«Здоровьесбережение как базовая часть процесса гуманизации и повышения качества начального образования».
статья по теме

Кориняк Марина Владимировна

В работе «Психология здоровья» В.А. Ананьева, говоря о психическом и психологическом здоровье детей, предложил использовать понятие «психологическое здоровье» в связи с тем, что в детском возрасте личность ребенка еще только формируется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на ШМО учителей начальных классов

«Здоровьесбережение как базовая часть процесса гуманизации и повышения качества начального образования».

Составила: педагог-психолог

Пинтелькина М.В.

В работе «Психология здоровья» В.А. Ананьева, говоря о психическом и психологическом здоровье детей, предложил использовать понятие «психологическое здоровье» в связи с тем, что в детском возрасте личность ребенка еще только формируется. При этом автор отмечает: « Если для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно наличие определенных  личностных характеристик». Таким образом, «направление действий психолога идет в сторону приобретения человеком полезных свойств, способствующих успешной адаптации. …Норма психологического здоровья – это некий идеал… и на пути к этому идеальному образу можно находить все новые и новые ориентиры для саморазвития и организации психологических воздействий.

Применительно к задачам, которые ставит психология здоровья, эффективен подход к сохранению и развитию физического и психического здоровья школьников, осуществляемый на основе так называемого психофизического сопряжения. Этот метод можно использовать на уроках физической культуры, а также при любых формах организованной двигательной активности детей, в том числе осуществляемой психологом.

В общих чертах метод заключается в применении двигательной активности во взаимосвязи с психорегулирующими воздействиями в процессе обучения, воспитания и оздоровлении учащихся. При соответствующем подборе игр и упражнений данный метод способствует формированию здоровых привычек, позволяет осуществлять самоконтроль в стрессовых ситуациях и сопровождается тенденцией к отказу от агрессивного поведения.

В процессе сопряженного психофизического воздействия двигательная активность включает в себя как освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка, так и познавательный и личностный аспекты. Эти аспекты ориентированы на осознание собственного Я в условиях постоянного физического и психического развития. Примером может служить упражнение для первого гласа, при выполнении которого учащиеся сначала, контролируя движения мимических мышц, придают своему лицу различные выражения, а затем анализируют происходящие изменения своего настроения.

Таким образом, суть принципа сопряженного психофизического воздействия заключается в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере, которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере.

В.Д. Чепик предложил дифференцированную систему формирования физических способностей и нравственных качеств детей и подростков. Каждой группе упражнений соответствуют определенные группы нравственных качеств. Так, например, циклические упражнения (ходьба, бег, лыжи, плавание) способствуют, помимо развития двигательных способностей, развитию волевых качеств личности, произвольной регуляции своего поведения; спортивные подвижные игры, эстафеты – формированию нравственных качеств, воспитанию «чувства команды», этики взаимоотношений и других коммуникативных навыков.[1]

Увеличение учебной нагрузки нередко приводит к вынужденному сокращению такой формы организованного общения, как классный час. Среди новых форм классных часов, предложенных в последнее время, интерес вызывают так называемые «встречи». Подобный метод решает целый комплекс задач, среди которых диагностика внутригрупповых отношений, развитие коммуникативных навыков,, профилактика социально обусловленных заболеваний. «Встреча» представляет собой своеобразный мини-тренинг, который может проводиться не только классным руководителем или психологом, но и самими учащимися. «Встреча», как правило, посвящается вопросам нравственности, поведения в обществе, здоровому образу жизни. Ее продолжительность 20-30 минут, при этом обязательным условием является интерактивность. Ведущий старается подвести участников к самостоятельному принятию решения или формированию мнения по поводу той или иной проблемы. Для этого используются игры, упражнения и другие трененговые методы.

Специфика содержания целей программы психологии здоровья в школе вызывает необходимость наряду с такой формой, как урок, использовать иные формы обучения. Это обусловлено тем, что конечной целью является не только передача определенных знаний, но и направленное воздействие на все компоненты установки. И если при работе с когнитивным компонентом можно опираться на такие традиционные для школы формы, как урок, то при работе с аффективными и поведенческими компонентами не обойтись без тренинговых занятий и психологических игр.

Тренинговые занятия это своеобразная форма психологической работы позволяет, с одной стороны, до определенной степени реализовать задачи классического психотренинга, а с другой – учесть школьную специфику. Целью психологических занятий является формирование представлений о сущности здорового образа жизни, его целесообразности, убеждений в ценности физической безопасности своей и других людей, умение распознавать потенциально опасную ситуацию, предвидеть последствия своих и чужих действий. Цикл тренинговых занятий может быть растянут во времени  и продолжаться несколько месяцев. Занятия, как правило, имеют продолжительность 40-45 минут, что позволяет без труда включать их в школьное расписание. Проходят они раз в неделю.

Одним из наиболее успешных способов реализации задач психологии здоровья является психологическская игра, в которой обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется через проигрывание ситуации, а не благодаря заучиванию сообщенного взрослым «правильного ответа2. психологические игры разнообразны по своим целям и содержанию. М.Р. Битянова отмечает, что игрой называют «Психологический прием, с помощью которого за 1,5 – 2 минуты можно настроить детей на работу в группе, структурированное действие по правилам, большое и сложное ролевое действие и многое другое». В соответствии с ее определением, «психологическая игра – это целостное законченное действие, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннею систему целей пи правил, достаточно продолжительное по времени».[2]

игра обладает определенной атрибутикой. Игровой замысел проявляется в названии игры и может быть выражен в виде проблемы, которую предстоит решить. Правила помогают определить поведение участников в ходе игры и порядок игровых действий, позволяющих участникам проявить себя. Познавательное содержание заключается в приобретение определенных знаний и навыков в процессе решения проблемы, поставленной игрой. К оборудованию относятся средства, необходимые для ведения игры, а также для усиления эмоционального воздействия; фломастеры, бумага и др. завершением игры является ее результат в виде решения проблемы. Игра обязательно сопровождается рефлексией.

Основными задачами психологии здоровья являются: сохранение, укрепление и развитие здоровья; повышение уровня психологической и коммуникативной культуры; определение путей и условий для самореализации. Согласимся с тем, что эти задачи не могут решаться одинаково для всех участников образовательного процесса.

Особенностью профессиональной деятельности педагогов является то, что это один из наиболее напряженных видов социальной деятельности. Профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверх стресса, то есть стресса, превышающего «повседневный» психический потенциал человека.

Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становятся подавленность, апатия, чувство постоянной усталости. Профессиональными заболеваниями учителей все чаще становятся гипертония, астма, язва желудка.

Перечисленные особенности учительского труда приобретают большое значение, когда мы говорим о том, что психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей.

Сохранить  психологическое здоровье учителей можно с помощью трех направлений: расширение арсенала  психолого-педагогических средств и методов учителя в целях повышения эффективности обучения; привлечение педагогов к работе в русле психологии здоровья; профилактика профессионального выгорания педагогов.

При решении задач психологии здоровья в школе необходимо помнить, что успеха можно добиться только в случае вовлечения в эту работу всех субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей.

Список литературы

В. Родионов Психология здоровья школьников6 технология здоровья// Школьный психолог. - 2008. - 18, 20, 22, 23.

 


[1]         Родионов А.В., Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье. – М., 1997

[2]         Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Часть 1. – СПб.: образование 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества начального образования.

Виды работы на развитие логического мышления через уроки русского языка по учебникам Нечаевой...

Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования детей с ОВЗ

Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования детей с ОВЗ...

Статья на тему «Использование познавательного материала на уроках математики в начальной школе как средство повышения качества математического образования»

Педагогическая практика показывает, что ученический интерес к математике из года в год активно снижается, и это объясняет актуальностьпоиска путей развития познавате...

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Главной целью обучения детей в начальной школе является научить учеников максимально быстро и качественно осваивать и применять в жизни большое количество информации. Современные педагогические технол...