне, что глаза у меня круглые, волосы косматые.

    Мать ей говорит:

    – Ты, наверное, сама первая ему что-нибудь сказала!

    Лисичка ответила:

    – Да я ему только всего и сказала: большепузый, большеротый!

    Вопросы и задания:

    – Охарактеризуйте лисичку и бычка, их поступки и переживания. Можете использовать опорные слова: ( опорные слова можно распечатать на столы)

    Внешность: пестренький, гладкий, блестящий, тонкокожий, приятный, нежный, спокойный, рассудительный, сдержанный, умный, мудрый, добрый; нежная, ласковая, добрая, утонченная, стройная, изящная, мягкая, пушистая, рыженькая, красивая, приятная, теплая, маленькая, глупая, умная, сообразительная, наблюдательная, хитрая, хорошая актриса, азартная, любопытная, ловкая, быстрая.

    Поступки: нечаянно, (не)специально, нарочно, (не)зло, продуманно, хитро, глупо, справедливо.

    Переживания: стыдно, безразличие, беспокойство, боязнь, виноватость, веселость, грусть, возмущенность, геройство, заносчивость, злость, испуг, капризность, непонимание, обиженность, огорчение, отчаяние, печаль, протест, радость, раздраженность, разочарованность, расстройство, растерянность, сердитость, смущенность, спокойствие, стыдливость, удивление, униженность, хмурость, упрямство.

    3. Заключительная часть

    – Вспомните случаи из вашей жизни, когда вы испытывали такие же чувства. Поделитесь со всеми своими мыслями, начав высказывание словами: «Я так же, как и лисичка   …».



    Предварительный просмотр:

    3 класс 

    Тема: Преданней собаки нету существа.

    Цель: Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости

    к объектам и явлениям живой природы.

    Задачи:

    – воспитывать у детей понимание сходства эмоций и чувств человека и животных, развивать способность видеть в них такую же, как в человеке, жизнь «с теми же простыми и бесконечно важными заботами: быть живым, не голодать, вырастить и воспитать детей» (И.А. Корсаков);

    – учить детей замечать неблагополучие природного объекта и искать способ устранения этого неблагополучия; связывать выбор решения проблемы с личными практическими действиями; воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к живому;

    – учить детей размышлять о взаимоотношениях человека и живой природы,  рассуждать о животном как субъекте, партнере взаимодействия;

    – учить познавать природные объекты и явления не только разумом, но и чувствами, формирование умения переживать эмоциональную общность с познаваемым, становиться словно бы участником познаваемого природного явления; видеть поведение животных с точки зрения «аналогичного» поведения человека, а также переносить чувства жалости к объектам природы на людей;

    – формировать умение передавать в творческой деятельности радость, восхищение, удивление, печаль, тревогу и др. – широкий диапазон чувств, глубоко переживаемых в связи с познанием мира природы.

    Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация о собаках, музыкальные произведения, бумага, цветные карандаши, нераскрашеные силуэты собак.

    1.Ввводная часть.

    Упражнение «Клеточное дыхание»

    Материалы: мультимедийная аппаратура, специальные серии музыкальных произведений («Волшебные голоса природы», «Наедине с природой», «The sounds of nature» и т.п.).

    – Сядьте спина к спине на стульях.

    – Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию. Вы ощущаете спину соседа.

    – Пусть каждый представит, что он ощущает клетки кожи спины другого.

    – Что вы чувствуете? Получаете ли вы таким образом информацию о человеке?

    – Расскажите о том, что вы узнали друг о друге.

    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

    Материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

    – Напиши своё имя или нарисуй портрет в центре солнечного круга. Затем вдоль лучей напиши всё хорошее, что ты о себе знаешь. Если нужно, добавь лучи!

    2. Основная часть.

    Игра «Хлопните в ладоши все, кто...»

    Педагог говорит, что люди и животные очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Хлопните в ладоши все, кто умеет вести себя в лесу тихо-тихо,  ... подкармливает бездомных животных,  ... кормит птиц зимой, ... не бросает мусор на улице, … любит книги о животных, … похож на собаку, … понимает язык деревьев, … любит слушать шум дождя,  

    Другим вариантом вопросов могут быть вопросы, подобные следующим: «Вытяните шею все, кто, как жираф, умеет спать, свернувшись калачиком»; «Мяукните все, кто, как кошка, в трудной ситуации не падает, а приземляется на лапы»; «Гавкните все, кто, как собака, верный и надежный друг» и т.п.

    Дети сначала просто играют, а затем делают вывод о том, что, действительно, у них есть много общего друг с другом и с объектами живой природы.

    Мой пес

    Владимир Яковлевич Данько

    Я пса нашел,

    Совсем щенок,

    Он под дождем

    Стоял и мок.

    Он был измучен,

    Худ и слаб,

    Текла вода

    С ушей и лап,

    И с кончика хвоста,

    Как с мокрого куста.

    Я взял щенка,

    Принес домой,

    Он был ничей,

    Теперь он мой!

    Ходить везде со мной он рад –

    К друзьям и на каток…

    Он рос

    И рос

    Сто дней подряд.

    Он больше

    Не щенок!

    Он стал теперь

    С меня почти.

    С такой собакой

    Не шути!

    Но если кто-нибудь из вас

    Окажется в беде,

    На помощь он придет тотчас –

    В огне

    Или в воде.

    Спасет мой пес

    Меня

    И вас,

    Как я его

    Когда-то спас.

    Собачьи истории

    Специально обученные собаки помогают человеку с различными физическими недостатками, слепым, глухим, инвалидам.

    Собаки могут помогать людям с эпилепсией. По каким-то им одним заметным признакам собаки могут определить, что вскоре начнётся приступ, и дают сигнал хозяину (лают или осторожно прижимают зубами ладонь), чтобы он успел подготовиться или принять лекарство.

    Также собак используют для лечения людей с психическими расстройствами.

    Сенсорная способность собак всё чаще используется для лечения и диагностики больных людей. Собаки безошибочно определяют рак лёгких и груди, принюхиваясь к дыханию человека.

    Кроме диагностики болезней, собаки также широко используются для реабилитации больных. Лечение людей при помощи собак получило название канистерапия.

    Собачий нюх спас жизни многих людей. Три сотни лет назад монахи высокогорного монастыря Сен-Бернар использовали крупных собак, названных впоследствии сенбернарами, для того, чтобы находить людей, попавших в беду. Когда на перевалах начиналась пурга, на шею животным привязывали небольшие бочонки с ромом и отправляли их на поиски людей. Обученная собака улавливает запах человека и его вещей под двухметровым слоем снега. Легендарной собакой спасателем стал пес по кличке Аякс, который в 1954 году спас 11 школьников и учителя, занесённых лавиной в горах Дахштейна. Овчарка работала 96 часов без отдыха. Сегодня спасательную службу собаки несут не только в горах, но и в разных уголках мира, регионах, подверженных землетрясениям. В этих целях создана Международная организации спасательных собак.

    Собаки несут военную службу. По данным на 2010 год военные направления дрессировки собак (курс дрессировки называется «Защитно-караульная служба») готовят собак розыскных (ищеек), сторожевых, караульных (телохранителей).

    Собаки – очень лингвистически способные. Собаки различают все гласные звуки русского языка вне зависимости от качеств голоса, которым эти звуки произносятся. Также они отлично чувствуют изменения силы голоса и его высоты, но реагируют на изменение фонетической структуры звука. Также они отлично распознают согласные. Собаки различают звуки речи точно так же, как человек, то есть слуховые механизмы у собак и человека одинаковы.

    Собаки реагируют на эмоциональную интонацию голоса человека, которая помогает им понять смысл сказанного. Поэтому лучше одни и те же команды собакам подавать с разными интонациями – это позволяет собакам быстрее определить значение слова. Единственное слово, которое может произнести собака, – «мама». Оно сравнительно просто по артикуляции. Но членораздельная человеческая речь голосовому аппарату собаки не поддается из-за его иного физиологического устройства.

    Стэнли Корен, ведущий эксперт по вопросам собачьего интеллекта из университета Британской Колумбии в Ванкувере, на ежегодном съезде Американской ассоциации психологов отметил, что средняя собака интеллектуально развита так же, как и двухлетний ребенок. 

    Собаки являются одними из самых умных животных и могут соперничать с обезьянами и попугаями в способности понимать язык. Профессор Стэнли Корен считает, что постоянная близость к людям помогла обострить собачий ум. Собаки способны получать и анализировать знания, импровизировать и усовершенствовать навыки. Например, бродячие собаки демонстрируют чудеса социальной адаптируемости в городских условиях, хорошую топографическую память, умение ориентироваться по фоновым шумам (объявлениям и т. п.), запахам, временным промежуткам, визуальным раздражителям, умение ездить в общественном транспорте, безошибочно определяя «свою» остановку.

    К. Лоренц в своей работе «О взаимопонимании между животными» говорит: «Более высокоорганизованные животные, прежде всего собаки, совершенно определенным, сознательным образом выражают свои чувства и желания».

    Как выяснили венгерские ученые, любовь собаки к человеку врожденна, закреплена генами. Собака является социальным животным, поэтому всегда фиксирует свое внимание на хозяине.

    Д.Р. Гриффин, почетный профессор Университета Рокфеллера добился официального признания наукой наличия чувств у животных, а также идентичность умственных способностей человека и животного, тем самым внес неоценимый вклад в развитие современной науки. Эксперт-кинолог из Норвегии Тюрид Ругос уверена, что собака – это личность со своим характером, индивидуальной биографией, языком, реакциями. Для выражения своего отношения и внутреннего состояния по отношению ко всему вокруг собака постоянно использует жесты – сигналы примирения. К сожалению, люди преступно игнорируют сигналы, которые собаки используют очень тонко и согласованно.

    Кларисса фон Райнхард тренер международного класса, является экспертом в области практического применения сигналов примирения у собак. По мнению специалиста, человек может многому научиться у своей собаки, если он внимательно, отказавшись от предрассудков, будет наблюдать ее поведение.

    Русский физиолог Иван Петрович Павлов сказал, что «Собака – исключительное животное... Если это и не самое высшее животное (обезьяна выше на зоологической лестнице), то собака зато самое приближенное животное, как никакое другое, – животное, которое сопровождает человека с доисторических времен... Собака вывела человека, в люди».

    В благодарность за свою преданность и безупречную службу собаке во многих странах установлены памятники.

    В 1935 году Санкт-Петербурге по инициативе академика И.П. Павлова, во дворе Института экспериментальной медицины был установлен памятник с надписью «От благодарного человечества», посвящённый безымянной собаке, внёсшей вклад в развитие науки о человеке.

    В японских городах Вакканае и Сакаи сооружены памятники 15 ездовым собакам, которых не смогли эвакуировать из Антарктики во время проведения Второй антарктической японской экспедиции.

    В 2007 году в вестибюле станции «Менделеевская» Московского метрополитена открыт памятник «Сочувствие», посвящённый гуманному отношению к бездомным животным и дворняге по кличке Мальчик, жившей в подземном переходе у станции и жестоко убитой здесь в 2001 году.

    В Воронеже возле Кукольного театра установлен памятник Белому Биму Чёрное ухо, герою книги Гавриила Троепольского.

    В Париже, на реке Сене установлен памятник знаменитому сенбернару Барри, спасшему жизни 40 человек в Альпах.

    В 2003 году в Тольятти установлен памятник «Преданности» псу, который 7 лет, до самой смерти, ждал своих погибших хозяев на месте аварии. Подобные памятники устанавливались в разных странах в разные времена.

    Собака Лайка – первое живое существо, побывавшее в космосе. Позднее ей был установлен памятник в Москве, на Петровско-Разумовской аллее.

    В  1960 году на советском космическом корабле Спутник-5 были запущенные в космос собаки Белка и Стрелка.

    В Японии символом преданности стала собака Хатико породы акита-ину. Хозяин Хатико ежедневно уезжал в город на работу, и пёс следовал за ним. Хатико каждый день сначала провожал его до входа на станцию, а затем в 3 часа дня вновь возвращался туда, чтобы встретить его. После смерти хозяина Хатико в течение 9 лет по-прежнему приходил на станцию и ждал его там до поздней ночи.

     Упражнение «Собака бывает кусачей только от жизни собачей»

    Материал: нераскрашенные силуэты собак, цветные карандаши.

    Педагог раздает ребятам листы бумаги с нераскрашенным изображением двух собак и объясняет, что эти две собаки имеют разное настроение: одна собака – в добром расположении духа, другая – зла, и нужно внутри силуэта собаки написать причины, по которым каждая из собак имеет такое настроение.

    Педагог предлагает детям пожалеть злую собачку, посочувствовать ей: подумать, почему собака стала злой, и найти пути исправления ее характера.

    3. Заключительная часть

     Вывод. Собаки наши четвероногие друзья. Как мы должны заботиться о них? ( ответы детей)



    Предварительный просмотр:

    4 класс

    Тема:  О сером волке ходят толки.

    Цель: Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к объектам и явлениям живой природы.

    Задачи:

    – воспитывать у детей понимание сходства эмоций и чувств человека и животных, развивать способность видеть в них такую же, как в человеке, жизнь «с теми же простыми и бесконечно важными заботами: быть живым, не голодать, вырастить и воспитать детей» (И.А. Корсаков);

    – учить детей замечать неблагополучие природного объекта и искать способ устранения этого неблагополучия; связывать выбор решения проблемы с личными практическими действиями; воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к живому;

    – учить детей размышлять о взаимоотношениях человека и живой природы,  рассуждать о животном как субъекте, партнере взаимодействия;

    – учить познавать природные объекты и явления не только разумом, но и чувствами, формирование умения переживать эмоциональную общность с познаваемым, становиться словно бы участником познаваемого природного явления; видеть поведение животных с точки зрения «аналогичного» поведения человека, а также переносить чувства жалости к объектам природы на людей;

    – формировать умение передавать в творческой деятельности радость, восхищение, удивление, печаль, тревогу и др. – широкий диапазон чувств, глубоко переживаемых в связи с познанием мира природы.

    Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация о собаках, музыкальные произведения, бумага, цветные карандаши

    1.Ввводная часть.

    Упражнение «Радуга» (звучит музыка)

    – Закройте глаза и представьте радугу – цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство.

    Открываем глаза.

    – Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает, как купание в озере. Что вы чувствуете, когда смотрите на голубой цвет?

    – Следующий цвет – красный. Красный даёт нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда вам холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что вы чувствуете, когда смотрите на красный цвет?

    – Жёлтый приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одинок, он поднимает настроение. Что вы чувствуете, когда смотрите на жёлтый цвет?

    – Зелёный – цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зелёный помогает нам чувствовать себя лучше. Что вы чувствуете, когда смотрите на зелёный цвет?

    – Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Попробуйте также увидеть другие цвета радуги. Опишите и нарисуйте ваши чувства.

    2. Основная часть.

    Упражнение «Незаконченный образ»

    Материалы: цветные карандаши или фломастеры, иллюстрации животных, у которых что-нибудь нужно дорисовать.

    Педагог раздает детям картинки с изображением животных и предлагает рассмотреть картинки, назвать, кто на них изображен, и определить, чего не хватает у животного. Идет обсуждение: что, по мнению ребенка, чувствует животное, когда у него чего-то не хватает. Затем детям предлагается дорисовать то, чего не хватает животному.

    Когда задание выполнено, педагог и дети обсуждают каждый рисунок: что, по мнению детей, животное чувствует сейчас, когда имеет законченный образ. Важно, чтобы каждый ребенок ощущал себя творцом радости природного объекта (пусть пока нарисованного). 

    Вопрос педагога: Что вы испытываете по отношению к волку? ( ответы детей)

    Каким вы представляете волка? ( ответы детей)

    Упражнение «Вопреки распространенному мнению»

    Материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

    Социальные мифы, связанные с  «кровожадным» волком могут развеяться, негативное отношение к животному может в корне измениться, когда дети узнают об его особенностях. Своеобразным «мостом» между представлениями детей о животных и их отношением к этим животным может стать интеллектуализация эмоций: если сложившееся ранее отрицательное отношение к животному вступит в диссонанс с полученной ребёнком эмоционально положительной экологической информацией, то может произойти коррекция отношения в положительном направлении.

    Детям предлагается послушать рассказы о животных: о волках – удивительно красивых и сильных, достаточно высокоорганизованных в психическом отношении, терпеливых и заботливых родителях

    «О Сером Волке ходят толки»

    Вопреки распространенному мнению волк – зверь не лесной. Волк житель открытых пространств. Уходить в леса волка вынуждает человек, вытесняя с привычных мест обитания.

    Внешне волк напоминает большую сильную овчарку, только с еще более мощным телосложением, но при этом он даже стройнее и красивее. У волка большая лобастая голова, толстая шея, объемистая грудная клетка, подтянутый живот, высокие сильные ноги – словом, это выносливый бегун на короткие и длинные дистанции.

    Волк в психическом отношении достаточно высокоорганизованное животное – поведение его выделяется особой сложностью. Морда волка очень выразительна: ученые насчитывают у него около двадцати мимических выражений, соответствующих определенному эмоционально-психологическому состоянию.

    Волки, смотря друг на друга, обмениваются информацией. Вспомните, как внимательно смотрит в лицо своему хозяину собака – ближайший родственник волка, она понимает его и без слов, потому что лицо человека часто неосознанно отражает его эмоции. Многие животные воспринимают тончайшие оттенки чувств, ускользающие от внимания человека. Хвост – орудие характерной жестовой речи; его положение свидетельствует о спокойствии или тревоге, уверенности или страхе, миролюбии или агрессивности. Выразительны у волка положение головы и ушей, осанка, а особенно голос. Многие считают, что волк может либо молчать, либо выть, а на самом деле характер звуков различен: он умеет ворчать, взвизгивать, рычать, завывать и даже лаять – в зависимости от конкретной ситуации. У волка отлично развиты зрение, слух, обоняние. Обоняние у волка в несколько тысяч раз тоньше, чем у человека; это и понятно: информацию об окружающем мире волк получает в первую очередь с помощью обоняния. О многообразии же запахов, которые способен различать хищник, мы даже и не подозреваем.

    Физически волк развит прекрасно. На короткой дистанции он может развить скорость 60, а в броске – до 80 километров в час; можно выразить это иначе – 22 метра в секунду! Стометровка меньше чем за 5 секунд! Такой быстрый темп волк, конечно, долго выдержать не может, хотя и сердце у него могучее, и легкие как кузнечные меха, но со скоростью 40–50 километров в час он может бежать 10–15 минут, а одолеть 30–35 километров в час для него вовсе не утомительно.

    В теплое время года волки живут парами, воспитывая волчат и строго придерживаясь своих кормовых участков, которые метят и ревностно охраняют. К зиме взрослые и молодняк группируются в стаи и ведут бродячую жизнь. В стае обычно от 3 до 10, чаще 6–8 волков: отец, мать, 3–4 малышей и пара подростков, которым уже по 16–22 месяцев.

    Супружеские пары волков часто сохраняются на всю жизнь. В заботливо устроенном укромном логове волчица рожает от 2 до 14, чаще всего 4–6 волчат. Первые полмесяца она никуда от них не отходит, а пищу приносит ей волк. Он очень заботлив, таскает к логову добычу, отрыгивает полупереваренные куски мяса и кормит волчицу с волчатами.

    К полуторамесячному возрасту волчата перестают питаться молоком матери и переходят на мясо. С этого времени взрослые уходят на охоту по очереди, а добычу приносят к логову. Волки очень добросовестные воспитатели. Они заботливо ухаживают за своим потомством, обучают его всем премудростям нелегкой жизни, с удовольствием играют с волчатами – совсем как собаки. В воспитании волчат взрослые показывают удивительную терпеливость. В минуты отдыха неугомонные щенки то и дело покусывают взрослых волков – бывает в ухо и в нос! – а родители терпят, знай только увертываются. Только когда совсем иссякает родительская выдержка, они покорно уходят вздремнуть – ведь предстоит очередная трудная охота.

    Конечно, когда волчата слишком расшалятся или обижают своих братьев и сестер, старшие их наказывают и довольно строго, а провинившийся хорошо понимает, что наказан за дело.

    Характерная деталь: далеко не всякую потенциальную жертву эти хищники преследуют. Волкам достаточно пробежать за лосем либо оленем несколько десятков метров, чтобы решить, по зубам ли они, хватит ли сил, чтобы догнать. Напрасно расходовать силы эти животные не станут.

    Волки – типичные крупные хищники, но умеют ловить рыбу, лягушек, мышей, разоряют птичьи гнезда. Они не откажутся при случае полакомиться дыней, арбузом, помидорами, ягодами рябины, брусники, голубицы.

    Примеров важной роли волка как регулятора численности копытных много. Один из наиболее типичных – история уничтожения хищников, и в первую очередь волков, в США на плато Кайбаб в штате Аризона. На этом плато жили чернохвостые олени. В 1906 году территорию, где жили чернохвостые олени, объявили заповедной, и принялись уничтожать хищников. В сравнительно короткий срок были уничтожены все волки, истреблены почти все пумы, рыси, койоты. Результат не замедлил сказаться: вначале олени быстро размножились, вскоре начали гибнуть от бескормицы и главным образом от болезней. Начались массовые заболевания, потому что больные животные, которых в первую очередь уничтожали хищники, уже никем не уничтожались. Хищники их не уничтожали. Олени уничтожали сами себя: размножившись, они съели все вокруг, вытоптали пастбища и стали умирать от голода. Пришлось срочно запретить охоту на хищников, которые сдерживали размножение оленей.

    Пока будут волки, не будет массовых заболеваний, уничтожат волков – начнутся болезни.

    (Стихи могут читать дети)

    Волк

    Георгий Петровский

    Волк худой вдоль леса бродит...

    Аж живот прилип к спине.

    Даже рот бедняги сводит;

    Время близится к весне.

    Пробирает волка холод,

    А в деревне – красота!

    Здесь, в лесу, ужасный голод,

    Ну а там – сама мечта:

    И козлята, и барашки,

    Можно съесть и петуха,

    «Марсы», «Сникерсы», фисташки,

    И... иная чепуха.

    Серый Волк

    Андрей Усачёв

    О Сером Волке ходят толки,

    Что злобны и коварны волки,

    Что без особенных затей

    Едят старушек и детей!

    Не верьте! Волк бывает разный:

    Пятнистый, бурый, белый, красный.

    Немало грустных есть волков…

    Но Серый Волк – он не таков!

    Напасть на лошадь Серый может,

    Трех поросят в минуту сгложет,

    Козлят штук семь он съест за раз...

    Но Серый Волк не тронет вас.

    Уж если вас полюбит Серый,

    Он служит правдой вам и верой,

    И вывезет вас из беды,

    И принесет живой воды.

    Бывает, Серый Волк линяет.

    Но дружбе он не изменяет.

    А остальное – сказки, враки...

    И их придумали собаки.

    3. Заключительная часть

    Вопрос: Изменилось ли у вас отношение к волку? Как можно охарактеризовать волка?

    Игра «Ненужные чувства»

    Материал: бумажные мешочки по количеству детей.

    Педагог просит детей рассказать, какое у них настроение, что они чувствуют. Затем педагог раздаёт детям бумажные мешочки и говорит, что они волшебные, и что в них можно сложить все свои ненужные чувства, например гнев, обиду, злость, страх и т.д. Детям предлагается сделать это, имитируя движения складывания. Затем педагог завязывает мешочки и предлагает детям выбросить их в мусорный ящик.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Рыжая плутовка - лиса МБОУ СОШ №1 г. Горбатов Павловского района Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников 2 класс

    Слайд 3

    Ареал распространения Лиса красива: пышный хвост, составляющий немного меньше половины длины тела, рыжая шуба и плутоватая узконосая мордочка с красивыми карими глазами. К тому же лиса стройна, изящна, у нее удлиненное туловище и стройные ноги.

    Слайд 4

    Движения лисицы быстры и ловки. Несмотря на слабоватые ноги, лиса бегает очень резво. Что касается ловкости, достаточно сказать, что лисица способна поймать пролетающих над ней жуков. Обычный способ ее передвижения – неторопливая рысца, иногда она переходит и на шаг, останавливается, осматривается вокруг. При скрадывании добычи как будто ползет на брюхе, совершенно сливаясь с местностью. А от преследователя уходит большими прыжками, стремительно, запутывая следы.

    Слайд 5

    Лисица – хороший охотник. Помимо наблюдательности и сообразительности, у нее прекрасная зрительная память, хорошее обоняние и острый слух. Пискнет чуть слышно мышь, а лиса слышит ее за сотню метров, прошелестит полевка по сухой траве под полуметровым слоем снега – и ее услышит. Хорошо лазает по кручам, плавает, а на берегу исключительно маневренна. Ее смекалка на охоте либо при бегстве от преследователей вызывает восхищение.

    Слайд 6

    В Финляндии полярное сияние называют «лисьим огнём». Раньше люди считали, что лиса бежала по снегу, коснулась хвостом неба, и появились разноцветные огни.

    Слайд 7

    Согласно греческой мифологии, бог виноделия Дионис носил одежду из шкур лисиц.

    Слайд 8

    УХ ТЫ! Территория одной лисы размером с 400 футбольных полей!

    Слайд 9

    УХ ТЫ! В неволе лисицы могут доживать до 15 лет!

    Слайд 10

    Ух ты! Лиса весит чуть больше кошки и вдвое меньше гончей собаки.

    Слайд 11

    Ух ты! В день взрослой лисе нужно не менее 300 килокалорий.

    Слайд 12

    Ух ты! Лисицы едят почти всё: фрукты, овощи, рыбу, лягушек и червяков!

    Слайд 13

    Ух ты! Лисы выбирают вторую половинку на всю жизнь

    Слайд 14

    Ух ты! Два века назад люди за год уничтожили 10 000 корсаков из-за меха.

    Слайд 15

    Ух ты! Рыжая лисица любит мышковать – ловить мышей!

    Слайд 16

    Ух ты! Рыжие лисицы попали из Европы в Австралию в 1871 году.

    Слайд 17

    Ух ты! Рыжие лисицы общаются друг с другом при помощи хвостов.

    Слайд 18

    Ух ты! Рыжие лисицы забираются на забор 1, 8 метров и пролазят в щель 10 см!

    Слайд 19

    Сказка «Бычок и лисичка»

    Слайд 20

    Рыба бычок пестренький, гладкий, блестящий, тонкокожий, приятный, нежный, спокойный, рассудительный, сдержанный, умный, мудрый, добрый

    Слайд 21

    Лисичка нежная, ласковая, добрая, утонченная, стройная, изящная, мягкая, пушистая, рыженькая, красивая, приятная, теплая, маленькая, глупая, умная, сообразительная, наблюдательная, хитрая, хорошая актриса, азартная, любопытная, ловкая, быстрая.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок ДОБРОТЫ

    Ученики в форме занимательных вопросов и заданий учат Карлсона творить добро....

    Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь».

           Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь». Цель:-  Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших,...

    Внеклассное занятие внеурочной деятельности в 1 классе "Урок доброты"

    Данное занятие направлено на дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; на воспитание у них стремления совершать добрые дела....

    Внеклассное занятие по теме " Урок доброты ".

    Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся. Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово челове...

    Коррекционное занятие воспитателя «Урок доброты»

    КГБС (К) ОУ   «школа – интернат    VIII вида № 11»Коррекционное занятие воспитателя «Урок доброты»Возраст детей: 1 – 3 класс...

    Урок по развитию речи в 8 вспомогательном классе. По теме "Уроки доброты".

    Урок по развитию речи в 8 вспомогательном классе школы 2 вида по теме:  Уроки доброты. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. ...

    Уроки Сказки - Уроки Доброты

    Беседа для учащихся начального звенаОсновной целью мероприятия является напоминание учащимся рассказов и сказок, для  обращения внимания детей на необходимость внимательного и бережного отношения...


     

    Комментарии

    Журавишкина Любовь Ипполитовна

    Ирина Павловна,мне очень понравились Ваши Уроки Доброты. Думаю,они подойдут и для пятиклашек. Обязательно воспользуюсь Вашим материалом. Огромное спасибо.

    Веретенникова Ирина Павловна

    большое спасибо