Программа бесконфликтного общения
рабочая программа (4 класс) по теме

Здесь вы найдете материал для обучения детей бесконфликтному общению и процедуре медиации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_beskonfliktnogo_obshcheniya.docx57.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО _____Е.Б.Сунцова

«_____» ___________2013г.

Заместитель директора________Н.И.Фролова

«____» ____________2013 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МБОУ «СОШ № 5»

_______________ В.А. Кошкарева

от _______ № ________________

Рабочая программа

для учащихся - участников Школьной службы примирения

по формированию навыков бесконфликтного общения.

2013-2014учебный год

Педагог-психолог: Е.А.Васильева

Количество часов курса: 14 часов

Составлена в соответствии с:

  1. Возрастными особенностями психического развития детей младшего школьного возраста.
  2. Рекомендациями проведения групповых форм работы:

- Битянова М.Р., Азарова Т.В, Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.,1998.

  1. - Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.; М.: Университетская книга, АСТ, 1998.
  2. Богданов Е. Н.,Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
  3. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998.
  4. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002.

Рассмотрена на заседании методического объединения учителей.

Протокол от «__»_________2013г. №__

г. Нефтеюганск

2013год

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1.   Пояснительная записка.
  1. Актуальность программы.
  2. Цель, задачи. Ожидаемый результат.

  1. Условия реализации программы.
  1. Этапы выполнения программы.

  1. Тематическое планирование.
  1. Содержание развивающей работы по программе.

  1. Приложение.  

  1. Используемая литература.

Пояснительная записка.

  1. Актуальность проблемы.

        

        Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т. Д. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе. Эта тема – одна из актуальных в наше время. Стрельба, нападение, разборки, драки… Это – приметы нашего времени. Чтобы услышать и увидеть такое, достаточно открыть газету или послушать выпуск новостей. Наши дети сталкиваются с проблемой межличностных взаимоотношений, которая является актуальной для нашей школы,  в том числе и для учеников моего класса.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

        

  1.  Цель: формирование навыков бесконфликтного общения.

Задачи:

  1. Образовательные:

     - знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения:

     - формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;

- ознакомление учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс», «сотрудничество», «медиация»

2. Развивающие:

- развитие познавательного интереса учащихся;

- развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность.

3.  Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к окружающим людям;

- формирование социально одобряемых форм поведения.

Предполагаемый результат

Данные занятия  предполагают переход на более высокий уровень развития критического мышления учащегося в процессе воспитания навыков самоконтроля и самооценки, умение вести диалог с собой и другими людьми, быть объективными к себе и другим, умение сопереживать, проявлять терпение и терпимость.

     Ребята научатся брать ответственность на себя, отвечать за порученное дело, научатся управлять своими эмоциями, сформируются навыки самодисциплины, понимания интересов и возможностей других людей,  проявится способность к рефлексивному социальному поведению.

         В результате сформируется  благоприятная эмоционально-психологическая и нравственная атмосфера в классе. Учащиеся будут иметь представления о различных вариантах человеческого общения, смогут разрешить конфликт,  найти компромисс.

       Дети научатся жить и работать с людьми, в коллективе, действовать в социуме с учетом позиций других людей.

 

Содержание:

- игровой тренинг;

- беседа-диалог;

- игры и упражнения.

Методики и технологии:

- технология личностно-ориентированного подхода;

- игровые технологии;

- технология деятельностного метода;

- методика высоких форм общения по Иванову И.П.;

- информационно-коммуникативные технологии.

- технология педагогики сотрудничества

Данный блок занятий направлен на знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения, на формирование представлений о различных вариантах человеческого общения, на устойчивое развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность, на практическое применение полученных знаний.

        Познакомит учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс», объясняет, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли избежать конфликтов. А также обучение процедуре медиации.

                

  1. Тематическое планирование.

Тема

Краткое содержание

Предполагаемый результат

Дата

план

факт

1

Каким ты выглядишь в глазах других?

Цель: Формирование у учащихся стремления к конструктивному взаимодействию с людьми.

Задачи: Сформировать у учащихся стремление понимать окружающих; убеждение, что в случае необходимости можно конструктивно взаимодействовать с самыми разными людьми; привычку искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.

Методическое оснащение

Фрагмент стихотворения П. Заболоцкого; изображения трех мушкетеров и Д' Артаньяна; бумага и ножницы для каждого учащегося; тест «Каким ты выглядишь в глазах других?»; бланки ответов; упражнения «Презентация индивидуальности», «Сколько меня», «Люди не похожие на меня»; определение индивида, индивидуальности, понятия «Я», описание различных типов личности; ручки, цветные карандаши или фломастеры.

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о многообразии человеческой индивидуальности.

Упражнение «Презентация индивидуальности».
Основная часть.

Формирование у учащихся представлений о проблемах адекватности при восприятии людьми друг друга. Учитель зачитывает фрагмент из стихотворения Н. Заболоцкого, после чего выполняется упражнение «Сколько меня?».

Вывод: одно и тоже событие может вызывать у разных людей разные реакции, поэтому людям иногда так трудно понимать друг друга. Зачастую мы видим себя не так, как видят нас другие. Учащиеся выполняют тест «Каким ты выглядишь в глазах других?».
Заключительная часть.

Эмоциональная устойчивость как ресурс человеческой психики, который помогает в восприятии и понимании других людей. Картинки с портретами четырех мушкетеров вывешиваются на доску. Учитель зачитывает описание различных типов личности по Кречмеру. Учащимся предлагается обсудить, что (кроме внешних обстоятельств) способствовало дружбе мушкетеров.

Вывод: несмотря на то, что все мы разные, мы можем, как правило, договориться друг с другом, потому что обладаем эмоциональной устойчивостью.
Формирование привычки терпимого отношения к многообразию проявлений человеческой индивидуальности. Учащиеся выполняют упражнение «Люди не похожие на меня».

Домашнее задание. 

02.10.13

2

О пользе критики.

Цель: Формирование у учащихся конструктивного отношения к критике в свой адрес и представлений и корректности в критике; обучение навыкам критического отношения к себе, умению критически мыслить.
Задачи: Показать различие между критикой и оскорблением; сформировать у учащихся умение извлекать пользу из критических замечаний в свой адрес и корректно критиковать других; сформировать представление о критическом отношении к себе; показать пользу критического мышления.

Методическое оснащение

Образцы рекламы популярных товаров (видеозаписи, страницы из журналов, проспекты); упражнение «Ассоциации».
Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о критике. После ритуала приветствия учащимся предлагается упражнение «Ассоциации» - назвать ассоциации, вызванные словом «критика».

Основная часть.

Формирование у учащихся умения извлекать пользу из критики, умения критиковать других и представления о критическом отношении к себе.

Заключительная часть.

Отработка личной стратегии критического отношения к себе и обстоятельствам.
Осмысление опыта, полученного на занятии. Аукцион идей: польза критики в том, что...

Домашнее задание.

16.10.13

3

Умение принимать решение.

Цель: Формирование у учащихся навыка принятия решений как коллективных, так и персональных.

Задачи: Показать учащимся, что принятие оптимального решения возможно только на основе критического осмысления ситуации; продемонстрировать особенности принятия персонального и коллективного решения; сформировать представление о том, как отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения.
Методическое оснащение

Предметы (карточки) для игры «Воздушный шар»
Ход занятия

Вводная часть.

Актуализация знаний учащихся о том, как критическое мышление помогает принять правильное решение

Основная часть.

Формирование у учащихся представлений о персональном решении и навыка отстаивать свое решение.

Учащимся предлагается игра «Воздушный шар». Правила принятия коллективного решения (в том числе в ходе игры):

-нельзя повышать голос, оскорблять друг друга,
-следует давать оценку не личности, а предложениям (в некоторых классах возможны штрафные санкции - за нарушение правил из списка вычеркивается какой-либо пункт).

После завершения игры нужно обсудить с учащимися, что им понравилось, какие у них возникали ощущения (высказываются 2-3 участника).
Заключительная часть.

Отработка личной стратегии принятия ответственного решения. Учащимся предлагается обсудить, какое решение принимать легче -персональное или коллективное.

Домашнее задание. 

30.10.13

4

Конфликты и компромиссы.

Цель: Формирование у учащихся представлений о конфликтах, умение распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию, способности идти на компромисс.

Задачи: Показать неизбежность возникновения конфликтов в жизни людей; сформировать способность предвидеть приближение конфликта; выработать навыки конструктивного решения конфликтов путем принятия коллективного решения.

Методическое оснащение

Игра «Необитаемый остров»

Ход занятия

Вводная часть. 

Актуализация знаний учащихся о конфликтных ситуациях.
Основная часть. 

Формирование у учащихся представлений о признаках конфликтных ситуаций, о компромиссах.

Учащимся предлагается игра «Необитаемый остров». Напоминаются правила принятия коллективного решения (см. занятие «Умение принимать решение»). По завершении игры проходит обсуждение, что было самым трудным. При этом подчеркивается: трудно найти устраивающее всех решение, но это - единственный путь избежать конфликта.
Заключительная часть.

Отработка личной стратегии поведения в конфликтной ситуации. Обсуждается, как свести к минимуму последствия конфликтной ситуации, какие конфликты являются наиболее неприятными и как из них выйти при помощи компромисса.

Осмысление полученного опыта. Аукцион идей: чтобы избежать конфликта или найти его положительное решение, необходимо...
Домашнее задание

13.11.13

5

Зачем людям законы

Цель: Формирование у учащихся убеждения в необходимости знаний законов и моральных норм и их соблюдения.

Задачи: Сформировать у учащихся ценностное отношение к регламентации взаимодействия и взаимоотношений людей, представление о законах и нормах как гарантах целесообразного и конструктивного сосуществования. Сформировать у учащихся навыки законопослушного поведения, помочь им преодолеть проявления подросткового эгоцентризма.

Методическое оснащение

«Билль о правах личности», перечень пословиц и поговорок.
Ход занятия

Вводная часть.

 Актуализация знаний учащихся о нормах, правилах и законах.
Основная часть. Формирование у учащихся представлений о законе как гаранте личной безопасности и ответственности (в том числе внутренней).
Заключительная часть. Отработка личной стратегии. На бланках (или на плакате), где написаны основные положения «Билля о правах человека», учащимся предлагается отметить знаком «плюс» утверждения, с которыми согласны, знаком «минус» - с которыми не согласны, знаком «?» - с которыми согласны лишь отчасти. Варианты ответов (2-3 учащихся) обсуждаются.
Для осмысления полученного опыта предлагается закончить высказывание «Законы, правила, инструкции людям, нужны для того, чтобы...».
Домашнее задание.

27.11.13

6

Стресс в жизни человека.

Цель: Научить планировать свою деятельность в период повышения нагрузок; владеть техниками быстрого снятия стресса; противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Задачи: Показать учащимся возможности человека к адаптации в сложных жизненных ситуация; научить эффективно противостоять стрессу.
Методическое оснащение

Логическая загадка «Три криминалиста», иллюстрация к ней; анкета «Умеете ли вы справляться со стрессом?», методика снятия стресса.
Материалы к занятию

Ход занятия

Вводная часть.

Актуализируются знания учащихся о способности человека к адаптации. Предлагается загадка «Три криминалиста».
После вывода о способностях человека к физиологической адаптации, обсуждается вопрос «Существует ли психологическая адаптация?»
Основная часть.

Формируются и уточняются представления о стрессе как изменении состояния организма, в том числе положительном, вынуждающем человека приспосабливаться.

Заключительная часть.

Освоение эффективных способов адаптации к стрессу. «Аукцион идей»: основные принципы борьбы со стрессом и способы быстрого снятия стресса. Обобщение опыта и освоение способа профилактики стресса. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения.
Домашнее задание.

11.12.13

7

Способы борьбы со стрессом.

Цель: Формирование у учащихся способов оптимального поведения в состоянии стресса и при переживании острых негативных эмоций.
Задачи: Сформировать стремление овладеть способами борьбы со стрессом, представление о стрессовом состоянии и способах совладания с ним.

Методическое оснащение

Репродукции карты (слайды) И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван», К. Флавинкого «Княжна Тараканова»; пиктограмма «Человек, переживающий стресс»; анкета «Умеете ли вы справляться со стрессом?»; плакат «Способы борьбы со стрессом»; упражнение «Консилиум».
Ход занятия

Вводная часть.

Актуализация знаний учащихся о негативных эмоциональных и стрессовых состояниях. Дается определение понятия «стресс» (совокупность защитных реакций организма, вызванных резкими изменениями статуса или окружающей среды). Подчеркивается, что стресс - это реакция организма (рассматривается пиктограмма «Человек, переживающий стресс»).

Основная часть.

Формирование представлений о способах борьбы со стрессом. Предлагается анкета «Умеете ли вы справляться со стрессом?» (см. занятие 6). Подводя итоги, учитель говорит о пользе и вреде стресса; подчеркивает особый вред постоянно действующих стрессовых факторов, рассказывает о трех вариантах противостояния стрессу (атака, уход, компромисс).

Заключительная часть. Отработка личной стратегии борьбы со стрессом. Класс делится на две группы. Упражнение «Консилиум». При проведении итогов речь идет о специалистах, которые могут помочь в стрессовых ситуациях.

Обобщение полученных знаний и опыта: «Дискуссионные качели»: «Стресс вреден, если...», «Стресс полезен, если...»

Домашнее задание. 

25.12.13

8

Умеешь ли ты сказать «нет»?

Цель: Формирование у учащихся убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свои решения; решение, принимаемое «своей компанией», не всегда является самым правильным.
Задачи: Сформировать у учащихся стремление не всегда полагаться на «правильность» группового поведения. Дать представление о том, что такое референтная группа, о силе группового давления на личность. Сформировать способность к самостоятельному выбору. Расширить поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.
Методическое оснащение

Набор пиктограмм для упражнения «Ступени общения»; листы с изображением ступеней общения: 1) знакомые; 2) приятели; 3) друзья; ролевая игра «Мой щит»

Ход занятия

Вводная часть.

Исследование способов взаимодействия личности и группы. Актуализация представлений учащихся о группе как социальном явлении. Упражнение «Ступени общения». Дискуссия на тему «Кого мы считаем знакомыми, а кого -друзьями».
Основная часть.

Осмысление причин, по которым люди становятся членами той или иной неформальной группы. Ролевая игра «Мой щит».
Заключительная часть. 

Формирование ценностного отношения к группе и развитие чувства ответственности за свои поступки в процессе группового взаимодействия.
Домашнее задание

15.01.14

9

Психологическая игра «Вместе -лучше?»

Цель: Показать учащимся биологическую основу различий в поведении людей; научить понимать и принимать различия между людьми; показать необходимость реалистичной позитивной самооценки и самопринятия; формировать позитивный образ будущего.
Задачи: Сформировать у учащихся стремление видеть биологическую основу различий в поведении людей; дать представление о различных социальных ролях мужчин и женщин; создать позитивный обрат собственного мужского или женского будущего.

Методическое оснащение

Таблички с надписями, обозначающими наиболее яркие признаки мужского и женского миров (для мальчиков - армия, спорт, полиция, казино, банк, политика, наука и т.д.; для девочек - дети, салон красоты, искусство, медицина, кулинария, цветы и т.д.); игрушки и другие предметы; плакаты с обозначениями «исключительных» качеств (для мальчиков - вечная жизнь, неиссякаемая физическая сила, интеллектуальная мощь; для девочек - неувядающая красота, молодость на протяжении всей жизни, способность к рождению детей с желаемыми свойствами); ширма (или занавес в актовом зале); магнитофон; ватман и фломастеры.

Ход игры

Вводная часть.

Инструкция к предстоящей игре: «Далеко - далеко друг от друга в бесконечном космосе существуют два различных мира, один из которых населяют только мужчины, а второй только женщины..
Основная часть.

Каждой группе ведущие (учитель или психолог) дают участникам игры инструкцию, сообщая, что жители каждого мира обладают тремя исключительными свойствами, и вручают каждой группе соответствующие таблички. Затем ведущий предлагает участникам из имеющихся предметов, рисунков и табличек условно изобразить свой мир.
По мере выполнения инструкции дается следующее задание, Участники, используя разложенный материал, таблички, игрушки, создают свой мир с учетом качеств, которыми они наделены. При необходимости можно дорисовать (дописать) недостающие элементы мира.
После организации миров проводится общий сбор каждого народа - участники придумывают, каким будет уклад их жизни, какие правила и законы будут действовать и т.д.

Далее участникам сообщается, что миры получили возможность для контакта. Занавес поднимается, и проводится презентация миров. После контакта группы расходятся по своим местам, занавес закрывается, и начинается обсуждение увиденного. Участникам предлагается нарисовать мир, который они посетили. При этом им говорится, что картина будет подарком для другого мира. Им сообщается также, что дальнейшие контакты с другим миром возможны только при соблюдении следующих условий.

Заключительная часть. 

Участники игры обсуждают необходимость взаимодействия между мирами. После принятия участниками решения занавес поднимается. Группы сообщают о своем решении и обмениваются подарками. Таблички с «исключительными» качествами, которые пошли в плату за возможность контакта, уничтожаются.

Интеграция приобретенного опыта. При подведении итогов игры ведущий проводит «аукцион идей»: «Нам лучше быть вместе потому, что...»
Домашнее задание.

29.01.14

10

Неповторимость индивидуальности.

Цель: Формирование социальных навыков взаимодействия с другими людьми.
Задачи: Сформировать позитивный образ Я, чувства эмпатии, сопереживания, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Методическое оснащение

Карточки «Я как все...», «Я не как все...», с перечислением социальных позиций «сын», «дочь», «учащийся», «юноша», «девушка»; упражнение «Я - уникальный»; листы бумаги формата А4 с изображением неба (солнце и два облака), два мяча разного цвета, фломастеры, цветные карандаши, живой или искусственный цветок, определение индивида и индивидуальности, определение Я и Я - концепции; музыкальные записи (инструментальная ритмичная, но не слишком быстрая музыка).
Примечание. Учащиеся (за партами или на стульях) располагаются полукругом.
Ход занятия

Вводная часть. 

Актуализация знаний о собственной
индивидуальности, ее проявлениях.

После приветствия учащееся, передавая по кругу цветок, произносят свое имя. При этом они называют присущие им качества, которые начинаются с букв, имеющихся в имени (например, Ольга - осторожная, ленивая, гордая; Вадим - вежливый, добрый, интересующийся). Перечисляемые качества записываются на доске (листе бумаги). По окончании упражнения учитель, опираясь на сделанные записи, побуждает учащихся сделать выводы. Суть этих выводов заключается в том, что люди отличаются друг от друга по своим внешним и внутренним свойствам и качествам, которые проявляются в своеобразии психики и личности индивида.
Основная часть.

Формирование представлений о неповторимости собственной личности. Учащиеся выполняют упражнение «Я - уникальный».
Заключительная часть.

Отработка личностной стратегии взаимодействия с другим человеком. Заполнив свой лист, учащиеся передают рисунки по кругу. При этом каждый, получив чужой лист, пишет на одном луче название качества, подчеркивающее, на его взгляд, индивидуальность автора рисунка.
Домашнее задание.

12.02.14

11

«Крутой» или уверенный в себе

Цель: Формирование адекватной социальной позиции.
Задачи: Сформировать чувство уверенности; снизить уровень тревожности
Методическое оснащение

Изображение уверенных и неуверенных в себе людей (например, ученик у доски, артист на сцене); карточки по числу учащихся с текстом «Десять главных заповедей неудачника»; стихотворение Р. Киплинга «Если» (в переводе С.Я. Маршака); тест «Насколько вы уверены в себе?»


Ход занятия

Вводная часть. 

Актуализация знаний о признаках уверенного и неуверенного поведения. Учащимся предлагается продолжить фразу «Я уверен в себе, если...», «Я не уверен в себе, если...».

Основная часть.

Формирование представлений о способах приобретения уверенности в себе и различиях между уверенностью и «крутизной». Учащимся предлагается из «Десяти главных заповедей неудачника» сделать инструкцию «Как стать уверенным в себе».

Заключительная часть. Отработка личной стратегии уверенного поведения. Учащимся предлагается разработать в соответствии с инструкцией «Как стать уверенным в себе» тактику уверенного поведения в типичной ситуации («Ты - на экзамене», «Ты - в малознакомой компании» и т.д.)

Для осмысления полученного опыта учащиеся продолжают фразу «Уверенный -это тот, кто...», «Крутой» - это тот, кто...».
Домашнее задание

26.02.14

12

Защита от жестокого обращения

Цель: Формирование умения обращаться за помощью в случае жестокого обращения в семье, во дворе, в школе; обучение конструктивному решению конфликтных ситуаций; формирование побуждения оказывать помощь и выражать сочувствие жертвам насилия.
Задачи: Сформировать стремление избегать ситуаций, связанных с риском стать жертвой насилия: дать четкие представления о многообразии проявлений насилия: дать информацию об адекватной реакции при совершении насилия (куда обращаться за помощью); сформировать защитные навыки, которые делают подростков менее уязвимыми в опасных ситуациях.

Методическое оснащение

Фрагмент из интервью с подростками, пережившими насилие; принципы работы «Телефона доверия»; упражнение «Телефон доверия».
Ход занятия

Вводная часть.

Актуализация знаний учащихся по проблеме жестокости и насилия, создание адекватного эмоционально - волевого настроя. Дается определение понятия «насилие», вычленяются виды насилия, приводятся фрагменты из интервью с подростками, пережившими насилие. Учащимся предлагается описать в одной - двух фразах свое эмоциональное состояние в связи с услышанной информацией.
Основная часть.

Формирование представлений о многообразии и проявлений насилия в повседневной жизни, уточнение личной позиции по этому вопросу; обоснование необходимости обращения за помощью в ситуациях, связанных с насилием: формирование убеждения, что стремление получить помощь в случае совершения насилия является показателем зрелости, а не слабости личности; формирование навыков оказания психологической поддержки жертвам насилия.

Проводится дискуссия на тему «Откуда берется жестокость?»
Учитель знакомит учащихся с принципами работы телефона доверия для детей и подростков. Выполняется упражнение «Телефон доверия».
Заключительная часть. Отработка личной стратегии, целью которой является снижение риска попадания в опасные ситуации и понимание необходимости обращения за помощью.

Учащимся надо продумать свои действия для снижения риска попадания в опасные ситуации.

Домашнее задание.

12.03.14

13

Как помочь человеку справиться с горем.

Цель: Формирование умения оказывать помощь человеку, переживающему горе и печаль; приобретение навыков конструктивного поведения в ситуации, когда испытываешь горе или печать.
Задачи: сформировать убеждение, что активная практическая деятельность помогает пережить печаль и горе; представления о способах конструктивного поведения в такой ситуации; навыки оказания помощи человеку, оказавшемуся в такой ситуации.

Методическое оснащение

Репродукции картин, фотографии, изображающие людей,

испытывающих печаль или горе.

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о печали и горе. Обсуждается: в каких случаях человек сталкивается с печалью?

Что такое горе?

Каково поведение и самочувствие человека, находящегося в состоянии горя?
Основная часть. Сформировать представление о конструктивном поведении в ситуации печати и горя.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии переживания печали и горя..

Обобщение полученных знаний. Продолжить фразу «Помочь другу, переживающему горе, значит...».

Домашнее задание.

26.03.14.

14

Психологическая игра «Вокзал мечты»

Цель: Формирование позитивного образа будущего.
Задачи: Обобщить навыки адекватной самооценки, вспомнить основы рационального выбора.

Методическое оснащение

Воздушные шарики; фломастеры или цветные карандаши; бумага; табличка «Выхода нет»; плакаты с вариантами выбора «Почему я выбрал этот ВУЗ?», «Жизненные цели», «Моя жизненная цель», с датами предстоящего школьного выпускного и окончания института; карточки «Атлас студенческой жизни»; бланки еженедельников; шаблоны «Жизненный багаж»; фонограмма «голос Хроноса», школьного вальса, звуков железнодорожного вокзала.
Ход игры

Вводная часть. 

В качестве разминки может быть выбрано любое разогревающее упражнение, в частности «Те, кто

Основная часть. Ведущий предлагает участникам представить, что позади вступительные экзамены и теперь они - студенты. На вывешенном плакате («Почему я выбрал этот ВУЗ?») галочками отмечают варианты, предлагаемые участниками (возможные варианты ответов: семейная традиция, мнение родителей, популярность профессии, ВУЗ близко к дому, мне интересна эта профессия, за компанию с друзьями, хочу получить высшее образование, а там видно будет, моя будущая работа хорошо оплачивается, эта профессия очень нужна людям, есть военная кафедра и меня не заберут в армию).

На следующем этапе ассистенты предлагают «студентам» выбрать один из вариантов студенческой жизни, рекламируя каждый из них.

На следующем этапе «студентам» предлагается из «Атласа студенческой жизни» выбрать дела (карточки), соответствующие избранному варианту студенческого образа жизни.

После очередной установки («Прошло еще пять лет») «студенты» должны рассказать о том, с каким «багажом» они выходят из стен института, например: имея приглашения на работу в престижные организации (первая группа); имея много друзей, веселые воспоминания (вторая группа); имея сложившуюся семейную жизнь (третья группа).

Затем ведущий предлагает тем, кто не доволен достигнутыми результатами, вернуться на «вокзал мечты» на пять лет назад и поменять свой «жизненный маршрут».

Заключительная часть. 

Участники с позиций «взрослых» людей, уже закончивших институт, должны дать напутствие себе, нынешним школьникам.
Итогом игры является рефлексия, в ходе которой учащимся предлагается ответить на вопросы:

 Что было трудно в игре?

 Что было легко?

Что понравилось?

Что не понравилось?

Примечание. За основу взята идея игры «Перспектива», описанная в статье Олеси Пятковой «Взгляд в будущее» («Школьный психолог». №№ 16, 17, 2000 г. Занятие желательно проводить в большом помещении с помощью ассистентов.

02.04.14

Приложение №1

Тест «Каким ты выглядишь в глазах других» (Александровская Э.М., 2000)

Учащимся предлагается ответить на вопросы:
1. Мой любимый цвет
а) красный или оранжевый;
б) белый;
в) черный;
г) темно-синий или лиловый;
д) желтый;
е) коричневый, серый или фиолетовый;
ж) зеленый.

2. Когда я иду на вечеринку
а) я надеваю яркую, броскую одежду, с шумом захожу в комнату и надеюсь, что все обратят на меня внимание;
б) надеваю что-нибудь особенное, но захожу тихо и надеюсь увидеть кого - нибудь из знакомых;
в) надеваю одежду, в которой надеюсь не привлекать к себе особого внимания.

3. Когда я ложусь спать, я лежу
а) на спине;
б) на животе;
в) на боку;
г) закрыв рукой голову;
д) с головой под одеялом.

4. Я хожу
а) большими, быстрыми шагами;
б) маленькими, быстрыми шагами;
в) не очень быстро, голова вперед;
г) не очень быстро, голова вниз;
д) медленно.

5. Обычно я чувствую себя лучше всего
а) сразу после того как проснусь;
б) днем;
в) поздно вечером.
6. Если происходит что-нибудь смешное
а) я громко смеюсь:
б) я тихо смеюсь;
в) я смеюсь про себя;
г) я широко улыбаюсь;
д) я немного улыбаюсь.

7. Когда я разговариваю с людьми, то
а) я стою со скрещенными руками;
б) держу руки впереди себя;
в) одну или обе руки держу на боку;
г) дотрагиваюсь до собеседника;
д) дотрагиваюсь до своего лица или волос;
е) люблю держать в руках какой - нибудь предмет, например, карандаш.

8. Когда я расслабленно сижу на стуле, то
а) держу колени, ноги рядом;
б) сижу нога на ногу;
в) вытягиваю ноги перед собой;
г) одна нога подо мной.

Вопрос 1

а- 6 б -2 в -7; г-3; д -5; е- 1; ж-4.

Вопрос 2

а- 6 б -4 в -2.

Вопрос 3

а-7 б -6 в -4; г-2; д -1.

Вопрос 4

а- 6 б -4 в -7; г-2; д -1.

Вопрос 5

а-2 б -4 в -6.

Вопрос 6

а- 6 б -4 в -3; г-5; д -2.

Вопрос 7

а-4 б -2 в -5; г-7; д -6; е-1

Вопрос 8

а-4 б -6 в -2; . г-1.


Результаты
42 и более баллов. Окружающие считают, что ты самоуверенный человек, который любит находиться в центре внимания. Они восхищаются тобой, иногда завидуют, некоторые - боятся. Тебе нелегко завязать дружбу.
От 35 до 41 балла. Окружающие находят тебя интересным человеком, с которым можно предпринять много веселого. Что ты сделаешь в следующий момент - нельзя предсказать, поэтому с тобой интересно. Многие хотели бы видеть тебя своим лидером.
От 27 до 34 баллов. Тебя считают очень дружелюбным человеком. С тобой общаются, потому что ты приветлив и весел. Многие хотели бы дружить с тобой.
От 20 до 26 баллов. Считают, что ты осторожен и практичен. Большому количеству знакомых ты предпочитаешь несколько хороших друзей. Друзья доверяют тебе, а ты - им.
Менее 20 баллов. Окружающим кажется, что ты скромный и обеспокоенный человек. Некоторые считают, что ты слишком переживаешь из - за мелочей. По их мнению, ты очень осторожен; прежде чем что-либо предпринять, ты все тщательно обдумаешь.

Приложение №2

Материалы для занятий с учащимися по формированию

навыков посреднической деятельности

В ходе объяснения школьникам деятельности по разрешению конфликтных ситуаций необходимо дать основные термины (ведущий, программа примирения, документальное обеспечение примирительной процедуры), порядок работы ШСП, принципы (добровольность, конфиденциальность, нейтральность, направленность на будущее), критерии принятия случая на программу примирения и формы работы (этапы проведения программы примирения) посредников.

Основные термины:

Ведущий примирительных встреч - нейтральное лицо, посредник между участниками конфликтных ситуаций, который, ведет предварительную работу с каждой конфликтующей стороной отдельно, а затем организовывает и проводит примирительную встречу участников конфликта. Зарубежный и отечественный опыт работы показал, что ведущим удобнее работать по двое.

Программа примирения это организация встреч участников конфликта «лицом к лицу» для обсуждения сторонами последствий конфликта и принятия ими решения о том, что следует предпринять для их нейтрализации или устранения. Такая программа проводится при добровольном согласии сторон, при условии, что стороны признают свою ответственность за случившееся и хотят (что устанавливается ведущим в ходе предварительных бесед), насколько это возможно, исправить ситуацию. В ходе таких встреч каждая сторона имеет возможность высказаться, а ведущий помогает им: достичь взаимопонимания по поводу произошедшего, причин, его вызвавших, и последствий для участников; обсудить и сформулировать порядок возмещения ущерба; сформулировать планы по изменению конфликтной ситуации. Примирительная встреча организуется и проводится ведущим, который создает условия для конструктивного диалога и достижения взаимоприемлемого соглашения. Соглашение о возмещении ущерба и планы изменения образа жизни и поведения участников, способствовавшего возникновению конфликтной ситуации, фиксируются в примирительном договоре.

Подобные программы необходимы для:
- разрешения конфликтной ситуации путем привлечения к активному участию в этом процессе самих конфликтующих, а также их родственников;
- обеспечения сравнительно быстрого возмещения вреда потерпевшей стороне;

- выражения чувств участников, снятия отрицательно окрашенных психологических состоянии и освобождения от ролей «жертвы» и «законченного отморозка»;
- превращения столкновения между людьми в конструктивный процесс решения их проблем;
- вразумления конфликтующих, осознания ими своей ответственности за нанесенный вред.

Документальное обеспечение примирительной процедуры - комплект документов, который может помочь организовать программу примирения, сохранить необходимую информацию о случае, отразить дальнейшие изменения в поведении участников конфликта (следует отметить, что в бланках регистрируется только та информация, которую клиент предоставляет добровольно). В состав данного комплекта входят письмо к участникам конфликтной ситуации, регистрационная карточка, договор примирения, отчет о проведенной программе, бланк сопровождения после проведения программы примирения. Примирительный договор содержит информацию об участниках конфликта; информацию о признании несправедливости по отношению к потерпевшему; моральные результаты примирительной встречи (действия подтверждающие раскаяние со стороны обидчика: понимание последствий своего поступка и извинение); информацию о прощении обидчика; действия обидчика по заглаживанию вреда; подписи всех участников конфликта, ведущих.

а) Письмо к участникам конфликтной ситуации

Письмо может быть использовано в случае, когда нет возможности связаться с человеком по телефону, когда законные представители проживают не в городе.

Уважаемый (ая)

Службой примирения проводятся программы примирения пострадавшего и правонарушителя.

Программа примирения проходит при участии представителя Службы примирения - ведущего программы (нейтрального лица, которое способствует конструктивному диалогу между сторонами и достижению взаимоприемлемого соглашения). Соглашение о возмещении вреда и другие важнейшие договоренности фиксируется в примирительном договоре.

Программа примирения не заменяет традиционных (установленных действующим законодательством) форм предупреждения и устранения правонарушений, она является дополнительным способом восстановления справедливости и служит для удовлетворения потребностей пострадавшего: психологического облегчения за счет возможности получить ответы на интересующие Вас вопросы о случившемся, реального возмещения материальною ущерба, а также для принесения извинений обидчиком. Такая программа проводится только при Вашем желании и гарантирует физическую и психическую безопасность всех участников.

Один из наших сотрудников свяжется с Вами в течение следующей недели, чтобы договориться о предварительной встрече. Он подробно расскажет Вам о программе. Вы также сможете рассказать о том, к каким последствиям привело для Вас это правонарушение, о нанесенном вам ущербе и необходимости его возмещения.

Если у Вас появились вопросы, Вы можете позвонить по телефону: (указывается контактный номер).

С уважением,

ведущий примирительных встреч .[6]

б) Регистрационная карточка

Регистрационная карточка позволяет отразить основную информацию о конфликте, его участниках, основные шаги по проведению программы примирения.

в) Договор примирения или примирительный договор
Договор примирения
г. Ханты - Мансийск
« __» 201_ г.
(Ф.И.О. участника программы) с одной стороны, и
(Ф.И.О. участника программы) с другой стороны, в присутствии ведущих Школьной службы примирения
(Ф.И.О.)
в ходе примирительной встречи прояснили обстоятельства случившегося:
(время, место, суть происшедшего) Стороны обсудили обстоятельства правонарушения и заключили Договор о нижеследую щем: 1. Оценка случившегося (нанесенного вреда)
Выслушав друг друга стороны признали, что имело место событие, изложенное выше, которое было несправедливым и болезненным для
2. Восстановление справедливости:
(Ф.И.О.)
Готов(а)
О причиненном материальном ущербе стороны договорились, что
3. Дальнейшие намерения:
Стороны обещают, что в будущем времени будут учитывать произошедшее с ними и намереваются
ПОДПИСИ СТОРОН
1. Участник программы Место жительства
Подпись
2. Участник программы Место жительства
Подпись
3. Ведущий программы примирения
Подпись [6]

г) Предлагаем вам формы написания отчетов о проведенных примирительных программах
Форма отчета по программе Обязательные разделы отчета выделены курсивом.
Порядковый номер программы. Название программы. Имена и фамилии ведущих. Дата проведения программы.
Источник направления информации об участниках криминальной или конфликтной ситуации на программу.
Фабула правонарушения или ситуации.
Особенности проведения предварительных встреч. Следующие пункты необходимо отразить в данном разделе, но не структурировать ими сам раздел:
Восприятие ситуации потерпевшим и его проблемы и нужды, которые возникли из-за данной ситуации. Как потерпевшая сторона была подготовлена к участию в примирительной встрече. Как были учтены пожелания стороны в организации встречи. Восприятие ситуации обвиняемым и его представителями, выясненные в ходе предварительной встречи. Отношение к совершенному действию. Есть ли установка и предложения по возмещению ущерба. Как обвиняемый и его представители были под-готовлены к участию в примирительной встрече.
Особенности проведения и результаты примирительных встреч.
Следующие пункты необходимо отразить в данном разделе, но не структурировать ими сам раздел:
- Удалось ли сторонам выразить свои чувства. Если нет, то почему.
- Удалось ли сторонам достигнуть взаимопонимания по поводу последствий правонарушения. Если не было достигнуто по этому поводу взаимопонимание, то почему. Кратко опишите суть диалога жертвы и правонарушителя на этом этапе.
- Были ли извинения со стороны правонарушителя. Были ли они приняты потерпевшей стороной. Если нет, то почему?
- Как разрешался вопрос о возмещении ущерба.
- Как стороны отвечали на вопрос: "Что сделать, чтобы этого не повторилось?"
- Была ли принята программа реабилитации. Если да, перечислите ее пункты. Если на встрече была зафиксирована необходимость помощи в выполнении программы реабилитации, укажите данные того, кто будет в этом помогать.
Ход дополнительной встречи или последующих переговоров с участниками встречи (если были)[7].
Упрощенный вариант отчета
Описание ситуации
• Удалось ли снять негативные эмоции?
• Какие потребности у сторон?
• Какие вопросы они вынесли на встречу

• Был ли диалог между сторонами?
• Сняты ли отрицательные эмоции?
• Принял ли обидчик на себя ответственность?
• Суть договора?
• Что будет в будущем?

• Что не получилось?
• Ваши ощущения
• Ваши предложения [7]

д) Бланк сопровождения после проведения программы примирения является документом, в котором отмечается дальнейшая работа по наблюдению за нарушителем [6].
Сопровождение после примирительной программы
Примирительный договор №
Сопровождающий:
Возмещение ущерба да/нет (нужное подчеркнуть)
Судьба правонарушителя
Дата Место посещения Содержание встречи Примечание Ф.И.О.
ведущего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Правило бесконфликтного общения".

Знакомство учащихся с основным правилом бесконфликтного общения. Формируются представления о различных вариантах человеческого общения.  Рассматриваются различные конфликтные ситуации и игры(лото...

разработка классного часа "Бесконфликтное общение"

 Определить место агрессии и конфликта в жизни человека и общества. Привитие детям навыков бесконфликтного общения....

Программа бесконфликтного общения

Здесь вы найдете материал для обучения детей бесконфликтному общению и процедуре медиации...

День бесконфликтного общения

Разработка группового занятия для учащихся 1-5 классов...

Методическая разработка по теме: «Мир бесконфликтного общения».

Методическая разработка представляет собой занятие с элементами тренинга для учеников 3 класса по теме: «Мир бесконфликтного общения». Тренинговое занятие состоит из 3 частей: вводной, осн...

Классный час «Правило бесконфликтного общения».

знакомство учащихся с основным правилом бесконфликтного общения.Задачи: формирование представлений о различных вариантах человеческого общения; ознакомление учащихся с понятием «конфликт»...