Собственная преобразующая деятельность как фактор развития личности
статья

Куфаева Татьяна Сергеевна

Собственная преобразующая деятельность как фактор развития личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собственная преобразующая деятельность как фактор развития личности

Догадки о том, что развитие человека обусловлено не только внешними по отношению к нему факторами, высказывались очень давно.

Так, в XIV в. Данте утверждал в «Божественной комедии»:

Естественно, чтоб смертный говорил,

Но - так иль по-другому, это надо,

Чтоб не природа, а он сам решил.

В середине XIX в. в философии эту проблему решил К. Маркс. Он обосновал положение о том, что человек развивается только в деятельности: только преобразуя окружающую действительность, человек совершенствует и свою собственную природу.

В педагогике эту мысль высказал К. Д. Ушинский. Он пришел к убеждению, что человек сам принимает участие в образовании своего характера. Преодолевая ограничения свободы, участвуя в свободном труде, человек формирует себя.

Для учебно-воспитательной практики установление фактора собственной преобразующей деятельности имеет чрезвычайно важное значение. В числе факторов развития личности можно выделить:

  • наследственность;
  • среда;
  • воспитание;
  • собственная деятельность человека.

Переоценка роли среды, утверждение, что развитие человека определяется средой (Гельвеций, Дидро, Оуэн), привело к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда - это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, человек тем самым изменяет самого себя. Изменение и развитие осуществляется в деятельности.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже самый маленький ребенок уже проявляет себя как активное существо. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повышаться, так и снижаться.

В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации, которая способствует перестройке деятельности на основе постановки им задач преодоления своих слабостей и формирования у себя лучших человеческих качеств.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности.

 Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.

Человек развивается в той мере, в какой он «присваивает человеческую действительность», в какой он овладевает накопленным опытом. Это положение имеет большое значение для педагогики. Формирующие влияния среды, обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только через посредство ее активной деятельности. «Человека, - пишет Г. С. Батищев, - нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне - но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной - совместной с другими людьми деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная, в своей сущности коллективная) деятельность (труд)...»

Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляющаяся.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.

Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике.

Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться.

Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.

Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания ребенок начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Собственная преобразующая деятельность как фактор развития личности МБОУ «СОШ №30», учитель нач. кл . Острякова Т.С.

Слайд 2

«Естественно, чтоб смертный говорил, Но - так иль по-другому, это надо, Чтоб не природа, а он сам решил» Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.)

Слайд 3

Только преобразуя окружающую действительность, человек совершенствует и свою собственную природу. (1818 – 1883 гг.) Карл Генрих Маркс Человек сам принимает участие в образовании своего характера. Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1870 гг.)

Слайд 4

Факторы развития личности: наследственность; среда; воспитание; собственная деятельность человека.

Слайд 5

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКТИВНАЯ ПАССИВНАЯ

Слайд 6

Саморазвитие возможность последовательного усложнения задач и содержания образования; реализации возрастного и индивидуального подходов; формирование творческой индивидуальности школьника; осуществление коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.

Слайд 7

« Человека нельзя «сделать», « произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне – но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность…» Генрих Степанович Батищев (1932 – 1990 гг.)

Слайд 9

Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания ребенок начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания.

Слайд 10

Список литературы Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968. – 464 с. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология // В.В . Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение, 1979. – 288 с.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.

В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом...

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника....

Досуговая деятельность как фактор развития личности ребенка

Умело организованная досуговая деятельность играет большую роль в развитии ребенка, в развитии умений и навыков, что, в свою очередь, способствует успешной социализации ребенка в социуме. В этом...

Деятельность как ведущий фактор развития личности и общества.

Исходной формой любой человесческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает внутренней структурой, обеспечивающей усвоение общественн...

статья "Проектная деятельность как фактор развития личности ребёнка"

Статьтя призвана популяризировать проектную деятельность в начальных классах...