Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников "Азбука мудрости"
рабочая программа (3 класс) на тему

Светлана Павловна Захарова

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса для 3-4 классов, учебно-тематический план, ожидаемые результаты и предлагаемаемую литературу для проведение занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных

 предметов № 52» г. Курска

Рабочая программа внеурочной деятельности

«АЗБУКА МУДРОСТИ»

Захарова Светлана Павловна

учитель начальных классов

                                             2014 г

Пояснительная записка

   Современное общество ставит перед школой задачу подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

      Формированием данных свойств является процесс превращения базовых ценностей, заложенных новыми образовательными стандартами, в личностные ценностные смыслы.

    В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

    «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.

Одними уроками трудно сформировать человеческие ценности, потому что современные учебные программы для начальной школы так насыщены учебным материалом, что на воспитание, привитие духовно-нравственных качеств не остаётся времени. Нужна длительная кропотливая работа и во внеурочное время. Для этого необходимо создать систему работы, которая поможет реализовать два важных принципа:

  • принцип слышания;
  • принцип востребованности.

Это значит, пробуждение личных вопросов детей о вечном и помощь в нахождении ответов на эти вопросы в своей совести.

Задача взрослого услышать, какова душевная потребность ребёнка в данный момент, и дать востребованное. Для этого ребенка нужно включить в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этой ценности на практике.  

Такой практикой стала программа  «Азбука мудрости».

Цель

Создание условий для формирования нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника.

Задачи

  • Содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников.
  • Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую родину, российский народ и историю России.
  • Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
  • Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
  • Развивать познавательную активность учащихся.

Актуальность

Актуальность программы можно выразить словами Л.Н. Толстого: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Новизна

Данная программа направлена поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых  решений в воспитании у детей духовности и нравственности. 

Концепция программы

Принципы

Содержание программы строилось на следующих принципах:

 Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия младшего школьника. 

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Механизм реализации

Собранный материла носит светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ), учитывает требования типовых программ, многоуровневость.

Нормативные документы

  • Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.
  • Конституция Российской Федерации, 1993.
  • Федеральный закон «Об образовании», 29.12.2012.
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка», 1998
  • Программа «Дети России», 1996 Решение коллегии Минобразования России «Об опыте работы взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития  личности ребенка», 1995.
  • Семейный кодекс Российской Федерации, 1996.
  • Указ Президента Российской Федерации от 14.05.1996 №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»
  • Концепция государственной политики в отношении молодой семьи, 2007.

Технологии

  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Коммуникационные технологии.
  • Технологии развивающего обучения.

  • экспозиционный экран;
  • компьютер;
  • аудиотехника;
  • сканер;  
  • принтер
  • CD-диски со сказками и развивающими играми

Содержание

Программа организовывает работу в классе в течение двух лет, предусматривая широкий выбор видов и форм деятельности учащихся. Пользуясь программой , можно найти немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения учащимися. Работу в данном направлении можно продолжить в среднем и старшем звене, так как программа является перспективной.

Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывая её содержание, пробуя новые подходы и формы воспитательных мероприятий.

Программа реализуется в рамках внеучебной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов:

  1. Занятий кружка на базе школы
  2. Экскурсий
  3. Авторские разработки:
  • Подпрограмма «Праздники детства» 3 класс
  • Проект «Герои России земли Курской»  ( 4 класс)

 Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, где  педагог и родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;
  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
  • в специальных событиях, спроектированных с  учетом определенной ценности и смысла;
  • в личном  примере ученикам.

Поэтому данная программа является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий (см. таблицу 1)

Таблица 1

Тема

Кол - во часов

Содержание

3 класс

Подпрограмма «Праздники детства»

1 Как рассказать всему миру о мире

8

1.Проведение занятий о нравственности:

  • чтение художественных текстов;
  • изречение великих людей о нравственности;
  • раскрытие смысла понятий: благородство, гордость, доброта, жертвенность, вера, кротость, скромность, счастье, милосердие, дружба
  •  по теме «Поделки своими руками».( изготовление подарков для пожилых людей, ветеранов, мам)

2. Коллективное чтение книг.

3. Классный час «Что такое настоящая дружба?»

4. Написание  мини-сочинений – рассуждений.

5. Подготовка проектов

2.Потому что я человек

8

3.Кто доброе творит, тому зло не вредит

10

4.Чтобы стать лучше

8

4 класс

1.Сказка о сердце

8

1.Проведение уроков:

  • литературного чтения;
  • внеклассного чтения по патриотической теме;
  • окружающего мира;
  • истоки.

2. Экскурсии в:

  • храм;
  • краеведческий музей;
  • музей «КП Центрального фронта»;
  • музей «Поныри».

3. Встречи:

  • с ветеранами Великой Отечественной войны,
  • участниками войны в Афганистане и Чеченской войны.

4. Исследовательская работа учащихся.

5.Совместный праздник с родителями.

6.Классный час «Герои Земли Курской»

2. Очень нужно, чтобы всюду был хороший человек

8

3.Лишь слову жизнь дана

10

4. ...Это счастье — радоваться жизни

8

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста.

Общий объём — 34 ч, 4 класс — 34 ч

В результате изучения данного курса в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.

3.  Первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.

4.  Первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

5. Первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Регулятивных результатов:

1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательных результатов:

1. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с поставленными задачами.

3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Коммуникативных результатов:

1. Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7.  Понимать точку зрения другого.

  1. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Рекомендуемая литература

для учителя:

1. Азбука вежливости. Пособие для учителя/ под.ред. П,Васильева – Гангус. – М.: Просвещение, 2000.

2. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997.

3. Бумбах С. Р. – Житомир:тТПЦ «Олеся» МП «БТЗ», 1992.

4. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991.

5. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;

6. Короткова  Л.Д.  Семейное  чтение  как  средство  духовно-нравственного

становления  личности //Начальная школа. 2007. № 11. С. 15-17. (0,2 п.л.).  

7.Литертатурное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.(сост. Л.Ф.Климанова и др; под ред. Л.Ф. Климановой); Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» - 3-е изд – М.: Просвещение, 2014

8. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;

9. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» - 3-е изд – М.: Просвещение, 2014.

10. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы.-М.: Глобус, 2007;

11. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях;

12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;

13.Чудакова Н. В. – «Праздники для взрослых и детей»

  14.Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И.Маляревский.  http://pedagog.eparhia.ru/ 

15.Сборник художественных текстов. 1-4класс . Сост .В.Ниорадзе.-М.:Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007.

для обучающихся:

  1. А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  2. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
  3. Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»
  4. Андерсен Г.Х «Эта басна сложена про тебя», «Дюймовочка», «Ромашка», «Ель», «Пятеро из одного стручка», «Стойкий оловянный солдатик»
  5. Артюхова Н. «Трусиха»
  6. Атнабаев А. «Край мой»
  7. Бабич Ш «Присяга народу», «Кураю»
  8. Благинина Е. «Наш дедушка», «Посидим в тишине»
  9. Барто А.Л. «Требуется друг», «Серёжа», «Вежливость», «В театре», «Вовка- добрая душа»
  10. Берестов В. «Богатыри», «Любили тебя без особых причин...»
  11. Богданов Н.А. «След человека»
  12. Братья Гримм «Бременские музыканты», «Лиса и кот», «Метелица»
  13. Бунин И.А. «Матери»
  14. Винокуров Е.М. «Мальчики»
  15. Волков В. «Волшебник Изумрудного города»
  16. Гайдар А.П. «Голубая чаша», «Тимур и его команда», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Совесть», «Чук и Гек»

Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы курса « Азбука мудрости» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

В результате прохождения программного материала к концу обучения 4 класса

обучащиеся должны знать:

  • речевые средства  и средства информации;
  • основные базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», « справедливость», «желание понимать друг друга», « народ», «национальность», «патриотизм», «мудрость», «милосердие»
  • источники получения информации;
  • виды текстов, жанры текстов;
  • алгоритм построения речевого высказывания

      обучащиеся должны уметь:

  • видеть  красоту в поведении, поступках людей;
  • любить свою Родину, родных и близких, бережно относится к природе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом  своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • понимать точку зрения другого;
  • уметь распределять роли, договариваться друг с другом;
  • пользоваться дополнительными источниками информации
  • оценивать свои и чужие поступки

Содержание программы

3 класс ( 34 часа)

Тема 1. Как рассказать всему миру о мире ( 8ч)

Введение. Мудрый человек. Красота. Вдохновение. Радость. Тайна. Праздник жизни. Благородство. Гордость. Доброта. Сила добра.

Тема 2. Потому что я -человек ( 8 ч)

Милосердие. Цветок милосердия. Свет дружбы. Мой друг. Жертвенность. Кротость. Гимн любви. Школа любви.

Тема 3. Кто доброе творит, тому зло не вредит. ( 10 ч)

Мастерство. Сердце мастера. Голос прекрасного. Мир красоты. Поиск прекрасного. Идеал прекрасного. Служение людям. Судьба. Счастье. Радость труда.

Тема 4. Чтобы стать лучше ( 7 ч)

Секрет трудолюбия. Уважение к людям. Золотое правило уважения. Храбрость. Целеустремлённость. Чистота. Щедрость.

Резервное время ( 1ч)

Содержание программы

4 класс ( 34 часа)

Тема 1. Сказка о сердце ( 8ч)

Введение. Удивительное чудо природы. Портрет Солнца. Свет души. Фея света. Уважение и лицемерие. Благодарность. Сила добра.

Тема 2. Очень нужно,  чтобы всюду был хороший человек ( 8 ч)

О словах разнообразных. Пословицы о языке. Свет дружбы. Мой друг. Жертвенность. Кротость. Хороший человек. Школа любви.

Тема 3. Лишь слову жизнь дана . ( 10 ч)

Милосердие. Мудрость. Любовь к Родине. Мир красоты человека.  Поиск прекрасного. Идеал красоты. Служение людям. Судьба. Счастье. Радость труда.

Тема 4. Это счастье — радоваться жизни ( 8 ч)

Любовь и эгоизм. Уважение к родителям. Прощение. Храбрость. Целеустремлённость. Чистота. Щедрость.

Резервное время ( 1ч)


Учебно-тематический план

3 класс ( 34 ч)

№ п/п

Тема        занятия

Цель

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Как рассказать всему миру о мире (8 ч)

1

Введение.

В.Лифшиц «В школу»

Познакомить с программой кружка на новый учебный год

1

Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения

2

Мудрый человек.        

В.А.Сухомлинский «Цветок солнца»

Определить какими качествами обладает мудрый человек.

 Сравнить мудрость и ум.

Установить, кто является мудрым человеком.        

1

Коллективное чтение рассказа, беседа.

Обсуждают, сравнивают мудрость и ум, анализируют, обобщают

3

Красота. Вдохновение. Радость. Тайна.

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

определить  признаки нравственных понятий, прививать любовь к родной природе

1

Обсуждают, высказывают своё мнение, выразительно читают стихотворение

4

Праздник жизни.

Как был зарыт томагавк (сказка)

Определить, чем праздник Жизни отличается от всех других праздников на Земле.

1

Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы

5

Благородство.        

Подвиг Геракла.( По Ф.Кузьмину)

Познакомить с понятием «благородство».

Определить, какою бы стала жизнь на земле, если бы было больше благородных людей.        

1

Коллективное чтение рассказа, беседа.

Обсуждают,  анализируют, обобщают

6

Гордость.

В.А.Сухомлинский «Братик родился»

Выяснить - нужна ли человеку гордость; кто может быть гордым; как гордыня влияет на душу и характер человека.

1

Ведут беседу, сравнивают «гордость» и «гордыню», обсуждают, высказывают своё мнение

7

Доброта.

В.А.Сухомлинский «Дождик и гром»

Бульдог и таксик.( К рассказу в картинке: «Бульдог и малявка»

Обсуждение проблемы: « Что нужно для того, чтобы развилось такое качество как доброта?»        

1

Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы

8

Сила добра.        

О.Уайльд «Великан- эгоист»

Установить: может ли доброта исцелить человека.        

1

Коллективное чтение рассказа, беседа.

Обсуждают,  анализируют, обобщают

Потому что я – человек ( 8ч)

9

1

Милосердие.        

Два друга и нищий старик Притча.

Обсуждение проблемы: «Почему чашка воды больше моря?»

1

Ведут беседу, подбирают синонимы к слову «милосердие», обсуждают, высказывают своё мнение

10

2

Цветок милосердия.        

Испытание учителя. Притча.

Обсудить:- что такое благотворительность;- стоит ли помогать нуждающимся, больным и несчастным людям;- если нет денег и лишних вещей, чем можно помочь другим людям.        

1

Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения

11

3

Свет дружбы.        

О братьях, которые во всём соглашались друг с другом. (сказка)

Определить, какой бывает дружба.

 Изобразить «Сияющую дружбу».

Выбрать «тайного друга».        

1

Коллективное чтение сказки, беседа.

Обсуждают,  анализируют, изображают, обобщают

12

4

Мой друг.

В.Солодухин «Ножичек с костяной ручкой»

Составить советы человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти.

 Найти различие между дружбой и любовью.

Обсуждение самого необходимого качества для дружбы.         

1

Ведут беседу, сравнивают понятия «дружба» и «любовь», обсуждают, высказывают своё мнение, составляют советы

13

5

Жертвенность.        

В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»

Определить значение понятия «жертвенность».

Обсудить:

- каким должен быть жертвенный человек;

- каждый ли способен на жертву;

- может ли жертва быть частичной;

- должен ли человек, пожертвовавший чем-либо ожидать благодарности;

- бывает ли жертва напрасной.        

1

Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения

14

6

Кротость.

В.А.Сухомлинский «Потому что я – человек»

С.Баруздин «Бревно»

Описать самого кроткого человека в классе, не называя его имени.        

1

Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы, описывают одноклассника

15

7

Гимн любви.        

В.А.Сухомлинский «Самые ласковые руки»

Нарисовать фею любви и написать о ней сказку

1

Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают,  анализируют, обобщают, рисуют фею.

16

8

Школа любви.        

Составить проект «Школы любви» и защитить его.

1

Работают над проектом

Кто доброе творит,тому зло не вредит (10ч)

17

1

Мастерство.        

В.Голявкин «Я пуговицу себе сам пришил»

Перечислить качества и навыки, необходимые искусному мастеру.

Рассказать о мастерски сделанной вещи        

1

Коллективное чтение рассказа, беседа.

Обсуждают,  анализируют, обобщают

18

2

Сердце мастера.

С.Маршак «Сказка о старушке»

Решение проблемной ситуации: «Какие украшения и из каких камней можно сделать для себя, своей мамы, бабушки и других своих близких, если бы вы были ювелиром».

1

Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения

19

3

Голос прекрасного.

В.А.Сухомлинский «Земляника для Наташи»

Назвать, что является самым прекрасным в жизни.

Написать, что необходимо для того, чтобы слышать голос Красоты

1

Коллективное чтение рассказа, беседа.

Обсуждают,  анализируют, обобщают

20

4

Мир красоты человека

Сапожник и богач. Басня.

Откупщик и сапожник. Басня.

Установить: - как влияет поиск прекрасного на внутренний и внешний облик человека;

- если бы каждый искал прекрасное вокруг себя, какою бы стала жизнь;

- в каждом ли человеке, можно найти что- то прекрасное;

- может ли человек стать лучше, если в нём будут искать прекрасное.        

1

Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы

21

5

Поиск прекрасного.

В.А.Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо»?

Ш Амонашвили «О чём мечтал мальчик» Притча.

Записать в тетрадь всё прекрасное, что нашли.

1

Обсуждение проблемы, высказывают своё мнение, поиск прекрасного

22

6

Идеал красоты

Л.Толстой «Как лучше жить?»

Нарисовать идеал красоты(женской или мужской).        

1

Творчески работают, обсуждают, доказывают свою точку зрения.

23

7

Служение людям.

В.А.Сухомлинский «Доброго вам здоровья, дедушка!»

Написать сказку о жизни двух деревьев перед храмом и нарисовать к ней рисунок.        

1

Коллективное чтение рассказа, беседа.

Обсуждают, составляют мини-сочинение, анализируют, обобщают

24

8

Судьба.

В.Солоухин «Мститель»

Волк и пастухи. Басня.

Обсудить вопросы:

- что самое прекрасное в судьбе каждого человека;

- можно ли изменить судьбу;

- хотели бы поменяться судьбой с кем-либо;

- хозяин ли своей судьбы человек;

- как характер влияет на судьбу.

1

Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения

25

9

Счастье.        

В.Осеева «Потерянный день»

Определить значение слова «счастье». Изобразить цветок счастья

Описать самый счастливый день в жизни.        

1

Ведут беседу, отвечают на вопросы, изображают свой цветок «счастья», доказывают свой выбор

26

10

Радость труда.        

Создать проект «Школы трудолюбия» и защитить его.

1

Работают над проектом

Чтобы стать лучше ( 8ч)

27

1

Секрет трудолюбия.

В.А.Сухомлинский «Лесной домик»

Открыть секрет трудолюбия.

Написать сказку о Фее трудолюбия, летающей по планете с целительным бальзамом трудолюбия и спасающего людей от лени.        

1

Коллективное чтение рассказа, беседа.

Обсуждают, составляют мини-сочинение, анализируют, обобщают

28

2

Уважение к людям

Д.Биссет «Дракон Комодо»

Обсуждение вопроса: «что надо человеку, чтобы его уважали».        

1

Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы

29

3

Золотое правило уважения.

Д.Биссет «Волна большая и волна маленькая»        

Составить список самых основных правил уважения.

Нарисовать дерево уважения.        

1

Ведут беседу, отвечают на вопросы, изображают своё дерево «уважения», доказывают свой выбор

30

4

Храбрость.

Разбор жизненных ситуаций.Написать , что помогает человеку быть храбрым в той или иной ситуации

1

Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения

31

5

Целеустремлённость.        

В.Вдовин «Путешествие капельки»

Провести игру «Цепочка добрых целей». Завести тетрадь»Цель моей жизни».        

1

Коллективное чтение рассказа, игра,беседа.

Обсуждают, анализируют, обобщают

32

6

Чистота.

В.А.Сухомлинский «Пурпурный цветок»

Написать сочинение на тему: «Почему нужно быть чистым, как родник».        

1

Работа над сказкой, беседа, составление мини-сочинения, обсуждение

33

7

Щедрость.        

Семь сердец. Восточная сказка

Нарисовать цветок щедрости из своих добрых дел.        

1

Коллективное чтение сказки, беседа. Обсуждают,  анализируют, обобщают, рисуют свой цветок.

34

8

Замыкая круг.        

Подведение итогов курса по духовно-нравственному воспитанию

1

Участвуют в обсуждении, соревнуются, делают выводы

                                          Учебно-тематический план

4класс ( 34 ч)

№ п/п

Тема        занятия

Цель

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Сказка о сердце  (8 ч)

1

Введение.

В.Жизнева «Сказочный куст розы»

Познакомить с программой кружка на новый учебный год

1

Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения

2

Удивительное чудо природы        

А.Блок «Белой ночью месяц  красный»

Божественность цветов

Определить, какие чудеса происходят в мире природы и человека.

Установить, кто является добрым               человеком.        

1

Коллективное чтение рассказа, беседа.

Обсуждают, сравнивают   анализируют, обобщают

3

Портрет Солнца

К.Бальмонт «Эдельвейс»

определить  признаки нравственных понятий, прививать любовь к родной природе

1

Обсуждают, высказывают своё мнение, выразительно читают стихотворение

4

Свет души

С.Орбелиани «Черепаха и скорпион» (басня)

Определить, что такое «свет души», «свет жизни», «свет сердца», «свет учения», « свет любви»

1

Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы

5

Фея света

Игра «Дары Феи света»

Сказка о сердце

Познакомить с понятием    «сердечность»    «благородство».

Определить, какою бы стала жизнь на земле, если бы было больше сердечных и благородных людей.        

1

Коллективное чтение рассказа, беседа.

Обсуждают,  анализируют, обобщают

6

Уважение и лицемерие

Учитель и ученики (притча)

Выяснить - нужно ли человеку уважение; кто может быть уважаемым человеком; как уважение влияет на душу и характер человека.

1

Ведут беседу, сравнивают «уважение» и «лицемерие», обсуждают, высказывают своё мнение

7

Благодарность

Сулхан-Саба Орбелиани «Царь и художник» (басня)

Обсуждение проблемы: « Что нужно для того, чтобы развилось такое качество благодарности?»

1

Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы

8

Сила добра.        

О.Уайльд «Великан- эгоист»

Установить: может ли доброта исцелить человека.        

1

Коллективное чтение рассказа, беседа.

Обсуждают,  анализируют, обобщают

Очень нужно, чтобы всюду был хороший человек ( 8ч)

9

1

О словах разнообразных.        

Сулхан-Саба Орбелиани «Раненый языком»

Обсуждение проблемы: «Язык твой- друг или враг?»

1

Ведут беседу,  обсуждают, высказывают своё мнение

10

2

Пословицы о языке

Эмма Мошковская «Язык и уши»

Обсудить: «Почему краснеют уши,когда говоришь неправду?»        

1

Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения

11

3

Свет дружбы.        

Два старца (притча)

Определить, какой бывает дружба.

 Изобразить «Сияющую дружбу».

Выбрать «тайного друга».        

1

Коллективное чтение сказки, беседа.

Обсуждают,  анализируют, изображают, обобщают

12

4

Мой друг.

В.Солодухин «Ножичек с костяной ручкой»

Составить советы человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти.

 Найти различие между дружбой и любовью.

Обсуждение самого необходимого качества для дружбы.         

1

Ведут беседу, сравнивают понятия «дружба» и «любовь», обсуждают, высказывают своё мнение, составляют советы

13

5

Жертвенность.        

Б.Ганаго «Чудо в жизни сапожника»

Определить значение понятия «жертвенность».

Обсудить:

- каким должен быть жертвенный человек;

- каждый ли способен на жертву;

- может ли жертва быть частичной;

- должен ли человек, пожертвовавший чем-либо ожидать благодарности;

- бывает ли жертва напрасной.        

1

Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения

14

6

Кротость.

И.А.Крылов «Две бочки» (басня)

Описать самого кроткого человека в классе, не называя его имени.        

1

Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы, описывают одноклассника

15

7

Хороший человек        

Овсей Дриз «Очень нужно, чтобы всюду был хороший человек»

Кого можно считать хорошим человеком? Обсуждение проблемы.

1

Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают,  анализируют, обобщают, рисуют

16

8

Школа любви.        

История о двух братьях-близнецах

Обсудить, что значит любовь близких людей.

1

Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают,  анализируют

Лишь слову жизнь дана (10ч)

17

1

Милосердие        

Машенька (Святочный рассказ)

Определить, какою бы стала жизнь на земле, если бы было больше сердечных и милосердных людей

1

Коллективное чтение рассказа, беседа.

Обсуждают,  анализируют, обобщают

18

2

Мудрость

Ш.Амонашвили «Спасибо тебе, дедушка!» Притча

Обсуждение проблемы: «Кого мы считаем мудрым  человеком?»

1

Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения

19

3

Любовь к Родине

Станислав Романовский «Русь»

Назвать, что означает слово «русь»

Написать, что значит любить свою   Родину.

1

Коллективное чтение рассказа, беседа.

Обсуждают,  анализируют, обобщают

20

4

Мир красоты человека

Мудрец и два ларца

И.Бунин Слово»

Н.Гумилёв «Слово»

Установить: - как влияет поиск прекрасного на внутренний и внешний облик человека;

- если бы каждый искал прекрасное вокруг себя, какою бы стала жизнь;

- в каждом ли человеке, можно найти что- то прекрасное;

- может ли человек стать лучше, если в нём будут искать прекрасное.        

1

Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы

21

5

Поиск прекрасного.

В.Сухомлинский «Книга и конфеты»

Записать в тетрадь всё прекрасное, что нашли.

1

Обсуждение проблемы, высказывают своё мнение, поиск прекрасного

22

6

Идеал красоты

Узнай-зеркала (Сказка)

Нарисовать идеал красоты(женской или мужской).        

1

Творчески работают, обсуждают, доказывают свою точку зрения.

23

7

Служение людям.

Дж.Родари «Как убежал Твёрдый знак» (Сказка)

Написать сказку о жизни двух деревьев перед храмом и нарисовать к ней рисунок.        

1

Коллективное чтение рассказа, беседа.

Обсуждают, составляют мини-сочинение, анализируют, обобщают

24

8

Судьба.

В.Солоухин «Мститель»

Волк и пастухи. Басня.

Обсудить вопросы:

- что самое прекрасное в судьбе каждого человека;

- можно ли изменить судьбу;

- хотели бы поменяться судьбой с кем-либо;

- хозяин ли своей судьбы человек;

- как характер влияет на судьбу.

1

Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения

25

9

Счастье.        

А.Н.Майков «Голубенький,чистый»

Овсей Дриз «Это счастье...»

Определить значение слова «счастье». Изобразить цветок счастья

Описать самый счастливый день в жизни.        

1

Ведут беседу, отвечают на вопросы, изображают свой цветок «счастья», доказывают свой выбор

26

10

Радость труда.        

Семейная драгоценность. Китайская сказка

Определить, в чём заключается радость труда.

1

Работают над проектом

Это счастье — радоваться жизни ( 8ч)

27

1

Любовь и эгоизм

Каин и Авель.

Определить понятие «Эгоизм, эгоист»

1

Коллективное чтение рассказа, беседа.

Обсуждают, составляют мини-сочинение, анализируют, обобщают

28

2

Уважение к родителям

«Белый носовой платок» Быль

Обсуждение вопроса: «что надо человеку, чтобы его уважали».        

1

Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы

29

3

Прощение

«Архиерей и разбойник» Случай

Составить список самых основных правил уважения.

Нарисовать дерево уважения.        

1

Ведут беседу, отвечают на вопросы, изображают своё дерево «уважения», доказывают свой выбор

30

4

Храбрость.

Рассказы о подвигах людей во время ВОВы

Разбор жизненных ситуаций.Написать , что помогает человеку быть храбрым в той или иной ситуации

1

Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения

31

5

Целеустремлённость.        

В.Вдовин «Путешествие капельки»

Провести игру «Цепочка добрых целей». Завести тетрадь»Цель моей жизни».        

1

Коллективное чтение рассказа, игра,беседа.

Обсуждают, анализируют, обобщают

32

6

Чистота.

В.А.Сухомлинский «Бросили Слово на ветер»

Написать сочинение на тему: «Почему нужно быть чистым, как родник».        

1

Работа над сказкой, беседа, составление мини-сочинения, обсуждение

33

7

Щедрость.        

В.Сухомлинский «Одинокий учитель»

Нарисовать цветок щедрости из своих добрых дел.        

1

Коллективное чтение сказки, беседа. Обсуждают,  анализируют, обобщают, рисуют свой цветок.

34

8

Замыкая круг.        

Жемчужины мысли народной

Подведение итогов курса по духовно-нравственному воспитанию

1

Участвуют в обсуждении, соревнуются, делают выводы

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников

Введение курса " Театр" представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС,...

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ФИТБОЛ» (для младшего школьного возраста)

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в образовательных учреждениях как в у...

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников "Я-исследователь"

Данный материал содержит пояснительную записку к  программе "Я-исследователь", созданной на основе методики А.И.Савенкова, учебно-тематический план для каждого класса 1-4, УУД, ожидаемые результа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Диагностика и развитие памяти, внимания и восприятия младших школьников»

Цель: диагностика и развитие памяти, внимания и восприятия младших школьников.Задачи:- познакомить с основными приемами, направленными на развитие основных психических процессов (памяти, внимания, вос...

«Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников по моделированию и конструированию»

Программа для внеурочной деятельности по моделированию и конструированию....

Авторская программа внеурочной деятельности "Сундучок народной мудрости"

Программа адресована  учащимся начальной школы (3 класс). Посредством реализации данной программы будут достигнуты воспитательные результаты и эффекты, а именно:- приобретение социальных знаний (...