Деятельность как ведущий фактор развития личности и общества.
статья на тему

Прусс Дарья Ивановна


Исходной формой любой человесческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает внутренней структурой, обеспечивающей усвоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совмесьной деятельности в индивидуальную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность как ведущий фактор развития личности и общества.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что личностью человек становится в труде и общении. К.Маркс и Ф.Энгельс утверждали: - «Личность не есть целостность, обусловленная генетически: личностью не родятся, личностью становятся». Совместный труд невозможен без взаимного обмена представлениями, намерениями, мыслями. Но он предполагает также необходимость знания о том, что представляет собой участник труда. Это знание получают главным образом в процессе деятельность, которая осуществляется совместно. О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает. Исходя из этого, можно предположить, что в единстве с потребностью что-то сказать друг другу по поводу общего дела, проявляется также потребность как-то показать себя друг другу, выделить свой вклад в общем деле, быть наилучшим образом, понятым и оцененным окружающими. Потребность человека быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нём личность. Выделяя себя как индивидуальность, добиваясь всесторонней оценки себя как личности, человек в деятельности полагает себя в общности как необходимое условие ее существования. А всестороннее развитие способностей позволяет человеку посредством общественно полезной деятельности осуществлять позитивный вклад в других людей, в жизнь общества в целом.

        Личность (англ. personality; от лат. persona — маска актера; роль, положение; лицо, личность) - в общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социальной и культурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях, как пример труды И.Канта, личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы:

  1. многогранность феноменологии личность, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;
  2. междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;
  3. зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;
  4. несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания;
  5. разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства нервной системы, органические побуждения, влечения, потребности и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат приспособительные процессы организма, которые изучаются дифференциальной и возрастной психофизиологией, психогенетикой, нейропсихологией, геронтологией, психоэндокринологией и сексологией.

Согласно определению психологического словаря А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского деятельность – это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория деятельность используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов) и при построении различных отраслей психологии.

Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Специфика предметного определения деятельности в широком смысле,  состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь, будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический.

В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает внутренней структурой, обеспечивающей усвоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной деятельности в индивидуальную деятельность. В ходе интериоризации происходит также переход внешней по форме протекания деятельности во внутреннюю деятельность.

Согласно определению Л.Д.Столяренко деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.

Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой, или другими словами эталонная по структуре деятельности, является определяющим ведущим фактором развития личности. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата развития личности выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

Система межличностных отношений в группах, в свою очередь, порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в совместной деятельности.

В самом общем виде развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как личности.

  • Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторойрой степени уподобление индивида другим членам той же общности.
  • Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности.
  • Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности - с другой стороны.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского. значительный вклад в решение проблемы внести, в частности, А.Н. Леоньтьв, Л.Н.Божович. Теория Л.Н.Божович заключалась в описании понятия личности в контексте характеризующимся внутренними свойствами и особенностями человека. Опираясь на понятии о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, была показана динамика взаимодействия деятельности и  межличностного общения человека, в разные периоды его жизни, формирование определенных воззрений, т.е. внутренней позицией. Эта позиция и есть основной характеристикой личности, предпосылка ее развития, которая и является совокупностью ведущих мотивов деятельности.

А.Н.Леонтьев предложил концепцию структуры и развития личности, в которой важное место отведено понятию деятельность, основными характеристиками являются мотивационная сфера и «личностный смысл». Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которых личность включена, чем они развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

Говоря о различных теориях личности нельзя забывать о французской психологической школе и ее наиболее выдающемся представителе П.Жане. Идеи, высказанные этим ученым, получили впоследствии широкое развитие в трудах ранее упомянутых отечественных психологов.  Жане высказывал мнение о том, что различные психические процессы представляют собой явления, подготавливающие действия. Процессами осуществляющими регуляцию действия являются чувства и мышление. В основе развития личности, по Жане, вложено учение и поведение, смысл которого подразумевает внутреннее психическое содержание, которое является частью поведения и регулирующим звеном. Все это способствует возможности регуляции и саморегуляции личности. Жане также считал, что психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми, поскольку на основе взаимоотношений может регулировать собственное поведение. У П.Жане  интересная структура поведенческого акта, где выделены три этапа: внутренняя подготовка к действию, выполнение действия и завершение действия. Так же нам известно, что Жане выделил разные уровни поведения человека:

  1. Рефлексивные акты
  2. Отсроченные перцептивные действия, где мы можем наблюдать подготовку и завершение действия.
  3. Элементарные социальные акты, как пример – подражание.
  4. Интеллектуальные акты
  5. Манипуляции реальными объектами, что приводит к формирование интеллектуальных объектах.
  6. Умственная деятельность, чем и поставил вопрос о генетической связи мышления и действия.
  7. Созидательная трудовая деятельность человека

Положение о саморегуляции, ставшее краеугольным камнем анализа развития личности, перекликается у Жане с положением о наличии психологического напряжения и силы, что способствует определению свойств личности, скорости и длительности отдельных действий, способность к  концентрации и распределению силы, что по мнению Жене и составляет активизацию высших потребностей.

Психологическое развитие личности человека по мнению Б.Г. Ананьева - диалектический процесс, возникновения и разрешения противоречий, перехода от внешнего во внутреннее, самодвижения. Активной работы над собой. Б.Г.Ананьев представлял развитие личности как возрастающую по масштабам и уровню интеграции – образование подструктур и их усложняющийся синтез. С другой стороны происходит параллельный процесс возрастающей дифференциации психических функций (развитие, усложнение, «разветвление» психических процессов, состояний, свойств)  

Разработанная В.Т.Лисовским типология студентов, т.е. людей в среднем 18-25 лет, выглядит следующим образом:

  • «Гармоничный». Выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо, активно участвует в научной и общественной работе. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством. Непримирим с недостатками, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.
  • «Профессионал». Выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило, хорошо. В научно-исследовательской работе участвует редко, так как ориентирован на послевузовскую практическую деятельность. Принимать участие в общественной работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется литературой и искусством, честен и порядочен. Пользуется уважением в коллективе.
  • «Академик». Выбрал свою специальность осознанно. Учится только на «отлично». Ориентирован только на учебу, много времени отдает на научно-исследовательскую работу, порой в ущерб другим занятиям.
  • «Общественник». Ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной деятельности, которая за частую преобладает над другими интересами и порой негативно сказывается на учебной активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере досуга.
  • «Любитель искусств». Учится, как правило, хорошо, однако в научной работе участвует редко, так как интересы направлены в основном в сферу литературы и искусства. Ему свойственно развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция.
  • «Старательный». Выбрал специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя не обладает развитыми способностями, но задолженностей как  правило, не имеет. Малообщителен в коллективе. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени занимает учеба.
  • «Середняк». Учится «как получится», не прилагая особых усилий. И даже гордится этим. Выбирая профессию, особо не задумывался, однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно кончить, особого удовольствия от учебы не испытывает.
  • «Разочарованный». Человек, как правило, способный. Но избранная специальность оказалась малопривлекательной. Однако убежден, что раз поступил, вуз надо кончать, особого удовольствия от учебы не испытывает. Стремится утвердить себя в различного рода хобби, искусстве, спорте.
  • «Лентяй». Учится, как правило, слабо по принципу «наименьшей затраты сил». Но вполне доволен собой. О своем профессиональном призвании не задумывается всерьез. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В коллективе к нему относятся как к «балласту». Круг интересов в основном в сфере досуга.
  • «Творческий». Ему свойствен творческий подход к любому делу – будь то учеба, или общественная работа, или сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому, как правило, учится неровно, по принципу « мне это интересно» или «мне это не интересно». Занимается научно-исследовательской работой, ищет оригинальное самостоятельное решение проблем, не считаясь с мнениями признанных авторов.
  • «Богемный». Как правило, успешно учится на так называемых «престижных» факультетах, свысока относится к студентам, обучающимся массовым профессиям. Стремится к лидерству в компании себе подобных, к остальным же студентам относится пренебрежительно. Знания избирательны. В сфере искусства интересуется, главным образом, «модными» течениями. Всегда имеет «свое мнение», отличное от мнения «массы».

Успеваемость обучения определяется таким психическим свойством, как обучаемость. Под этим понятием подразумеваются личные особенности (адаптивность, пластичность личности, напряженность мотивации) и весь потенциал человека.

Непосредственная зависимость успешности любой деятельности, в том числе и учебной, в первую очередь от уровня интеллектуального развития. Взаимосвязь между интеллектуальными способностями и деятельностью диалектична: эффективное включение в любую деятельность требует определенного уровня способностей к этой деятельности, которая, в свою очередь, определяющим образом влияет на процесс развития и формирования способностей.

Важным условием оптимизации потенциальных возможностей личностей является ее активность, направленность на определенный вид деятельности, поскольку, то что значимо для человека, выступает в качестве мотива и цели его активной деятельности. В деятельности и развитии личности человека большую роль играет мировоззрение – система представлений, убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и факторов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы. Существенные особенности в поведении и деятельности человека вызываются различиями в темпераментах. Темперамент влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, на реакции в сложных ситуациях. Также темперамент влияет на ход и результат различных видов деятельности.

В процессе деятельности ярко проявляются способности, т.е. такие их психологические особенности, которые позволяют успешно овладеть новыми знаниями и эффективно совершенствоваться. В структуру способностей входят внимательность, наблюдательность, определенные качества мышления и памяти, поскольку способности развиваются в процессе их совершенствования. Способности складываются на основе закрепления и проявления свойств человека в связи с особенностями его деятельности. Не последнюю роль играет регулярность деятельности, конкретно учебной деятельности, умение работать систематически даже при средних интеллектуальных способностях способствует стабильный результат.

В психологии есть различные подходы к исследованию личности, но не смотря на разницу в трактовке, прослеживается ведущая характеристика – направленность. Существуют различные определения, например «динамическая тенденция» - С.Л. Рубинштейн, «смыслообразующий мотив» -А.Н. Леонтьев, «доминирующее отношение» - В.Н. Мясищев, «основная жизненная направленность» -Б.Г. Ананьев, «динамическая организация сущности сил человека» - А.С. Прангишвили. А в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда обусловлена и формируется в процессе воспитания, в свою очередь направление – установки личности проявляющиеся в формах влечения, желания, стремления, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждения и при этом во всех формах направленности личности лежат мотивы деятельности.

В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становится настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности.

Если же рассматривать деятельность как основание личности, то главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные "образующие" личности – этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство, свою аутоидентичность. Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые меняют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остается и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым. Он идентифицируется не только своим именем, его идентифицирует и закон, по крайней мере в пределах, в которых он признается ответственным за свои поступки.

Таким образом, существует известное противоречие между очевидной физической, психофизиологической изменчивостью человека и устойчивостью его как личности. Это и выдвинуло проблему "я" в качестве особой проблемы психологии личности. Она возникает потому, что черты, включаемые в психологическую характеристику личности, выражают явно изменчивое и "прерывное" в человеке, т.е. то, чему как раз противостоит постоянство и непрерывность его "я". Что же образует это постоянство и непрерывность? Персонализм во всех своих вариантах отвечает на этот вопрос, постулируя существование некоего особого начала, образующего ядро личности. Оно-то и обрастает многочисленными жизненными приобретениями, которые способны изменяться, существенно не затрагивая самого этого ядра.

При другом подходе к личности в его основу кладется категория предметной человеческой деятельности, анализ ее внутреннего строения: ее опосредствований и порождаемых ею форм психического отражения. Такой подход уже с самого начала позволяет дать предварительное решение вопроса о том, что образует устойчивый базис личности, от которого и зависит, что именно входит и что не входит в характеристику человека именно как личности. Решение это исходит из положения, то реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей.

Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являются исходными "единицами" психологического анализа личности, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не непосредственно личность. На первый взгляд это положение кажется противоречащим эмпирическим представлениям о личности и, более того, объединяющим их. Тем не менее оно единственно открывает путь к пониманию личности, в ее действительной психологической конкретности. Исследование личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из развития деятельности, ее конкретных видов и форм и тех связей, в которые они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значение самих этих предпосылок. Таким образом, направление исследования обращается – не от приобретенных навыков, умений и знаний к характеризуемым ими деятельностям, а от содержания и связей деятельностей к тому, как и какие процессы их реализуют, делают их возможными. Уже первые шаги в указанном направлении приводят к возможности выделить очень важный факт. Он заключается в том, что в ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. На уровне личности они отнюдь не образуют простого пучка, лучи которого имеют свой источник и центр в субъекте. Представление о связях между деятельностями как о коренящихся в единстве и целостности их субъекта является оправданным лишь на уровне индивида. На этом уровне (у животного, у младенца) состав деятельностей и их взаимосвязи непосредственно определяются свойствами субъекта – общими и индивидуальными, врожденными и приобретаемыми прижизненно. Например, изменение избирательности и смена деятельности находятся в прямой зависимости от текущих состояний потребностей организма, от изменения его биологических доминант.

Развитие, умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их "каталога". Одновременно происходит центрирование их вокруг немногих главнейших, подчиняющих себе другие. Этот сложный и длительный процесс развития личности имеет свои этапы, свои стадии. Процесс этот неотделим от развития сознания, самосознания, но не сознание составляет его первооснову, оно лишь опосредствует и, так сказать, резюмирует его. Итак, в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

  • Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
  • Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
  • Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
  • Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются "чистые" типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы, и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. Выделю, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и "великая", и социально-ничтожная личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуговая деятельность как фактор развития личности ребенка

Умело организованная досуговая деятельность играет большую роль в развитии ребенка, в развитии умений и навыков, что, в свою очередь, способствует успешной социализации ребенка в социуме. В этом...

статья "Проектная деятельность как фактор развития личности ребёнка"

Статьтя призвана популяризировать проектную деятельность в начальных классах...

Статья на тему «Развитие творческих способностей, как один из ведущих факторов социализации личности учащихся»

Проблема человеческих способностей вызывает огромный интерес педагогов во все времена....

Собственная преобразующая деятельность как фактор развития личности

Собственная преобразующая деятельность как фактор развития личности...

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия...