Модифицированная программа "Грани моего Я" для подростков
материал по теме

Акименко Элен Олеговна

 

Модифицированная программа "Грани моего Я", над которой я работала, реализую и сегодня, создана  для работы с  подростками девиантного поведения, создана на основе переработки литературно – исследовательского и психологического характера. За основу взята программа: «Психолого-педагогическая помощь детям в кризисных ситуациях», автором-составителем которой является: П.В. Зязюлькин, методист сектора психолого-педагогического консалтинга ГУО «Витебский областной институт развития образования»; Рецензентами данной программы выступили: Т.Е. Косаревская, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии УО «ВГУ им. П.М. Машерова»; Л.А. Булавина, педагог-психолог УО «ГОСШ № 11 г. Витебска».

Проявление у подростков девиантного поведения в настоящее время очень актуальна. Этому свидетельствуют многие работы отечественных и зарубежных психологов: Л.И. Божович; Л.С. Выготского; М.Вебер; Э.Фромм; А.С. Макаренко и др.  Все педагоги -  психологи приходят к единому мнению о том, что внутренний мир подростка сложен, а средством, способным решить внутренние проблемы является – познание себя через использование элементов искусства, в котором можно условно по средствам условностей, знаков, поведения обрисовать проблему найти способ ее решения.  А также данная программа основана в целях эффективной реализации Закона Краснодарского края № 1539 – КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

Достоинством  программы состоит в том, что в ней выделены основные структурные компоненты игрового тренинга, рассчитанного на достаточно длительный период времени и включающего как собственно психологическую, так и социальную коррекцию. Эта программа ориентирована на наиболее «сложных» подростков, относящихся по своим социальным и психологическим характеристикам к подростков, требующих особого внимания.

Причинами  возникновения «трудных» подростков могут выступать факторы:

 

1.Биологические:

  • нарушения центральной нервной системы;
  • несвоевременная диагностика умственной отсталости;
  • неравномерность полового созревания;
  • аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;
  • наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания)

 

2. Социальные:

  • социальный статус района;
  • пассивность общественности;
  • педагогические ошибки воспитателей;
  • неблагополучный социально – психологический климат в школе;
  • стиль преподавания в школе;
  • трудность школьных программ;
  • неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);
  • воспитание детей в жестокой семье;
  • многодетные семьи;

 

3. Психологические:

  • конфликт ролей у подростка;
  • конфликт уровня притязаний и самооценки;
  • конфликт со взрослыми;
  • конфликт со сверстниками;
  • сексуальный конфликт;
  • неуспех ребенка в ведущей деятельности;
  • неразвитость самосознания;
  • неадекватная самооценка;
  • личностный кризис;

 

      Программа «Грани моего «Я»  предназначена для работы с подростками 16-18 лет, которая  направлена на создание условий для личностного роста обучающихся. В содержание программы рассчитано на 10 тренинговых занятия с использованием элементов арттерапии.

       Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта в сторону формирования позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работе с подростками  используется  игровые технологии, дополняет ее элементы арттерапевтической деятельности. Различают несколько видов арттерапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, драмтерапия, разыгрывание той или иной проблемной ситуации и музыкальная терапия.

         Именно в сочетании  некоторых видов терапии (арт, музыки, игротерапии), в подростковом возрасте наиболее наглядно и  эффективно можно проиграть  жизненные позиции, где подросток  в полной мере получает знания эффективного общения в проблемной ситуации.

Таким образом  целью программы  является — формирование адаптивных стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.

Задачи программы:

  • Создание условий для доверительных, доброжелательных отношений; атмосферы понимания и активного участия в работе группы.
  • Формирование у подростков мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин, их вызывающих, с последующим их эмоциональным отреагированием.
  • Приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании-преодолении жизненных трудностей.

Нетрадиционная форма проведения занятий,  разнообразное содержание, отсутствие напряженности, дружелюбная атмосфера – все это создает положительный эмоциональный фон и вызывает желание у подростков посещать занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_grani_moego_ya.doc1.41 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по изобразительному искусству для 1 класса

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, и...

Модифицированная программа "В мире логики"

Программа составлена в соавторстве с учителем начальных классов ГОУ СОШ №661 Санкт-Петербурга. Данная программа может быть реализована в рамках кружка. Представлено тематическое планирование, планируе...

Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".

Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, ...

МОдифицированная программа по английскому языку для дошкольников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙМОУ СОШ №71ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА ГО г. УФА...

Модифицированная программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Гармония"

Модифицированная программа (по количеству часов) по литературному чтению во 2 классе составлена на основе   авторской программы  кандидата педагогических наук, доцента О. В. Кубасовой. По пр...

ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЛАХ КОЛЛЕКТИВА (модифицированный вариант методики О. В. Лишина)

Методика помогает определить мотивы участия подростков в совместной деятельности....

авторская модифицированная программа для начальной школы "Удивительный город детства моего"

Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей школьного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой роди...